Тема урока: Обобщение материала по теме «Словообразование»
Цели урока: 1. Повторить изученный материал по теме «Словообразование»
2. Совершенствовать умение в написании сочинений- миниатюр.
3. Воспитывать и прививать любовь к языку.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок- КВН. Мы вспомним весь материал, изученный по теме «Словообразование». Придумайте название команд и выберите капитанов. Судить вас будет жюри.
III. Разминка.
- КВН начинаем с разминки. Первая команда дает определение, что такое корень и суффикс. Вторая- окончание и приставка. Приведите примеры.
IV. Игра «Кто быстрее»?
- На доске в столбик для каждой команды записаны слова с пропущенными буквами в корнях слов. Вы должны по очереди выходить к доске и вставлять буквы.
Первая команда |
Вторая команда |
К…снулся Подг..рел Уг…р К…сания Перег…р Прик…сновение Разг…релся |
К…сается К…снется Ог…рок Заг…рать К…снитесь Г…реть Прик…саться |
- Когда в корне –кос/кас- пишется О, а когда А?
- Когда в корне –гор/ гар- пишется О, а когда А?
V. Отгадай загадку.
А) Я пыхчу, пыхчу, пыхчу
Сто вагонов я тащу (паровоз)
Б) Паровоз без колес!
Вот так чудо паровоз!
Не с ума ли он сошел-
Прямо по морю пошел (пароход)
В) Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, не чихает (пылесос)
Г) Крылом не машет,
А крылатую птицу обгоняет (самолет)
Д) Снизу – дыра, сверху- дыра,
А посередине- огонь да вода (самовар)
Е) На что не взглянет этот глаз,
Все на картине передаст (фотоаппарат)
- Когда пишется буква Е, а когда - О в сложных словах?
VI. Слуховой диктант
- Я называю слова. Если слово с приставкой ПРИ - поднимает руку первая команда, если слово приставка ПРЕ- вторая команда.
ПРИехать, ПРИбить, ПРЕскверный, ПРИусадебный, ПРЕнеприятное, ПРЕскучный, ПРИделать, ПРЕграда, ПРИседать, ПРЕувеличить, ПРИдорожный, ПРЕрвать, ПРИоткрыть.
- Когда пишется приставка ПРИ, а когда ПРЕ?
VII. Замени слово.
- В данных предложениях замените выделенные слова словами с приставками, после которых писались бы буквы Ы или И. Например, Искать- подыскать.
- Когда пишется буква Ы, а когда И после приставок?
1) Коля ищет своего друга. (разыскивает)
2) Друзья играли в шахматы. (сыграли)
3) День прошел неинтересно. (безынтересно)
4) Подвести итог работе. (Подытожить)
VIII. Творческая командировка в осенний лес.
Рассмотрите картину Исаака Левитана «Золотая осень». За 4 минуты вам нужно написать сочинение- миниатюру, использую слова, относящиеся к нашей теме: с корнями Кос/Кас, Гор/Гар; Ы-И после приставок; сложные слова; с приставками ПРЕ и ПРИ.
IX. Выполни разбор.
- Даны 3 одинаковых слова. Первая команда выполняет морфемный разбор, вторая – словообразовательный разбор.
Читатель, нефтепровод, подорожник.
X. Выборочный диктант.
- Из стихотворения Пушкина первая команда выписывает слова, образованные суффиксальным способом, вторая команда - приставочно-суффиксальным.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
XI. Игра «Кто больше»?
- Команды по очереди называют сложносокращенные слова без соединительной гласной.
Какая команда назовет больше.
XII. Домашнее задание.
- Написать статью в газету о сегодняшнем уроке.
XIII. Итог урока.
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.