ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «МЫ ПОЗНАЕМ МИР. НАШИ ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ»
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Китайская пословица С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно, если ребенок – дошкольник. Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка младшего возраста. Чем активнее ребенок (трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает), то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
В ФГОС дошкольного образования большое внимание обращено на развитие познавательно-исследовательской деятельности. Основой позновательно-исследовательской деятельности дошкольника является любознательность, стремление к новым открытиям, жажда познания. Опытно– экспериментальная деятельность в детском саду позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие ребенка вперед, способствует развитию его личностных, интеллектуальных и физических качеств. Как можно развить познавательные способности детей младшего дошкольного возраста? Одним из путей достижения этого считается использование в работе с детьми элементарного экспериментирования, потому что в процессе экспериментов, опытов и наблюдений ребенок познает окружающий его мир в ходе практической деятельности. Каждый опыт, эксперимент и наблюдение предполагают наличие результата, для достижения которого ребенку необходимо проявить определенную настойчивость. В процессе этих игр-опытов малышами осваиваются способы обследования предметов, у них развивается мелкая моторика рук, пополняется словарный запас новыми словами и обогащается речь. Проводя с малышами опыты, мы стараемся своими словами и действиями помочь каждому ребенку включиться в диалог доступными для него средствами (движениями, мимикой, жестами, словами). В ходе игрыэкспериментирования развиваем понимание речи взрослого, учим отвечать на вопросы, выполнять несложные поручения. Особо хочется обратить внимание, что знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно являются осознанными и более прочными. Мы работаем в 1 младшей группе. Возраст детей варьируется от 1 год 3 мес. до 2,5 лет. Говорящих детей в группе очень мало. Поэтому организуя экспериментирование с детьми, придерживаемся определенных правил:
• Все опыты планируются в соответствии с возрастом воспитанников: содержание каждого эксперимента непосредственно связано с окружающей ребенка действительностью; • материалы для экспериментирования доступны каждому ребёнку; • создается положительный эмоциональный настрой: поддерживаются положительные эмоциональные переживания ребёнка в ходе экспериментирования; • предлагаются варианты действий с предметами и материалами, поддерживается инициатива ребенка; • создаются условия для проявления детьми речевой активности; • во время проведения опытов соблюдается техника безопасности. Проведение экспериментальной деятельности по ознакомлению с объектами живой и неживой природы планируется примерно 1 раз в неделю, но бывает и чаще, если возникают какие-то непредвиденные ситуации в группе или на улице, во время прогулки как часть наблюдения. Опыты проводятся как индивидуально, так и с небольшими группами. В силу возраста детей опыты непродолжительны по времени. В отличии от детей более старшего возраста, малыши еще не могут высказать свои предположения, сделать выводы, поэтому экспериментальная деятельность организуется, как наблюдение в результате практической деятельности. Игры-эксперименты организуются: - во время режимных моментов (прогулка, умывание). Например, во время мытья рук, говорим о свойствах воды, прислушиваемся, как она журчит; во время кормления обращаем внимание на то, что чай и компот – теплые, молоко – прохладное, суп горячий; - во время игровой деятельности (в группе и на прогулке) знакомимся со свойствами и качествами предметов (легкий - тяжелый, гладкий -шершавый), материалами, из которых сделаны предметы или игрушки (пушистый, мягкий, жесткий, резиновый, деревянный и т.д.). - на занятиях (все занятие или часть). Для детей раннего возраста необходимо оборудовать Центр экспериментирования, в котором должен быть необходимый материал. В методической литературе можно найти примерную тематику опытноэкспериментальной деятельности с малышами. Основные темы: «Вода», «Песок», «Камни», «Воздух», «Жизнь растений и животных», «Погода», «Экспериментирование с предметами» (резиновый, звонкий и др). Какие же опыты можно провести с детьми младшего дошкольного возраста? Опыты с водой: «Узнаем какая вода», «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Окрашивание воды», «Изготовление цветных льдинок», «Водяная мельница», «Какие предметы могут плавать», «Делаем мыльные пузыри», «Вода принимает форму», «Подушка из пены», «Замерзшая вода», «Тающий лед», «Где вода?», «Что растворяется в воде».
Опыты с песком: «Песочная страна» «Цветной песок», «Чьи следы?» «Почему песок хорошо сыплется?» «Как впитывает воду песок? Изготовление куличиков». «Глина. Лепка печений для кукол.» «Камни. Можно ли менять форму камня и глины?»
Опыты с воздухом: «Что в пакете», «Игры с соломинкой», «Игры с воздушным шариком и соломинкой», «Надувание мыльных пузырей», «Ветер по морю гуляет», «Воздух повсюду». Остановимся более подробно на некоторых из этих тем. Любимая забава практически всех детей - это игры и эксперименты с водой и песком. Организуя эксперименты с водой, знакомим детей с тем, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса, вода жидкая, может быть теплой или холодной, в воде предметы могут плавать, а могут утонуть. Для этого мы использовали самые простейшие опыты: переливание воды, пускание корабликов, вылавливание игрушек, бросание камушков в воду, собирание воды губкой, ловля рыбок магнитной удочкой, в ходе которых формируются способности к наблюдению, умению делать простые умозаключения, суждения, обобщения: камушек утонул, потому что тяжелый; лодочка плывет - потому что мы дуем на воду. Во время зимних прогулок знакомили детей со свойствами снега и льда. Для детей было большим открытием, что снег - это оказывается тоже вода, что он холодный, а если взять в руку, то он тает, а пальчик становится мокрым; также он тает в теплой комнате; если снег мокрый, из него можно лепить. Для ознакомления со свойствами песка пересыпали песок из ладошки в ладошку, закапывали в него мелкие игрушки, просеивали через сито, поливали его водой, делали дорожки, рисовали на песке пальчиками, оставляли следы ладошками или делали отпечатки разными формами и предметами. Узнавая в процессе игр - экспериментов свойства песка, дети понимают, что песок бывает сухой или мокрый, приходят к простейшим открытиям: мокрый - можно слепить куличики, сделать дорожку; сухой - сыпется через сито и т.д.
Малыши очень любят слушать сказки и рассматривать иллюстрации в книгах. Часто, вследствие несформированности мелких движение движений рук, рвут книги. Для того чтобы научить детей бережно обращаться с книгами, провели серию игрэкспериментов по ознакомлению со свойствами бумаги. Малыши знают, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони; может быть тонкой и толстой, салфеткой можно промокнуть воду; из бумаги можно сделать кораблик, он плавает в воде; бумагу можно смять или порвать. Теперь дети знают, что, если сильно потянуть за страницу книги, она может порваться. Одним из условий успешного ознакомления с окружающим миром является работа не только с детьми, но и с семьями. Особенностью раннего возраста является то, что запомнить что-то дети могут только в результате многократных повторений. Следовательно, то, что ребенок узнал в детском саду, должно закрепляться в домашних условиях. Для того чтобы заинтересовать родителей, привлечь их в качестве помощников всегда рассказываем о том, чем мы занимались в течение дня, об успехах их ребенка, оформили подборку игр-экспериментов, которые можно провести в домашних условиях. В совместной работе с родителями широко используем консультации для родителей, родительские собрания, памятки, беседы, фотоотчеты. Анализируя проведенную работу по развитию познавательных интересов детей в младшем дошкольном возрасте, посредством опытно-экспериментальной деятельности, можно отметить следующее: - обогатились знания детей об окружающем мире; - использование игр-экспериментов помогло сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной; - дети приобрели определенный жизненный опыт, они знают, что если сильно открыть кран во время мытья умывания, можно облить одежду, пол и будет скользко, ее можно вытереть тряпкой; знают, что вода может обжечь, может быть грязной; - снег может растаять, он грязный, его нельзя брать в рот, так как можно заболеть; - знают, что если песок не лепится, то надо взять лейку и полить его;
- дети эмоционально включаются в действия с игрушками, интересуются окружающими предметами, самостоятельно обследуют их, используя те приемы, с которыми познакомились во время игр-экспериментов - дети переносят в собственную игровую деятельность знания и умения, приобретенные в процессе игр-экспериментов (вола льется - наливают чай; бумагу можно смять – делают и бросают шарики (играют в «снежки» и т.д.). Хочется вспомнить слова Яна Амоса Каменского: «Только то в человеке прочно и надежно, что вошло в его природу в первую пору его жизни».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.