МБОУ «СШ № 34»
Комплексно-целевая программа
по гражданско-патриотическому воспитанию
«Мы – Россияне»
Срок реализации 2016- 2020гг
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в МБОУ «СШ № 34» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою
материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
· проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
· формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
· утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
· привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Ресурсное обеспечение Программы
Кадровое обеспечение Группа |
Функции |
Состав
|
Административно-координационная |
Осуществление общего контроля и руководства Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив.
|
Директор учреждения
|
Консультативная |
Координация реализации программы.
Проведение семинаров, консультаций.
Подготовка и издание методических рекомендаций. |
Заместитель директора по УВР |
Педагоги учреждения дополнительного образования |
Реализация программы в системе воспитательной работы.
Использование современных воспитательных технологий. |
Педагоги дополнительного образования, педагог - организатор
|
Специалисты, сотрудничающие с учреждением
( социум) |
Организация профессиональной помощи педагогам.
Проведение тренингов, круглых столов, встреч.
Диагностика.
Участие в мероприятиях учреждения |
Методисты, педагоги дополнительного образования, специалисты
|
Возраст детей, участвующих в организации программы.
Сроки реализации программы
Программа «Мы - Россияне» рассчитана на 4 года. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей МБОУ «СШ № 34».
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.
Форма реализации Программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Принципы, положенные в основу массовых мероприятий
Гражданско-патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 4 года: 2018 – 2022гг
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
· Изучить нормативно-правовую базу, подзаконные акты.
· Разработать, обсудить и утвердить план по гражданско-патриотическому воспитанию.
· Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
· Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы – Россияне».
Задачи:
· Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
· Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
· Расширять и укреплять связи и отношения с социальными партнерами.
· Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
· Проводить мониторинг реализации программы.
· Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
· Обобщить результаты работы учреждения.
· Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
· Спланировать работу на следующий период.
Механизм реализации Программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ «СШ № 34» сотрудничает с музеем, библиотеками, общественными организациями.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
Ø Сформированность гражданских навыков:
Ø умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
Ø знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
Ø умение принимать и защищать свои решения;
Ø готовность к участию в общественных делах;
Ø готовность к образованию.
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
Ø патриотизм и любовь к Родине;
Ø права и свобода человека и гражданина;
Ø символика Российской Федерации;
Ø национальное самосознание;
Ø уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.
Количественные параметры:
Ø включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
Ø качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
Ø отсутствие детей с девиантным поведением;
Ø участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
Ø проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
В учреждении, как в образовательной системе:
Ø создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
Ø обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
Ø вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
В образе выпускника:
Ø в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
Ø в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
Ø в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
Ø в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно - прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя следующие направления:
1. Направление «Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
Ø Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
Ø Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
Ø Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. Направление « Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
Ø Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
Ø Формировать культуру проявления гражданской позиции.
Ø Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Направление «Мой край родной»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
Ø Изучать историю родного края.
Ø Воспитывать у обучающихся позицию гражданина Смоленской области.
Ø Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. Направление «Я и семья»
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
Ø Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
Ø Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
Ø Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
Участие в тематических конкурсах, выставках.
Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Формы занятий и подведение итогов планируемых по каждому направлению
№ |
Название направления |
Формы занятий |
Подведение итогов |
1. |
«Связь поколений» |
Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
|
Экспозиция в школьной музейной комнате |
2. |
«Растим патриота и гражданина России» |
Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
|
Фотоотчеты, праздники, выставки, презентации, видеосюжеты |
3. |
«Мой край родной» |
Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
|
Экспозиция в школьной музейной комнате, фотоотчеты, праздники, выставки, презентации, видеосюжеты |
Мероприятия
по реализации программы гражданско -патриотического воспитания
« Мы - Россияне»
№ |
Название мероприятия |
Направление программы |
Ответственные |
|||
I. Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время |
||||||
1 |
Проведение факультативных курсов по военно-патриотической тематике |
|
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
|||
2 |
Экскурсии |
|
Классные руководители |
|||
II. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у обучающихся |
||||||
2.1. Проведение массовых мероприятий учреждения |
||||||
1 |
Мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне |
1 |
Заместитель директора по воспитательной работе, Классные руководители |
|||
2 |
Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества |
2 |
Заместитель директора по воспитательной работе, Классные руководители |
|||
3 |
Организация и проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта |
2 |
Заместитель директора по воспитательной работе, Классные руководители, учителя физ. культуры |
|||
4 |
Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт» |
1 |
Заместитель директора по воспитательной работе, руководитель школьного музея |
|||
5 |
Привлечение родительской общественности к проведению массовых школьных мероприятий |
4 |
Заместитель директора по воспитательной работе, Классные руководители |
|||
6 |
Проведение операции «Забота»: •поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда; • концерты для ветеранов; |
1 |
Заместитель директора по воспитательной работе, совет ветеранов. Классные руководители |
|||
7 |
Встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями тыла |
1 |
Заместитель директора по воспитательной работе, совет ветеранов, Классные руководители |
|||
8. |
Работа кружков и секций |
1 |
Руководители кружков и секций |
|||
9. |
Волонтерская деятельность |
1 |
Старшая вожатая |
|||
10 |
Организация деятельности гагаринской дружины «Галактика – 34» и содружества старшеклассников «Шанс – 34» |
1 |
Старшая вожатая, классные руководители |
|||
2.2. Экскурсионно-туристическая деятельность |
||||||
1 |
Организация экскурсий |
3 |
Заместитель директора по воспитательной работе, Классные руководители |
|||
2.3. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность |
||||||
1 |
Проведение игры «Зарница» |
2 |
Заместитель директора по воспитательной работе, Классные руководители, учителя физ.культуры |
|||
2 |
Проведение спортивной эстафеты «А ну-ка, парни!» |
2 |
Заместитель директора по воспитательной работе, Классные руководители, учителя физ.культуры |
|||
3 |
Проведение соревнований по мини-футболу, волейболу, баскетболу |
2 |
Заместитель директора по воспитательной работе, Классные руководители, учителя физ.культуры |
|||
2.4. Краеведение |
||||||
1 |
Проведение тематических мероприятий «Мой край родной» |
3 |
Заместитель директора по воспитательной работе, Классные руководители, руководитель музея. |
|
||
2 |
Встречи с замечательными людьми города |
3 |
Заместитель директора по воспитательной работе, Классные руководители, |
|
||
3 |
Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на краеведческие темы
|
3 |
Заместитель директора по воспитательной работе, Классные руководители, руководитель музея. |
|
||
4. |
Организация походов по родному краю |
3 |
Заместитель директора по воспитательной работе, Классные руководители, физрук |
|
||
2.5. Общественно полезный труд |
||||||
1 |
Проведение конкурса на самый чистый и уютный кабинет |
|
Заместитель директора по воспитательной работе, Классные руководители |
|||
2 |
Ремонт мебели в кабинетах |
|
Заместитель директора по воспитательной работе, Классные руководители, родители |
|||
3 |
Благоустройство территории учреждения |
|
Заместитель директора по воспитательной работе, Классные руководители |
|||
4 |
Организация работы трудовой бригады в летнее время |
|
Заместитель директора по воспитательной работе, Классные руководители |
|||
2.6. Методическое обеспечение |
||||||
1 |
Создание кино-, видеофонда для проведения тематических мероприятий посвященных: • Дню города; • Дню защитника Отечества; • Дню Победы;
|
|
Заместитель директора по УВР
|
|||
2 |
Организация подписки на периодические издания |
|
Заместитель директора по УВР
|
|||
3 |
Разработка сценариев традиционных школьных праздников
|
|
Заместитель директора по УВР классные руководители |
|||
4 |
Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях |
|
Заместитель директора по УВР
|
|||
5 |
Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций |
|
Заместитель директора по УВР |
|||
6 |
Освещение опыта работы учреждения на сайте школы |
|
Заместитель директора по УВР |
|||
Схема экспертной оценки уровня воспитанности
Методика Н.П. Капустиной
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:
1. Любознательность
2. Трудолюбие
3. Бережное отношение к природе
4. Отношение к школе
5. Красивое в жизни школьника
6. Отношение к себе
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ребенок имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Нормы оценок:
5 - 4,5 - высокий уровень
4,4 - 4 - хороший уровень
3,9 - 2,9 - средний уровень
2,8 - 2 - низкий уровень
1 шкала. Любознательность
5б. Занимается с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Большое стремление получать хорошие результаты своей работы.
4б. На занятии работает, положительные и отрицательные ответы чередуются..
3б. Интерес к занятиям проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы.
2б. Интереса к занятиям не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы.
1б. Заниматься не хочет. Результатами не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству в объединении.
4б. Старается быть внимательным, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству в объединении.
3б. Редко проявляет старание. На занятиях бывает невнимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях.
2б. Заниматься не старается, внимание на занятиях рассеянное.
1б. Заниматься не хочет. В общих делах не участвует.
3 шкала. Бережное отношение к занятиям
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.
4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В мероприятиях участвует редко. Природу не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В мероприятиях не участвует. Проявляет варварское отношение к природе.
1 б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4 шкала. Отношение к учреждению
5б. Полностью выполняет правила для воспитанников, в отношениях с людьми добр. Активно участвует в делах объединения и учреждения.
4б. Правила для воспитанников выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен, активность в делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования педагога выполняет частично. В отношениях с детьми непостоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах объединения и учреждения участвует по настоянию педагога.
2б. Пассивный, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах объединения и учреждения не участвует.
1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5 шкала. Красивое в жизни воспитанника
5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.
3б. Чаще небрежен в делах, неопрятен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть незаметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работ грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хаоса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой умыт, причесан). Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, непричесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.
2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу неумытый и непричесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.
1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.
Тест. Какие вы родители?
1.Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2.Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
3.Интересуются ли дети вашей работой?
4.Знаете ли вы друзей своих детей?
5.Бывают ли друзья вашего ребёнка у вас дома?
6.Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?
7.Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
8.Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
9.Предпочитают ли дети, чтобы во время детских праздников вы были вместе с ними?
10.Бываете ли вы вместе с детьми в театрах, на выставках, концертах?
11.Обсуждаете ли вы с детьми телепередачи?
12.Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
13.Участвуете ли вы в экскурсиях, походах, прогулках?
14.Предпочитаете ли вы проводить вместе с детьми свободное время?
Ключ к тесту
Поставьте себе по два балла за каждый положительный ответ, по одному баллу - за ответ “иногда”. Отрицательный ответ не принесёт вам ни одного балла.
Подсчитайте баллы. Если вы набрали более 20 баллов, то у вас всё благополучно в общении с детьми.
Если у вас набралось от 10 до 20 баллов, то отношения с детьми удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Подумайте, что можно и нужно изменить.
Знаменательные даты
№ |
Месяц |
Знаменательная дата |
1. |
ЯНВАРЬ |
21- День инженерных войск |
27 –День воинской славы России День снятия блокады города Ленинграда |
||
3. |
ФЕВРАЛЬ |
2- День воинской славы России День разгрома советскими войсками немецко – фашистских войск в Сталинградской битве ( 1943 год) |
15- День памяти воинов –интернационалистов в России |
||
8 – день юного героя – антифашиста. |
||
23- День защитника Отечества |
||
3. |
МАРТ |
1- Всемирный день гражданской обороны |
19- День моряка -подводника |
||
21- Всемирный день Земли Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации |
||
27- День внутренних войск МВД РФ |
||
4. |
АПРЕЛЬ |
8- День сотрудников военных комиссариатов |
11-День освобождения узников концлагерей |
||
12- День космонавтики |
||
18- День воинской славы России День победы воинов Александра невского над немецкими рыцарями на Чудском озере ( Ледовое побоище, 1242 год) |
||
26 –День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах |
||
5. |
МАЙ |
9- День победы советского народа в Великой Отечественной войне |
13 –День черноморского флота |
||
28 –День пограничника |
||
6. |
ИЮНЬ |
9 – Международный день друзей |
12 – День России |
||
22- День памяти и скорби Начало Великой Отечественной войны |
||
7. |
ИЮЛЬ |
10-День воинской славы России День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении ( 1709 год) |
27- День Военно –Морского Флота России |
||
21 –день города Юхнова |
||
8. |
АВГУСТ |
1-День тыла Вооруженных сил РФ |
2- День Воздушно – десантных войск |
||
6- День железнодорожных войск РФ |
||
12- День Военно –воздушных войск |
||
17 –День Воздушного флота России |
||
22- День государственного флага России |
||
23- День воинской славы России День разгрома советскими войсками немецко –фашистских войск в Курской битве ( 1943 год) |
||
9. |
СЕНТЯБРЬ |
3- День солидарности в борьбе с терроризмом |
8 –День воинской славы России День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией ( 1812 год) |
||
|
||
11- День воинской славы России День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра ( 1790 год) |
||
12 – Международный день памяти жертв фашизма |
||
14 – День танкиста
|
||
17 - день освобождения Калужской области от фашистских захватчиков. |
||
10. |
ОКТЯБРЬ |
1-День сухопутных войск |
4- День военно- космических сил РФ |
||
20 –День военного связиста |
||
24 –День подразделений специального назначения |
||
28 –День армейской авиации |
||
30 –День памяти жертв политических репрессий |
||
11. |
НОЯБРЬ |
5- День военного разведчика |
7- День воинской славы России *День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов ( 1612 год) *День Октябрьской революции 1917 года |
||
10 - День милиции |
||
13- День войск радиационной, химической и биологической защиты |
||
15 –Всемирный день призывника |
||
19 –День ракетных войск и артиллерии |
||
27 –День морской пехоты |
||
12. |
ДЕКАБЬ |
1-День воинской славы России День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп ( 1853 год) |
5- День воинской славы России День начала контрнаступлений советских войск против немецко –фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) |
||
9- День героев Отечества |
||
17 –День Ракетных войск стратегического назначения |
||
24 -День воинской славы России День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова ( 1790 год) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.