ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «МЫ ПОЗНАЕМ МИР. НАШИ ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ»
Оценка 4.9

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «МЫ ПОЗНАЕМ МИР. НАШИ ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ»

Оценка 4.9
docx
11.12.2022
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «МЫ ПОЗНАЕМ МИР. НАШИ ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ»
21.docx

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «МЫ ПОЗНАЕМ МИР. НАШИ ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ»

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Китайская пословица С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно, если ребенок – дошкольник. Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка младшего возраста. Чем активнее ребенок (трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает), то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

В ФГОС дошкольного образования большое внимание обращено на развитие познавательно-исследовательской деятельности. Основой позновательно-исследовательской деятельности дошкольника является любознательность, стремление к новым открытиям, жажда познания. Опытно– экспериментальная деятельность в детском саду позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие ребенка вперед, способствует развитию его личностных, интеллектуальных и физических качеств. Как можно развить познавательные способности детей младшего дошкольного возраста? Одним из путей достижения этого считается использование в работе с детьми элементарного экспериментирования, потому что в процессе экспериментов, опытов и наблюдений ребенок познает окружающий его мир в ходе практической деятельности. Каждый опыт, эксперимент и наблюдение предполагают наличие результата, для достижения которого ребенку необходимо проявить определенную настойчивость. В процессе этих игр-опытов малышами осваиваются способы обследования предметов, у них развивается мелкая моторика рук, пополняется словарный запас новыми словами и обогащается речь. Проводя с малышами опыты, мы стараемся своими словами и действиями помочь каждому ребенку включиться в диалог доступными для него средствами (движениями, мимикой, жестами, словами). В ходе игрыэкспериментирования развиваем понимание речи взрослого, учим отвечать на вопросы, выполнять несложные поручения. Особо хочется обратить внимание, что знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно являются осознанными и более прочными. Мы работаем в 1 младшей группе. Возраст детей варьируется от 1 год 3 мес. до 2,5 лет. Говорящих детей в группе очень мало. Поэтому организуя экспериментирование с детьми, придерживаемся определенных правил:

• Все опыты планируются в соответствии с возрастом воспитанников: содержание каждого эксперимента непосредственно связано с окружающей ребенка действительностью; • материалы для экспериментирования доступны каждому ребёнку; • создается положительный эмоциональный настрой: поддерживаются положительные эмоциональные переживания ребёнка в ходе экспериментирования; • предлагаются варианты действий с предметами и материалами, поддерживается инициатива ребенка; • создаются условия для проявления детьми речевой активности; • во время проведения опытов соблюдается техника безопасности. Проведение экспериментальной деятельности по ознакомлению с объектами живой и неживой природы планируется примерно 1 раз в неделю, но бывает и чаще, если возникают какие-то непредвиденные ситуации в группе или на улице, во время прогулки как часть наблюдения. Опыты проводятся как индивидуально, так и с небольшими группами. В силу возраста детей опыты непродолжительны по времени. В отличии от детей более старшего возраста, малыши еще не могут высказать свои предположения, сделать выводы, поэтому экспериментальная деятельность организуется, как наблюдение в результате практической деятельности. Игры-эксперименты организуются: - во время режимных моментов (прогулка, умывание). Например, во время мытья рук, говорим о свойствах воды, прислушиваемся, как она журчит; во время кормления обращаем внимание на то, что чай и компот – теплые, молоко – прохладное, суп горячий; - во время игровой деятельности (в группе и на прогулке) знакомимся со свойствами и качествами предметов (легкий - тяжелый, гладкий -шершавый), материалами, из которых сделаны предметы или игрушки (пушистый, мягкий, жесткий, резиновый, деревянный и т.д.). - на занятиях (все занятие или часть). Для детей раннего возраста необходимо оборудовать Центр экспериментирования, в котором должен быть необходимый материал. В методической литературе можно найти примерную тематику опытноэкспериментальной деятельности с малышами. Основные темы: «Вода», «Песок», «Камни», «Воздух», «Жизнь растений и животных», «Погода», «Экспериментирование с предметами» (резиновый, звонкий и др). Какие же опыты можно провести с детьми младшего дошкольного возраста? Опыты с водой: «Узнаем какая вода», «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Окрашивание воды», «Изготовление цветных льдинок», «Водяная мельница», «Какие предметы могут плавать», «Делаем мыльные пузыри», «Вода принимает форму», «Подушка из пены», «Замерзшая вода», «Тающий лед», «Где вода?», «Что растворяется в воде».

Опыты с песком: «Песочная страна» «Цветной песок», «Чьи следы?» «Почему песок хорошо сыплется?» «Как впитывает воду песок? Изготовление куличиков». «Глина. Лепка печений для кукол.» «Камни. Можно ли менять форму камня и глины?»

 Опыты с воздухом: «Что в пакете», «Игры с соломинкой», «Игры с воздушным шариком и соломинкой», «Надувание мыльных пузырей», «Ветер по морю гуляет», «Воздух повсюду». Остановимся более подробно на некоторых из этих тем. Любимая забава практически всех детей - это игры и эксперименты с водой и песком. Организуя эксперименты с водой, знакомим детей с тем, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса, вода жидкая, может быть теплой или холодной, в воде предметы могут плавать, а могут утонуть. Для этого мы использовали самые простейшие опыты: переливание воды, пускание корабликов, вылавливание игрушек, бросание камушков в воду, собирание воды губкой, ловля рыбок магнитной удочкой, в ходе которых формируются способности к наблюдению, умению делать простые умозаключения, суждения, обобщения: камушек утонул, потому что тяжелый; лодочка плывет - потому что мы дуем на воду. Во время зимних прогулок знакомили детей со свойствами снега и льда. Для детей было большим открытием, что снег - это оказывается тоже вода, что он холодный, а если взять в руку, то он тает, а пальчик становится мокрым; также он тает в теплой комнате; если снег мокрый, из него можно лепить. Для ознакомления со свойствами песка пересыпали песок из ладошки в ладошку, закапывали в него мелкие игрушки, просеивали через сито, поливали его водой, делали дорожки, рисовали на песке пальчиками, оставляли следы ладошками или делали отпечатки разными формами и предметами. Узнавая в процессе игр - экспериментов свойства песка, дети понимают, что песок бывает сухой или мокрый, приходят к простейшим открытиям: мокрый - можно слепить куличики, сделать дорожку; сухой - сыпется через сито и т.д.

Малыши очень любят слушать сказки и рассматривать иллюстрации в книгах. Часто, вследствие несформированности мелких движение движений рук, рвут книги. Для того чтобы научить детей бережно обращаться с книгами, провели серию игрэкспериментов по ознакомлению со свойствами бумаги. Малыши знают, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони; может быть тонкой и толстой, салфеткой можно промокнуть воду; из бумаги можно сделать кораблик, он плавает в воде; бумагу можно смять или порвать. Теперь дети знают, что, если сильно потянуть за страницу книги, она может порваться. Одним из условий успешного ознакомления с окружающим миром является работа не только с детьми, но и с семьями. Особенностью раннего возраста является то, что запомнить что-то дети могут только в результате многократных повторений. Следовательно, то, что ребенок узнал в детском саду, должно закрепляться в домашних условиях. Для того чтобы заинтересовать родителей, привлечь их в качестве помощников всегда рассказываем о том, чем мы занимались в течение дня, об успехах их ребенка, оформили подборку игр-экспериментов, которые можно провести в домашних условиях. В совместной работе с родителями широко используем консультации для родителей, родительские собрания, памятки, беседы, фотоотчеты. Анализируя проведенную работу по развитию познавательных интересов детей в младшем дошкольном возрасте, посредством опытно-экспериментальной деятельности, можно отметить следующее: - обогатились знания детей об окружающем мире; - использование игр-экспериментов помогло сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной; - дети приобрели определенный жизненный опыт, они знают, что если сильно открыть кран во время мытья умывания, можно облить одежду, пол и будет скользко, ее можно вытереть тряпкой; знают, что вода может обжечь, может быть грязной; - снег может растаять, он грязный, его нельзя брать в рот, так как можно заболеть; - знают, что если песок не лепится, то надо взять лейку и полить его;

 - дети эмоционально включаются в действия с игрушками, интересуются окружающими предметами, самостоятельно обследуют их, используя те приемы, с которыми познакомились во время игр-экспериментов - дети переносят в собственную игровую деятельность знания и умения, приобретенные в процессе игр-экспериментов (вола льется - наливают чай; бумагу можно смять – делают и бросают шарики (играют в «снежки» и т.д.). Хочется вспомнить слова Яна Амоса Каменского: «Только то в человеке прочно и надежно, что вошло в его природу в первую пору его жизни».


 

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «МЫ ПОЗНАЕМ

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «МЫ ПОЗНАЕМ

Все опыты планируются в соответствии с возрастом воспитанников: содержание каждого эксперимента непосредственно связано с окружающей ребенка действительностью; • материалы для экспериментирования доступны каждому ребёнку; •…

Все опыты планируются в соответствии с возрастом воспитанников: содержание каждого эксперимента непосредственно связано с окружающей ребенка действительностью; • материалы для экспериментирования доступны каждому ребёнку; •…

Опыты с воздухом: «Что в пакете», «Игры с соломинкой», «Игры с воздушным шариком и соломинкой», «Надувание мыльных пузырей», «Ветер по морю гуляет», «Воздух повсюду»

Опыты с воздухом: «Что в пакете», «Игры с соломинкой», «Игры с воздушным шариком и соломинкой», «Надувание мыльных пузырей», «Ветер по морю гуляет», «Воздух повсюду»

В совместной работе с родителями широко используем консультации для родителей, родительские собрания, памятки, беседы, фотоотчеты

В совместной работе с родителями широко используем консультации для родителей, родительские собрания, памятки, беседы, фотоотчеты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2022