Обобщение опыта работы классного руководителя Стаценко М.Ю. МОУ « СОШ» № 8
Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые неизменно требуют новых подходов к определению содержания деятельности педагогов. Безусловно, ключевая роль при решении задач воспитания в условиях школы принадлежит классному руководителю. Его деятельность крайне многообразна, круг обязанностей широк; однако, несмотря на неизбежные трудности, возникающие при взаимодействии с детьми, нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу.
Основная цель деятельности классного руководителя – содействие развитию личности, реализации ее творческих способностей через коллективную деятельность. Воспитательная система развития классного коллектива представляет собой способ организации жизни и воспитания членов классного сообщества с целью создания благоприятных условий для их развития. Построение системы воспитательной работы в классе является объективной необходимостью. Однако проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития такой системы в классе, создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Каждый ученик – личность. Помочь этой личности вырасти, набрать силу и раскрыться – вот истинное предназначение учителя. И неважно, сколькими годами исчисляется наш педагогический стаж. Главное, чтобы рядом с ребенком был умный, знающий и любящий человек – Учитель.
Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели мной, как классным руководителем, были определены следующие задачи:
· Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).
· Изучение и анализ направленности интересов учащихся.
· Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным психологом.
· Взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся и лицами их заменяющими.
· Выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы развития детского коллектива.
· Организация различных видов деятельности учащихся.
· Поиск путей представления детских творческих достижений.
1. Выявление уровня воспитанности детского коллектива, составление программы развития детского коллектива.
Одним из важных этапов моей деятельности стало составление программы воспитательной работы с детским коллективом. Основная задача планирования – организовать жизнь коллектива таким образом, чтобы школьники сами проявляли инициативу в делах класса и школы, учились быть самостоятельными, адекватно оценивали свои возможности и постоянно стремились к самопознанию и саморазвитию. При составлении плана воспитательной работы на учебный год были запланированы воспитательные мероприятия по различным направлениям.
В основе программы лежат идеи воспитательной системы как патриотизм, порядочность, достоинство, уважение к другим людям, стремление к творчеству.
2. Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным психологом и др.
Чтобы лучше узнать детей, их наклонности, задатки и мотивации, психолог проводит различные диагностики, мониторинги, исследования по изучению структуры и психологического климата в коллективе. На основании данных исследований я планирую свою воспитательную работу с учащимися.
Для полной реализации способностей, интересов, склонностей школьников необходима совместная работа классного руководителя педагогов дополнительного образования. Поэтому воспитательная система включила в себя и работу по организации дополнительного образования учащихся .На базе нашей школы работают педагоги дополнительного образования: Грищенко Е.В. кружок «Творческая мастерская», Суховеева Е.П .кружок «Истоки». Наш класс тесно сотрудничает с руководителем районного музея-Сухомлиновой Л.И., библиотекарем –Воронцовой Н.В. Вместе с родителями мы посещаем тематические выставки в музее.
3. Взаимодействие с родителями (законными представителями)обучающихся.
Важную роль при работе с родителями отводится их педагогическому и психологическому просвещению. Я провожу тематические собрания, индивидуальные беседы, заседания родительского комитета, посещаю семьи школьников. Тематика родительских собраний разрабатывается с учетом возрастных особенностей школьников и пожеланий родителей.
Как правило, итогом совместной работы классного руководителя и родителей становится дружный, сплочённый коллектив единомышленников, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы. Но существование и развитие этого коллектива невозможно без совместной деятельности учащихся, их равноправных отношений и управления своим поведением и собственной деятельностью, иными словами, без классного самоуправления.
4. Развитие системы классного самоуправления.
В рамках реализации компетентностного подхода в организации урочной и внеурочной деятельности учащихся, одним из важных действий классного руководителя по отношению к коллективу становится регуляция процесса самоуправления.
Главной задачей самоуправления является привлечение к жизни класса каждого учащегося.
Главным органом самоуправления в классе является классное собрание. Общее собрание планирует работу в классе, подводит итоги, распределяет обязанности между членами коллектива.
Уже со 2 класса
на классном собрании избирается президент класса и министры всех направлений «Министр Образования», «Министр Спорта», «Министр Труда» и др. Каждый школьник знает свои обязанности, а в процессе совместной деятельности дети учатся руководить и подчиняться, пробуя себя в роли организаторов и исполнителей.
Учащиеся класса работают в творческих группах, каждый выполняет индивидуальное задание, через определенное время задание меняется. Таким образом, у учащихся появляется возможность проявить себя в различных ролях. В процессе реализации самоуправления классного коллектива у школьников формируются деловые качества, правильная самооценка, развиваются навыки общения, совместного творчества, чувство ответственности.
5. Организация различных видов деятельности учащихся, поиск путей представления детских творческих достижений.
В процессе создания условий для личностной самореализации учащихся класса мной используются различные воспитательные технологии: технология коллективного творческого дела, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии саморазвития и самовоспитания, технология педагогического разрешения конфликта, технология сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии.
Результатом использования различных технологий является формирование благоприятного психологического климата в коллективе, выработка активной жизненной позиции учащихся, а желание проявить себя реализовывается через традиционные классные часы.
Темы классных часов соответствуют плану воспитательной работы. Министры направлений помогают классному руководителю подготовить материал, готовят презентации, викторины, номера художественной самодеятельности для проведения классных часов.
Использование в воспитании и образовании здоровьесберегающих технологий – необходимая его составляющая. Классным руководителем ведётся пропаганда здорового образа жизни на родительских собраниях.
Учащимися класса формируется портфолио достижений. Эта копилка успехов учеников отражает учебные и внеучебные результаты ребят, их интеллектуальные и творческие победы, интересы, склонности, личностные и профессиональные устремления, способствует личностному развитию.
Для классного руководителя очень важно объективно оценить результаты своей работы, причем сделать это профессионально грамотно, сформулировав цель и подобрав нужную исследовательскую методику. Так, при оценке качества своей профессиональной воспитательной деятельности как классного руководителя я ориентируюсь на следующие критерии:
Общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе.
Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность.
Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся.
Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
Степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
Осознанный выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.
О личности надо знать как можно больше, для этого ее нужно изучить, исследовать.
Мои основные принципы:
1. Детей не надо воспитывать, их надо любить и с ними дружить.
2. Терпение и понимание – вот гарантия успеха.
3. Оценивать поступок, а не личность.
4. Спокойствие, расположенность к общению, правильно подобранный тон - вот залог успеха в воспитании.
Вот так я поддерживаю своих ребят:
Хорошо!
Ты просто чудо!
Прекрасно!
Работать с тобой просто радость!
Ты на верном пути!
Я тобой горжусь!
Умница!
Молодец!
Тут без тебя не обойтись!
Мне очень понравилось!
Классный руководитель должен расти и двигаться вперед вместе со своими учениками. Поэтому я стараюсь повышать свои знания, участвовать в мероприятиях по повышению психолого-педагогической и воспитательной компетентности, идти в ногу со временем.
Все годы я работаю по своим выработанным заповедям: «Быть примером для воспитанников – не цель, а средство воздействия на него», «Следить за тем, чтобы слова не расходились с делом», «Не увлекаться нотациями: их не любят взрослые, а тем более дети», «Быть честным с учениками», «Быть с ребятами рядом и чуть впереди».
Самым главным критерием успеха своей работы считаю доверие и любовь своих подопечных, их желание вместе с коллективом активно творить, развиваться, совершенствоваться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.