Обобщение опыта по теме «Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности учащихся».
Оценка 4.9

Обобщение опыта по теме «Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности учащихся».

Оценка 4.9
docx
03.04.2020
Обобщение опыта по теме «Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности учащихся».
Опыт 1.docx

 

Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию опыт по теме «Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности учащихся».  ( Слайд 1 -  11 сек.)

Первый класс. Первый урок. Они навсегда остаются в нашей памяти.

Любознательные и немного напуганные глаза ребят, и ещё более напуганные глаза родителей, бабушек, дедушек. Все с тревогой и волнением вступают на нелёгкий,  путь. Я волнуюсь, наверное, всех больше, потому, что понимаю, каким будет этот путь во многом зависит от меня.

Многие считают, что самое главное научить ребёнка читать, писать, считать, решать задачи. Безусловно, это важно, но многие дети приходят уже умея читать, считать и даже писать.  (Слайд 2 -33 сек.)

Но современное  начальное общее образование  в соответствии с ФГОС ориентировано на:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- формирование основ умения учиться;

- способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

- планирование своей  деятельности;

- осуществление  контроля и оценки, взаимодействование с педагогом и сверстниками в учебной деятельности. (Слайд 3 – 12 сек.)

 

Цель обучения на этапе начального общего образования является научить ребёнка учиться, взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса.

Принимая ребят в первый класс  была проведена диагностика  и  как видим из графика были выявлены следующие проблемы:  (Слайд 4 -15 сек.)

- недостаточный уровень сформированности  учебно - организационных умений, следствием чего является отсутствие самостоятельности, интеллектуальной зрелости, коммуникативных умений, снижение познавательной активности;

- недостаточный уровень  сформированности   регулятивных и познавательных УУД.  (Слайд 5 – 18 сек.)

 


В связи с этим, определилась необходимость поиска эффективных методов и приемов развития личности младших школьников. При изучении             системно - деятельностного подхода,  обучения  содержания программ, было установлено, что 
организация исследовательской деятельности поможет устранить проблемные зоны развития учащихся.

Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний.

Исследовательская деятельность обеспечивает условия для продуктивного развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших  школьников, является средством активизации обучающихся, формируя у них интерес к изучаемому материалу, позволяет расширить рамки изучаемого, то есть решить все выше перечисленные проблемы.  (Слайд 6 – 37 сек.)

В отечественной педагогике  накоплен богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности   в  трудах:

А. М. Каменского,  В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д.Б. Эльконина, Ш. А. Амонашвили.

Например, в трудах В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина доказано, что в учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность, наиболее полно проявляются оригинальность мышления и творчество школьников.  (Слайд 7 – 21 сек.)

Организацию учебно - исследовательской деятельности  я осуществляю через урок  и внеурочную деятельность:  (Слайд 8 – 6 сек.)

Урок - исследование в начальной школе – это особая разновидность проблемного урока, на котором дети учатся сами отыскивать проблемы и особым образом скомпоновывать материал, находить пути их решения, и формы представления.  

Урок-исследование включает в себя следующие ступени работы:

- актуализацию прежних знаний; 

- возникновение интеллектуального затруднения; 

- осознание проблемы учащимися, ее словесное оформление; 

- свободную  дискуссию (высказывания, любые, даже самые абсурдные предположения по поводу вариантов решения проблемы); 

- проверку  высказанных гипотез, выделение и обоснование той из них, которая является истинной в данной учебной ситуации; 

- словесное оформление вывода и фиксацию его (в устной или письменной форме); 

- применение полученных знаний на практике; 

- введение нового материала, в котором содержатся факты, не соответствующие первоначальному выводу;

- цепочку  микроисследований, связанных с решением частных исследовательских задач; 

- выводы, обобщение наблюдений.   (Слайд 9 – 14 сек.)

Невозможно проводить каждый урок  урок - исследование, но элементы такого урока  я применяю практически на каждом уроке.

На разных этапах урока я  использую:

Буриме

Математические фокусы

Задания с магическими квадратами

Игровые задания исследовательского характера

Математические головоломки, ребусы

Задачи на развитие логики

Задачи  на  смекалку

Интеллектуальный тренинг                            

 Задания на нахождение закономерностей ( Слайд 10 – 15 сек.)

На этапе актуализации знаний урока математики, я включаю математические фокусы, магические квадраты. Для детей само название фокуса привлекательно и интересно.

Предлагаю детям угадать задуманное число  «Угадать задуманное число».

1.            Задумайте число от 1 до 20

2.            Прибавьте к нему 5.

3.          Результат умножьте на 3.

4.       От того, что получилось, отнимите 15 и запомните ответ.

5.       Если вы назовете мне ответ, я скажу, какое число вы загадали.

( Слайд 11 – 24 сек.)

Предлагаю ребятам задание с магическими квадратами. Необходимо заполнить квадрат недостающими числами. Сумма чисел по вертикали, горизонтали, диагонали одинакова. ( Слайд 12 – 9 сек.)

 

На уроках литературного чтения применяю «Буриме».

Это весёлая игра, заключающаяся в сочинении весёлых стихов, чаще шуточных на заданные рифмы, иногда на заданную тему. Она  развивает у детей воображение, логическое мышление, память.

(Слайд 13 – 15 сек.)

 

Но более подробно мне хотелось бы остановиться  на исследовательских проектах. Проектную деятельность я применяю на уроках окружающего мира с 1 класса.  Образовательная программа курса «Окружающий мир» дает большие возможности для использования  исследовательской проектной деятельности.

Вместе с детьми были созданы следующие проекты: «Какой мёд полезнее», «Соки польза или вред», «Домашние и дикие животные», «Родной посёлок», «Профессии», «Красная книга», «Насекомые», «Домашние питомцы» и другие. (Слайд 14 – 27 сек.)

 

При изучении темы «Насекомые». У Насти возник вопрос «Любой ли  мёд полезен?». Потому что она видела папа привозил с пасеки мёд разного цвета.   В результате  появился проект, «Какой мёд полезнее».

Настя выдвинула гипотезу, что не весь мёд полезен. Взяв разные образцы мёда домашний, купленный на рынке и в магазине. Она проводила исследования. На некоторое время в мёд положила кусочек хлеба, если хлеб затвердеет, значит, мёд настоящий. Размешала мёд с водой. В медовую воду капнула йод. Если вода станет синей, значит, мёд ненастоящий.

В результате Настя пришла к выводу, что не весь мёд полезен, т.к. существует поддельный ненатуральный мёд.

После презентации этого проекта у детей появился интерес к натуральности и пользе продуктов, которые мы покупаем. И были исследованы йогурты, соки, молоко и т.д. ( Слайд 15 – 53 сек.)

 

Понятно, что в рамках урока недостаточно времени для работы над проектами. Работа продолжается и во внеурочной деятельности.

Мои ученики заканчивают 2 класс. И уже сейчас заметна динамика решения проблем  выявленных в начале 1 класса.

Дети научились ориентироваться в огромном информационном пространстве, самостоятельно добывать информацию, умеют принимать субъективное решение, видеть, формулировать и решать проблемы.

Дети стали более самостоятельными, коммуникативными, что подтверждается участием в различных мероприятиях и конкурсах.

( Слайд 17 – 17 сек.)

Мой  опыт  был  презентован на педагогическом совете, курсах повышения квалификации, в  рамках  региональной программы «Реализация инновационных проектов», на Всероссийской педагогической конференции «Российское образование: актуальные проблемы и пути их решения».

( Слайд 18 – 17 сек.)

"Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку".  

Д.И. Писарев

( Слайд 19 – 19 сек.)

Спасибо за внимание. ( Слайд 20– 1 сек.)


 

Скачано с www.znanio.ru

Добрый день, уважаемые коллеги

Добрый день, уважаемые коллеги

В связи с этим, определилась необходимость поиска эффективных методов и приемов развития личности младших школьников

В связи с этим, определилась необходимость поиска эффективных методов и приемов развития личности младших школьников

Слайд 9 – 14 сек.) Невозможно проводить каждый урок урок - исследование, но элементы такого урока я применяю практически на каждом уроке

Слайд 9 – 14 сек.) Невозможно проводить каждый урок урок - исследование, но элементы такого урока я применяю практически на каждом уроке

Предлагаю ребятам задание с магическими квадратами

Предлагаю ребятам задание с магическими квадратами

Понятно, что в рамках урока недостаточно времени для работы над проектами

Понятно, что в рамках урока недостаточно времени для работы над проектами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020