Обобщение материала по теме "Решение задач по генетике. Подготовка к ЕГЭ"
Оценка 5

Обобщение материала по теме "Решение задач по генетике. Подготовка к ЕГЭ"

Оценка 5
Подготовка к тестированию +1
docx
биология
10 кл—11 кл +1
23.08.2023
Обобщение материала по теме "Решение задач по генетике. Подготовка к  ЕГЭ"
Материал включает задачи с полным решением :по моногибридному скрещиванию, по дигибридному скрещиванию, задачи на определение группы крови, задачи на наследование сцепленное с полом.
Решение задач по генетике..docx

Тема : Обобщение материала по теме: « Решение генетических задач»

Цель: Обобщить знания , решить задачи всех типов , подготовиться к зачету.

Задачи:

1.Вспомнить 1 и 2 законы Менделя( закон единообразия первого поколения и  закон расщепление признаков гибридов во втором поколении)

а )моногибридное скрещивание с  полное доминирование;

б ) моногибридное скрещивание с  неполным  доминированием;

в) моногибридное скрещивание с множественным  аллелизмом;

г) Моногибридное скрещивание сцепленное с полом.

2.Закрепить знания , решая задачи на   3-тий закон Менделя – закон независимого наследования..

3. Решение комбинированных задач.

УУД

Предметные:Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «дигибридное скрещивание», «закон независимого наследования признаков», «полигибридное скрещивание», «решетка Пеннета». Дают характеристику и объясняют сущность закона независимого наследования признаков. Составляют схемы скрещивания и решетки Пеннета. Решают задачи на дигибридное скрещивание

Личностные : экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов отношения к природе.

Метапредметные

Познавательные : самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;

Регулятивные: умение планировать пути достижения намеченных целей;

Коммуникативные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

    

                                               Ход урока

 

1.Оргмомент

 2.Актуализация знаний.

--Мы будем сдавать зачет по теме «Генетика» Используя данное «Колесо познания», где отображены темы по которым вы должны уметь решать задачи.

Повторим все темы.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u117759/t1494624800ab.png

1) Работа над терминами.

Гамета- половая клетка

Зигота- оплодотворенная клетка

Аллельные гены – отвечают за один признак в хромосомах отцовских и материнских  (признаки , например, цвет красный  и цвет желтый лепестков розы., лист длинный и лист круглый)

А- доминантный признак , проявленный ( в гетерозиготе подавляет рецессивный признак)

а- рецессивный признак, подавленный( проявляется в гомо зиготе)

аа, АА-гомозиготы, одинаковые аллели   (признаки , например, цвет красный  и цвет желтый лепестков розы., лист длинный и лист круглый)

Р (парента )- обозначение родительских форм

F1(филио, семья)-поколение , потомство каким может быть.

Фенотип- внешние признаки( форма, цвет, размер, качество и т.п.)

Генотип-наследственные признаки, сочетание гамет

    Мужской знак(щит и копье Марса)

     Женский знак (зеркало Венеры)

2) –-Расскажите   о законах моногибридного скрещивания

О .1-не законе Менделя – законе  единообразия.

О 2-ом законе Менделя – законе  расщепления признаков гибридов первого поколения.

                

3.     Решение задач  на моногибридное скрещивание.

_____________________________________________________________________________

а )моногибридное скрещивание с  полное доминирование

                                      Задача№1

Привезли элитного самца- быка черной масти.  Однако  при рождении телят появлялись особи красной и черной масти. Черная масть доминирует. Какой генотип был отца-быка , если мать-корова была красной. Можно ли считать его чистопородным по окрасу?

 

 Дано:                      Решение:

А-черный

а  -красный              Р       Аа    х     аа

 

                                 F1    Аа  Аа   аа  аа

                               Фенотип: 2 красных 2 черных

                              Генотип: 2 гомозиготы, 2 гетерозиготы

Бык не чисто породной линии.

__________________________________________________________________________

б ) моногибридное скрещивание с  неполным  доминированием

                                             Задача №2

Опылили бардовую  верберу с белой, доминирует бардовый цвет , в гомозиготе,но  признак находится при неполном доминировании. Какими будут цветы у верберы.F1 ,F2?

 

Решение:                                      Р 1          АА  х  аа

 

                                                         F1        Аа   Аа   Аа   Аа

 

                                                   Фенотип все светло-бардовые

                                                     Генотип : все гетерозиготы

 

Решение:

Р2        Аа  х  Аа  

 

F2   АА  Аа  Аа  аа

Фенотип:  1-бардовый1,2 –светло-бардовых,1 белый

Генотип:   2 гомозиготы, 2 гетерозиготы.

_____________________________________________________________________________

в) моногибридное скрещивание с множественным  аллелизмом

_

                                               Задача №3

Какими могут быть группы крови у детей , если у отца вторая. а у матери третья

 

Группы крови:

ОО-I группа

OA   AA-IIгруппа

OB   BB-III-группа

AB  --IV-группа

 

    Решение:

          Р     ОА  х      ОВ

         F1   ОО      ОВ    ОА    АВ

  Фенотип :возможны все 4 группы крови у детей

-__________________________________________________________________________

                                   

                                       Задача     №4

В роддоме перепутали детей. Помогите найти родителей если у первой пары группы крови  I и  II  ?   а у второй пары II   и IV      . У детей  I   и II

1.      Возможные группы крови у первой пары

Решение:

                   Р      ОО  х   ОА

                  F1    ОА  ОА   ОО ОО

                  Фенотип : I  и II группы крови

 

2.      Возможные группы крови у второй  пары

Решение:

            Р        ОВ  х  АВ

           F1  ОА   ОВ   ВА   ВВ

        Фенотип:  II,III,IV группы крови

ВЫВОД:У второй пары не может быть ребенка с первой группой крови.

 

____________________________________________________________________________

- Расскажите о законе сцепленного наследования с полом?

 

г) Моногибридное скрещивание сцепленное с полом.

__________________________________________________________________________

                                    Задача№5

 

Наследственная анамалия  синдактелия, сращивание пальцев, сцепленос У –хромосомой, т.е. болеют только мальчики, Какими будут дети у больного отца и здоровой женщины.

Дано:                                  Решение:

Х- здорова                   Р          ХХ   х  ХУс

Ус- больной               F1  ХХ     ХХ    ХУс   ХУс

                                   Фенотип: мальчики будут больными

____________________________________________________________________________

                                    Задача №6

Носительницами  гена гемофилии являются женщины , но болеют мужчины, т.к. проявление признака связано с У- хромосомой. Определите вероятность рождения мальчика гемофилика, если отец здоровый , а мать является носительницей гена.

Дано:                                  Решение:

Хн- носительница                  Р          ХнХ   х  ХУ

У- здоровый              F1  ХХ н    ХХ    ХнУ   ХУ

                                   Фенотип: 1-мальчик будет больным, 1 мальчик здоровым, 1 девочка является носительницей гена, другая девочка здорова.                

4. Закрепление материала по дигибридному скрещиванию

1) -Расскажите на  примере гороха о  дигибридном  скрещивании 

Все гибриды первого поколения этого гладкие семена. Следовательно, доминирующими оказались желтая окраска семян над зеленой и гладкая форма над морщинистой. Обозначим аллели желтой окраски А, зеленой — а, гладкой формы— В, морщинистой— b. Гены, определяющие развитие разных пар признаков, называются неаллельпыми и обозначаются разными буквами латинского алфавита. Родительские растения в этом случае имеют генотипы АА ВВ и aabb, а генотип гибридов F1 —АаВb ,т. е. является дигетерозиготным.

 

    Во втором поколении после самоопыления гибридов F1 в соответствии с законом расщепления вновь появились морщинистые и зеленые семена. При этом наблюдались следующие сочетания признаков: 315 желтых гладких, 101 желтое морщинистое, 108 зеленых гладких и 32 зеленых морщинистых семян. Это соотношение очень близко к соотношению 9:3:3:1

.  3-тий закон Менделя – закон независимого наследования.. При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других пар признаков и дает с ними разные сочетания. Это соотношение очень близко к соотношению 9:3:3:1

___________________________________________________________________________

                                          Задача №6

   У дельфиниума лиловая окраска доминирует над белой.   Округлая форма лепестков над элебсовидной.  Растение с белыми элебсовидными лепестками  и скрестили с с дигетерозиготным растением с  лиловыми округлыми лепестками. Какими могут быть растения?

 

Дано:                            Решение.

А-лиловые

а  - белые                      Р         аа  вв  х  Аа  Вв

В- округлые               Гаметы: все 4. ав                Гаметы:.  АВ   Ав   аВ   ав

в  - элебсовидные      F1

                          

- Составляем решетку Пеннета.

 

 

ав

ав

ав

ав

АВ

 

 

 

 

Ав

 

 

 

 

аВ

 

 

 

 

ав

 

 

 

 

    

Фенотип:

Генотип:

 

____________________________________________________________________________

 

                                  Задача №7

 

    Имеются черные длинношерстные кошки и сиамские короткошерстные. И те и другие гомозиготны по длине шерсти и окраске. Известно, что черный цвет и короткошерстность - доминантные признаки. Предложите систему скрещиваний для выведения породы длинношерстных кошек с окраской шерсти, характернойдля сиамских кошек.

сиамская кошкаhttps://encrypted-tbn3.google.com/images?q=tbn:ANd9GcSPZww90nlaAcoVBcp866Xln9OVJ05KJKbMrHQ90b2DDTPSEDrE-g

     

Дано                                                   Решение:

А-черная                                           Р       ААвв  х  ааВВ

а  - сиамская                                  Г. Ав-4          Г. 4-аВ

В-     короткая шерсть                    F1  все будут АаВв

в   - длинная шерсть

Первое поколение получилось одинаковым- черным с короткой шерстью

Чтобы получить новую форму сиамскую длинношерстную надо скрестить особей первого поколения между собой, произойдет расщепление признаков.( как у гороха появились желтые морщинистые семена и зеленые гладкие  аналогично и здесь)

Новые формы:

 

                                                     Решение:

 

                                         Р      АаВв      х       АаВв

 

                            Г. АВ  Ав  АВ  Ав          Г. АВ  Ав  АВ  Ав

             F1 Решетка Пеннета

 

АВ

Ав

АВ

Ав

АВ

 

 

 

 

Ав

 

 

 

 

АВ

 

 

 

 

Ав

 

 

 

 

    

Фенотип:9- черных гладких,3-черных длинношерстных,3- сиамских короткошерстных,1- сиамская длинношерстная

Генотип: гомозигот- 4, гетерозигот -12

                                          

Анализирующее скрещивание, предназначено для того чтобы определить в гомозиготе находится доминантный признак или в гетерозиготе. Для этого скрещивают с особью с обеими рецессивными признаками. Если все поколение будет только с проявленными доминантными признаками, значит –гомозигота, если проявятся рецессивные признаки , значит доминантный признак в гетерозиготе.

                                                     Задача №8

При скрещивании растения  дурмана с пурпурными цветками и гладкими плодами  с растением имеющим белые цветки и колючие плоды получилось 310 пурпурных колючих, 300 пурпурных гладких. Определите генотипы родителей.

Рассуждения:

Получились все пурпурные – значит  доминантный признак в гомозиготе,

 а далее есть и  гладкие и колючие , значит  форма в гетерозиготе.,гладкий признак в гетерозиготе.  Т.к. не появились формы белые колючие, значит это рецессивные признаки.

 

Дано:                             Решение:

А-пурпурные                       Р      ААВв   х  аавв

а – белые                                    п.г.            б.к.

В- гладкие                      Г.АВ АВ АВ Ав        Г. 4ав

в – колючие.

 

                             

- Составляем решетку Пеннета.

 

 

ав

ав

ав

ав

АВ

 

 

 

 

АВ

 

 

 

 

АВ

 

 

 

 

Ав

 

 

 

 

    

Фенотип:

Генотип:

 

____________________________________________________________________________

 

5. Решение комбинированных задач.

--------------------------------------------------------------------------------------

                               Задача №9(сцепленное с полом)

Форма крыльев дрозофилы определяется аутосомным геном, ген окраски тела находится в Х хромосоме. Гетерогаметным является мужской пол. .В скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями и серым телом и самцом редуцированными крыльями и желтым телом. Все потомство имело нормальные крылья и серое тело.

Получившихся самцов скрестили  с исходной формой самок. Определите генотипы родителей и потомства. Какие законы действовали.

Дано:                       Решение

А-нормальные                             Р1      ААХВХВ     х   аа Хв У

а –редуцированные                                 н. с                      р. ж

                                                         Г.4 АХВ                       Г. аХв аХв  аУ аУ

ХВ-серое                                 F1  Аа ХВХв   ,    Аа  ХВУ

Хв-желтое

                                              Р2       АА  ХВХВ      Х  Аа  ХВУ

                                                                           н.с.                         н.с.

                                                       

                                                F2 все  будут серые с нормальными крыльями

1.      Закон независимого расщепления признаков

2.      Закон сцепленного наследования с полом.

3.       

                                     

                                                        Задача №10

 

    У канареек наличие хохолка зависит от наличия аутосомного гена. Окраска оперения сцеплена с Х-хромосомой. Гетерогаметным является женский пол у канареек. Хохлатую коричневую самку канарейки скрестили с хохлатым(А) зеленым (В) самцом, в результате  получилось потомство: хохлатые коричневые самцы, самцы без хохолка коричневые, хохлатые зеленые самки.

  Получившихся самцов коричневых без хохолка скрестили с получившимися хохлатыми зелеными самками. Определите фенотипы всех особей.

Дано:

А-хохлатая

а  -без хохла

Хв-коричневая

ХВ-зеленая                           

                             Решение:

1)     Р1                    Аа  ХвУ                Х                  Аа  ХВХв 

                               х.к.                                      х.з.

                                  Г.АХв,аХв,АУ,аУ                 Г.АХв,АХв,аХВ,аХв  

      F1                           

- Составляем решетку Пеннета.

 

 

АХв

аХв

АУ

аУ 

АХв

 

 

 

 

АХв

 

 

 

 

аХВ

 

 

 

 

аХв 

 

 

 

 

         

Фенотипы и генотипы птенцов:

Хохлатые коричневые самцы-АА ХвХв,   АаХвХв

Коричневые самцы без хохолка- ааХвХв

Зеленые хохлатые самки-ААХВУ, АаХВУ

           2)     Получившихся самцов и самок скрестили между собой

 Р ♀ААХВУ  х   ♂   ааХвХв

        х  з                     б к.

Г. АХВ и АУ           Г. 4 аХв

Составляем решетку Пеннета.

 

 

АХВ

АХВ

АУ

АУ 

аХв

 

 

 

 

аХв

 

 

 

 

аХв

 

 

 

 

аХв 

 

 

 

 

 

F2получились

Хохлатые зеленые самцы –АаХВХв и хохлатые коричневые самки-АаХвУ

 

3)Можно взять и гетерозиготу, тогда появятся коричневые и зеленые без хохолков

Р ♀АаХВУ  х   ♂   ааХвХв

 

__________________________________________________________________________

                                      Задача№11

У матери II группа крови, гетерозиготная, резус положительный, в гетерозиготе тоже. У отца III группа крови , гомозиготная,резус отрицательный. Какие группы крови возможны у детей.

Группы крови:

ОО-I группа   OA   AA-IIгруппа  OB   BB-III-группа     AB  --IV-группа

Дано:

ОА-мать группа крови

ВВ-отец –группа крови

Р+-резус положительный

р—резус отрицательный.

Решение:

 

Р1                    АО  Р+р-               Х                  ВВ  р-р-

                    Г. АР+,Ар-, ОР+,Ор-                   Г.4 Вр-

Составляем решетку Пеннета.

 

 

Вр-

Вр-

Вр-

Вр-

АР+

АВР+р-

IV пол

 

 

 

Ар-

 

 

 

 

Ор-

 

 

 

ВОр-р-

III  отриц.

ОР+

 

 

 

 

Фенотип и генотип

Есть все 4 группы крови. Встречаются и резус факторы как положительные так и отрицательные.

 

 

Отобразите свой уровень умений решать генетические задачи по разным законам»

Примерно так.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u117759/t1494624800ac.png


 

Тема : Обобщение материала по теме: «

Тема : Обобщение материала по теме: «

А- доминантный признак , проявленный ( в гетерозиготе подавляет рецессивный признак) а- рецессивный признак, подавленный( проявляется в гомо зиготе) аа,

А- доминантный признак , проявленный ( в гетерозиготе подавляет рецессивный признак) а- рецессивный признак, подавленный( проявляется в гомо зиготе) аа,

Задача №3 Какими могут быть группы крови у детей , если у отца вторая

Задача №3 Какими могут быть группы крови у детей , если у отца вторая

Дано:

Дано:

А-лиловые а - белые

А-лиловые а - белые

Решение:

Решение:

Решение комбинированных задач. --------------------------------------------------------------------------------------

Решение комбинированных задач. --------------------------------------------------------------------------------------

Фенотипы и генотипы птенцов:

Фенотипы и генотипы птенцов:

Отобразите свой уровень умений решать генетические задачи по разным законам»

Отобразите свой уровень умений решать генетические задачи по разным законам»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2023