Обобщение опыта по теме "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"а

  • docx
  • 03.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала обощение опыта по здоровьесбережению.docx

МБОУ Павловская СОШ № 3

 

 

 

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

учителя начальных классов

Германовой Н.П.

 

 

 

 

 

г.Павловск

 

    По теме «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе» я работала с 2006 по 2011 учебный год.

    Цель моей работы - в условиях школы при детском санатории организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы сохранялось и укреплялось здоровье детей; выявит и использовать технологии, позволяющие обеспечить сохранение и формирование здоровья школьников и усвоение ими образовательного стандарта в процессе обучения; создать комплекс мер психолого-педагогической поддержки и оздоровления учащихся.

    Здоровьесберегающие технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приёмов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

   Здоровье закладывается в детском возрасте. Начальной школе в этом отводится значительная роль, так как через неё проходят все.

    Поэтому проблема укрепления и сохранения здоровья детей пробудила у меня желание создать на уроке условия, позволяющие отодвинуть усталость и избежать переутомления учащихся.

    Необходимым условием сохранения здоровья в процессе учебного труда является чередование работы и отдыха. Характер отдыха должен быть противоположен характеру работы.

    Для ребёнка очень полезны занятия дыхательной гимнастикой и выполнение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

    Правильное расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно при помощи образного представления отключать мышцы от импульсов, идущих от двигательных центров головного мозга. Под воздействием релаксации появляется приятное ощущение лёгкости.

    Правильное общее расслабление мышц связано с ощущением отдыха. Кратковременный отдых в таком положении, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливает силы и работоспособность.

     Выражение лица и эмоции биологически связаны. Манипуляции лицевыми мускулами, сопровождающими состояние радости, вызывают такую активность, как и естественная радость. Существуют непосредственные внутренние связи между определёнными движениями лицевых мускулов, функционально независимой двигательной активностью и активностью головного мозга. Нужно почаще предлагать учащимся показывать радость и удовольствие, педагогу почаще радоваться самому – и усталости как не бывало.

    Задача оздоровления имеет воспитательный аспект, который состоит в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимании ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.

   Воспитание успешно, если оно системно. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

    Задача внеклассной работы состоит в том, чтобы на основе интересов учащихся расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта; содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма.

    Внеурочная деятельность детей строится с учётом физического, психического и социального благополучия ребёнка. Задача педагога состоит  в создании системы воспитательной работы в классе, способствующей формированию каждого ребёнка как личности, реализуя принцип «сначала изучить, потом воспитывать».

     Наряду с учителями начальных классов я участвовала в реализации «Проекта «Здоровье» . Я освоила новый предмет – Уроки здоровья. Кроме этого я работала над изучением программ Л.А Обуховой, Н.А Лемяскиной «Уроки здоровья»;  Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной «Са-фи-дансе»; В.Г. Алямовской «Здоровье»; Чистяковской  «Психогимнастика»; Е.Е. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления»; метода Е.С Аветисова «Глаза».

     К организации учебно-воспитательного процесса осуществляется валеологический подход.

   Для оптимизации учебного процесса Я заменила отметочную форму низкой оценки развёрнутой устной и письменной оценкой учителя.

    В результате бесед с родителями было выяснено, что родители к такой замене относятся положительно. У детей они замечали успехи в изучении предметов.

   Каждый день в классе проводила диагностику учащихся с помощью методики «Моё настроение». В начале первого и в конце четвёртого урока детям предлагалось положить квадратик такого цвета, который соответствует их настроению: красный – «Мне очень хорошо!», зелёный – «Я спокоен», серый – «Мне скучно», чёрный – «Мне плохо». К концу первой недели заезда в коробочке стало появляться больше зеленых и красных квадратиков.

   С теми детьми, у которых чаще всего бывает плохое настроение, я беседовала индивидуально. Если моей помощи было недостаточно, направляла их к психологу.

  Перед уроками я проводила зарядку под музыку, которая взбадривает детей и настраивает их на плодотворную работу. Во время уроков использую психогимнастику, ландшафтотерапию, физкультминутки, музыкальное сопровождение фрагментов урока, динамические паузы, игры.

    При проведении урока чтения в 3-ем классе по теме «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и его прекрасной царевне Лебеди» ознакомление со сказкой я проводила под звучание спокойной тихой музыки. После задания вопроса «Что вам понравилось в этом отрывке?» дети высказали свои необычные мнения. Почти все, сказали, что очень понравилось чтение под музыку.

   Методика проведения психогимнастики предусматривает представление ребёнком себя в роли кого-то или чего-то.

    На уроке знакомства с стихотворением И.А. Бунина «Листопад» детям бала предложена психогимнастика «Листочки», где они представляют себя листиками и кружатся под спокойную музыку, как будто при тихом ветре.

  На уроке здоровья при изучении темы «Правда-ложь» я использовала разыгрывание ситуации, где ученики представляли себя в роли правды и лжи и описывали погоду за окном со стороны своего героя. Завершением этого задания стала творческая работа детей – нарисовать, как они представляют себе этих девочек – Правду и ложь.

  Здоровьесбережение продолжается и во внеклассной работе. Это, в частности, всевозможные праздники здоровья, куда входят «Весёлые старты», «Путешествие в город Здоровейск», викторины, игры, песни, загадки и пословицы, связанные со здоровьем. 

   Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе помогает снизить уровень утомляемости учащихся, снять усталость от школьных нагрузок, помогает детям учиться с удовольствием и радостью, что, конечно же, приводит к повышению качества образования.