Обобщение опыта по теме:
«Реализация проектной деятельности в начальной школе»
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые задачи. Одной из основных является создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции.
Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации, саморазвитии и социализации.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность, которую используют как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Проектное обучение личностно-ориентировано, самомотивируемо, следовательно, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от своего труда, создавать ситуацию успеха.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы. При этом ребенку требуется умение координировать свои усилия с усилиями других.
Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков:
- социальных – умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс;
-коммуникативных – слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать своё мнение, презентовать результат работы;
-мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.
Работу над проектами необходимо строить в стиле педагогической поддержки: не подменяя деятельность детей выполнением задания и не перепоручая его выполнение родителями.
Метод проектов начинаем реализовывать с 1 класса с простых краткосрочных коллективных и групповых творческих проектов на уроках технологии и изобразительного искусства, во внеклассной работе. Основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования исследовательской работы, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора, совершенствуя эти умения в последующих классах.
Реализуя
проектную деятельность в рамках традиционных учебных занятий используем:
• проблемное введение в тему урока;
• постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
• совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
• групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в
группе;
• выдвижение идеи (мозговой штурм);
• постановку вопроса (поиск гипотезы);
• формулировку предположения (гипотезы);
• обоснованный выбор способа выполнения задания;
• составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
• поиск дополнительной литературы;
• подготовку доклада (сообщения);
• самоанализ и самооценку, рефлексию;
• поиск альтернативных способов решения проблемы.
При этом дети сами выбирают тему проекта, которая им интересна. Удачные находки во время работы над проектом ребята стараются сделать достоянием всего класса, что повышает интерес и привлекает к работе над проектом других ребят.
О каждом из выполненных проектов можно долго рассказывать. К каждому из них учащиеся подходят творчески, проявляют максимум самостоятельности, наглядно видят результаты своего труда, пользу своего проекта. Назовем самые интересные проекты.
Правильное питание – залог здоровья, силы и красоты человека. Однако, многие из нас не задумываются о его значении для жизни человека.
В рамках месячника «Организация правильного питания» обучающиеся 1-х и 2-х классов выполнили проекты, целью которых явилось формирование полного представления о полезных продуктах и влиянии их на здоровье человека.
Ребята пришли к выводу, что ответственное отношение к здоровью должно стать нормой жизни.
В дни проведения тематической недели, посвящённой 162-летию со дня рождения А.П. Чехова, в 3-4 классах прошли уроки технологии и окружающего мира, погрузившие ребят в эпоху великого писателя. Ребята создавали всем классом проекты о достопримечательных местах, связанных с жизнью и творчеством писателя.
Ребята узнали, что А.П.Чехов любил родной край, который был для него источником живых образов.
Человеческая память… Она безгранична, она может быть долгой и благодарной. Но как человек может помнить о большом, об истории целой страны, не зная малого, историю своей семьи, рода. Задумавшись над этим, ребята решили узнать, кого из родных и близких коснулась та страшная трагедия, кто с оружием в руках защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, и в преддверии Дня Защитника Отечества приняли участие в общешкольном конкурсе проектных работ «Защитник Родины моей семьи». Цель работ: понять и прочувствовать подвиг Советского народа в годы Великой Отечественной войны. В ходе поисковой работы ребята собирали материал об участии родственников в годы Великой Отечественной войны, обрабатывали информацию и презентовали ее. В итоге учащиеся приобрели навыки поисково- исследовательской деятельности, расширили знания о Великой Отечественной войне, получили удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, ветеранами войны, одноклассниками.
Победителями проектных работ стали:
Номинация
«Династия защитников в моей семье»
Лубенцова Элеонора 1 «А» класс
Номинация «Видеоролик» - 4 «А» класс
Номинация «Книга» - 3 «А» класс
Номинация
«Презентация» - 2 «Б» класс;
Номинация «Альбом» - 3 «В» класс.
Ежегодно главным событием проведения недели начальных классов в нашей школе является день защиты творческих проектов «Первые шаги в науку».
Работая над проектами ребят интересуют разные темы: о щедрых душой людях - знаменитых земляках; о своей родословной; о приемах вычислений, упрощающих счет; о любимых местах города Таганрога; о проблемах исчезновения животных на нашей планете и др..
Защита проектов всегда проходит интересно и необычно: ребята считают, демонстрируют книги и брошюры собственного изготовления, показывают выполненные презентации. Выбрать лучших всегда очень сложно! С этой работой справляется строгое, но справедливое жюри.
Наши работы:
Диплом I степени - 3 "А" класса, проект «Богатства,
отданные людям. Знаменитые земляки г. Таганрога».
Диплом II степени - 4 "Б" класс, проект
«Приемы устных вычислений».
Диплом III степени - Василевский Дмитрий, 4
"В" класс, проект "Любимые места города Таганрога".
Подводя итог, хочется отметить, что целенаправленное использование проектного метода способствует развитию универсальных учебных действий младших школьников. Реализация проектного метода развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.