Обобщение опыта работы по теме " Эффективность развития детской одарённости посредством обучения по индивидуальному образовательному маршруту"

  • docx
  • 25.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кодякова Н.А. МБУДО ЦДТТ г. Гай Обобщение педагогического опыта.docx

 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского технического творчества»

Гайского городского округа, г. Гай

 

 

 

 

 

 

Обобщение педагогического опыта:

«Эффективность развития детской одаренности посредством обучения по индивидуальному образовательному маршруту»

 

 

 

 

 

                                            Выполнила: Кодякова Наталья Анатольевна,

                                   педагог дополнительного образования,

                                 первой квалификационной категории,

                                                                      МБУДО ЦДТТ

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Гай, 2021 г.

Содержание

 

1 Информационный блок…………………………………………………..

3

1.1 Актуальность опыта…………………………………………………....

3

1.2 Цель опыта……………………………………………………………...

4

1.3 Задачи опыта……………………………………………………...…….

4

1.4 Длительность работы над опытом…………………………………….

4

2 Описание технологии опыта…………………………………………….

5

2.1 Ведущая идея опыта……………………………………………...…….

5

2.2 Описание сути опыта…………………………………………….…….

5

2.3 Результативность и эффективность опыта …………………………..

11

Заключение………………………………………………………………….

14

Приложение 1 Лист индивидуального образовательного маршрута

16

Приложение 2 Проект «Моя любимая кукла Барби», выполненный обучающейся по индивидуальному образовательному маршруту……

18

Приложение 3 Диагностика уровня мотивации и уровня творческой активности обучающихся………………………………………………….

25

Приложение 4 Мониторинг результатов обученияпо индивидуальному образовательному маршруту…………………………

27

Приложение 5 Фотографии с защиты проектов обучающихся, выполненных по индивидуальным образовательным маршрутам……...

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Информационный блок

 

1.1.          Актуальность опыта

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики, которую начинают проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучении психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления детей и общения с родителями.

Как показывает многолетняя практика, для успешного интеллектуального развития школьников недостаточно наличия хорошо организованной систематической напряженной общеобразовательной работы в школе. Необходимым условием этого является использование научных представлений и методов к проблеме выявления и развития одаренности. По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрастеможетбытьотнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные.

Одной из приоритетных задач современного образования является создание условий для выявления и поддержки одарённых детей, реализации их потенциальных возможностей. В этой связи актуализируется проблема педагогического сопровождения, развития и обучения одарённых детей.

Одарёнными и талантливыми детьми называют тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Перспективы развития таких детей определяются «уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения или лидерства, художественной и психомоторной деятельности».

Педагогическая работа с одарёнными детьми требует специальных подходов и методов, особого содержания и подготовки педагогов. Поэтому важной задачей современного образования в России является совершенствование механизмов выявления и непрерывного сопровождения одарённых детей в условиях современного образовательного пространства.

Сложность заключается в специфике работы с одарёнными детьми и возникающими затруднениями:

- недостаточная научно-методическая поддержка педагогов, которые работают со способными и одарёнными детьми;

- проблемным полем остаётся психолого-педагогическое сопровождение способных и одарённых детей;

- проблемы оказания методической и практической помощи родителям способных и одарённых детей;

- требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков.

Указанные проблемы приводят к тому, что творческие и интеллектуальные способности одарённых детей не раскрываются в полной мере. Многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что стандартизированное обучение может нанести вред одарённым ученикам, неадекватно оценивая их успехи, принуждая «вписаться», «подстроиться», «приспособиться» к группе сверстников, не предоставляя им возможности выразить свой творческий потенциал. В настоящее время в стране происходят изменения, связанные с реализацией личностно – ориентированного подхода в образовании, с переориентацией его на индивидуальные образовательные траектории, что позволяет создать качественные условия для продуктивного развития одарённого ребёнка и повышает возможности формирования его личности, адаптации в современном динамичном обществе. Следовательно, проблема работы с талантливыми и одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

 

1.2.          Цельопыта:создание условий для реализации развития детской одарённости посредством обучения по индивидуальному образовательному маршруту в объединении «Моделирование и конструирование из различных материалов».

 

1.3.          Задачи опыта:

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения и воспитания учащихся с широкими и гибкими возможностями построения индивидуального образовательного маршрута;

- активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить роль самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

- обеспечить развитие целостной структуры личностных свойств ученика, позволяющих наиболее успешными способами осваивать учебный материал и раскрывать свой творческий потенциал.

 

1.4.Длительность работы над опытом: с 2016-2021 уч.г.


2 Описание технологии опыта

 

2.1 Ведущая идея опыта

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, способные овладевать новыми технологиями, адаптироваться к современным изменяющимся условиям рынка труда. Переход на новые образовательные стандарты требует более тщательной подготовки педагога к каждому занятию. Учитель тот – кто сам постоянно учится. Этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного самообразования.

В практику работы педагога дополнительного образования активно внедряются новые формы обучения, воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу. В концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно –ориентированного образования.

Работая в условиях дополнительного образования хочется отметить, что в рамках занятий творческого объединения «Моделирование и конструирование из различных материалов» учащимся не всегда удаётся показать многогранность своей личности, все свои таланты и способности. Здесь помогает индивидуальный образовательный маршрут – персональный путь реализации личностного потенциала каждого учащегося, когда в большей степени нужно осуществлять индивидуальный подход к детям, чтобы каждый мог в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. 

 

2.2Описание сути опыта

В документах, посвященных модернизации системы российского образования, выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении по индивидуальным образовательным маршрутам.

Учреждение дополнительного образования имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Оно предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый учащийся может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.

Для развития одарённости ребенку необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребёнка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого учащегося, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы). Индивидуальный образовательный маршрут поможет одарённому ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

Содержание индивидуального образовательного маршрута определяется ком­плексом факторов: особенностями, интересами, потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; професси­онализмом педагога; возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности детей; возможностями материально-технической базы учреждения. В основе построения индивидуального образовательного маршрута ле­жит самоопределение обучающегося. Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения ребенка к по­ставленной цели. Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности.

Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его общеобра­зовательной программе. Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями.

Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямойлинией, идущей вверх. Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному. Построить программу, ориентированную на развитие одарён­ноститаким образомочень сложно, потому что одарённые дети, зачастую, имеют склонность к творческим заданиям. Особенность этих заданий в том, что они допус­кают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, ос­новным требованием которой является систематичность и последовательность, до­вольно затруднительно.

Другой способ решения - структурирование учебного материала по типу не­скольких концентрических кругов. В структуру такой программы обычно входят не­сколько более мелких подпрограмм (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, потом третий. Этот принцип при разработке индивидуального образовательного маршрута возможен, но наиболее продуктивен, на мой взгляд,третий вариант - логарифмическая спираль.

Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счёт обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При таком способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности учащихся, которая, как раз, направлена на развитие их одарённости.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

1) постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели);

2) самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

3) выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели;

4) конкретизация цели (выбор курсов);

5) оформление маршрутного листа.

При проектировании индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать:

- степень усвоения учащимися предшествующего материала;

- индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в обучении;

- степень сформированности социальных и познавательных мотивов;

- степень сформированности уровня учебной деятельности;

- индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы и др.).

Индивидуальные образовательные маршруты могут быть реализованы различ­ными способами:

- занятие в творческом объединении (образовательный маршрут может предпола­гать углубленное изучение одной темы);

- групповые занятия (для группы учащихся может быть организовано групповое консультирование отдельного вопроса или темы);

- самостоятельное изучение - может предполагать различный уровень самостоя­тельности учащихся; для сопровождения деятельности обучающегося педагог про­водит консультации в процессе выполнения заданий;

- практика (это вид деятельности, обеспечивающий выработку навыков самостоя­тельной творческой работы).

Структура индивидуального образовательного маршрута представлена в таблице 1.

 

 

 

 

Таблица 1 - Структура индивидуального образовательного маршрута

Компоненты

Содержание компонентов

Целевой

Постановка целей, определение задач образовательной работы

Содержательный

Отбор содержания программного материала на основе образовательной программы

Технологический

Определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка

Диагностический

Определение системы диагностического сопровождения

Результативный

Формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий

 

На занятиях объединения «Моделирование и конструирование из различных материалов» использую педагогическую технологию на основе активизации художественно – творческой деятельности - т. е. проблемное обучение. Технология проблемного обучения ставит своей целью развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся. Механизмом реализации являются поисковые методы, приёмы постановки познавательных задач. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход, является метод проектов.Он предусматривает развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления, этического и  эстетического развития.

Педагогическая система - это объединение компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (нововведения) превышают некий допустимый предел (запас прочности), система разрушается, на ее месте возникает новая система с другими свойствами. Профессор В.П. Беспалько представляет следующую взаимосвязанную совокупность вариантных элементов:

1) учащиеся;

2) цели воспитания (общие и частичные);

3) содержание воспитания;

4) процессы воспитания (собственно воспитание и обучение);

5) учителя (или технические средства обучения);

6) организационные формы воспитательной работы.

Каждый из этих компонентов может быть разложен на элементы с любой степенью детализации. Важными компонентами педагогической системы, не сводимыми к выделенным, являются также:

1) результаты;

2) управление учебно-воспитательным процессом;

3) технология.

Проектно – исследовательская деятельность помогает осуществить индивидуальный подход к детям, чтобы каждый мог в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Поэтомупри организации проектной деятельности, учитывая индивидуальные способности учащегося, на основе базовой программы я составляю индивидуальный образовательный маршрут.

 Схема построения индивидуального образовательного маршрута представлена на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рисунок 1 - Схема построения индивидуального образовательного маршрута

Работа над исследовательской и проектной деятельностью – сложный процесс и для ученика, и для педагога. Организация работы строится на взаимной поддержке педагога и обучающегося, тема проекта должна быть интересна всем. Роль педагога при работе учащегося над проектом можно охарактеризовать следующими словами – не вести за собой, а быть рядом, то есть корректировать, координировать работу над проектом, направлять на самостоятельную деятельность и познавательный интерес. Некоторые задачи учащийся способен решить самостоятельно, а некоторые – в сотрудничестве и сотворчестве с педагогом.Вместе с обучающимся составляется план – график выполнения творческого проекта: выбираем тему, определяем временные рамки, объём и этапы работы. Учащиеся объединения выполняют и защищают творческий проект (по желанию).

Основные этапы реализации творческого проекта:

- мотивация учащихся для проектной деятельности: необходимо создать ситуацию успеха и уверенности учащихся в своих знаниях; работа с родителями;

- поиск темы, определение целей и задач работы - учащиеся сами выбирают тему проекта;

- установление последовательности выполнения работы - методов, способов приёмов раскрытия темы;

- определение источников информации: научно-практическая литература, справочники, словари, интернет – ресурсы;

- оформление - подготовка отчёта для презентации и представления, выполнение практической работы;

- дискуссия и обсуждение творческой работы;

- защита проекта на муниципальном уровне.

Деятельность учащихся по всем этапам проекта: анализируют сравнивают, выбирают, исследуют, изучают, формулируют, конспектируют, рисуют, чертят, разрабатывают, определяют, подсчитывают, оформляют, защищают проект.

Деятельность педагога: предлагает, ставит проблему, консультирует, наблюдает, советует, помогает, уточняет, проверяет, дополняет, обобщает, контролирует, участвует в оценке проекта.

Организация работы включает различные виды деятельности в рамках образовательной программы «Моделирование и конструирование из различных материалов» - шитьё, аппликация из ткани, вышивка, мягкая игрушка.  Под творческим проектом мы понимаем самостоятельно разработанное и изготовленное швейное изделие. Изделие выполняется под контролем педагога, который является консультантом. Выполненные учащимися творческие проекты отражают уровень приобретённых знаний, умений и навыков по изготовлению швейных изделий.

Например, Дручинина Варя, учащаяся 3 класса,  выбрала тему проекта «Моя любимая кукла Барби», обосновав свой выбор тем, что любит шить одежду для кукол и имеет дома большую коллекцию кукол Барби. Тема проекта совпадает с темой модуля «Технология пошива» программы «Моделирование и конструирование из различных материалов». Варей была проведена большая работа по сбору теоретического материала, его оформления – изучила в библиотеке литературу(книги, журналы) по истории куклы Барби, дома использовала интернет – источники. Выполняла эскизы моделей одежды для куклы, по которым сшила красивые платья, подбирая соответствующие лекала, материалы, инструменты. Совместно с педагогом проанализировали полученную информацию и практическую работу, оформили презентацию проекта. Защиту проекта и коллективный анализ провели в объединении. Вместе с учащимися оценили работу Вари. Далее с этим проектом Дручинина Варя участвовала в:

- муниципальной научно-практической конференции учащихся 1-4 классов «Светлячки» и заняла 3 место (2018г.);

- всероссийском конкурсе «Твори! Участвуй! Побеждай!», номинация«Исследовательские работы и проекты» и получиладиплом за 1 место (2018г.).

В приложении 1 представлен индивидуальный образовательный маршрут для Дручининой Варвары, а в приложении 2 представлен проект «Моя любимая кукла Барби».

 

2.3. Результативность и эффективность опыта

Одна из основных задач обобщения опыта своей работы -  активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить роль самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

Для оценки познавательной активности учащихся мотивационный компонент представлен следующими критериями: мотивы учения, познавательный интерес, целеполагание, личностная значимость изучения предмета.Диагностика уровня мотивации и уровня творческой активности обучающихся представлена в приложении 3.

Диагностические карты мониторинга результатов обучения учащихся по индивидуальному образовательному маршруту представлены в приложении 4.

Работа по теме обобщения педагогического опыта «Эффективность развития детской одарённости посредством обучения по индивидуальному образовательномумаршруту» составляет 4 года. За этот период увеличилось количество учащихся, занимающихся по индивидуальным образовательным маршрутам, которые реализуются посредством выполнения творческих проектов на занятиях объединения «Моделирование и конструирование из различных материалов».Учащиеся приобретают способность ставить собственные цели, выбирают пути и способы их достижения, работают в индивидуальном режиме, осваивают учебное содержание на оптимальном индивидуальном  уровне сложности, принимают активное участие в обсуждении проблем и пути их решения (используют интернет, специальную литературу).

Одним из показателей результативности познавательной,  творческой активности учащихся объединения является участие в  Муниципальной научно – практической конференции «Светлячки», где обучающиеся показывают и защищают свои творческие проекты. Защита творческих проектов является итоговой работой по ИОМ за год.

Защита проектов оценивается по следующим критериям:

- сложность темы проекта;

- актуальность и новизна предлагаемых решений;

- практическая ценность;

- уровень самостоятельности участников;

- качество оформления и представления доклада;

- проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме;

-ответы на вопросы жюри и участников других проектов.

Лучшие проекты получают возможность принимать участие в конкурсах различного уровня. У каждого участника есть портфолио достижений и творческих работ. По мере необходимости папки редактируются и пополняются.

За период с 2016 г. по 2020 г. увеличился уровень результативности участияучащихся:

- 2016-2017 уч.год – Сероштан Ангелина, 2 место;

- 2017-2018 уч.год - Сероштан Ангелина, сертификат участника;

- 2018-2019 уч.год - Дручинина Варя, 3 место;

Лапаева Алла, сертификат участника;

- 2019-2020 уч.год – Поспелова Вика,2 место;

Сухоносова Вика, 2 место;

Смирнова Женя, 2 место.

Анализируя результаты работы по теме обобщения опыта можно сделать вывод о том, что:

- повысилась заинтересованность родителей и детей, посещающих занятия объединения «Моделирование и конструирование из различных материалов»;

- увеличилось количество учащихся, занимающихся по индивидуальным образовательным маршрутами вовлечённыхв проектную деятельность;

- сформировалась методическая копилка творческих проектов по разным модулям программы;

- повысилась результативность участия детей в выставках, творческих конкурсах, проектной деятельности;

- учащиеся умеют использовать полученные знания для создания новых изделий.

Творческую проектную деятельность учащихся можно определить как интегрированный вид деятельности, направленный на создание изделий, имеющих личную и общественную значимость. Результатом является конкретное изделие, изготовленное учащимся, а также развитие его личности. Организуя работу по индивидуальным образовательным маршрутам, педагог может осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику.

Занимаясь по индивидуальным образовательным маршрутам, учащиеся имеют возможность в полной мере реализовать познавательные и творческие способности, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами.

Планирование индивидуальных образовательных маршрутов предполагает сотрудничество и партнерство педагогов и учащихся, что способствует созданию психологического комфорта в ученическом коллективе. Кроме того, реализация индивидуальных образовательных маршрутов помогает повысить качество образования детей, благодаря направленности творческой деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели.

Проектная деятельность является одним из методов саморазвития и самообразования педагогов, способствует развитию креативности, повышению компетентности.

Благодаря проектной деятельности методическая копилка постоянно пополняется новыми методическими и дидактическими пособиями.

Фотографии с защиты проектов обучающихся, выполненных по индивидуальным образовательным маршрутам, представлены в приложении 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

С помощью индивидуальных образовательных маршрутов происходит своевременная коррекция педагогического процесса, позволяющая учащимся достичь поставленных целей и высоких результатов.  Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это метод индивидуального обучения, помогающий не только в реализации личностного потенциала, но и в ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся,  позитивно влияющий на учебную мотивацию.

Для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута необходимы следующие условия:

- осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

- осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;

- активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

- организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора образовательного маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:

-предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

- учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального и школьного компонента;

- особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ;

- возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Такие занятия проводится как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.

Ожидаемые трудности в реализации проекта: отсутствие или нехватка времени у педагога на реализациюиндивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Также работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога.

Таким образом, обучение детей по индивидуальным образовательным маршру­там требует серьезной и кропотливой предварительной работы.

Для дальнейшего совершенствования опыта работы по теме «Эффективность развития детской одарённости посредством обучения по индивидуальному образовательному маршруту» предполагаю:

- использование в своей профессиональной деятельности технологий решения проектных задач, исследовательской деятельности;

- формирование ключевых компетенций учащихся посредством наработанной системы преподавания;

- расширение банка методических разработок к занятиям в объединении «Моделирование и конструирование из различных материалов»;

- совершенствования профессионального опыта в работе с одарённымиучащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 1

Лист индивидуального образовательного маршрута

Ф.И. учащегося: Дручиниа Варвара

Дата рождения:  21.02.2009г.

Дата начала ИОМ: 17.09.2018г.

Возраст и начало  творческой работы:9 лет, 17.09.2018-2019 уч.г.

Цель: Реализация творческих способностей учащихся через освоение ими различных видов декоративно – прикладного творчества.

Задачи: В воспитании: Обеспечить эмоциональное благополучие; способствовать воспитанию культуры общения в коллективе; воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

В развитии: Способствовать развитию образного мышления, художественного вкуса, чувства прекрасного, мелкой моторики кисти рук.

В обучении: Обучить  навыкам работы с инструментами для ручных работ; обучить приемам выполнения ручных стежков и строчек.

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов обязательных

Кол-во часов по выбору

Формы контроля, самоконтроля

Формы предоставления результатов

Сроки проведения

1

Материаловедение. Искусственные и синтетические ткани. Клеевые и нетканные материалы.

6

2

Входной контроль, тестирование, собеседование.

Аналитический материал по итогам психологической и педагогической диагностики.

16,19/09

17/09

2

Оборудование. Рабочее место для ручных, машинных и влажно – тепловых работ. Приемы освоения машинных и влажно –тепловых работ.

6

2

Собеседование, наблюдение, практическая работа.

Ответы на вопросы педагога, самостоятельная работа.

23,26/09

24/09

3

Виды машинных работ. Машинные швы, строчки, петли. Фурнитура.

24

8

Собеседование, практическая работа.

Самостоятельная работа, контрольное задание.

30/09; 03/10; 01/10

07,10/10; 08/10

14,17/10; 15/10

21,24/10; 22/10

4

Аппликация. Машинная аппликация. Лоскутное шитье «Пэчворк».

21

7

Собеседование, практическая работа, коллективный анализ, приемы самоконтроля.

Творческая работа, выставка, конкурс, папка достижений.

28,31/11; 29/10

07/11; 05/11

11,14/11; 12/11

18,21/11; 19/11

5

Вышивка. Вышивка шелковыми лентами. Вышивка картины, панно по замыслу.

42

14

Собеседование, практическая работа, наблюдение, коллективный анализ, приемы самоконтроля.

Творческая работа, готовое изделие,выставка, конкурс, папка достижений.

25,28/11;26/11

02,05/12; 03/12

09,12/12; 10/12

16,19/12; 17/12

23,26/12; 24/12

 30/12; 31/12

 13,16/01; 14/01

6

 Конструирование и моделирование. Понятие о моделировании и конструировании одежды. Работа с журналами, специальной литературой.

42

13

Наблюдение, собеседование, контрольное задание, приемы самоконтроля и взаимоконтроля.

Готовое изделие, творческая работа, папка достижений, конкурс, выставка.

20,23/01; 21/01

27,30/01; 28/01

03,06/02; 04/02

10,13/02; 11/02

17,20/02;18/02

24,27/02;  25/02

03,06/03;04/03

7

 Технология пошива. Выполнение выкроек. Пошив изделия на куклу по собственному замыслу.

69

24

Наблюдение, собеседование, самостоятельная работа, практическое задание, приемы самоконтроля и взаимоконтроля.

Готовое изделие, конкурс, выставка, проект. Творческий проект (защита творческого проекта).

10,13/03;11/03

17,20/03; 18/03

24,27/03; 25/03

31/03; 03/04; 01/04

07,10/04; 08/04

14,17/04; 15/04

21,24/04;22/04

28/04; 29/04

   05,08/05;06/05

12,15/05;13/05

 19,22/05;20/05

8

Выставка работ. Экскурсия в ателье по пошиву одежды.

6

2

Беседа. Оценка результатов своей деятельности и работ других учащихся.

Отзыв об экскурсии, творческие работы. Портфолио(папка достижений).

 

26,29/05; 27/05

 

Итого:

 216

72

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 2

Проект «Моя любимая кукла Барби», выполненный по индивидуальному образовательному маршруту

 

Выполнила: Дручинина Варвара

Введение

Среди наших сверстниц есть девочки, которые очень любят играть в куклы. Я не исключение. Сейчас существует много различных видов кукол. Предметом моего проекта стала одна из красивейших кукол современности, самая популярная кукла – кукла Барби. Стройная красавица с открытой улыбкой покорила весь земной шар. В играх с ней выросло не одно поколение девочек. Куклу можно купить в 150 странах мира, ее продают со скоростью 2 штуки в минуту. Любая девочка в возрасте от 3 -12 лет хотела бы получить в подарок куклу Барби. С течением времени кукла Барби стала настолько популярной, что появился даже стиль «Барби». Стиль «Барби» – это образ, воплотивший в себе девичьи представления о красоте, обаянии, стильности. Вещи, на которых есть логотип или сама кукла Барби очень популярны не только у девочек, но и у женщин. «Барби» сегодня – это огромная индустрия.Меня заинтересовала информация о происхождении куклы Барби, ее популярности.

Проблема:Как появилась кукла Барби и почему она так популярна среди девочек?

Гипотеза:Если с куклой Барби играют все знакомые мне девочки, значит в этой игрушке много привлекательного и интересного. Я предположила, что кукла Барби имеет богатую историю. Она меняла свой внешний вид, гардероб, характер, но при этом всегда оставалась любимицей девочек. Допустим, что мне удастся найти интересный материал об истории возникновения куклы Барби, то я смогу поделиться своими знаниями с одноклассницами и подружками, сшить своими руками красивое платье для куклы.

Цель: «Изучить историю создания и развития куклы Барби».

Задачи:

   -  узнать о происхождении, укладе жизни и нарядах куклы Барби;

   -  провести опрос девочек моего возраста и раскрыть секрет успеха куклы;

- сшить своими руками наряды для своей куклы Барби.

 

Основная часть

 

Чтобы определиться с направлениями в работе над проектом я обратилась к информационным источникам (печатным и интернет – ресурсам), собственным наблюдениям, провела опрос одноклассниц и девочек, занимающихся в объединении «Конструирование и моделирование одежды» Центра детского технического творчества», родителей.

 

Фея знала свое дело, и, летала в небесах,

Днем и ночью, то и дело, совершая чудеса,

Фея кукол создавала, мастерила, колдовала,

Все чего она касалась, оживало, просыпалось.

И в руках ее послушных обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже с человеческими схожи.

А потом свои трофеи раздавала людям фея.

Потому что это средство, чтобы вечно помнить детство.

                                                       Лариса Рубальская

 

Кукла Барби появилась на свет 9 марта 1959 году в Соединенных Штатах Америки, штат Винсконсии. Мама знаменитой куклы – американка Рут Хендлер. В середине сороковых годов прошлого века Рут и ее муж Эллиот открыли фирму Маттел (Mattel) по производству деревянных  рамок для картин. В 1957 году фирма Маттел начинает выпуск кукольных домиков и деревянных шкатулок.  Идея создания куклы пришла после того, как они заметили, что их дочь Барбара с интересом играет с бумажными куклами, имитирующими именно взрослых людей. Подумав, Рут решает выпустить игрушку, при помощи которой девочки могли бы играть. В основу знаменитой куклы легла героиня немецких комиксов Лили – девушка с осиной талией и длинными светлыми волосами. Вместе с японскими дизайнерами они придумали ту самую Барби, которую можно увидеть во всех магазинах. А свое имя она получила в честь их собственной дочери Барбары, уменьшительное отБарбара – «Барби».Она очень полюбилась маленьким покупательницам и быстро приобрела популярность. Знаменитая кукла менялась каждый год. Внешность куклы Барби отражала моду и представления о красоте того периода, когда она производилась,поэтому можно проследить развитие моды по нарядам куклы.(Приложение 1)

Первая кукла Барби  была темноволосой и носила прическу «конский хвост», у нее в ушах были перламутровые сережки, на ногах – открытые босоножки на каблуке, а одета она была в черно-белых полосатый купальник. (Приложение 2)

Фирма Маттелрассказала стране о своей кукле при помощи эффектной телевизионной рекламы, вокруг куклы начался ажиотаж.Популярность куклы возрастала. Заказов на куклу Барби поступало столько, что фирма поначалу не смогла удовлетворить спрос на куклу!

Девочкам пришлась по душе новая кукла Барби, у простой американской девочки, возрастом от3-х до 11 лет, есть по 8 кукол. Но родители многих из них восприняли куклу более чем прохладно, считая ,что игры с ней не пойдут на пользу детской психике.

 Фирма Маттелвыпускала сопутствующие товары – одежду, аксессуары, игрушечные домики. Постепенно у Барби стали появляться разнообразные наряды, украшения, мебель, дом, автомобили, ролики, велосипеды и т.д.

Кукла Барби стала так популярна, что многие известные женщины захотели увидеть себя в образе этой куклы. Так начали выпускаться  копии реальных людей – коллекционные куклы.  Например, популярная певица Мадонна заказала 5 кукол похожих на себя. Выступала в образе  актрисы Мэрилин Монро и героини фильма СкарлеттО,Хара, Золушки и Спящей Красавицы, и т. д. (Приложение 3)

Кукла Барби уникальный пример в истории музеев: впервые не живой человек, а кукла стала экспонатом Парижского музея восковых фигур Мадам Тюссо. Также она попала в книгу рекордов Гинесса.

К 1961 году Барби стала абсолютным лидером среди «кукол – модниц» всех времен. В этом году у нее появился друг Кен, которого звали в честь сына Рут Хендлер.

В 1963 году была создана лучшая подруга Барби -  кукла Мидж, темнокожая брюнетка – Тереза.

В 1964 году появились младшие сестры – Скиппер и малышка Шелли, а также другие члены семейства.

В 2003 году  появились дедушка в шерстяном свитере и бабушка в цветной блузке. Оба седые, продаются только в паре.Сейчас у Барби есть не один десяток родственников и друзей. (Приложение 4)

Со временем внешность куклы Барби изменилась, появились африканки, азиатки, латиноамериканки. Многоликая модница стала интернациональной игрушкой – появились целые серии кукол в национальных костюмах (более 25 национальностей). (Приложение 5)

За свою историю кукла Барби  освоила  множество профессий: она была учительницей и космонавтом, балериной и врачом, стюардессой и официанткой. (Приложение 6)

В 1985 году прошла международная выставка кукол Барби от известных модельеров  Ива Сен-Лорана, Пьера Кардена, Жана Поля Готье, Пьера Кардена. Начался выпуск коллекционных моделей знаменитой куклы в роскошных нарядах. (Приложение 7)

Наряды для Барби сейчас шьют самые известные модельеры, ее гардероб  меняется вместе с модой: стиль одежды, образ жизни, прическа, обувь. Для нее существуют красивые украшения, в том числе очень дорогие. У Барби есть роскошный дом, семья с маленьким ребенком, множество автомобилей и даже самолет. Недавно она приобрела сотовый телефон и компьютер.

В 1993 году появилась говорящая кукла Барби.

В 2001 году выпустили самый первый мультик «Барби и Щелкунчик», много интересных книг, журналов «Барби» для девочек.

В России кукла Барби появилась 25 лет назад, и сразу же покорила всех девочек от 3-12 лет.

 

 

Я не только интересуюсь историей куклы Барби, играю, собираю коллекцию кукол, но и люблю шить одежду для нее. Занимаясь в объединении «Конструирование и моделирование одежды»  я шью много нарядов для куклы Барби, участвую в различных выставках и творческих  конкурсах.

 У меня есть кукла Барби

                                              Золотых волос полна.

Повяжу я кукле бантик

                                              Улыбнется мне она.

                                              Я в ответ ей улыбнусь

И как Барби причешусь.

 

Занятия в объединении «Конструирования и моделирования одежды» позволяют получить навыки кроя и шитья на куклу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мои книги и рисунки

 

 

 

 

Моя коллекция одежды для куклы Барби

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моя награда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что привлекает девочек в кукле Барби?

Спросите любую девочку, какую куклу она хотела бы получить на день рождения или Новый год. Большинство ответят – куклу Барби.

Чтобы понять секрет популярности куклы, я составила анкету и решила провести опрос среди девочек своего возраста, которые учатся в моем классе и занимаются в кружке шитья.

Вопросы анкеты для девочек:

1.                 Ты любишь играть в куклы?

2.                 Сколько у тебя кукол?

3.                 Какие куклы у тебя есть? Выбери и подчеркни: Российские, Бэбби Бон, Братц, Барби, Синди, Винкс, Кен и другие.

4.                 Какую куклу ты считаешь красивой. Почему?

5.                 У твоей куклы есть семья, подружки, предметы быта и одежды?

6.                 Ты любишь шить своей кукле наряды?

Я решила узнать мнение не только девочек, но и родителей.

Вопросы анкеты для родителей:

1.                 Почему ваша дочка любит играть с куклой Барби?

2.                 Видите ли вы отрицательное влияние кукол Барби на вашу дочь?

Результаты опроса следующие:

Из 15 опрошенных девочек от 7до 11лет – все девочки любят играть в куклы.

У каждой из опрошенной девочки есть кукла Барби.

В среднем девочка от 7 до 11 лет имеет 6 кукол Барби (от1 -13 шт.), в том числе коллекционные.

Девочки считают, что кукла Барби самая красивая, с шикарными волосами и богатым гардеробом, у нее много друзей, есть дом, машина, мебель, предметы туалета, домашние животные.

Девочкам нравится, что куклы хорошо гнуться, им можно шить одежду, делать красивые прически.

Из опрошенных мам – каждая покупает своей дочке куклу Барби.

Родители не видят ничего плохого в том, что их дочери увлечены играми с куклой Барби.

 

Заключение

 

По итогам опроса моя гипотеза подтвердилась. Большее число девочек  любят куклу Барби, она является самой популярной и любимой  куклой современных детей. Девочки с удовольствием читают книги и журналы, собирают наклейки, рисуют, шьют одежду для Барби.

Барби – это образ красоты, обаяния, стильности. Барби с радостью заботится о своих родных и обожает домашних животных. Она прекрасная хозяйка: у нее в доме всегда прибрано, готова приготовить что-то вкусное. Барби стала настоящей подругой для многих девочек. Игра с куклой Барби формирует вкус, приучает к аккуратности, вырабатывает привычку заботиться о своем внешнем виде, учит организовывать свой быт. Девочки затевают сюжетные игры со своей любимицей, переодевают ее, шьют для нее новые одежды, делают красивые прически. Главная особенность куклы Барби – это уже взрослая молодая и красивая девушка. Вот почему многим девочкам хочется быть похожими на нее. Родители тоже не видят ничего плохого в том, что их дочери увлечены игрой с куклой Барби. Напротив, они считают, что эти игры развивают фантазию, прививают навыки будущей мамы, готовят к семейной жизни.

Познакомившись с историей создания куклы Барби, я смогу рассказать об этом своим подружкам.

 

Литература

1. Горалик Л.Н. Внутренний и внешний мир Барби. – Москва : Новое литературное обозрение, 2016.

2. Декайло А.Б. Барби. Энциклопедия моды. – Москва: АСТ, 2017.

 

Информационные ресурсы:

www.barbie.com

www.barbieworld.ru

www.kid.nashcat.ru

www.ruscatalog.com

www.rematrix.ru

 

 

 

Приложение 3

Диагностика уровня мотивации

 

«Что привело тебя в ЦДТТ?»

1.     Надежда заняться любимым делом.

2.     Желание узнать что – то новое, интересное.

3.     Надежда найти новых друзей.

4.     Желание узнать о том, что не изучают в школе.

5.     Надежда на то, что занятия в ЦДТТ помогут преодолеть трудности в учебе.

6.     Надежда на то, что занятия в ЦДТТ помогут исправить твои недостатки.

7.     Желание провести свободное время с пользой.

8.     Надежда на то, что занятия в ЦДТТ помогут в будущем приобрести интересную профессию.

9.     Что еще, напиши   ______________________________________

10.                         Укажи, кто ты?

Мальчик  ______________________________

Девочка    ______________________________

11.                        Укажи, сколько тебе лет ___________________________________

 

 

«Почему я записался на этот кружок?»

1.                Потому, что мне интересно.

2.                Потому, что ходит весь класс.

3.                Потому, ходит мой друг (моя подружка).

4.                Потому, что заставили родители.

 

Диагностика уровня творческой активности

 

1.Если бы я шила платье для себя, то:

А) Сшила платье как у всех;

Б) Сшила такое платье, которое видела на картинке в журнале или в кино;

В) Сшила такое платье, которого нет ни у кого.

 

2. Если я шью сложную модель платья, то:

А) Советуюсь с педагогом и делаю так, как сказал мне он;

Б) Стараюсь самостоятельно выполнить работу, без помощи;

В) пользуюсь советами, которые написали в учебнике, журнале.

 

3. Среди предложенных мне моделей платья, выбираю:

А) Оригинальную модель;

Б) Простую модель;

В) Трудную модель.

 

4. Если бы я написала картину, тоя выбрала бы для нее название:

А) Точная;

Б) Красивая;

В) Необычная.

 

5. Мне хочется, что бы на занятиях:

А) Все работали;

Б) Было весело;

В) Было много нового.

 

6. Для меня в общении самое важное:

А) Хорошее отношение друзей;

Б) Возможность узнавать новое;

В) Взаимопонимание.

 

7. Из трех телевизионных передач я выбрала бы:

А) Модный приговор;

Б) Умники и умницы;

В) КВН.

 

8. Если бы я отправилась в путешествие, то я выбрала бы:

А) Наиболее удобный маршрут;

Б) Маршрут, который хвалили мои друзья;

В) Неизвестный маршрут.           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 4

Мониторинг результатов обучения по индивидуальным образовательным маршрутам

 

Теоретическая подготовка

Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Баллы

Методы диагностики

Теоретические знания по основным разделам учебно – тематического плана программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

-практически не усвоил теоретическое содержание программы;

- овладел менее чем 1\2 объема знание, предусмотренной программой;

- объем усвоенных знаний составляет более 1\2;

-освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период.

0

1

 

2

3

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

- не употребляет специальные термины;

- знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;

- сочетает специальную терминологию с бытовой;

-специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

0

1

 

2

 

3

Наблюдение, собеседование.

 

Практическая подготовка

Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Баллы

Методы диагностики

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

- практически не овладел умениями и навыками;

- овладел менее чем1\2 предусмотренных умений и навыков;

- объем усвоенных умений и навыков составляет более 1\2;

- овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.

0

1

2

 

3

Наблюдение, контрольное занятие.

Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

- не пользуется специальными приборами и инструментами;

- испытывает серьезные затруднения при работе с оборудование;

-работает с оборудование с помощью педагога;

- работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает трудностей.

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное занятие.

Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

- начальный (элементарный) уровень развития креативности – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания;

- репродуктивный уровень – в основном. выполняет задания на основе образца;

- творческий уровень (1)- видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;

-творческий уровень (2) – выполняет самостоят.

0

 

1

2

 

3

Наблюдение, контрольное занятие.


Признаки одаренности

Название объединения ___________________.  Педагог ___________________

________ год обучения.  Дата заполнения __________________

 

Ф. И. воспитанника

Д – да

Н – нет

И – иногда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка

1. Быстрое освоение деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Высокая успешность выполнения деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Использование и изобретение новых способов деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Выдвижение новых целей деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Новаторство (все делать по-своему)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Особый тип организации знаний:

- высокая структурированность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- способность видеть изучаемый предмет шире

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- увлеченность общими идеями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- склонность отыскивать и формулировать общие закономерности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Быстрое схватывание и осваивание информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Высокий уровень способности к самообучению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка

1. Повышенная избирательная чувствительность к действительности:

- знакам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- звукам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- цвету

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- техническим устройствам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- растениям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- к физической активности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- познавательной активности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- художественно-выразительной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ярко выраженный интерес к предмету (высокая увлеченность и погруженность в дело)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Высокая требовательность к результатам собственной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Психологический аспект деятельности ребенка, демонстрирующего одаренность

1. Отличная память

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Феноменальная наблюдательность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Способность к мгновенным вычислениям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Способность к быстрым умозаключениям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Высокий уровень развития фантазии и воображения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Фотографии с защиты проектов обучающихся,

выполненных по индивидуальным образовательным маршрутам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru