Обобщение опыта работы по проектной деятельности в начальной школе.
Оценка 4.8

Обобщение опыта работы по проектной деятельности в начальной школе.

Оценка 4.8
pptx
06.11.2020
Обобщение опыта работы по проектной деятельности в начальной школе.
Городничева Е.А. Внеклассная работа. Конференция.pptx

Выполнила работу: Городничева Елена

Выполнила работу: Городничева Елена

Выполнила работу:
Городничева Елена Александровна,
Учитель начальных классов

Обобщение опыта по проектной деятельности

«РАССКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ,  ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ,  СДЕЛАЙ ВМЕСТЕ СО МНОЙ – И Я НАУЧУСЬ». 

Проектно-исследовательскую деятельность я сначала стала применять во внеурочной деятельности

Проектно-исследовательскую деятельность я сначала стала применять во внеурочной деятельности

Проектно-исследовательскую деятельность я сначала стала применять во внеурочной деятельности. Первыми моими проектами в 2009 году стали проекты «Любимые детские песни», «Домашние животные», «Моя коллекция», «Мой знак Зодиака», «Моя семья», «Новогодние традиции». Помогала мне осваивать метод проекта учитель информатики Коряева Г.Е. Дети заинтерисовались видом этой деятельности. К проекту «Игрушки» ученики изучали старинные народные игрушки, за тем сами выполняли их в группах, сочинили сказки, стихи, загадки про своих любимых игрушек. Проектная деятельность способствуют развитию коммуникативной компетентности у младших школьников: дети учатся общаться друг с другом, взаимодействовать в группах, уважать мнение других и доказывать свою точку зрения; личностных: развитие фантазии, любознательности, творческих амбиций; социальных: способности к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других. Кроме этого формируются организационные  умения  – учатся распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов, оценочные – учатся оценивать результат своей деятельности и деятельности других; презентационные – учатся выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности.

Проекты я подбираю такие, которые были бы интересны и полезны детям

Проекты я подбираю такие, которые были бы интересны и полезны детям

Проекты я подбираю такие, которые были бы интересны и полезны детям. Например: В первом классе мы воплотили проекты, которые начали на уроках обучения грамоте и математики, плавно перешли во внеурочные занятия – проект «Моя первая азбука», «Весёлые цифры». Идея проекта состояла в том, чтобы на каждую букву (цифру) алфавита ребёнок сам подобрал рисунок (аппликацию, картинку, книжку-малышку) в соответствии со своей персональной темой Азбуки, книжки-малышки. Предварительно мы посетили библиотеку, где ребят познакомили с различными азбуками. В результате нашей работы возникли абсолютно разные, неординарные страницы Азбуки, которые мы оформили в виде книги. В данный момент мы работаем над проектами «Домашние любимцы» и«Овощи и фрукты – полезные продукты». Мы решили проверить, можно ли из косточки вырастить дерево. Ребята посадили косточки яблока, лимона, мандарина и наблюдают за результатом. Метод проектов позволил мне соединять знания из разных областей и применить их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей. А так же интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровье-сберегающими технологиями.

Я хочу сказать, что на начало учебного года я составляю примерный план по организации проектов в классной и во внеклассной работе

Я хочу сказать, что на начало учебного года я составляю примерный план по организации проектов в классной и во внеклассной работе

Я хочу сказать, что на начало учебного года я составляю примерный план по организации проектов в классной и во внеклассной работе. Знакомлю с этим планом родителей. Некоторые темы появляются по мере возникновения интереса детей к той или иной проблеме. В моей работе над проектом не всегда выполняется условие, что надо делить детей на группы. Мы порой работаем всем классом. Но в данной работе и меня и детей устраивает результат: ребята читают книги, осваивают новые знания, учатся работать в коллективе, радуются и удивляются успехам одноклассников. И ещё один положительный момент этого направления: большая часть родителей поддерживает инициативу, и активно помогают детям, включаясь в работу.  Материал дети представляют в различном варианте – кто-то в устной форме, кто-то готовит сообщение от руки, кто-то в печатном варианте , у кого какая возможность и желание. Но обязательно добиваюсь, что бы материал, который готовят  дети был им понятен и доступен, а не просто скачан с интернета. Очень интересным, на взгляд был проект «Загадки».  Ребята провели работу по сбору загадок . Каждый представил отдельную страницу общего альбома. Загадки сопровождались рисунками- подсказками, которые дети подбирали ,наклеивали и рисовали сами. На внеклассном чтении были представлены проекты  учеников , для которого они собрали пословицы о книге, рассказали о чем они. 

ПОРОЕКТЫ 2 КЛАСС Предмет Название проекта

ПОРОЕКТЫ 2 КЛАСС Предмет Название проекта

ПОРОЕКТЫ 2 КЛАСС

Предмет

Название проекта

Литературное чтение

1.     О чём может рассказать школьная библиотека
2.     Мой любимый детский журнал
3.     Мой любимый писатель-сказочник.

Русский язык

И в шутку, и всерьёз. (презентация занимательных заданий)
2.     Пишем письмо (письмо Деду Морозу)
3.     Рифма (составление словарика собственных рифм)
4.     В словари – за частями речи.

Окружающий мир

1.     Родной город (село)
2.     Красная книга, или Возьмём под защиту.
3.     Профессия
4.     Родословная.
5.     Города России.
6.     Страна мира.

Математика

1.     Математика вокруг нас. Узоры на посуде
2.     Оригами.

Технология

Наши проекты. Макет города.
Газета к «9 мая».

Проект «Моя малая Родина»

Проект «Моя малая Родина»

Проект «Моя малая Родина»

Проект «Моя семья»

Проект «Моя семья»

Проект «Моя семья»

Проект «Весёлые цифры»

Проект «Весёлые цифры»

Проект «Весёлые цифры»

Проект «Мой класс, моя школа»

Проект «Мой класс, моя школа»

Проект «Мой класс, моя школа»

Проект «Новогоднее украшение»

Проект «Новогоднее украшение»

Проект
«Новогоднее украшение»

Проекты «Сказочные домики. Мебель

Проекты «Сказочные домики. Мебель

Проекты «Сказочные домики.
Мебель. Посуда»

Проект «Народные игрушки»

Проект «Народные игрушки»

Проект «Народные игрушки»

Проект«Моя коллекция»

Проект«Моя коллекция»

Проект«Моя коллекция»

Проект «Живая Азбука»

Проект «Живая Азбука»

Проект «Живая Азбука»

Составление и реализация проектов - один из путей развития творческих способностей учащихся

Составление и реализация проектов - один из путей развития творческих способностей учащихся

Составление и реализация проектов - один из путей развития творческих способностей учащихся. Включить ребенка в собственный исследова-тельский поиск на любых урочных и внеурочных занятиях. Это позволяет обучать наблюдению и эксперементированию, проводить ряд исследовательских работ - от определения проблемы до представления и защиты проекта полученных результатов. Я считаю, что можно развить творческие способности учащихся - во внеклассной работе. Ребята смогут развивать свои способности в большей мере. Одна из важных проблем - развития ребенка, развитие творческой личности, что полностью совпадает с целью, поставленной сегодня перед российским образованием разработчиками Концепции нового ФГОС: «целью и смыслом современного образования является развитие личности». Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования: самостоятельного мышления; решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний; навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.  Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.

Дары природы» «Букет для мамы» «К дню учителя» «Моё созвездие»

Дары природы» «Букет для мамы» «К дню учителя» «Моё созвездие»

мини-проекты

«Дары природы»

«Букет для мамы»

«К дню учителя»

«Моё созвездие»

Коллаж «Новогодняя сказка» Проект «Золотая рыбка» «Домики» «Букет учительнице»

Коллаж «Новогодняя сказка» Проект «Золотая рыбка» «Домики» «Букет учительнице»

Коллаж «Новогодняя сказка»

Проект «Золотая рыбка»

«Домики»

«Букет учительнице»

В 1-2-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора

В 1-2-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора

В 1-2-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах. Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Работа выполняется добровольно. Творческими проектом могут быть: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, доклад, электронная презентация, и т.д. Удачные находки во время работы над проектом делаем достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, тогда он оставляет у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям предоставлена возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта иногда присутствуют не только другие дети, но и родители.

ПРОЕКТ. О чём может рассказать школьная библиотека?

ПРОЕКТ. О чём может рассказать школьная библиотека?

ПРОЕКТ. О чём может рассказать школьная библиотека?

Мой любимый детский журнал

И в шутку, и всерьёз. (презентация занимательных заданий) 2

И в шутку, и всерьёз. (презентация занимательных заданий) 2

И в шутку, и всерьёз. (презентация занимательных заданий)
2.     Пишем письмо (письмо Деду Морозу)
3.     Рифма (составление словарика собственных рифм)

русский язык

Математика вокруг нас. Узоры на посуде

Математика вокруг нас. Узоры на посуде

 1. Математика вокруг нас. Узоры на посуде.
2. Оригами.

математика

Родной город (село) 2. Красная книга, или

Родной город (село) 2. Красная книга, или

1.     Родной город (село)
2.     Красная книга, или Возьмём под защиту.
3.     Профессия

технология Проект. Животные Африки

технология Проект. Животные Африки

технология

Проект. Животные Африки

Четко организованная, целенаправленная работа позволяет использовать дополнительный материал, расширяет кругозор и конкретизирует знания

Четко организованная, целенаправленная работа позволяет использовать дополнительный материал, расширяет кругозор и конкретизирует знания

Четко организованная, целенаправленная работа позволяет использовать дополнительный материал, расширяет кругозор и конкретизирует знания. Дети имеют возможность чаще вступать в контакты с природой, участвовать в общественно полезном труде . Наблюдения и анализ школьниками реальной жизни в процессе классной и внеклассной работы позволяют им делать выводы о состоянии окружающей среды, намечать конкретные программы ее улучшения, извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности и поведение в окружающей среде в соответствии с законами природы. Проектная деятельность обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка (по М.Г. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирову). Разнообразие деятельности дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы, быть психологически готовыми к общению со специалистами различных областей природопользования, активно оперировать знаниями с целью принятия конкретных решений и убеждения тех, кто еще не осознает необходимость бережного отношения к природе.

Существуют разные виды классификаций проектов

Существуют разные виды классификаций проектов

Существуют разные виды классификаций проектов. Так, по доминирующей деятельности выделяют: исследовательские,творческие,практико-ориентированные,информационные,приключенческие, игровые, телекоммуникационные.  Исследовательские проекты         Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного      вида деятельности.  Творческие проекты          Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д. 

Практико-ориентированные проекты

Практико-ориентированные проекты

Практико-ориентированные проекты  Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников. По количеству участников проекта:  индивидуальные; групповые.  Персональные или групповые проекты  Преимущества персональных проектов: план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью; у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него; учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии; формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом; 

Преимущества групповых проектов: в проектной группе формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; на каждом этапе работы над проектом, как правило,…

Преимущества групповых проектов: в проектной группе формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; на каждом этапе работы над проектом, как правило,…

Преимущества групповых проектов: в проектной группе формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы.  По продолжительности:  мини-проекты (укладываются в 1 урок);краткосрочные (4-6 уроков); среднесрочные; долгосрочные.  
По характеру контактов между участниками:  внутриклассные; внутришкольные; межрегиональные; международные.  Формы продуктов проектной деятельности  видеофильм; выставка; газета, журнал; игра; коллекция; костюм; модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; оформление кабинета; постановка; праздник; прогноз; система школьного самоуправления; справочник; учебное пособие; экскурсия.  Что является критериями успеха работы над проектом?  Достигнут конечный результат. Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем. Результат проекта может быть использован другими коллективами. Информация о проекте широко распространена. Получено удовольствие от своей деятельности.

Общие подходы к структурированию проекта :

Общие подходы к структурированию проекта :

Общие подходы к структурированию проекта:
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, пр.).
Защита проектов, оппонирование.
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. 

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным…

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным…

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
    Проектный метод направлен на:
· Развитие критического мышления
· Развитие творческого мышления
· Умения работать с информацией
· Умения работать в коллективе;
· Владеть культурой коммуникации.
   Если ребёнок участвует в создании проекта, то задача родителей – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью.
    Действия родителей могут быть такими:
-проявлять заинтересованность (важный фактор поддержания мотивации)
-помочь советом, информацией (источник информации может быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет)
-обеспечение самостоятельности школьников
-активное участие на каждом этапе проектной деятельности.    
   Об этом мы, учителя, обязательно должны информировать родителей.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную деятельность, должна быть в области познавательных интересов учащихся в зоне их ближнего развития.  Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки- наблюдения. 
Учебный проект с точки зрения учителя это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. 

Особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста

Особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста

Особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста . Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности- презентация (защита) проекта. Защита проекта часто осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Для этого они готовят небольшое выступление с рассказом о своём проекте. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами, памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.  При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого–физиологические особенности младших школьников. “Существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”.

Для чего проектная деятельность?

Для чего проектная деятельность?

  

Для чего проектная деятельность?
 
Формирования системы знаний и умений;
Развитие психических процессов, личности младшего школьника, его моторики;
Воспитание коммуникативности и инициативности.

В работах В.И. Андреева, В.В.Давыдова,

В работах В.И. Андреева, В.В.Давыдова,

В работах В.И. Андреева, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Вывод:
проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». 

Источники http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/02/21/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole http://nsportal

Источники http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/02/21/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole http://nsportal

Источники

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/02/21/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/01/16/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole

http://school46.admsurgut.ru/win/download/1460/

http://www.nachalka.com/book/export/html/326

http://www.zankov.ru/exp/article=4025

http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-ivanovna-sorokina/proektnaja-dejatelnost-v-nachalnoi-shkole.html

http://jannakirillova.ucoz.ru/publ/proektnaja_dejatelnost_v_nachalnoj_shkole/1-1-0-3

http://pandia.ru/text/77/219/8476.php

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98665279

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2020