Обобщение опыта работы
воспитателя Зайцевой Л.М.
по теме
« Развитие познавательной активности детей
через ознакомление с природой
родного края».
Актуальность выбора темы.
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.
Для чего нужно изучать природу родного края?
Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.
Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.
В данной работе отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста.
Направленность работы – приобщение детей к природе ставропольского края.
Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей среднего дошкольного возраста с природой Ставропольского края, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на достижение целей развития у детей интересов , любознательности и познавательной мотивации, формировании познавательных действий, становление сознания.
Наш девиз группы :
«Природа и мы – одно целое!»
Я считаю, что рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно - философской категорией «Мы», то есть единство.
Мы – это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.
Мы – это выражения нашего родства и гуманного способа совместного проживания.
Мы – это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней.
Мы – это те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой и кто только начинает приобщение к нему.
Мы- это дети и взрослые живущие на Ставрополье и любящие свою природу.
Мы – это коллектив педагогов и родителей, осуществляющих экологическое образования детей!
Успех моей педагогической деятельности.
Мои заповеди.
Проблема:
Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и
краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.
Цель: Способствовать формированию приобщения детей к природе родного края посредством поэтапного решения задач. Активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.
Задачи: Обучающие
· Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Ставропольского края, ее экологией.
· Познакомить детей с животными, птицами и растениями занесенных в Красную книгу Ставропольского края.
· Познакомить детей с ландшафтом Ставрополья.
Развивающие
· Развитие эмоционально – чувственного отношения у детей к окружающему, средствами регионального компонента.
· Формировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
· Привлекать родителей к совместной деятельности (изготовление пособий, поделок, рисунков и т.д.).
Воспитательные
· Воспитание элементов экологической культуры, заботливого и бережного отношения к природе.
· Создать доверительные отношения в процессе совместной деятельности по привитию экологической культуры Родного края: воспитатели- родители-ребёнок.
Нас в любое время года,
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду,
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде,
Все по справедливости.
Отражение в воде,
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого,
Не попросит ничего!
У природы круглый год,
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе.
(В. Орлов)
Чувство любви к Родине, родному краю – одно из самых сильных чувств . А почувствует ли ребёнок привязанность к родной земле, зависит от нашего, взрослого отношения к ней.
Задача взрослых : и родителей, и воспитателей формировать у детей познавательный интерес к родному краю, позитивное отношение к настоящему, прошлому , желание как можно больше узнать о флоре, фауне нашего региона. Сформировать у детей интерес, желание охранять и беречь родную природу..
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на достижение целей развития у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации, формировании познавательных действий, становление сознания.
Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу. Он сосредоточенно рассматривает игрушки, изображающие петушка, рыбку, цветок, забавного лягушонка. На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу. У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.
Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы.
Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. В связи с этим я поставила перед собою задачи: ввести ребенка в мир природы сформировав у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, научить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.
Я творческий, эмоциональный человек, со стажем работы по этой теме, всегда уделяю много внимания необходимости формирования знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитанию нравственных чувств.
В своей работе я следую следующим педагогическим принципам: системность,
наглядность,
доступность,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
сезонность.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.
Поэтому, предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений. Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы и должны стать для взрослого той отправной точкой, с которой будет осуществляться всё дальнейшее воспитание и образование ребёнка; развитие чувства любви и бережному отношению ко всему живому и не живому, обогащение представлений о мире природы и развитие умения выделять основные закономерности.
У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства. Она ближе всего к ребенку. Все увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно: как растут цветы и деревья? Откуда берутся листочки? Почему шмель такой пушистый и что он делает на цветке? Вопросам нет конца. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. С годами наших знаний о родном крае становится больше, но те радостные переживания от общения с природой запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы и бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к своей природе, к родине, воспитывается чувство патриотизма.
В любом родном крае можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы, а в нашем, всего этого предостаточно. Но уже многие животные, птицы, растения Ставропольского края занесены в «Красную книгу». Так что дошкольники и их родители должны знать о редких видах растений и животных нашего края, чтобы рационально использовать и охранять природные ресурсы, что поможет предотвратить их исчезновение и сохранить природу родного края. На основе полученных знаний у дошкольников формируется экологическая культура – это уровень восприятия природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру.
При работе с детьми крайне важно закрепить полученные знания и умения исследовательского поиска необходимые для проведения самостоятельных исследований и экспериментирований. В этой связи я применяла различные
формы и методы, активизирующие развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности дошкольников.
Особое место в своей работе отвожу к созданию предметно – развивающей среде, как в группе, так и на улице.
В группе есть альбомы, папки посвященные природе родного края:
« Животные», «Растения», «Деревья», «Кустарники», «Рыбы»(которые живут в нашей реке Кура), «Птицы», «Грибы». Всё это ведёт к установлению взаимосвязи и взаимозависимости в растительном и животном мире, а также желание познавать, беречь, охранять и сохранять природу родного края. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.
Мною изготовлены дидактические игры, очень помогающие для закрепления знаний детей о животных, птицах, насекомых, явлений природы: «Правила поведения в лесу», «На лесной тропинке», «Развивающее лото», «Найди и назови», «Кто лишний», «Когда это бывает?», «С какого дерева листик».
В нашей группе создан природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста.
Вместе с детьми мы ухаживаем за цветами в уголке природы; дети с удовольствием поливают цветы, рыхлят землю, вытерают пыль с листьев. Тем самым, у детей проявляется желание ухаживать за растениями, познавать их через наблюдения ( расцвел цветок, появилось больше побегов), воспитывается любовь к живому миру природы. В весенний период с детьми в уголке природы высаживаем лук, чеснок, семена каких либо уветов и овощей. Ежедневно ведём наблюдение, как в стаканчиках и цветочных горшках появляютсь первые всходы.
Так же в группе имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности, дидактические игры, природный материал, много наглядного материала и художественной литературы.
Циклы наблюдений за растениями уголка природы и участка детского сада – еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении всего года.
На территории нашей площадки есть маленький огород, где дети ухаживают за растениями высаженными совместно с воспитателем, поливают, ведут наблюдения за ростом растений. Здесь есть такие растения, как лук, чеснок, помидоры, болгарский перец, петрушка. С детства дети знают их названия и могут отличить называя растение.
На клумбах высаженные вместе с детьми цветы: гвоздика, петунья, вьюнки и многое другое. Так же с большим удовольствием дети во время прогулки их поливают.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются опыты( «Почему нужно поливать растения?», «Куда уходит вода при поливе?», и т.д.
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получают в процессе наблюдений и труда. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе родного края, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.
Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, весенней и осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя.
Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. На прогулке организую игры природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).
Дети очень часто любят играть в песочнице, и по приходу в детский сад мы каждое утро с детьми поливаем писок, но при этом дети интересуются: - «Почему и для чего мы поливаем писок?» объяснив и продемонстрировав детям эту процедуру, мы приходим к заключению, что сухой песок просыпается сквозь пальцы и создает много пыли, а мокрый песок становиться средством для изготовления каких либо интересных объектов.
Кроме этого, использую разнообразные игровые упражнения: «Изготовь что- ни будь интересное».
Так же во время прогулки проводим игры по познаванию окружающего мира вокруг: «Найди по описанию», «Что, где растет?», «Узнай и назови». «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай животное», «Когда это бывает?».
Немаловажное значение в работе имеет «экологическая тропа». На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.
Ежегодно весной со вместо с родителями дети изготавливают скворечники для птиц, которые мы устанавливаем на площадках детского сада.
Так же проводится акция «Всемирный день защиты животных»; «Зеленая елочка – живая иголочка» — акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой вырубки к Новому году; «Покормите птиц зимой» — акция по изготовлению кормушек и ежедневной подкормки птиц; акция «Берегите воду», «Лучший домик для птиц», «Первоцветы».
Одной из форм экологического воспитания и разнообразием знаний, являются праздники и развлечения.
Ежегодно осенью мы с детьми проводим экологический праздник: «Именины осени», В программе праздников – конкурсы «Осенние фантазии» — поделки из различного природного материала; букеты из различных растений; «Лесная столовая» — корм для разных животных птиц, чей корм вкуснее. Родители вместе с детьми принимают участие во всех конкурсах. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.
Заключение:
Я стараюсь учить каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель – воспитать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Родители первые помощники в реализации проекта по ознакомлению с природой родного края, кто как не они смогут показать все прелести, всю красоту и необыкновенные места своего родного края.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое, а прежде всего природу родного края и в этом им больше всех должны помочь родители. Ну, а мне только останется дополнить и закрепить все полученные впечатления.
Опираясь на полученные в ходе работы знания детей, их наблюдения, впечатления, ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.