03.10.19г Конспект урока русского языка в 11 классе
Тема: Обобщение и систематизация знаний учащихся
Цель урока: систематизация, закрепление знаний, развитие умений, необходимых для выполнения тестовых заданий ЕГЭ
Образовательные задачи:
· Закреплять и расширять знания орфоэпических, орфографических и морфологических норм.
· Повторить и закрепить орфограммы, на которые были допущены ошибки в пробном тесте;
Развивающие задачи:
· Развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;
· развивать умение работать с заданиями ЕГЭ, внимательно и вдумчиво читать вопросы.
Воспитательные задачи:
· Совершенствовать навыки этичного межличностного общения,
· воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры,
· формировать навыки контроля и самоконтроля,
· воспитывать у учащихся морально- ценностные качества.
Ход урока.
Эпиграф к уроку:
Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга
после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и
богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
что такое Родина? Это весь народ. Это его культура,
его язык.
А.Н.Толстой
I.Организационный момент.
II.Мотивация познавательной деятельности.
1.Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.
-Ребята, как вы понимаете слова известного русского писателя? (язык является самым ярким показателем культуры народа). Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы о школе сложилось приятное впечатление, а имидж был позитивным? (Культуру поведения, речи, одежды и.п.). Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно?
III. работа над темой урока. Слово учителя: Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее. Вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. И пусть девизом предстоящего экзамена станут слова:
«Я знаю, что могу это сделать. Осилим вместе»
IV.Актуализация опорных знаний:
1.Мозговой штурм (вопросы по разным темам )
- Раздел науки о языке, изучающий звуки речи? ( Фонетика)
- Разговор двух или нескольких лиц? (диалог)
- Учит правильно говорить слова этот раздел науки о языке? (орфоэпия)
- Их ровно шесть? (падежи)
- Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (синтаксис)
- Слово, называющее того, к кому обращаются с речью? ( Обращение)
- Помогает произносить один слог в слове с большей силой, чем остальные? (ударение)
- Все слова языка образуют его словарный состав или иначе? (лексику)
- Пять, шесть, двое, третий – это? (числительное)
- В предложении выделяется волнистой линией? (определение)
- Ставится в конце вопросительного предложения? (вопросительный знак)
- Какой признак у глаголов был, есть и будет? (время)
- Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании? (орфограмма)
- Как изменяются наречия? (не изменяются)
- Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог)
- Как еще называют главные члены предложения? (грамматическая основа)
- Оно имеет три лица? (местоимение)
V.Повторение орфоэпических норм.
1.Орфоэпическая разминка.
Учитель: Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В карточках слова из вариантов пробного экзамена. Ваша задача в течение 2-3 минут расставить ударение в словах.
Гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин, молодежь, партер, портфель, процент, свекла, сирота, баловать, звонит, нефтепровод, квартал, щавель, углубить, ворота, торты, развитый, дефис, красивее. (гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин, молодежь, партер, портфель, процент, свекла, сирота, баловать, звонит, нефтепровод, квартал, щавель, углубить, ворота, торты, развитый, дефис.)
VI.Повторение орфографических норм.
1.Слово учителя: А сейчас давайте повторим орфографию. В центре внимания - правописание корней с безударной гласной.
2.Комментарий учителя: Особо следует обратить внимание на слова с чередующимися сочетаниями в корне. Во-первых, это слова с явлениями полногласия-неполногласия, которые в корне имеют сочетания оро-ра, оло-ла: горожанин-гражданин, порох-прах, холодильник- прохлада, молодость-младенец. Во-вторых, это слова с чередованием О-А в корне: копать-подкоп-откапывать, ломать-лом-отламывать, поклонение-поклон-кланяться, сплотить-плот-сплачивать, колоть - укол- укалывать, стонать- стон- постанывать.
Существуют и другие корни с чередованием, а значит, непроверяемые ударением. Интересным представляется пример предложения, состоящего из однокоренных слов с чередованием гласной:
3.Практическая часть
А) Работа с КИМами
4.Вывод: какие советы по ходу выполнения этого задания вы могли бы предложить одноклассникам? (нужно уметь правильно подбирать однокоренные слова и учитывать семантику корня.)
VII.Повторение морфологических норм.
1.Слово учителя: Слитно-дефисно-раздельное написание наречий, производных предлогов, союзов и слов других частей речи.
2.Комментарий учителя: При выполнении этого задания следует иметь в виду, что слитно-дефисно-раздельное написание слов зависит от контекста, от состава предложения. В русском языке много омонимичных форм. Не следует путать союз тоже и местоимение то и частицу же. Также (союз) и наречие так и частицу же. Чтобы не ошибиться, определите, в каком значении употребляется слово в предложении, можно ли без искажения смысла предложения «убрать» же, бы и т.д.
3.Практическая часть.
Работа с КИМами
4.Вывод: От чего зависит слитно-дефисно-раздельное написание слов? (От контекста, от состава предложения)
IX.Рефлексия. Закончите предложения:
X.Итог урока.
Слово учителя. Итак, цель нашего урока была такова –повторить, обобщить и систематизировать имеющиеся у нас знания. В течение урока на каждом этапе вы видели результат своей работы и, думаю, сделали для себя определенные выводы – над чем еще нужно поработать. Мне лишь остается поблагодарить вас за проделанную работу (называет наиболее активных учащихся, выставляет оценки).
XI. Домашнее задание
А закончить урок я хочу такими словами: Восточная мудрость гласит: «Приобретать знания - храбрость, преумножать их – мудрость, а умело применять – высшее искусство». Я желаю вам храбрости, мудрости и высшего искусства и, конечно же, успехов на предстоящих экзаменах.
Упр 71
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.