Тема : Обобщение материала по теме: « Решение генетических задач»
Цель: Обобщить знания , решить задачи всех типов , подготовиться к зачету.
Задачи:
1.Вспомнить 1 и 2 законы Менделя( закон единообразия первого поколения и закон расщепление признаков гибридов во втором поколении)
а )моногибридное скрещивание с полное доминирование;
б ) моногибридное скрещивание с неполным доминированием;
в) моногибридное скрещивание с множественным аллелизмом;
г) Моногибридное скрещивание сцепленное с полом.
2.Закрепить знания , решая задачи на 3-тий закон Менделя – закон независимого наследования..
3. Решение комбинированных задач.
УУД
Предметные:Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «дигибридное скрещивание», «закон независимого наследования признаков», «полигибридное скрещивание», «решетка Пеннета». Дают характеристику и объясняют сущность закона независимого наследования признаков. Составляют схемы скрещивания и решетки Пеннета. Решают задачи на дигибридное скрещивание
Личностные : экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов отношения к природе.
Метапредметные
Познавательные : самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
Регулятивные: умение планировать пути достижения намеченных целей;
Коммуникативные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений
Ход урока
1.Оргмомент
2.Актуализация знаний.
--Мы будем сдавать зачет по теме «Генетика» Используя данное «Колесо познания», где отображены темы по которым вы должны уметь решать задачи.
Повторим все темы.
1) Работа над терминами.
Гамета- половая клетка
Зигота- оплодотворенная клетка
Аллельные гены – отвечают за один признак в хромосомах отцовских и материнских (признаки , например, цвет красный и цвет желтый лепестков розы., лист длинный и лист круглый)
А- доминантный признак , проявленный ( в гетерозиготе подавляет рецессивный признак)
а- рецессивный признак, подавленный( проявляется в гомо зиготе)
аа, АА-гомозиготы, одинаковые аллели (признаки , например, цвет красный и цвет желтый лепестков розы., лист длинный и лист круглый)
Р (парента )- обозначение родительских форм
F1(филио, семья)-поколение , потомство каким может быть.
Фенотип- внешние признаки( форма, цвет, размер, качество и т.п.)
Генотип-наследственные признаки, сочетание гамет
Мужской знак(щит и копье Марса)
Женский знак (зеркало Венеры)
2) –-Расскажите о законах моногибридного скрещивания
О .1-не законе Менделя – законе единообразия.
О 2-ом законе Менделя – законе расщепления признаков гибридов первого поколения.
3. Решение задач на моногибридное скрещивание.
_____________________________________________________________________________
а )моногибридное скрещивание с полное доминирование
Задача№1
Привезли элитного самца- быка черной масти. Однако при рождении телят появлялись особи красной и черной масти. Черная масть доминирует. Какой генотип был отца-быка , если мать-корова была красной. Можно ли считать его чистопородным по окрасу?
Дано: Решение:
А-черный
а -красный Р ♂Аа х ♀ аа
F1 Аа Аа аа аа
Фенотип: 2 красных 2 черных
Генотип: 2 гомозиготы, 2 гетерозиготы
Бык не чисто породной линии.
__________________________________________________________________________
б ) моногибридное скрещивание с неполным доминированием
Задача №2
Опылили бардовую верберу с белой, доминирует бардовый цвет , в гомозиготе,но признак находится при неполном доминировании. Какими будут цветы у верберы.F1 ,F2?
Решение: Р 1 ♀ АА х ♂ аа
F1 Аа Аа Аа Аа
Фенотип все светло-бардовые
Генотип : все гетерозиготы
Решение:
Р2 ♀ Аа х ♂ Аа
F2 АА Аа Аа аа
Фенотип: 1-бардовый1,2 –светло-бардовых,1 белый
Генотип: 2 гомозиготы, 2 гетерозиготы.
_____________________________________________________________________________
в) моногибридное скрещивание с множественным аллелизмом
_
Задача №3
Какими могут быть группы крови у детей , если у отца вторая. а у матери третья
Группы крови:
ОО-I группа
OA AA-IIгруппа
OB BB-III-группа
AB --IV-группа
Решение:
Р ♂ ОА х ♀ ОВ
F1 ОО ОВ ОА АВ
Фенотип :возможны все 4 группы крови у детей
-__________________________________________________________________________
Задача №4
В роддоме перепутали детей. Помогите найти родителей если у первой пары группы крови I и II ? а у второй пары II и IV . У детей I и II
1. Возможные группы крови у первой пары
Решение:
Р ♀ ОО х ♂ ОА
F1 ОА ОА ОО ОО
Фенотип : I и II группы крови
2. Возможные группы крови у второй пары
Решение:
Р ♀ ОВ х ♂ АВ
F1 ОА ОВ ВА ВВ
Фенотип: II,III,IV группы крови
ВЫВОД:У второй пары не может быть ребенка с первой группой крови.
____________________________________________________________________________
- Расскажите о законе сцепленного наследования с полом?
г) Моногибридное скрещивание сцепленное с полом.
__________________________________________________________________________
Задача№5
Наследственная анамалия синдактелия, сращивание пальцев, сцепленос У –хромосомой, т.е. болеют только мальчики, Какими будут дети у больного отца и здоровой женщины.
Дано: Решение:
Х- здорова Р ♀ ХХ х ♂ ХУс
Ус- больной F1 ХХ ХХ ХУс ХУс
Фенотип: мальчики будут больными
____________________________________________________________________________
Задача №6
Носительницами гена гемофилии являются женщины , но болеют мужчины, т.к. проявление признака связано с У- хромосомой. Определите вероятность рождения мальчика гемофилика, если отец здоровый , а мать является носительницей гена.
Дано: Решение:
Хн- носительница Р ♀ ХнХ х ♂ ХУ
У- здоровый F1 ХХ н ХХ ХнУ ХУ
Фенотип: 1-мальчик будет больным, 1 мальчик здоровым, 1 девочка является носительницей гена, другая девочка здорова.
4. Закрепление материала по дигибридному скрещиванию
1) -Расскажите на примере гороха о дигибридном скрещивании
Все гибриды первого поколения этого гладкие семена. Следовательно, доминирующими оказались желтая окраска семян над зеленой и гладкая форма над морщинистой. Обозначим аллели желтой окраски А, зеленой — а, гладкой формы— В, морщинистой— b. Гены, определяющие развитие разных пар признаков, называются неаллельпыми и обозначаются разными буквами латинского алфавита. Родительские растения в этом случае имеют генотипы АА ВВ и aabb, а генотип гибридов F1 —АаВb ,т. е. является дигетерозиготным.
Во втором поколении после самоопыления гибридов F1 в соответствии с законом расщепления вновь появились морщинистые и зеленые семена. При этом наблюдались следующие сочетания признаков: 315 желтых гладких, 101 желтое морщинистое, 108 зеленых гладких и 32 зеленых морщинистых семян. Это соотношение очень близко к соотношению 9:3:3:1
. 3-тий закон Менделя – закон независимого наследования.. При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других пар признаков и дает с ними разные сочетания. Это соотношение очень близко к соотношению 9:3:3:1
___________________________________________________________________________
Задача №6
У дельфиниума лиловая окраска доминирует над белой. Округлая форма лепестков над элебсовидной. Растение с белыми элебсовидными лепестками и скрестили с с дигетерозиготным растением с лиловыми округлыми лепестками. Какими могут быть растения?
Дано: Решение.
А-лиловые
а - белые Р ♀ аа вв х ♂ Аа Вв
В- округлые Гаметы: все 4. ав Гаметы:. АВ Ав аВ ав
в - элебсовидные F1
- Составляем решетку Пеннета.
|
ав |
ав |
ав |
ав |
АВ |
|
|
|
|
Ав |
|
|
|
|
аВ |
|
|
|
|
ав |
|
|
|
|
Фенотип:
Генотип:
____________________________________________________________________________
Задача №7
Имеются черные длинношерстные кошки и сиамские короткошерстные. И те и другие гомозиготны по длине шерсти и окраске. Известно, что черный цвет и короткошерстность - доминантные признаки. Предложите систему скрещиваний для выведения породы длинношерстных кошек с окраской шерсти, характернойдля сиамских кошек.
Дано Решение:
А-черная Р ♀ ААвв х ♂ ааВВ
а - сиамская Г. Ав-4 Г. 4-аВ
В- короткая шерсть F1 все будут АаВв
в - длинная шерсть
Первое поколение получилось одинаковым- черным с короткой шерстью
Чтобы получить новую форму сиамскую длинношерстную надо скрестить особей первого поколения между собой, произойдет расщепление признаков.( как у гороха появились желтые морщинистые семена и зеленые гладкие аналогично и здесь)
Новые формы:
Решение:
Р ♀ АаВв х ♂ АаВв
Г. АВ Ав АВ Ав Г. АВ Ав АВ Ав
F1 Решетка Пеннета
|
АВ |
Ав |
АВ |
Ав |
АВ |
|
|
|
|
Ав |
|
|
|
|
АВ |
|
|
|
|
Ав |
|
|
|
|
Фенотип:9- черных гладких,3-черных длинношерстных,3- сиамских короткошерстных,1- сиамская длинношерстная
Генотип: гомозигот- 4, гетерозигот -12
Анализирующее скрещивание, предназначено для того чтобы определить в гомозиготе находится доминантный признак или в гетерозиготе. Для этого скрещивают с особью с обеими рецессивными признаками. Если все поколение будет только с проявленными доминантными признаками, значит –гомозигота, если проявятся рецессивные признаки , значит доминантный признак в гетерозиготе.
Задача №8
При скрещивании растения дурмана с пурпурными цветками и гладкими плодами с растением имеющим белые цветки и колючие плоды получилось 310 пурпурных колючих, 300 пурпурных гладких. Определите генотипы родителей.
Рассуждения:
Получились все пурпурные – значит доминантный признак в гомозиготе,
а далее есть и гладкие и колючие , значит форма в гетерозиготе.,гладкий признак в гетерозиготе. Т.к. не появились формы белые колючие, значит это рецессивные признаки.
Дано: Решение:
А-пурпурные Р ♀ ААВв х ♂ аавв
а – белые п.г. б.к.
В- гладкие Г.АВ АВ АВ Ав Г. 4ав
в – колючие.
- Составляем решетку Пеннета.
|
ав |
ав |
ав |
ав |
АВ |
|
|
|
|
АВ |
|
|
|
|
АВ |
|
|
|
|
Ав |
|
|
|
|
Фенотип:
Генотип:
____________________________________________________________________________
5. Решение комбинированных задач.
--------------------------------------------------------------------------------------
Задача №9(сцепленное с полом)
Форма крыльев дрозофилы определяется аутосомным геном, ген окраски тела находится в Х хромосоме. Гетерогаметным является мужской пол. .В скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями и серым телом и самцом редуцированными крыльями и желтым телом. Все потомство имело нормальные крылья и серое тело.
Получившихся самцов скрестили с исходной формой самок. Определите генотипы родителей и потомства. Какие законы действовали.
Дано: Решение
А-нормальные Р1 ♀ ААХВХВ х ♂ аа Хв У
а –редуцированные н. с р. ж
Г.4 АХВ Г. аХв аХв аУ аУ
ХВ-серое F1 Аа ХВХв , Аа ХВУ
Хв-желтое
Р2 ♀ АА ХВХВ Х ♂ Аа ХВУ
н.с. н.с.
F2 все будут серые с нормальными крыльями
1. Закон независимого расщепления признаков
2. Закон сцепленного наследования с полом.
3.
Задача №10
У канареек наличие хохолка зависит от наличия аутосомного гена. Окраска оперения сцеплена с Х-хромосомой. Гетерогаметным является женский пол у канареек. Хохлатую коричневую самку канарейки скрестили с хохлатым(А) зеленым (В) самцом, в результате получилось потомство: хохлатые коричневые самцы, самцы без хохолка коричневые, хохлатые зеленые самки.
Получившихся самцов коричневых без хохолка скрестили с получившимися хохлатыми зелеными самками. Определите фенотипы всех особей.
Дано:
А-хохлатая
а -без хохла
Хв-коричневая
ХВ-зеленая
Решение:
1) Р1 ♀ Аа ХвУ Х ♂ Аа ХВХв
х.к. х.з.
Г.АХв,аХв,АУ,аУ Г.АХв,АХв,аХВ,аХв
F1
- Составляем решетку Пеннета.
|
АХв |
аХв |
АУ |
аУ |
АХв |
|
|
|
|
АХв |
|
|
|
|
аХВ |
|
|
|
|
аХв |
|
|
|
|
Фенотипы и генотипы птенцов:
Хохлатые коричневые самцы-АА ХвХв, АаХвХв
Коричневые самцы без хохолка- ааХвХв
Зеленые хохлатые самки-ААХВУ, АаХВУ
2) Получившихся самцов и самок скрестили между собой
Р ♀ААХВУ х ♂ ааХвХв
х з б к.
Г. АХВ и АУ Г. 4 аХв
Составляем решетку Пеннета.
|
АХВ |
АХВ |
АУ |
АУ |
аХв |
|
|
|
|
аХв |
|
|
|
|
аХв |
|
|
|
|
аХв |
|
|
|
|
F2получились
Хохлатые зеленые самцы –АаХВХв и хохлатые коричневые самки-АаХвУ
3)Можно взять и гетерозиготу, тогда появятся коричневые и зеленые без хохолков
Р ♀АаХВУ х ♂ ааХвХв
__________________________________________________________________________
Задача№11
У матери II группа крови, гетерозиготная, резус положительный, в гетерозиготе тоже. У отца III группа крови , гомозиготная,резус отрицательный. Какие группы крови возможны у детей.
Группы крови:
ОО-I группа OA AA-IIгруппа OB BB-III-группа AB --IV-группа
Дано:
ОА-мать группа крови
ВВ-отец –группа крови
Р+-резус положительный
р—резус отрицательный.
Решение:
Р1 ♀ АО Р+р- Х ♂ ВВ р-р-
Г. АР+,Ар-, ОР+,Ор- Г.4 Вр-
Составляем решетку Пеннета.
|
Вр- |
Вр- |
Вр- |
Вр- |
АР+ |
АВР+р- IV пол |
|
|
|
Ар- |
|
|
|
|
Ор- |
|
|
|
ВОр-р- III отриц. |
ОР+ |
|
|
|
|
Фенотип и генотип
Есть все 4 группы крови. Встречаются и резус факторы как положительные так и отрицательные.
Отобразите свой уровень умений решать генетические задачи по разным законам»
Примерно так.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.