Хамзова О.В.,
учитель русского языка
и литературы МОУ «Лицей 12»
Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы по теме «Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка через технологию развития критического мышления». (Слайд 1)
«Учить не мыслям, а мыслить!». Эти слова родоначальника классической философии Иммануила Канта являются программой действий в обучении уже более двухсот лет.
Сегодня они приобрели более привычное для нас звучание: «Учим ребёнка самостоятельно добывать знания путём активизации мыслительно-речевой деятельности». Признаком азарта, интереса, мысли, творчества является огонёк в глазах детей. Чтобы он загорелся, надо, чтобы горел учитель. «Искра » может пролететь только в процессе беседы, диалога, говорения и слушания.
В современной социальной жизни происходят большие изменения, которые влияют и на школьное образование. Введены новые виды итоговой аттестации - ОГЭ и ЕГЭ, разработаны, апробированы и введены Федеральные государственные образовательные стандарты.
Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна учебная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык - это основа формирования и развития мышления, воображения, творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.
Требования к результатам изучения любого предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать такую работу.
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Важно формировать коммуникативные компетенции, потому что вопросы цивилизованного общения, нравственного развития, воспитания личности, волнуют общество особенно сейчас, когда всё чаще мы встречаем жестокость и непонимание.
Формирование этих компетенций – процесс длительный и достаточно сложный. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.
Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого необходимо организовать совместную работу учащихся в группе, т.е. обучение общению с помощью общения.
Можно выделить следующие принципы коммуникативной направленности обучения: (Слайд 2)
· речевая направленность (обучение через общение);
· функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
· ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
· новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения);
· принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.
· личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).
Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуации, т.е. благоприятных условий для активного общения.
Я стараюсь строить учебный процесс на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Моя роль, как учителя, направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать.
Формировать коммуникативные компетенции позволяет технология развития критического мышления.
(Слайд 3) Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Таким образом, признаками критического мышления являются: (Слайд 4)
1. Самостоятельность мышления.
Необходимо, насколько это возможно, избегать преподнесения готовых выводов. Если же без них не обойтись — нужно объяснять, каким образом эти выводы получены, на какие аргументы они опираются.
2. Информация не является целью мышления, она — его отправная точка, толчок к его началу.
Достаточно часто учащиеся самых разных возрастов на вопрос: для чего необходимо изучать тот или иной предмет? — отвечают: чтобы знать. Согласитесь, такой подход к учебной деятельности фактически делает её бессмысленной. Это всё равно что много и тяжело работать, чтобы были деньги. Не для того, чтобы на них купить что-то нужное или желанное, а чтобы они просто были.
Но с другой стороны пренебрегать процессом поиска и накопления информации тоже неправильно. Пустая голова не может думать. Критически мыслить — значит делать аргументированные выводы, а не голословные заявления.
3. Целью мышления является решение какой-то проблемы.
Чтобы научить ученика мыслить критически, надо вначале научить его видеть наличие проблемы, формулировать её. Если мы чётко осознаём проблему, и хотим её преодолеть, наша деятельность будет гораздо продуктивнее.
4. Стремление к убедительной аргументации.
Критически относиться к информации — значит не принимать на веру бездоказательные утверждения; уметь оценить силу аргументов, сравнить разные позиции, выработать собственную точку зрения.
И вот здесь хотелось бы подчеркнуть важность использования критического мышления не только для успешной учебной деятельности наших учеников, но и для их жизни вообще. Если они научатся мыслить именно так, ими очень трудно будет манипулировать.
5. Критическое мышление социально.
Для того чтобы оценить силу своих аргументов надо о них кому-то рассказать. Выслушать возражения. Или вместе поикать новые, более убедительные доказательства.
Каким же образом внедрять эту систему? Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь приходят приемы технологии развития критического мышления: «верите ли вы», «ключевые слова», «тонкие и толстые вопросы», «корзина идей», «перекрестная дискуссия», «последнее слово за мной» и др. (Слайд 5)
Школьник, умеющий критически мыслить, способен аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы.
Качества, необходимые учащемуся, для овладения критическим мышлением:
- готовность к планированию; (Слайд 6)
- гибкость: готовность воспринимать идеи других;
- настойчивость;
- осознание: отслеживание хода своих рассуждений и рассуждений других;
- поиск компромиссных решений;
- коммуникативность.
В чём же специфика технологии « Развитие критического мышления» на уроках русского языка ? (Слайд 7)
Во-первых, учебный процесс строится на научно - обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
Во-вторых, фазы технологии (вызов, осмысление, рефлексия) обеспечены таким образом, что учитель может быть максимально гибким в учебной ситуации.
В-третьих, приёмы технологии позволяют обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысления.
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую умения и навыки работы с информацией на уроках русского, также развивающую мыслительную деятельность, необходимую в дальнейшей жизни:
- ориентироваться в источниках информации; (Слайд 8)
- понимать прочитанное;
- оценивать информацию с точки зрения её важности;
- выделять главное в информации;
- убирать второстепенную информацию;
- критически оценивать новые знания;
- делать выводы и обобщения.
Хочу представить приемы ТРКМ, использованные мною на учебном занятии по русскому языку, которые направлены на формирование коммуникативных компетенций.
Разрабатывая урок, я руководствовалась основными правилами использования приемов. «Много – не есть хорошо». Необходимо использовать не более двух приемов на одной стадии и подводить итог каждому приему; применять методы и приемы в соответствии с возрастом учеников. Старалась также не забывать, что важно не количество приёмов ТРКМ, а их качество и уместный, логичный переход от одного к другому. Понимала, что в противном случае работа будет неэффективной. ((Слайд 9)
Проблемную ситуацию на стадии "Вызов" я создала таким образом, чтобы ученики испытали чувство удивления или затруднения, осознали противоречие, что позволило им самостоятельно сформулировать цели, тему, ответить на вопросы.
Урок строился так, чтобы большую часть информации дети открыли сами, а не выслушали из уст учителя. И эта работа продолжалась на второй стадии «Осмысление».
Для эффективной деятельности необходима работа в командах, чтобы осуществлялось взаимодействие. В этом хорошо помогает прием «Корзина идей»
Он заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные схемы, на основе которых они самостоятельно составляют эталоны ответов, а затем создают продукт совместного труда. Этот прием вызывает у учащихся большой интерес, обычно даже самые слабые стремятся показать свою сообразительность.
Такая работа дает возможность формировать навыки коммуникативного общения и ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают.
Именно в общении со сверстниками ребенок может практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку).
Использование групповой формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными.
Последней стадией является «Рефлексия», в которой происходит оценка деятельности или новой информации, обмен мнениями, логический переход к новым темам. Она даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Очень интересным и значимым, на мой взгляд, является прием «Выбери высказывание», которое соответствует твоей деятельности на уроке и объясни свой выбор. Ученикам были предложены цитаты: Конфуция, Мольера, Сократа, Аристотеля. Главное, что школьники свободно говорили, отстаивали свою точку зрения, демонстрируя коммуникативные умения.
На таких уроках у детей формируется коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность, а самое главное - у них появляется интерес к предмету, что способствует успешному обучению.
((Слайд 10) Основными критериями оценки результата деятельности детей является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели: ,
- оценка (где ошибка?);
- диагноз (в чем причина?);
-самоконтроль (каковы недостатки?);
- критика (согласны ли вы?);
- прогноз (постройте свой прогноз).
Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, рефлексия собственных суждений.
Система работы по использованию технологии развития критического мышления способствует формированию коммуникативных компетенций, а также
позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, выработать их активную жизненную позицию, развить исследовательские способности учащихся. На моих уроках обучающиеся научились искать закономерности, рассуждать по аналогии, что несомненно повысило мотивацию к обучению, дети стали больше читать, научились контролировать свои результаты, сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений.
Работая с данной технологией, я поняла, что необходимо акцентировать внимание на следующих важных моментах:(Слайд 11)
1. Научить ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавать наводящие вопросы.
2. Не бояться «нестандартных уроков», пробовать различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
3. Составлять алгоритм пересказа текста, материала.
4. Организовывать групповую работу.
5. Приучать ребенка
самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать,
уточнять.
6. Учитывать жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Без развития коммуникативных компетенций не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого языкового анализа текста и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенций, сформированные у учеников, демонстрируются во время сдачи ЕГЭ.
(Слайд 12) Поэтому я всегда вспоминаю утверждение Конфуция: «Самое прекрасное зрелище на свете — вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.