Обобщение опыта
Оценка 4.6

Обобщение опыта

Оценка 4.6
Документация
docx
история
5 кл—11 кл
10.06.2020
Обобщение опыта
Обобщение опыта
Обобщение опыта_Лесная О.А..docx

Обобщение опыта работы

Технология критического мышления на уроках истории и обществознания как средство развития интеллектуальных способностей у учащихся

Надпись: Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился  при этом учиться.
                                                    А. То-флер
 

 

 

 

 

 


XXI век – век высоких технологий. Перемены, происходящие в обществе, влияют на поведение современного человека, его взгляды на мир.

Современный мир, перенасыщен всевозможной и разнообразной информацией, и ставит новые задачи перед институтом образования. Учитель сегодня должен не только дать знать знания детям, не только научить применять их в жизненных ситуациях, но должен научить ребят думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию – быть мобильным. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь».

В основе современного образования лежит системно - деятельностный подход. Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

Работая в школе, я пришла к убеждению, что обычное прочтение нового материала и подготовка сообщений не приносит видимых результатов. Знания детей остаются на низком уровне, а процент материала оставшегося в качестве знания очень низок. Поэтому гораздо важнее – уметь обрабатывать в своем сознании прочитанное.

Поэтому я поставила перед собой задачу решить проблему качественного извлечения, понимания информации из различных источников, умение ее перерабатывать и оформлять в различных видах, удобных для учащихся.

В методической литературе эти называется технология критического мышления при анализе текста. 

Критическое мышление – это тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности  за собственные решения.    Критическое мышление, таким образом, понимается как синоним качественного мышления.

Технология развития критического мышления:

 

1)           развивает навыки критического анализа, необходимого для изучения исторических документов (используются приемы сравнения, систематизации, анализа, обобщения и т. д.);

2)          активизирует самостоятельность обучающихся в образовательном процессе;

3)          обеспечивает учет индивидуальных особенностей обучающихся;

4)          предоставляет возможность использовать приемы системно и методично.

Технология дает ученику:

 

1)                    повышение эффективности восприятия информации;

2)                    повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения – умение критически мыслить;

3)                    учение ответственно относиться к собственному образованию;

4)                    умение работать в сотрудничестве с другими;

5)                    повышение качества образования учеников;

6)                    желание и умение стать человеком, который учиться в течение всей жизни;

Технология дает учителю:

1)           умение создавать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

2)           возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

3)           стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность.

4)           На мой взгляд, развитие критического мышления у школьников необходимо начинать как можно раньше, постепенно формируя умения работать с информацией на всех уроках, с учетом специфики каждого предмета. На уроках истории и обществознания это должно быть одной из важных целей. Мало знать исторические факты, обществоведческие понятия, важно уметь оценивать их значение для судеб страны, народа.

5)           Человек, мыслящий критически, не принимает догм и стереотипов. В основе его мышления лежит работа с информацией, осмысление её, сопоставление различных точек зрения, оценивание. Процесс развития критического мышления на уроках истории и обществознания немыслим без самостоятельной исследовательской работы обучающихся с документами, источниками, мемуарами, высказываниями историков, философов, социологов.

Таким образом, можно отметить, что рассматриваемая технология работает на развитие интеллектуальных умений более высокого уровня. Акцент направлен на развитие метакогнитивных способностей и умений учащихся: способность к самооценке, самоконтролю, умению планировать собственную деятельность, что в конечном итоге должно привести к самообразованию обучающихся.

Основу «технологии критического мышления»  составляет базовая модель организации учебного процесса:  "Вызов - осмысление - размышление".

На первом этапе из  памяти  "вызываются", актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета,  рассказом об увиденном. В тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры».

В копилке моих вызовов находятся различные виды заданий, предполагающих стимулировать учащихся на поиск, отбор необходимых знаний. Это может быть: тест, проблемная ситуация, изложение фактов в начале урока или в преддверии будущего. (Приложение 1)

На второй стадии (или реализации смысла) обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о происхождении изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов учитель помогает обучающимся  самостоятельно отслеживать процесс  восприятия, понимания материала.

Третий этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся  закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит "присвоение" нового знания  и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся  овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приемы технологии развития критического мышления

 

1.              Кластер

 

Является наиболее популярным на сегодняшний день в моей деятельности. Кластер –  (от англ. – cluster - гроздь) - это способ графической организации материала, позволяющий сделать  наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот  или иной текст.

Большинством учащихся воспринимается и применяется достаточно успешно. При работе используются как готовые клише, так и составляются самими учащимися. Метод кластера удобен как в начале изучения темы, так и при ее завершении. (Приложение 2.) При построении кластера важным представляется именно выделение элементов и выстраивание связей между ними;  первый набросок может быть позднее переосмыслен и даже превратиться в таблицу. Кластер позволяет учащимся с различными возможностями в обучении справляться с поставленной перед ними задачей. Для учителя кластер удобен с позиции уверенности, что дети повторяли и перерабатывали материал, а не списали его из интернета.

 

2.              Таблица

 

Представляет собой  результат некоторой классификации, оформленный в  виде нескольких столбцов и  строк. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала.  На основе таблиц существует немалое количество приемов по переработке учебного материала.

В своей деятельности я применяю следующие (Приложение 3):

- заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста;

- описание логики построения таблицы;

- построение таблицы по образцу, когда заполнены только первый столбец и первая строка и т.д.

- заполнение  таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал». (Д. Огле 1996).

Остановлюсь подробнее на таблице «Знаю, хочу узнать, узнал».

1 шаг: До знакомства с текстом (модулем в целом) обучающиеся  самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом (содержанием курса), учащиеся  заполняют графу «Узнал».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Данная форма удобна, так как  предусматривает комплексный подход к содержанию темы, стимулирование на стадии «осмысления».  Минусы при использовании таблиц заключается в том, что в отличие от кластера, при их составлении требуется грамотная письменная речь, что вызывает затруднение у учащихся.

 

3.              Синквейн

 

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Достоинства метода при составлении синквейна на уроках:

- повышается интерес к изучаемому материалу;

- развивается образное мышление;

- развиваются творческие способности учащихся;

- совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;

- развивается мышление и воображение;

- вырабатывается способность к анализу;

- уменьшается время, отводимое на запоминание информации;

- расширяется словарный запас.

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания.

В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность. (Приложение 4).

 

4.              «Фишбоун»

 

Как правило, организуется на стадии осмысления и при групповой работе. Очень нравится учащимися в процессе создания самого скелета рыбы. Дословно переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Схемы Фишбоун дают возможность:

·          организовать работу участников в парах или группах;

·          развивать критическое мышление;

·          визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

·          ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. (Приложение 5).

 

 

 

 

 

5.              Лэпбук

 

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме. В процессе создания такой папки можно закрепить и систематизировать изученный материал, а ее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы. С другой стороны лэпбук служит средством развития критического мышления. Материал необходимо подвергнуть строгому отбору. Передать его предельно лаконично, четко и доступно.

Данная методика и техника обучения подходит больше для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, и как раз создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. И, как правило, одного урока или внеучебного занятия бывает недостаточно. Поэтому большую часть работы (планирование и поиск информации) ребята осуществляют самостоятельно или совместно с родителями (Приложение 6).

 

Использование выше приведенных техник предполагает сотрудничество учителя и обучающегося, его родителей, деятельностное участие самого ученика в процессе обучения, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение.

Стоит отметить, что развитие критического мышления особенно актуально в связи с постоянно возрастающим потоком информации. Данная технология помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, способствует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. Технология критического мышления дает понять обучающимся, что знания безграничны, и определять «свою» границу познания они могут самостоятельно, целесообразно поставленным задачам.

Таким образом, технология критического мышления способствует формированию познавательных универсальных учебных действий, а также позволяет отойти от традиционных представлений об обучении и сделать учебный процесс более интересным и динамичным.

 

 

Результаты деятельности

 

На протяжении всего периода наблюдался рост успеваемости учащихся или стабильность в результатах работы, где деятельность учащихся была на высоком уровне. В 2019/2020 учебном году выпускаются ученики 9-х классов с высоким качеством знаний. В данной параллели шел целенаправленный процесс реализации стандартов нового поколения. И можно, с гордостью сказать, что данный этап обучения позволил учащимся научиться учиться.

Результаты учебной деятельности отражены в следующей таблице:

 

Предмет/класс

Средний балл по предмету

 

2018 - 2019

2017 - 2018

История 5а

4,8

4,6

История 5б

4,5

3,8

История 6а

4,8

4,1

История 7в

4,3

 

История 8а

4,7

4,7

История 8Б

4,2

4,3

История 9а

4,2

4,2

История 9б

4,4

4,2

Обществознание 5а

4,8

4,6

Обществознание 5б

4,6

4,6

Обществознание 6а

4,9

4,3

Обществознание 7а

4,9

4,6

Обществознание 7б

4,7

4,5

Обществознание 8а

4,5

4,5

Обществознание 8б

4,1

3,7

Обществознание 9а

4,4

3,9

Обществознание 9б

4,5

4,3

 

 

Так же можно отметить регулярное участие учащихся в предметных конкурсах районного и краевого уровня:

 

Наименование конкурса

Год участия

Уровень

Участники

Результат

Олимп 27 (история)

2017-2018

краевой

Денисенко О., Павлов В., Цыганок В. (7 класс)

призеры

Олимп 27 (история)

2018-2019

краевой

Денисенко О., Павлов В., Цыганок В.(8 класс)

призеры

Цифровые каникулы

2018-2019

краевой

Денисенко О.,

Земскова А., Цыганок В. (8 класс)

участие

Всероссийская олимпиада школьников (обществознание)

2019-2020

муниципальный

Кузнецова Таисия (7 класс)

Пивнева Мария (7 класс)

Лесной Артем (8 класс)

1 место

 

3 место

 

3 место

Всероссийская олимпиада школьников (право)

2019-2020

муниципальный

Лесной Артем (8 класс)

2 место

Всероссийская олимпиада школьников (право)

2018-2019

муниципальный

Разуваева Ирина (8 класс)

Федорова Анастасия (7 класс)

Денисенко Ольга (7 класс)

1 место

 

1 место

 

призер

Всероссийская олимпиада школьников (право)

2018-2019

муниципальный

Савенков Роман (8)

1 место

Мир моих увлечений

2018-2019

муниципальный

Лесной Артем

1 место

Мир моих увлечений

2017-2018

муниципальный

Балыков Артем

1 место

Мир моих увлечений

2016-2017

муниципальный

Почкина Елизавета

2 место

II Районный фестиваль видеороликов «Победный кадр»

2015-2016

муниципальный

Горлов С., Разуваева И., Савиных К.

 

 

 

Личные достижения:

 

2019 г.

Внесена в «Книгу почёта педагогических работников Бикинского муниципального района»

2019 г.

Грамота управления образования за многолетний добросовестный труд

2019 г.

Грамота управления образования за активное участие в районном форуме руководителей районных методических объединений «Ветер перемен»

2019 г.

Грамота управления образования за активное участие в методической работе района в 2018-2019 учебном году

2019 г.

Грамота управления образования за подготовку дипломантов в районной научно-практической конференции школьников «Мир моих увлечений»

2019 г.

Грамота директора школы за многолетний добросовестный труд в сфере образования

2018 г.

Диплом II степени за участие в конкурсе методических разработок «Экология души» в номинации: Воспитательные события в 5-9 классах

2018 г.

Благодарность за подготовку победителей и призеров в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников

2017 г.

Грамота за подготовку дипломантов в районной научно-практической конференции школьников «Мир моих увлечений»

2016 г.

Диплом за распространение своего педагогического опыта в рамках номинации: Педагогические идеи и технологии: среднее образование.

2016  г.

Диплом за организацию сверхпрограммной олимпиады «Олимпус» Осенняя сессия»

2015 г.

Грамота «I место в номинации «Предметы гуманитарного цикла» районного конкурса на лучшую разработку урока с использованием ИКТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Приемы Вызова на уроках истории

 

5 класс. Финикийские мореплаватели (фрагмент урока)

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с народом, который оставил свой след в истории Древнего мира, но сегодня не в Новейшей истории. Вот несколько фактов о них:

- создали краситель дороже золота;

- разработали основу для современного алфавита в XVI веке до н. э.

- согласно преданиям, достигли Британии, оплыли вокруг южной оконечности Африки и добрались до Нового Света за тысячи лет до Колумба;

- изготавливали изделия из цветного стекла.

Вы хотите узнать что это был за народ, что еще они создали во времена своего существования?

 

5 класс. Ассирийская держава (фрагмент урока)

Ученики знакомятся с диалогом главных героев (археолога и школьника), из которого узнают что, именно ассирийцы распространили по цивилизованному миру железные орудия.

Мнение школьника: люди должны быть благодарны стране, откуда пришло умение делать железо. Фиксирую этот факт на доске.

Мнение археолога: люди ненавидели ассирийцев и называли столицу Ассирии Ниневию «городом крови и логовом льва». Фиксирую 2 факт на доске.

- Сравните 2 факта, какое наблюдается противоречие?

- Сформулируйте проблему урока. - запись проблемы на доске: почему разные народы проклинали ассирийцев?

 

9 класс. Александр I (фрагмент урока)

Его называли "Северный Сфинкс", "коронованный Сфинкс", "Сфинкс, не разгаданный до гроба". Знал ли он сам, кем был? Не в том ли его трагедия, что, постоянно мечтая делать добро, он был неспособен его творить? Да, на протяжении всего своего земного пути он страшился дела, которое желал бы совершить. Опасаясь беспорядка, который неизбежно вызывает любое нововведение, он чаше всего останавливался на полдороге. Два шага вперед — три назад", - писал об одном из российских императорах французский писатель Анри Труайя (он же Лев Тарасов, родившийся в 1911 году в Москве). Кто этот человек нам предстоит узнать сегодня на уроке, остальные характеристики  личности «сфинкса» - на протяжении последующих нескольких уроков и понять, почему по воспоминаниям современников он был «сфинксом»

 

 

 


 


Приложение 2

Кластер

 

5 класс. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древняя Греция»

9 класс. Культурное пространство России в первой половине XIXвека



Приложение 3

Таблица

1. Заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста

6 класс. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древнерусское государство в IXXII веках»

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

 

Век/ год

Событие (процесс)

Участник события (процесса)

1

862г.

 

Рюрик

2

945г.

 

Игорь Старый

3

 

Крещение Руси

Владимир I

4

XI в.

Начало создания письменного свода законов

 

5

 

Съезд в Любече

Владимир Мономах

 

Пропущенные элементы:

1) 988 г

2) 1097 г

3) 882 г.

4) Ольга

5) Мстислав Великий

6) Ярослав Мудрый

7) поход на Киев

8) призвание варягов на княжение в Новгород

9) отражение половецкой угрозы

Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

5 класс. «Военные походы фараонов» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Фараон – царь Египта

Возглавлял войско Египта

Был «сыном» Бога Ра

В какие страны организовывали походы?

Чем закончились эти походы?

Какое вооружение имели египетские воины? Какие виды войск были в Египте?

Легко ли жилось египетскому воину?

 

Таблица с заполненным первым столбцом

6 класс. «Феодальная раздробленность на Руси»

Особенности

Владимиро- Суздальского княжества

Галицко- Волынского княжества

Новгородская боярская республика

Территориальные

Территория: Северо-Восточная Русь, междуречье Оки и Волги

Экономические

Основная отрасль хозяйства — земледелие вследствие обилия плодородных земель, пригодных для растениеводства

С притоком населения с южнорусских земель (XI-XII вв.) усиливается освоение новых земель, появляются новые города

Нахождение княжества на пересечении торговых путей (по рекам Ока и Волга)

Социально-политические

Постоянный приток населения в поисках защиты от набегов кочевников и нормальных условий для ведения хозяйства

Быстрый рост городов старые: Владимир, Суздаль, Ростов,

Ярославль; новые: Москва, Кострома, Переяславль-Залесский

В новых городах и землях слабые вечевые традиции и слабое боярство, что обусловило сильную княжескую власть

Неограниченный характер власти князя и совещательные полномочия вече

 

Приложение 4

Синквейн

 

5 класс. Тема: Древняя Греция

Древняя Греция

Большая, могущественная.

Помогает, воюет, побеждает.

Древняя Греция – великая культурная спортивная страна.

Государство Средиземноморья.(Артем Р.)

 

Древняя Греция

Спортивная, могучая.

Проводятся Олимпийские игры.

Цивилизация.(Мария С.)

 

5 класс. Завоевания Александра Македонского

Македония

Воинственная, непобедимая

Захватывает, подкупает, строит.

Македоняне – великий народ, победивший персов.

Сила.(Егор С.)

 

Александр Македонский

Мужественный, отважный.

Воссоздал. Завоевал, подчинил.

Великий полководец, разрубивший Гордиев узел и покоривший Персию.

Победитель. (Татьяна Т.)

 

6 класс. Смутное время

Смутное время.

Кровавое, тревожное.

Выбирало, свергало, испытывало.

России решалась судьба.

Смерчь.(Диана Б.)

 

9 класс. Александр I

Александр I

Мнительный, сомневающийся

Решает, завидует, слушает.

Сфинкс на российском троне, не решительный во внутренней политике.

Сын своего времени. (Александра З.)

 

 

Приложение 5

«Фишбоун»

6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность на Руси»

 

 

9 класс. Тема: Россия в международных отношениях. Русско-японская война

8 класс. Тема «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Лэпбук

 

 

 

 

 

 

Литература

Список литературы.

 

1.                     Власова Т.А. «Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах»// «Преподавание истории и обществознания в школе» - 2005 № 3.

2.                     Заир-Бек  С.И.,  Муштавинская  И.В.  «Развитие  критического  мышления  на  уроке».  М.,«Просвещение», 2004г.

3.                     Мельникова Е.Л. «Проблемный урок, или как открывать знания с учениками». Пособие для учителей. М., 2002г.

4.                     Мельникова Е.Л. «Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории»// «Школьная педагогика» -2019 № 2 (15)

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Обобщение опыта работы Технология критического мышления на уроках истории и обществознания как средство развития интеллектуальных способностей у учащихся

Обобщение опыта работы Технология критического мышления на уроках истории и обществознания как средство развития интеллектуальных способностей у учащихся

Технология дает ученику: 1) повышение эффективности восприятия информации; 2) повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения – умение критически мыслить;…

Технология дает ученику: 1) повышение эффективности восприятия информации; 2) повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения – умение критически мыслить;…

На первом этапе из памяти "вызываются", актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы

На первом этапе из памяти "вызываются", актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы

Приемы технологии развития критического мышления 1

Приемы технологии развития критического мышления 1

Синквейн Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк

Синквейн Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк

Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора

Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора

Лэпбук Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга)

Лэпбук Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга)

Результаты деятельности На протяжении всего периода наблюдался рост успеваемости учащихся или стабильность в результатах работы, где деятельность учащихся была на высоком уровне

Результаты деятельности На протяжении всего периода наблюдался рост успеваемости учащихся или стабильность в результатах работы, где деятельность учащихся была на высоком уровне

В.(8 класс) призеры

В.(8 класс) призеры

Грамота управления образования за активное участие в районном форуме руководителей районных методических объединений «Ветер перемен» 2019 г

Грамота управления образования за активное участие в районном форуме руководителей районных методических объединений «Ветер перемен» 2019 г

Приложение 1 Приемы Вызова на уроках истории 5 класс

Приложение 1 Приемы Вызова на уроках истории 5 класс

Обобщение опыта

Обобщение опыта

Приложение 2 Кластер 5 класс

Приложение 2 Кластер 5 класс

Культурное пространство России в первой половине

Культурное пространство России в первой половине

Приложение 3 Таблица 1. Заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста 6 класс

Приложение 3 Таблица 1. Заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста 6 класс

Таблица с заполненным первым столбцом 6 класс

Таблица с заполненным первым столбцом 6 класс

Приложение 4 Синквейн 5 класс

Приложение 4 Синквейн 5 класс

Приложение 5 «Фишбоун» 6 класс

Приложение 5 «Фишбоун» 6 класс

Тема «Крестьянская война под предводительством

Тема «Крестьянская война под предводительством

Литература Список литературы

Литература Список литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2020