Медведева Галина Сергеевна
Воспитатель
РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с
другими людьми.
Авторы М.М. Алексеева и В.И. Яшина отмечают: «Развитие речи является важным приобретением дошкольника. Оно рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей» [1, с. 37].
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельность. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
Многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей, а также их интеллектуального и творческого воспитания помогает решать театрализованная деятельность в детском саду. В театрализованной деятельности дети овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально
насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, последовательность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого об щения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Для развития речи необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. А в этом огромную помощь оказывают игры-драматизации. Принимая участие в различных инсценировках, играх-драматизациях, играх в уголках театрализованной деятельности и т. п., дети становятся участниками разных жизненных ситуаций людей, животных и даже растений, тем самым они на себе могут прочувствовать и ощутить эмоции героев, их чувства, а также окружающий их мир, культуру общения. Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности. Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают
внутреннюю слуховую память ребёнка.
Театрализованные игры используются не только в свободное время, но и в непосредственно - образовательной деятельности: на занятии по развитию речи, по ФЭМП, художественно-эстетическому развитию. На занятии по развитию речи дети составляют сказки, например «Продолжи сказку...», «Измени конец в сказке», «Как бы ты хотел, чтобы закончилась сказка», «Сказки наизнанку». Предлагается детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, лиса добрая, а заяц злой). В результате у детей улучшается культура речи, память, внимание, активизируется словарь. Дети усваивают богатство родного языка, его выразительные средства, используют в речи различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, стараются говорить четко и понятно. Заинтересовать детей театром не сложно, потому что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, приподнятого настроения.
Как считает Е. Белоус, театрализованная игра – это «одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи» [2, с. 67]. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. Рекомендуется с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского. Самыми доступными видами театра для младших дошкольников являются пальчиковый, кукольный театры.
В старшем дошкольном возрасте дети активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более
многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. Разучивая новую роль, ребенок развивает речь, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир. Диалог персонажей учит детей ясно, четко, понятно изъясняться. У них улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, словарь пополняется новыми словами, дети начинают активно им пользоваться.
Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).
Неоспорим тот факт, что, занимаясь с детьми театром, мы делаем их жизнь интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
2. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности / Дошкольное воспитание. – 2009. – №7. – С. 66–70.
3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001
4. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2001.
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.