Обобщение опыта по теме "Формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся в условиях безотметочного обучения"
Оценка 5

Обобщение опыта по теме "Формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся в условиях безотметочного обучения"

Оценка 5
docx
28.03.2022
Обобщение опыта по теме "Формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся в условиях безотметочного обучения"
Формирование контрольно-оценочной деят-ти.docx

Формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся

в условиях безотметочного обучения

 

О.Н.Анкудинова, учитель начальных классов

МКОУ «Уксянская СОШ»

 

 

   Безотметочное обучение - это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат обучения, включает уровень усвоения обучающимися знаний по предметам и уровень его развития. Эта система ориентирована на обучение по адаптивной модели- обучение всех и каждого, а каждого в зависимости от его индивидуальных особенностей.

    Главная задача учителя - научить обучающихся самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности обучающегося. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

     Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе, с разъяснения смысла слов - «цена» и «оценка». Организовывая наблюдения за природой и за предметами, за действиями и поступками людей, нужно подвести детей к пониманию того, что всё на свете имеет «цену». Поскольку первоклассник в силу возрастных особенностей не готов серьёзным размышлениям и мир воспринимает душой и глазами, начинается работа с описания зримого и чувственного образа. Обучаясь в первом классе, дети приобретают следующие умения:

-оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью «Волшебных линеечек», цветовой радуги и т.д.;

-соотносить свою оценку с оценкой учителя;

-договариваться о выборе образца для сопоставления работ;

-обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.

    На первых уроках, работая над  этим, можно выяснить, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу. Необходимо обсудить, что даёт красиво выполненная работа самому себе. Итак, вырабатывается первый критерий-аккуратность.

     Во втором классе оценочная деятельность обучающихся становится более осознанной. Например, по русскому языку предлагается задание: «Подобрать пять слов с парной согласной в корне слова». Вначале необходимо выяснить, что надо знать и уметь для достижения цели. Таким образом, составляется план совместных действий, определяется последовательность. После завершения работы идёт самопроверка, где ребёнок учится контролировать самого себя. На полях тетради фиксирует знаком, символом результат выполнения задания. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой. При таком несовпадении идёт разъяснительная работа с обучающимся. Ошибки, исправленные детьми, считаются их достоинством, так как в большинстве случаев своих ошибок дети не видят.

    Систематическое вовлечение детей  в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

   Первый и второй этап формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в 1 - 2 классах. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение обучающихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

    Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения. Данный этап можно считать завершённым, когда обучающиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут сами составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе.

   Некоторые приёмы оценочной деятельности:

- Лесенка. Обучающиеся на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал.

- Волшебная линеечка. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик.

-Светофор. Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный - я умею сам, жёлтый - я умею, но не уверен, зелёный - нужна помощь.

    Учитель отслеживает знания обучающихся с помощью:

-Лист учебных достижений.

- Лист рубежного контроля.

-Журнал учёта учебных достижений.

- Тетрадь открытий.

-Тетрадь «Что я знаю и умею».

   Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности. Например,

-не скупиться на похвалу

-хвалить исполнителя, критиковать исполнение

-ставить перед ребёнком только конкретные цели.

Выводы:

-за безотметочным обучением будущее

-происходит реальное развитие оценочных умений

-снижается уровень общей и учебной тревожности

-осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения

- система оценивания позволяет увидеть достижения обучающегося в сравнении с самим собой.

    Проблемы:

-продолжается поиск форм отслеживания результатов достижений обучающихся

-необходимо разработать критерии оценивания обучающихся по предметам

-необходимо взаимодействие учителей начальных классов и учителей-предметников в разработке единой системы оценивания.

 

 

   


 

Формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся в условиях безотметочного обучения

Формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся в условиях безотметочного обучения

На полях тетради фиксирует знаком, символом результат выполнения задания

На полях тетради фиксирует знаком, символом результат выполнения задания

Проблемы: -продолжается поиск форм отслеживания результатов достижений обучающихся -необходимо разработать критерии оценивания обучающихся по предметам -необходимо взаимодействие учителей начальных классов и учителей-предметников в разработке единой…

Проблемы: -продолжается поиск форм отслеживания результатов достижений обучающихся -необходимо разработать критерии оценивания обучающихся по предметам -необходимо взаимодействие учителей начальных классов и учителей-предметников в разработке единой…