Обобщение опыта по содействию и развитию успешной самореализации в различных видах познавательной и творческой деятельности обучающихся
Оценка 4.7

Обобщение опыта по содействию и развитию успешной самореализации в различных видах познавательной и творческой деятельности обучающихся

Оценка 4.7
docx
09.06.2021
Обобщение опыта по содействию и  развитию успешной самореализации в различных видах познавательной и творческой деятельности обучающихся
Одаренность.docx

     На сегодняшний день многие коллеги обозначают перед собой проблему, актуальную для практикующих педагогов - сопровождение одаренного ребенка. Ведь это так важно - выстроить индивидуальную траекторию ребёнка с учётом контекста его развития.

    В нашей школе разработана и реализуется с 2017 года комплексно-целевая программа «Одаренный ребенок». Одним  из направлений которой является совместная  деятельность педагога  с одаренными детьми.

  Цель программы: содействие и полноценное развитие  успешной самореализации в различных видах познавательной и творческой деятельности обучающихся.

     Задачи:

ü Выявление одаренных обучающихся, проведение диагностических исследований на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и склонностей.

ü Развитие способностей и творческого потенциала одаренных детей,  на основе дифференцированного и индивидуального обучения в различных областях (естественные науки, технические науки,  гуманитарные науки, художественное творчество), использование современных педагогических технологий и усовершенствование традиционных методик.

ü Повышение профессионального мастерства педагогов, работающих с одаренными детьми (курсы повышения квалификации и др.)

ü Совершенствование системы дополнительного образования, развитие проектно-исследовательской деятельности и творческого потенциала обучающихся.

ü Организация  работы с родителями для поддержки одаренного ребенка в реализации его интересов.

ü Повышение рейтинга школы, через участие в мероприятиях муниципального, регионального, всероссийского уровней.

В рамках работы  по программе мы  выделяем следующие категории одаренных детей:

Ø Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

Ø Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

Ø Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

Ø Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

Ø Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Используемые формы работы: групповые занятия с одаренными обучащимися; предметные кружки; кружки по интересам; конкурсы; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; исследовательская деятельность и участие в научно-практических конференциях и Днях науки.

Этапы реализации программы:

Первый этап: диагностико-прогностический, методологический (2017-2018 учебный год.

Было выполнено: обновлен банка данных одаренных и способных детей; создан банка творческих работ учащихся;  сформирован банк заданий для интеллектуальных состязаний (марафона, интеллектуальных игр и др.); представлены методики  по выявлению одаренных и способных детей; разработаны рекомендаций для педагогов по работе с одаренными и способными детьми и рекомендация для родителей одаренных и способных детей.

Было организовано:

работа совета по работе с одаренными и способными детьми; выявлен прогрессивный опыт по работе с одаренными и способными детьми; прошли обучение педагоги техникам, методикам и технологиям работы с одаренными и способными детьми; начали экспериментальное освоения новых практик обучения одаренных и способных детей.

Было разработано:

перспективное и текущее планирование по работе с одаренными и способными детьми; методы диагностики эффективности реализации планов работы с одаренными и способными детьми.

Второй этап: организационно-деятельностный (2018-2020 учебные годы):

Включает в себя: разработку, экспертизу и апробацию обучающих программ для детей повышенного уровня обучаемости; освоение методик разработки  индивидуальных образовательных траекторий для одаренных и способных создание целостной системы урочной и внеурочной деятельности в психолого-педагогическом сопровождении одаренных и способных детей; системная организация научно-исследовательской деятельности поиск и расширение партнерских связей по работе с одаренными и способными детьми; освоение сетевых и дистанционных технологий в работе с одаренными детьми.

Третий этап: контрольно-аналитический (2020-2021 учебный год):

Включает в себя: анализ результатов программы; создание сборников авторских образовательных программ по работе с одаренными и способными детьми; выпуск сборников творческих и исследовательских работ обучающихся; проведение научно-практической конференции и мастер-классов.

В рамках реализации   программеы«Одаренный ребенок»  задействованы все звенья учебно-воспитательного процесса:

Заместители директора по УВР:

Ø Определяют приоритетные направления просветительско-образовательной работы.

Ø Обеспечивают связь с высшими учебными заведениями, учреждениями дополнительного образования.

Ø Регулируют и корректируют образовательные процессы, связанные с реализацией программы «Одаренный ребенок».

Ø Обеспечивают внедрение новых эффективных способов работы с одаренными детьми.

Ø Сопровождают разработку и реализацию индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.

Ø Контролируют выполнение педагогами рекомендаций психолога и социального педагога, касающихся проблем обучения и воспитания.

Ø Проводят совещания по итогам контроля и выносят решение.

Ø Организуют изучение мотивации учебной деятельности путем анкетирования.

Ø Разрабатывают совместно с психологами и социальным педагогом расписание коррекционных занятий.

Ø Отражают результативность всех участников образовательного процесса по проблеме и сдают их Секретарю совета по работе с одаренными и способными детьми (по итогам учебной четверти и учебного года).

Заместитель директора по ВР:

Ø Оказывает помощь и осуществляет контроль деятельности классных руководителей в вопросах воспитания, взаимодействия с родителями.

Ø Совместно с психологом, социальными педагогами и классными руководителями составляет план социально-психологических тренингов.

Ø Контролирует выполнение рекомендаций психолога и социальных педагогов.

Ø Организует вовлечение детей в разнообразную внеурочную развивающую деятельность.

Ø Отслеживает результаты своей деятельности, представляет их Секретарю совета по работе с одаренными и способными детьми (по итогам учебной четверти и учебного года).

Психолог:

Ø Изучает психологические особенности обучающихся.

Ø Выявляет направленности одаренности и способностей.

Ø Проводит коррекцию познавательных процессов, личностного развития.

Ø Дает рекомендации в устной и письменной формах.

Ø На основании обследований консультирует социальных педагогов, учителей, классных руководителей, родителей, обучающихся.

Ø Отслеживает результаты своей деятельности, представляет их Секретарю совета по работе с одаренными и способными детьми (по итогам учебной четверти и учебного года).

Ø Анализирует успешность (неуспешность) учения каждого ребенка с выявлением причин.

Ø Проводит семинары по психологическим аспектам работы с одаренными детьми.
 

Социальный педагог:

Ø Изучают социально-психологические особенности обучающихся.

Ø Осуществляют комплекс мероприятий по воспитанию и обучению школьников, находящихся в зоне постоянного внимания.

Ø Дают рекомендации в устной и письменной формах.

Ø На основе изучения личности обучающихся и условий семейного воспитания консультируют педагога-психолога, учителей, классных руководителей, родителей, школьников.

Ø Совместно с педагогом-психологом, классными руководителями разрабатывают программу деятельности по каждой проблеме.

Ø Отслеживают результаты своей деятельности, представляют их Секретарю совета по работе с одаренными и способными детьми (по итогам учебной четверти и учебного года).

 

Учитель:

Ø Обеспечивает комфортность образовательного процесса для школьников.

Ø Выполняет рекомендации педагога-психолога и социальных педагогов.

Ø Составляет индивидуальный образовательный маршрут обучающихся.

Ø Взаимодействует с классным руководителем, педагогом-психологом, социальными педагогами, заместителями директора, родителями.

Ø Отслеживают результаты своей деятельности, представляют их Секретарю совета по работе с одаренными и способными детьми (по итогам учебной четверти и учебного года).

Ø Разрабатывает, корректирует, усовершенствует программы для работы с одареннымидетьми.

Ø Осуществляет мониторинг результативности занятий с одаренными детьми.

Ø Обобщает и систематизирует материалы и результаты работы с одаренными детьми.

Ø Организует творческие отчеты по предмету в рамках реализации программы «Одаренный ребенок».

Ø Готовит материалы, методические рекомендации по организации работы с одаренными детьми.

Ø Повышает методическую активность через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы по реализации программы «Одаренный ребенок».
 Классный руководитель:

Ø На основе рекомендаций педагога-психолога и социальных педагогов корректирует текущий план воспитательной деятельности.

Ø Организует деятельность по выполнению рекомендаций педагога-психолога, социальных педагогов, учителей-предметников с обучающимися, родителями, учителями.

Ø Организует обучающихся на участие в тренингах, коррекционных занятиях, учебных консультациях, кружках, секциях и др. формах.

Ø Отслеживает результаты своей деятельности, представляет их Секретарю совета по работе с одаренными и способными детьми (по итогам учебной четверти и учебного года).

Школьные методические объединения:

Ø Разрабатывают методические рекомендации по работе с одаренными детьми по предмету через предметные комиссии.

Ø Разрабатывают диагностический инструментарий для успешной реализации программы.

Ø Подбирают задания повышенного уровня сложности для одаренных детей.

Ø Обобщают и систематизируют результаты деятельности отдельных учителей, умело организующих работу с одаренными детьми.

Обобщают результаты исследовательской деятельности обучающихся. 

Родители:

Посещают и исполняют консультации психолога, социального педагога, учителей и классного руководителя.

Обеспечивают занятия детей в формах дополнительного образования.

Ресурсное обеспечение программы:

Программа «Одарённый ребенок на 2017-2021гг.» предполагает следующее обеспечение системы работы с одарёнными детьми.

Финансово-экономическое обеспечение:

Ø введение стимулирующих надбавок и доплат педагогическим работникам, эффективно и результативно организующих работу с одарёнными детьми;

Материально-техническое обеспечение:

Ø оснащение современным оборудованием предметных кабинетов, библиотеки, спортивного зала, кабинетов технологии для работы с одарёнными детьми;- оснащение необходимыми материалами организуемых мероприятий с одарёнными детьми;-

Ø оснащение инвентарём и расходным материалом творческих объединений детей.

Научно-методическое обеспечение:

Ø - изучение исследований по теме одарённости;

Ø - проведение методических семинаров и научно-практических конференций по проблемам работы с одарёнными детьми;

Ø - разработка вариативных программ для индивидуального обучения;

Ø - создание методической копилки, включающей учебные пособия, рекомендации, авторские разработки и т.п. по проблеме выявления, обучения и развития одаренных детей

Ø - создание и поддержка функционирования постоянно действующей консультационной службы для родителей одарённых детей.

Прогнозируемый результат:

Ø  формирование школьной базы данных об одарённых детях;

Ø Увеличение количества одарённых детей через разнообразные образовательные события;

Ø  Повышение качества участия в  муниципальных, региональных и Всероссийских олимпиадах школьников;

Ø Функционирование школьного научного общества учащихся;

Ø Увеличение количества участников  конкурсов и социально-значимых проектов;

Ø Проведение школьной конференции;

Ø Проведение ежегодного интеллектуального марафона;

Ø повышение рейтинга школы;

Ø привлечение к работе с одарёнными детьми профессорско-преподавательского состава, специалистов в отдельных областях деятельности, творческих людей.

Критерии эффективности реализации программы работы с одарёнными детьми:

Ø Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

Ø  Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

Ø  Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

Ø Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Возможные риски

Ø  Неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;

Ø  Рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.

 

 

 

 

 


 

На сегодняшний день многие коллеги обозначают перед собой проблему, актуальную для практикующих педагогов - сопровождение одаренного ребенка

На сегодняшний день многие коллеги обозначают перед собой проблему, актуальную для практикующих педагогов - сопровождение одаренного ребенка

В рамках работы по программе мы выделяем следующие категории одаренных детей: Ø

В рамках работы по программе мы выделяем следующие категории одаренных детей: Ø

Было разработано : перспективное и текущее планирование по работе с одаренными и способными детьми; методы диагностики эффективности реализации планов работы с одаренными и способными детьми

Было разработано : перспективное и текущее планирование по работе с одаренными и способными детьми; методы диагностики эффективности реализации планов работы с одаренными и способными детьми

Регулируют и корректируют образовательные процессы, связанные с реализацией программы «Одаренный ребенок»

Регулируют и корректируют образовательные процессы, связанные с реализацией программы «Одаренный ребенок»

Психолог: Ø Изучает психологические особенности обучающихся

Психолог: Ø Изучает психологические особенности обучающихся

Учитель: Ø Обеспечивает комфортность образовательного процесса для школьников

Учитель: Ø Обеспечивает комфортность образовательного процесса для школьников

Организует обучающихся на участие в тренингах, коррекционных занятиях, учебных консультациях, кружках, секциях и др

Организует обучающихся на участие в тренингах, коррекционных занятиях, учебных консультациях, кружках, секциях и др

Научно-методическое обеспечение: Ø - изучение исследований по теме одарённости; Ø - проведение методических семинаров и научно-практических конференций по проблемам работы с одарёнными детьми; Ø -…

Научно-методическое обеспечение: Ø - изучение исследований по теме одарённости; Ø - проведение методических семинаров и научно-практических конференций по проблемам работы с одарёнными детьми; Ø -…

Критерии эффективности реализации программы работы с одарёнными детьми: Ø

Критерии эффективности реализации программы работы с одарёнными детьми: Ø
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2021