Обобщение опыта по теме "Игры и игровые элементы на уроках биологии"
Оценка 4.9

Обобщение опыта по теме "Игры и игровые элементы на уроках биологии"

Оценка 4.9
docx
29.08.2024
Обобщение опыта по теме "Игры и игровые элементы на уроках биологии"
игровые технологии. публикация.docx

Обобщение опыта по теме

«Игры и игровые элементы на уроках биологии»

(учитель биологии МБОУ «Сивинская СОШ»

Коняева Мария Борисовна)

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”

 А. Франс

Самым эффективным видом познавательной деятельности является игра. Благодаря игре учитель имеет возможность в яркой и увлекательной форме расширить и углубить знания, продемонстрировать их на практике.

Основная цель игры - повысить учебную и познавательную мотивацию учащихся на уроках и тем самым повысить эффективность обучения.

Для учащихся игра - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения, развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях.

В структуру игры как деятельности входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которой личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворение потребности в самоутверждении и самореализации.

Игровая деятельность используется в следующих формах: 
- в качестве самостоятельной технологии для усвоения понятий, темы, и даже раздела учебного предмета; 
- как элементы более обширных технологий; 
- в качестве урока или его части; 
- как технология внеклассной работы. 
В основе понятия игровая педагогическая технология лежит довольно обширная 
группа методов и приемов педагогического процесса в форме различных педагогических игр. 

Использовать игровые уроки возможно при закреплении пройденного материала, при переходе к изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, в процессе обобщения изученного материала, при контроле знаний и умений, при проверке знаний, а также при мотивации, целеполагании и рефлексии.

Существует множество предметных игр, позволяющих развивать общеучебные умения и навыки. К примеру, важно научить ребенка работе с текстовой информацией. В биологии большое значение имеет терминологическая работа. Порой работа с учебником, повторение терминов на уроке кажется школьнику чем-то неинтересным, поэтому можно ее проводить в развлекательной форме. Такие игры позволяют удерживать внимание и интерес.

 

·           Пересказ по кругу.

Прочитать текст. Игроки (5-7) человек встают перед классом. Ведущий указывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее каждый говорит по одной фразе и так до конца. Одноклассникам предстоит исправить ошибки, если они были, выбрать самого активного.

·         Дотошный ученик

Для хорошего усвоения материала иногда нужно уметь запомнить самые мелкие подробности текста. Прочитать текст быстро, но внимательно, затем составить список вопросов. Выигрывает тот, у кого этот список будет длиннее и подробнее.

·         Термин

Перед началом игры класс делится на команды (лучше по рядам). Назначаются ассистенты. Учащимся, сидящим за первыми партами в каждом ряду, дается тетрадный лист, на котором стоит номер команды. Учитель называет какую-либо тему. По команде учителя ученик пишет любой термин, связанный с материалом темы и передает листок товарищу по парте. Тот тоже пишет термин и передает следующему. Повторяться нельзя. Если ученик не вспомнил никакой термин, он передает листок дальше, ничего не написав. Игра идет ровно 1 минуту. Ассистенты собирают листки, проверяют правильность терминов, производят подсчеты и определяют команду-победительницу.

·         Вопрос – ответ   

Цель –  закрепление пройденного материала. В конце урока в течение нескольких минут ассистенты раздают учащимся листы. Школьники по команде учителя записывают свою фамилию и формулируют любой вопрос по данному материалу. Ассистенты собирают листки, перемешивают их и раздают вновь. Каждый обучающийся, получив листок с вопросом, пишет на другой стороне свою фамилию и отвечает на вопрос. Ассистенты через 1 минуту опять собирают листки, садятся за последнюю парту, проверяют и оценивают работы.

·         Шифровальщик 

Тема «Размножение»

- я утверждаю, что гамета — это половая клетка

-что сперматозоиды бывают разных форм и они подвижны

-что у водорослей, мхов и папоротников размножение происходит со сменой полового и бесполого поколения (гаметофита и спорофита)

- что зигота- это оплодотворенная яйцеклетка

-что конъюгация - это бесполое размножение

- что вегетативно могут размножаться не только растения, но и животные

-что при бесполом размножении передаются измененные наследственные качества родителей

- что почкование - половое размножение

- что бесполое размножение самый древний способ      воспроизведения (111101001)

 

·         Четвертый лишний 

Убрать лишнее слово из ряда понятий с объяснением.

1.Ольха, дуб, шиповник, осина (шиповник).

2. Астра, нарцисс, хризантема, георгин (нарцисс).

3. Липа, орешник, береза, секвойя (секвойя).

4. Ель, сосна, пихта, кедр (кедр).

5. Лисички, мухомор, опята, боровик (мухомор).

6. Шампиньон, груздь, опята, подберезовик (подберезовик).

7. Грач, снегирь, воробей, синица (воробей).

8. Ястреб, сокол, беркут, малиновка (малиновка).

9. Корова, коза, лошадь, бык (бык).

10. Рысь, шакал, тигр, пантера (шакал).

   

·         Пятый лишний

Из первых букв лишних слов складывается ключевое слово.

1.      Семейство мотыльковые: донник белый, клевер луговой, горох посевной, клевер ползучий, земляника лесная (земляника лесная).

2.      Семейство крестоцветные: редька дикая, пастушья сумка, ежа сборная, клоповник сборный, ярутка полевая. (ежа сборная).

3.      Семейство астровые: тысячелистник обыкновенный, одуванчик лекарственный, ромашка лекарственная, манжетка обыкновенная, нивяник обыкновенный (манжетка обыкновенная).

4.      Семейство розовые: липа мелколистная, рябина обыкновенная, земляника лесная, черемуха обыкновенная, шиповник коричный. (липа мелколистная).

5.      Семейство злаковые: тимофеевка луговая, ярутка полевая, мятлик однолетний, пшеница мягкая, пырей ползучий (ярутка полевая).

Ключевое слово: Земля.

·         Составляйки 

Из первых букв правильных ответов составляется ключевое слово.

Тема «Моховидные»

              1. У моховидных нет…

П. Корней

Ф. Стеблей

В. Всех этих органов

С. Листьев

            2. С заселением леса кукушкиным льном может начаться…

                  Р. Заболачивание леса

                  А. Осушение сырых мест

                  Т. Замена хвойных на лиственные деревья.

            3.  Высота кукушкина льна не бывает более.

                 О. 30 см

                 Ж. 5 см

                 Б. 15 см

                 Э. 10 см.

            4. К моховидным растениям относятся….

                К. Сфагнум

                О. Ламинария

               С. Все эти растения

               Ф. Олений мох

         5. Мужские и женские гаметы у кукушкина льна …

               У. Развиваются на одном растении

               А. На разных растениях

               Н. Развиваются в специальных образованиях отдельно от самого растения.

               Ж. Отсутствуют.

         6. Споры кукушкина льна развиваются…

               Р. На верхушке женского растения.

              О. На верхушке мужского растения

              К. На нижней стороне листьев

              У. Основания ризоидов.

         7. Яйцеклетка у кукушкина льна созревает…

              В. У основания ризоидов женского растения.

              А. На нижней стороне листьев женского растения.

              И. На верхушке женского растения.

              Г. На заростке.

        8. Из споры кукушкина льна во влажной почве формируется…

             Щ. Зигота.

             Ю. Заросток.

             О. Тонкая зеленая нить

             Я. Спороносный колосок.

         9. Необходимое условие для оплодотворения мхов – это…

             Т. Наличие воды

             Б. определенная температура почвы.

             С. Недостаток воды.

             М. определенная температура воздуха.

      10. У сфагнума есть…

             Л. Ризоиды

             Ы. Листья.

             З. Цветки.

             К. Все эти органы.

          Ключевое слово: прокариоты

·         Устный контроль знаний (тема «Ткани растений)

Ученикам раздаются карточки с названиями тканей, если на карточке написан ответ на вопрос, поднимают ее, за верный ответ получают жетон.

1.      В клетках какой ткани происходит фотосинтез?

2.      Какая ткань защищает все органы растения?

3.      Примером какой ткани являются волокна луба и древесины?

4.      К какой ткани относится камбий?

5.      По клеткам какой ткани передвигаются различные вещества?

6.      В какой ткани откладываются питательные вещества?

7.      Клетки какой ткани располагаются друг над другом?

8.      К какой ткани относится кожица? и т.д.

Далее ученики рассказывают все, что знают о ткани, название которой у них указано на карточке. За ответ получают 2 жетона. В конце игры подсчитываются жетоны и выводятся оценки.

 

·         Письменный контроль знаний в виде элементов игры. (Задания типа: Да - нетка или верные утверждения, решение кроссворда, на соответствие, последовательность, найди биологические ошибки в тексте, четвертый лишний и т.д.).

Задание. Найдите в тексте биологические ошибки.

Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, работы хватало всем. Мы окучивали,  поливали, выбирали из почвы дождевых червей, чтобы они не повредили корни огородных растений. После работы мы мыли руки с мылом, ведь под ногти могли попасть яйца печеночных сосальщиков – опасных паразитов человека. А однажды на бабушкину капусту напали белые планарии и стали объедать сочные листья. Мы всех червей собрали и уничтожили. Летом мы поработали на славу, а осенью собрали небывалый урожай.

Задание.

Что здесь лишнее? Почему?

1.      Печеночный сосальщик, свиной цепень, медицинская пиявка, белая планария.

2.      Человеческая аскарида, печеночный сосальщик, нереис, свиной цепень.

3.      Пескожил, белая планария, ложноконская пиявка, дождевой червь.

·         Креативные задания, развивающие творческие способности:

1.Опишите амебу обыкновенную, используя только прилагательные.

2.Представьте, что вы - эвглена зеленая. Опишите свои ощущения.

3.Найти биологическую неточность в стихотворениях поэтов.

Например, выткался над озером алый цвет зари

На бору со звоном плачут глухари.         

Где – то плачет иволга, схоронясь в дупло,

Только мне не плачется - на душе светло. (С.Есенин).

Травка зеленеет, солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

Дам тебе я зерен, а ты песню спой,

Что из стран далеких принесла с собой. (А.Н. Плещеев).

4.Придумать рекламу отряду Акулы.

5.Придумать ребусы о рыбах, земноводных, пресмыкающихся.

·         .Межпредметные занимательные задания и задачи:

Тема «Птицы»

       1.  Еще светло перед окном,

            В разрывы облак солнце, блещет,

            И воробей своим крылом,

            В песке купаяся, трепещет... А. Фет

           Почему воробьи принимают «песочные» ванны?

      2. «Тысяча воронков, слетевшись с разных сторон, повисла двумя черно-белыми     гирляндами над ши­рокой улицей чуть выше крыш домов. Издали провода на которых сидят ласточки, видны только своим блеском, и кажется, что птицы держатся в воздухе на сверкающем луче» (Л. Семаго. «Аристократы неба»).

Почему ласточки не погибают, когда садятся на провода линий электропередач?

3. У короедов неприятель,

   Еще не знавший поражения.

   — Иду на вы! — стучит им дятел,

  Предупреждая о сражении.

                                    В. Назин            

Почему у дятла не происходит сотрясения мозга, ког­да он долбит клювом твердую древесину?

4. Что нашло отражение в загадках?

а) Триста орлов, пятьдесят соколов, дерево сухое, верх золотой. (Год)

б) Летит орел, во рту огонь, на конце хвоста челове­чья смерть. (Ружье)

в) Орел, а не птица. Орел, а не летает. ( Река и город)

5. Названия каких птиц России совпадает с названиями растений? (рябчик, чечевица, подорожник)

6.. Какие русские фамилии произошли от назва­ний птиц?

7.. Какая птица изображена, на государствен­ном гербе, флаге и деньгах Гватемалы? Почему? (гватемальский квезал).

8. Какая птица является частью струнного музыкального инструмента? (гриф)

9. С какой скоростью летят ласточки, если они за 12 часов без остановок перелетают Средиземное море? (10- 15 м/с)

10. В течение одного часа самка мухоловки-пест­рушки прилетает к гнезду с кормом 26 раз. За это время она преодолевает расстояние от гнезда к месту охоты и обратно, равное 2,5 км. Добывает корм птенцам мухолов­ка-пеструшка по 18 часов в сутки. Период выкармлива­ния птенцов составляет 18 дней.

Какое расстояние преодолевает мухоловка-пеструш­ка за сутки в период кормления птенцов? Сколько километров налетает мухоловка-пеструшка за весь период выкармливания птенцов? 2,5-18 = 45 км.

45•18 = 810км.

11.На чьем оперении богиня Гера разместила все 100 глаз Аргуса? ( Павлина)

12. Какая птица своей песней отгоняла от ложа китайского императора смерть, если верить Андерсену Х. (соловей).

Игры включают в себя много занимательных заданий, среди них самыми увлекательными являются различные загадки, которые можно использовать в любой теме.

Урок – зачет в игровой форме (« Вертушка») для старших классов (разд. матер.)

По теме «Эволюция», « Происхождение и развитие жизни на Земле».

Класс делится на группы, каждая выполняет свое задание. По истечении времени учитель подает сигнал, проводят самопроверку по эталону, оценивают его. После этого группа переходит к другому столу и выполняет следующее задание и т.д.

Стол №1- задание по теме «Эволюция».

Стол №2 – задание по теме «Происхождение жизни»

Стол№3 – задание по теме «Развитие жизни»

Стол №4 – задания на эрудицию и смекалку. ( Кроссворд, рисунки с изображением растений и животных определенной эры). За каждое задание получают баллы или отметки, данные заносятся в итоговую таблицу. В журнал выставляется одна отметка. 

·         Игра «Биологическое лото»

·         Раздаются альбомные листы, на которых приклеены картинки растений изученных семейств и набор полосок с названиями семейств. Ученики должны на картинки с растениями  разложить полоски с названиями семейств, к которым они относятся.

·         Шарады

·         Викторины

·         Кроссворды

·         Игры включают в себя много занимательных заданий, среди них самыми увлекательными являются различные загадки, которые можно использовать в любой теме.

 

·         Игровые элементы ИКТ (презентации, ЦОРы, учебные диски), тренажеры.

·         Синквейны (примеры)

Составление синквейна  полезно для выработки  способности к анализу, требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).  

Предлагаются следующие способы работы учащихся с синквейнами:

1.Составление нового синквейна (индивидуально, в парах, в группах).

2.Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

3. Анализ    неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Жизнь
живая, протекающая
размножаться, развиваться, существовать
способ бытия сущностей
загадка

Биология

Интересная, значимая

Открывает. Изучает. Экспериментирует

Помогает понять живую природу

Наука

Мутация
Случайная, стойкая.
Изменяет, проявляется, наследуется.
Не было бы счастья, да несчастье помогло!
Эволюция.

·         Нестандартные  уроки в игровой форме очень разнообразны:

1.Уроки – игры.  (Деловая игра, ролевые игры, игра – моделирование, конференция,

  урок - сказка, спектакль, путешествие, аукцион, ярмарка знаний, прощание с ботаникой, зоологией).

2.Уроки – соревнования (состязание, конкурс, турнир, КВН)

3.Игровые мероприятия во внеклассной работе:

- Игра – путешествие

- Своя игра

- Счастливый случай

- КВН

-_Брейн – ринг

-Что? Где? Когда?

- Занимательная викторина

-Занимательный час

- Турнир знатоков

- Экологический калейдоскоп

 

 Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по биологии, раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.

 

 

Литература

1.Кузнецова А.А. , Чуракова С.В., Кузнецов В.Н./Познавательный интерес. Условия его развития/№2, 1996.//Биология в школе/.

2.ЛяшенкоН.В., Попова,Е.В., Артеменко В.П., МаслакЕ.Н.«Творческая мастерская              учителя», «Секреты Эффективности современного урока», Издательство  «Учитель»,2014 3.Т.С.Сухова. Урок биологии. «Технологии развивающего обучения». (Б-ка учителя). – М.

« Вентана – Граф»,

Ресурсы Интернета

1.http://thl.narod.ru – игровые технологии на уроке.

2.festival.1september.ru/articles/594505

 

 





 

Обобщение опыта по теме «Игры и игровые элементы на уроках биологии» (учитель биологии

Обобщение опыта по теме «Игры и игровые элементы на уроках биологии» (учитель биологии

Пересказ по кругу. Прочитать текст

Пересказ по кругу. Прочитать текст

Ольха, дуб, шиповник, осина (шиповник)

Ольха, дуб, шиповник, осина (шиповник)

О. Ламинария

О. Ламинария

Письменный контроль знаний в виде элементов игры

Письменный контроль знаний в виде элементов игры

Почему у дятла не происходит сотрясения мозга, ког­да он долбит клювом твердую древесину? 4

Почему у дятла не происходит сотрясения мозга, ког­да он долбит клювом твердую древесину? 4

Игровые элементы ИКТ (презентации,

Игровые элементы ИКТ (презентации,

Литература 1. Кузнецова А.А. ,

Литература 1. Кузнецова А.А. ,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2024
Посмотрите также: