Обобщение опыта "Роль театрализованной деятельности в развитие дошкольников в условиях внедрения и реализации ФГОС"
Оценка 4.6

Обобщение опыта "Роль театрализованной деятельности в развитие дошкольников в условиях внедрения и реализации ФГОС"

Оценка 4.6
docx
04.04.2020
Обобщение опыта "Роль театрализованной деятельности в развитие дошкольников в условиях внедрения и реализации ФГОС"
Обобщение опыта.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида

                                    

 

 

 

Обобщение опыта работы по теме:

«РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

РАЗВИТИЕ  ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

 

                   

 

 

 

 

 

                                                       Воспитатель:  Глущенко С.И.

                                                             Первая категория

 

 

 

   

                                       г. Инта

                         2017-2018 учебный год

 

 

                                                                Содержание:

 

1. Пояснительная записка……………………………………………2

1.1. Цель, задачи ……………………………………………………..2

2. Описание работы ………………………………………………….3

2.1. Методы и формы работы ………………………………………..3

2.2. Работа с родителями……………………………………………..4

2. 3. Перспективное планирование  …………………………………5

2.4. Ожидаемый результат…………………………………………...10

3. Обобщение опыта………………………………………………….11

4. Список литературы………………………………………………..12

5. Приложение………………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

     Художественно-эстетическое восприятие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетном направлением. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей представляет театрализованная деятельность. Театр воздействует на ребёнка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся в коллективе, видеть красоту, сочувствовать. Используя театрализованное творчество, позволяет воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости. Трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. Развивать у ребёнка психические процессы (внимание, память, воображение), эмоционально-волевую сферу ребёнка. «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает, она не навязчиво воспитывает, знакомит ребёнка об окружающем миром, добром и злом. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Для развития выразительной  стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично. Воспитывать в человеке привычку к выразительной публичной речи можно путём привлечения его с самого раннего детства к выступлению перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью. Театральная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

     Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Поэтому особое значение в детских учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности – то хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности.

 

 

1.1. Цель, задачи

Цель: Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1.      Образовательные:

·         Ознакомить детей с различными видами театров.

·         Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

·         Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

·         Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

·         Учить импровизировать игры - драматизации на темы знакомых сказок.

2.      Развивающие:

·         Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.

·         Развивать память, внимание, воображение, фантазию.

·         Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали, костюмов, маски.

·         Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность.

·         Создать условия для театрализованной деятельности детей  (постановка  сценок, этюдов, небольших спектаклей), организация выступлений детей.

·         Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

·         Развивать желание выступать перед родителями.

·         Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.

     3. Воспитательные:

·         Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.

·         Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;

·         Воспитание аккуратности и старательности.

·         Воспитание коммуникативных способностей детей

                  

                

                                  2. Описание работы                      

                         2.1. Методы и формы работы      

Продолжительность занятия: 30 мин — подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год — 36 часов.

      Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза и год: вводный — в октябре, итоговый — в мае.

Занятия проводятся по следующей схеме:

1.      введение в тему;

2.      создание эмоционального настроения;

3.      театрализованная деятельность (используются методы и приемы: чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, театрализованные игры, игры - импровизации, индивидуальные творческие задания, сочинение сказок, придумывание историй для постановки, подготовка этюдов и мини-сказок, драматизаций, с дальнейшим показом зрителям);

4.      изготовление разных театральных кукол, ремонт атрибутов и пособий к сценкам, драматизациям, оформление альбома о театре.

Необходимое оборудование:

     Зеркальный уголок для работы над мимикой и артикуляционным аппаратом, костюмы, маски, элементы грима; декорации; театральный уголок в группе; куклы для разных видов театров.

Формы работы:

1.      Занятия.

2.      Игры - занятия.

3.      Игры - загадки.

4.      Занятия - путешествия.

5.      Игры - драматизации.

6.      Занятия - путешествия.

7.      Игры - драматизации.

8.      Совместная деятельность педагога и воспитанников.

9.      Самостоятельная деятельность воспитанников.

10.  Игры, упражнения, этюды.

Работа с детьми:

1.      индивидуальная

2.      парная,

3.      подгрупповая.

Рекомендации по работе над ролью:

1.      составление словесного портрета героя;

2.      фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

3.      работа над сценической выразительностью: определение целесообразных   действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке,   мимики, интонации;

4.      подготовка театрального костюма.

Формы подведения итогов реализации программы

При подведении итогов реализации программы могут быть использованы различные формы:

1.      Занятия,

2.      участие в концертах,

3.      открытое занятие для родителей,

4.      показ драматизаций для детей сада, родителей;

5.      выставка театральных кукол.

Оборудование:


1.      Театральная ширма

2.      Разные виды кукольных театров:

·         пальчиковый

·         плоскостной шагающий театр

·         конусный

·         теневой

·         би-ба-бо (перчаточный)

·         фланелёграф

·         магнитный

·         штоковый

·         масочный

·         варежковый

·         игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)

3.      Ноутбук, магнитофон, телевизор.

4.      Костюмы

 


 

 

                           2.2. Работа с родителями:

Октябрь

Папка - передвижка «Что такое театр?»

Привлечение к помощи в оформлении театрального уголка

Ноябрь

Папка - передвижка «Кукольный театр»

Декабрь

Конкурс рисунков «В театре» (помощь детям при участии в конкурсе)

Январь

Папка – передвижка «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Февраль

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

(помощь детям при участии в конкурсе)

Март

Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка»

Анкетирование, памятки

Папка - передвижка «27 марта- всемирный день театра»

Апрель

Папка - передвижка «Покажи мне спектакль»

Помощь родителей в подготовке к спектаклю

(изготовление костюмов, декораций)

Май

Показ спектакля

  

 

 

 

2.3. План работы в подготовительной группе

(октябрь — май)

 

Октябрь

Тема

Цель

1 неделя

Мониторинг

2 неделя

Беседа    с    детьми "Что такое театр".

Дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.

3 неделя

Кто работает в театре.

Активизировать позна­вательный интерес к театральным професси­ям. Познакомить детей с профессиями: художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер и артист. Формировать представления детей о театральных профессиях;  активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

4 неделя

Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

Ноябрь

Тема

Цель

1 неделя

Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо).

Познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.

2 неделя

Ритмопластика.

Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные спо­собности детей; лов­кость, гибкость, под­вижность. Учить равномерно двигать­ся по площадке, не сталкиваясь, друг с другом.

3 неделя

Чтение сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы).

Учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

4 неделя

Драматизация сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы).

Учить понимать эмоциональное состояние героев; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); воспитывать чувство уверенности в себе.

Декабрь

Тема

Цель

1 неделя

Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

2 неделя

Психогимнастика.

 

побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.

3 неделя

Чтение русской народной сказки «Теремок». Работа над речью (интонация, выразительность).

Продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.

4 неделя

Инсценировка р. н. с. «Теремок» (пальчиковый театр).

совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.

Январь

Тема

Цель

2 неделя

Знакомство с понятием «ролевой диалог».

 

Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.

3 неделя

Техника речи.

Чтение р.н.с. «Лиса и журавль».

 

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку. развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

4 неделя

Драматизация р. н. с. «Лиса и журавль»

 

Вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Февраль

Тема

Цель

1 неделя

Знакомство с теневым театром.

 

 

продолжать знакомить детей с разными видами театров; вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать творческие способности. Научить самостоятельно изготавливать атрибуты для теневого театра.

2 неделя

Показ  р. н. с. «Заюшкина избушка» (теневой театр).

Развивать умение строить диалоги ме­жду героями. Разви­вать связную речь детей. Создать положительный эмоциональный настрой; побуждать интерес к театральной деятельности; обеспечить более яркое восприятие сказки.

3 неделя

Знакомство с настольным театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка»

Продолжать знакомить детей с настольным театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; воспитывать любовь к театру.  Продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

4 неделя

Распределение ролей (сказка Ш. Перро «Красная шапочка»). Работа над речью. Инсценировка сказки Ш. Перро «Красная шапочка» (настольный театр – для детей своей группы).

Учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. Учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества.

Март

Тема

Цель

1 неделя

Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок.

Продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности – театром масок; развивать творческий интерес.

2 неделя

Чтение стихотворения В. Антоновой «Зайки серые сидят».  Подготовка масок для зайчат (каждый ребенок готовит для себя маску, раскрашивает готовую заготовку).

Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты; воспитывать аккуратность в работе; развивать творчество и фантазию.

3 неделя

Подготовка спектакля по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят».

Развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.

4 неделя

Инсценировка спектакля по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят» (для детей младшей группы).

Создать условия для проявления своей индивидуальности; формировать в детях артистичность.

Апрель

Тема

Цель

1 неделя

Знакомство с видом театральной деятельности – куклами – Петрушками.

Продолжать знакомить детей с различными видами театральной деятельности; развивать творческий интерес.

2 неделя

Освоение детьми навыков управления куклами – Петрушками.

Учить детей управлять куклами – Петрушками; воспитывать любовь к театральной деятельности.

3 неделя

Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Отработка диалогов.

Развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; следить за выразительностью образа.

4 неделя

Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (куклы – Петрушки; показ детям младших групп).

Создать радостное настроение у детей; учить имитировать голоса животных; воспитывать нравственность и духовность.

 

Май

Тема

Цель

1 неделя

Сказка «Репка на новый лад». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.

Развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

2 неделя

Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад».

Развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса

3 неделя

Показ театральной постановки «Лебединое озеро» для педагогов и родителей

 

Создать положительный эмоциональный настрой;  воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

4 неделя

Мониторинг

                                                                  

2.4. Ожидаемый результат

1.      Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующее развитие духовного потенциала и творческой активности.

2.      Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния.

3.      Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика.

4.      Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность).

5.      Развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции.

6.      Привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по всестороннему развитию личности ребенка.

7.      К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими знаниями, умениями и навыками:

Ребенок должен знать:

·         назначение театра;

·         деятельность работников театра;

·         виды театров;

·         некоторые виды и жанры театрального искусства;

·         знать 5—8 артикуляционных упражнений.

Ребенок должен уметь:

·         передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;

·         воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность других детей;

·         контролировать внимание;

·         понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;

·         выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;

·         принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;

·         изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием;

·         уметь составлять предложения с заданными словами;

·         уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом;

·         уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Ребенок должен иметь представление:

·         о сценическом движении;

·         о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;

·         об оформлении спектакля (декорации, костюмы).

Ребенок должен владеть навыками:

·         культурного поведения в театре;

·         определения состояния персонажа по схематическим рисункам;

·         подбора собственных выразительных жестов;

·         психологического настроя на выполнение предстоящего действия;

·         произнесения небольших монологов;

·         произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.

                           

                                   Диагностическая карта  

 

Список   детей

Интерес к

театр. деят.

Оценка

поступкам

Владение

выразит. речи

Понимание

эмоц. состояния

Сопереживание

героям сказок

Вживание в образ

 

·         3 – высокий уровень

·         2 – средний уровень

·         1 – низкий уровень

·         высокий уровеньтворческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;

·         средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;

·         низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.

 

3. Обобщение опыта

Цель: повышение профессиональной компетентности в развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1.      Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.

2.      Разработать перспективный план работы по теме с детьми и родителями.

3.      Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

Актуальность темы:

   Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно-ролевые  театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты и костюмы. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», драматизации. Но самое главное то, что театральная деятельность - это эффективный способ формирования личности ребенка и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.

   Огромное значение имеет театральная деятельность и для развития речи ребенка, ее выразительности. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его к выступлению перед аудиторией с детства.

    Цель театрально-игровой деятельности – через театр научить ребенка видеть прекрасное, в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизни прекрасное и доброе.

    Развитие творчества в дошкольниках – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

·         как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов);

·         исполнительское (речевое, двигательное);

·         оформительское (декорации и изготовление атрибутов).

     Становление ребенка готовности к театральной игре осуществляется при поддержке родителей, их заинтересованности и помощи в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Только заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка.

   Поставленную цель реализовывала через решение следующих задач:

1.      Создание условий для развития творческих способностей.

2.      Воспитание интереса к различным видам театральной деятельности.

3.      Формирование основных навыков актерского мастерства (навыков кукловождения, умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя, формирование чувства сцены).

4.      Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.

5.      Совершенствование познавательных процессов.

   Данные задачи решала в системе целостной работы, включающей организацию деятельности дошкольников (познавательной, речевой, трудовой, игровой, художественно-творческой), взаимодействия с родителями и узкими специалистами, применения комплекса методов и приемов, создания развивающей предметной среды, благоприятного эмоционального климата.

   Знания, умения и навыки дети получают в процессе ознакомления с окружающим миром, в конструировании, рисовании, лепки, аппликации, в игровой и культурно-досуговой деятельности, во время прогулок и экскурсий, в процессе сюжетно-ролевый и дидактических игр.

   Для достижения поставленной цели работы и эффективного решения ее задач особо актуальным является создание предметно-пространственной среды в группе, включающую в себя:

·         Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.

·         Атрибуты для организации театрализованных игр (ширмы, шапочки, маски, костюмы).

·         Разнообразные виды театров: теневой, настольный, пальчиковый, плоскостной, театр масок, мягкая игрушка и куклы би-ба-бо.

·         Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Домик настроение», «Эмоции»).

   Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать совместную и самостоятельную активность дошкольников в группе.

   Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому большое значение в организации работы отводила практическим методам, среди которых считаю необходимым выделить игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи). Организовывая  работу с воспитанниками своей группы, активно использовала творческие, дидактические, подвижные игры, театральные. Мною разработаны картотека театрализованных игр, картотека общеразвивающих игр и этюдов, картотека игр на действие с воображаемыми предметами, картотека игр-ритмопластики, артикуляционная гимнастика, творческие игры со словом, скороговорки. Составлен перспективный план занятий по театрализованной деятельности в кружке.

   Ежедневной традицией в группе являлось чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые помогли стать основой для последующих драматизаций.

   Во время занятий использовала театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятия вводила персонажи, которые помогали детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятиях, позволяли более доступно объяснить детям тот или иной материал.

   Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. В связи с этим мною был разработан план взаимодействия с родителями, включающий  консультации по вопросам социально-личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации, привлечение к участию в конкурсах, досугах и развлечениях. Считаю, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.

   На первом этапе своей работы я провела  диагностику. Диагностика была проведена с группой детей в количестве 19-ти человек.

 

 В качестве критериев я использовала следующие положения:

  1. устойчивый интерес к театрализованной деятельности;
  2. умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности;
  3. владение выразительностью речи;
  4. способность  понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё;
  5. способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагировать на поступки действующих лиц;
  6. умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.

 Каждый критерий я оценивала:

- высокий уровеньтворческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;

-средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность, но ребёнок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;

- низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности, ребенок не способен к самостоятельности.

 Результаты диагностики  19-ти исследуемых детей показали:

-  интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 7 человек (37%), с низким уровнем  - 12 человек (63%), с высоким уровнем детей не выявлено;

-   умение давать оценку поступкам со средним уровнем – 11 человек (58%), с низким уровнем – 8 человека (42%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- владение выразительностью речи со средним уровнем – 5 человека (26%), с низким уровнем – 14 человек (74%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- понимать эмоциональное состояние со средним уровнем -6 человека (32%), с низким уровнем – 13 человек (68%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- сопереживание героям сказок со средним уровнем -9 человек (47%), с низким уровнем – 10 человек (53%), с высоким уровнем детей не выявлено.

   

   В конце учебного года была проведена контрольная диагностика.

Результаты оказались следующими:                                                         

-  интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 0 человек (0%), с высоким уровнем – 19 человек (100%); с низким уровнем детей не выявлено;

-   умение давать оценку поступкам со средним уровнем – 7 человек (37%),   высоким уровнем  12 человек(63%); с низким уровнем детей не выявлено;

- владение выразительностью речи со средним уровнем – 3 человек (16%), с высоким уровнем – 16 человек (84%); с низким уровнем детей не выявлено;

- понимать эмоциональное состояние со средним уровнем -4 человек (21%), с высоким уровнем – 15 человек (79%); с низким уровнем детей не выявлено;

- сопереживание героям сказок - со средним уровнем – 0 человека (0%), с высоким уровнем – 19 человека (100%); с низким уровнем детей не выявлено;

- вживание в образ со средним уровнем -3 человек (16%), с высоким уровнем - 16 человека (84%) с низким уровнем детей не выявлено.

   

   Сравнив результаты диагностических исследований, я пришла к тому, что удалось добиться положительных результатов по всем критериям.

Вывод: Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театральную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей), применения комплекса средств, методов, форм, создании предметно-пространственной среды, диагностики дает возможность получить положительный результат в моей педагогической деятельности.

   Таким образом, у  детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности, усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа, расширились представления детей об окружающей действительности, обогатился и активизировался словарь детей, усовершенствовалась интонационная выразительность речи, развивалась память, мышление, воображение, внимание детей. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки, дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.

  Родителям воспитанников даны такие рекомендации: чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества, проводить беседы по содержанию прочитанных произведений. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу. Посещение театров.

   Для родителей и педагогов в конце года была показаны театральная постановка «Лебединое озеро».

   Свой опыт опубликовала     

                        

3. Список используемой литературы

1.      Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Просвещение», 1991г.

2.      Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.

3.      Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.

4.      Т.Н.Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.

5.      В.И.Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.

6.      Е.Синицина «Игры для праздников», Москва, «Лист», 1999г.

7.      Л.Ф.Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г.

8.      Л.М.Шипицына «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1998г.

9.      Т.И.Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.

10.  М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.

11.  Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.

12.  И.В. Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.

13.  Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.  

14.  Е.В.Мигунова «Театральная педагогика в детском саду», Москва, Творческий центр “сфера”, 2009г.

15.  Н.Ф.Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», Москва, «ВАКО», 2007г.

 

Приложение:

Картотека театрализованных игр

«В «Детском мире»

Цель. Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями

 

«Был у зайца огород»

Цель: развивать пантомимические навыки, развивать мимику и пластические способности детей; развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию.

Воспитатель читает, дети имитируют движения.

 


Был у зайки огород,

Ровненьких две грядки.

Там играл зимой в снежки,

Ну а летом — в прятки.

А весною в огород

Зайка с радостью идет.

Но сначала всё вскопает,

А потом всё разровняет,

Семена посеет ловко

И пойдет сажать морковку

Ямка — семя, ямка — семя,

И глядишь, на грядке вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

И как раз — здесь закончился рассказ!

 


 

«Как варили суп»

Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.

 

Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.

Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.

Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две

половинки.

Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.

Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.

Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.

Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.

Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой

рукою.

Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.

Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька

пыхтит.

— Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга! (включается русская народная плясовая). Дети и взрослые воображаемыми половниками разливают суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят».

— Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.

Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают воду, вытирают руки.

 

«Самолет»

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест

Поиграем в самолет? (Да.)

Вы все — крылья, я — пилот.

Получили инструктаж —

Начинаем пилотаж. (Строятся друг за другом.)

В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!)

Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!)

Ры-ры-ры — рычит мотор,

Мы летаем выше гор.

Вот снижаемся мы все

К нашей взлетной полосе!

Что ж — закончен наш полет.

До свиданья, самолет.

 

«Плачет киска…»

Цель: развивать пантомимические способности, любовь к животным.

 

Плачет киска в коридоре:

У нее большое горе —

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

 

Представьте себе, что вы киска, которая хочет стянуть сосиску со стола. Вы крутитесь возле стола, третесь спинкой о его ножку, встаете на задние лапы и с удовольствием вдыхаете приятный запах. Но вот хозяйка вышла из кухни. Вы тянетесь лапкой к сосиске, и вот она у вас в лапах. Но тут входит хозяйка. Киска бросает сосиску и прячется под диван.

Дети делятся на пары: хозяйка и киска. Каждая пара предлагает свой вариант ситуации.

Воспитатель предлагает немного переделать стихотворение. Слова «У нее большое горе» прочитать от первого лица: «У меня большое горе».

Эту ситуацию дети разыгрывают также парами.

— Ребята, вам жаль киску? Давайте пожалеем ее. Представьте, что левая ваша рука — это кошка, а правой вы ее гладите:

— Киска, кисонька, кисуля! —

Позвала котенка Юля.

— Не спеши домой, постой! —

И погладила рукой. (Л.П.Савина)

 

«Дружные звери»

Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на три группы — медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить свое движение. Например, медведи – топнуть ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. Можно выбирать других животных и придумывать другие движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаясь только взглядом.

«Фигуры из стульев»

Цель. Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. (Сесть на стулья, построив заданную фигуру, надо одновременно.)

Ход игры. По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус.

 

«У зеркала»

Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.


1) Нахмуриться, как:

а) король,

б) ребенок, у которого отняли игрушку,

в) человек, скрывающий улыбку.

 

2) Улыбнуться, как:

а) вежливый японец,

б) собака своему хозяину,

в) мать младенцу,

г) младенец матери,

д) кот на солнце.

3) Сесть, как:

 

а) пчела на цветок,

б) наказанный Буратино,

в) обиженная собака,

г) обезьяна, изображавшая вас,

д) наездник на лошади,

е) невеста на свадьбе.

 


 

«Король»

(вариант народной игры)

Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники. Здравствуй, король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники. А ты отгадай!


Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).


«Скульптор»

Цель. Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером.

Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль скульптора, а другой — роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.

 

«Запомни фотографию»

Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4—5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.


Игра-пантомима «Медвежата»

Цель: развивать пантомимические навыки

А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.


«Я – защитник Родины»

Ход игры: Педагог говорит детям: - «Ребята, военнослужащие часто глубоко любят свою отчизну и свой народ, обладают большими знаниями, здоровьем, силой, готовностью выполнить любой приказ. Представьте, что вы защитники своей Родины». Дети с помощью пантомимы изображают «защитников». (можно детям предложить показать «защитника» различного рода войска, выбрав любой атрибут из предложенных или разделить детей на 2 подгруппы: одна подгруппа показывает пантомимы «защитника», а вторая подгруппа - отгадывает. Затем дети меняются ролями.


«Бабушка Маланья»

Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры. Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки, - (Идут по кругу и поют.)

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей! (Останавливаются и с помощью мимики и жестов изображают то, о чем говорится в тексте)

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой...

Ничего не ели, (Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок)

Целый день сидели.

На него (нее) глядели,

Делали вот так... (Повторяют за ведущим любой жест)

 

«Внимательные матрешки»

Цель. Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях или на ковре, педагог показывает карточки с определенным количеством нарисованных матрешек. Через несколько секунд произносит: «Раз, два, три — замри!». Стоять должно столько детей, сколько матрешек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть (если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на активность каждого ребенка. Как вариант детям можно предложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного количества детей.

«Весна и бабочки»; «Весна и жуки»; «Весна и жучок-червячок» (сценки из сказки Г. Скребицкого «Счастливый жучок»)

Оборудование: маски героев из сказки: жучок, бабочка, весна, червячок.

Ход игры: Педагог предлагает детям превратиться в героев из знакомой сказки, например, «Весна и бабочки»; «Весна и жуки»; «Весна и жучок-червячок». Перед постановкой подробно обсуждаются особенности поведения бабочек :капризные, кокетливые, долго выбирают наряды; жуков :«Степенные» - А что значит «степенные»? Как передать эту особенность насекомых в походке, в повадках)

 

«От кареты до ракеты»

(пантомимические этюды: карета – ракета; аэроплан – самолёт и др.) , «Мимоза» (этюд)

Ход игры: Педагог предлагает изобразить знакомые образы из произведений С. В. Михалкова. Дети делятся на две подгруппы – артисты и зрители. После показа этюдов дети меняются ролями.

«Нос, умойся!»

Цель: развивать инициативность пантомимические навыки.

Волшебник произносит слова стихотворения, дети имитируют движения.

Кран, откройся! Нос, умойся!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойтесь сразу, оба глаза!

Мойся, мойся, обливайся!

Мойтесь, уши, мойся, шейка!

Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

 

«Широка страна моя родная»

(по методу: «расскажи стихи руками»)

Ход игры: Педагог читает текст песни и показывает руками действия, соответствующие тексту песни.

 

 «Песенка друзей»

(игра с движением)

Ход игры: Педагог предлагает детям отправиться в далёкое путешествие на поезде. Дети строятся друг за другом «паровозиком». Педагог напоминает детям текст песенки, а затем дети сами проговаривают слова и выполняют действия по тексту. (персонажи могут меняться вагончиками, по желанию детей.

 

Игры на развитие выразительной мимики.

 

Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

1. Соленый чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

6. Тепло-холодно.

7. Рассердились на драчуна.

8. Встретили хорошего знакомого.

9. Обиделись.

10. Удивились.

11. Испугались забияку.

12. Умеем лукавить (подмигивание).

13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).

14. Мне грустно.

15. Получить подарок.

16. Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую.

17. Не сердись!

18. Верблюд решил, что он жираф, И ходит, голову задрав. У всех он вызывает смех, А он, верблюд, плюет на всех.

19. Встретил ежика бычок И лизнул его в бочок. А лизнув его бочок, Уколол свой язычок. А колючий еж смеется: — В рот не суй что попадется!

20. Будь внимателен.

21. Радость.

22. Восторг.

23. Я чищу зубы.

 

Превращение предмета

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.; б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.; в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра. Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

 

Превращение комнаты

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию

Ход игры. Дети распределяются на 2—3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната. Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей красавицы, пещера дракона и т.д.

 

Превращение детей

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию

Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

 

День рождения

Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

 

Не ошибись

Цель. Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.

Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.

 

Марионетки

Цель. Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.

Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они должны импульсивно, очень резко принять какую-либо позу, по второму хлопку — быстро принять новую позу и т.д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве (лежа, сидя, стоя).

 

В «Детском мире»

Цель. Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.

 

Угадай, что я делаю

Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее. 1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п. 2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол. 3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

 

Что слышишь?

Цель. Тренировать слуховое внимание.

Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

 

Запомни фотографию

Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4—5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.

 

Кто во что одет?

Цель. Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот». Для мальчиков: В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ: Ваня наш во что одет? Для девочек: Ждем мы твоего ответа: Машенька во что одета? Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.

 

Телепаты

Цель. Учить удерживать внимание, чувствовать партнера.

Ход игры. Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ребенок — «телепат». Он должен, не используя слова и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местами. Игру продолжает новый «телепат». В дальнейшем можно предложить детям, меняясь местами, поздороваться или сказать друг другу что-нибудь приятное. Продолжая развивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шевелиться и разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами. Например, «В разведке», «На охоте», «В царстве Кощея» и т.п.

 

Воробьи – вороны

Цель. Развивать внимание, выдержку, ловкость.

Ход игры. Дети распределяются на две команды: «Воробьи» и «Вороны»; затем становятся в две шеренги спинами друг к другу. Та команда, которую называет ведущий, ловит; команда, которую не называют, — убегает в «домики» (на стулья или до определенной черты). Ведущий говорит медленно: «Во-ро-на». В этот момент готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре. Более простой вариант: та команда, которую называет ведущий, хлопает в ладоши или начинает «летать» по залу врассыпную, а вторая команда остается на месте.

 

Поварята

Цель. Развивать память, внимание, фантазию.

Ход игры. Дети распределяются на две группы по 7—8 человек. Одной группе «поварят» предлагается сварить первое блюдо (что предложат дети), а второй, например, приготовить салат. Каждый ребенок придумывает, чем он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т.п. — для борща; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом — для салата. Все становятся в общий круг — это кастрюля — и поют песню (импровизацию): Сварить можем быстро мы борщ или суп И вкусную кашу из нескольких круп, Нарезать салат иль простой винегрет, Компот приготовить. Вот славный обед. Дети останавливаются, а ведущий называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впрыгивает в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить следующее блюдо. Игра начинается сначала. В следующее занятие детям можно предложить приготовить кашу из разных круп или компот из разных фруктов.

 

Вышивание

Цель. Тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение. Ход игры. С помощью считалки выбирается ведущий — «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, за ним — «нитка». «Иголка» двигается по залу в разных направлениях, вышивая различные узоры. Темп движения может меняться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия, разбросав мягкие модули.

 

Тень

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.

Ход игры. Один ребенок — водящий ходит по залу, делая произвольные движения: останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается. Группа детей (3—5 человек), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает. Развивая эту игру, можно предложить детям объяснять свои действия: остановился потому, что впереди яма; поднял руку, чтобы поймать бабочку; наклонился, чтобы сорвать цветок; повернулся, так как услышал чей-то крик; и т.д

 

Картотека этюдов

 

Пластический этюд «Солнышко».

От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.

 

Этюд «Скажи хорошее о друге» По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций. На одном занятии выбирать более двух детей. Периодически возвращайтесь к этому этюду на других занятиях.

 

Этюд «Сочиним историю» Воспитатель начинает историю. «Жили-были дети старшей группы одного детского сада...», следующий участник продолжает, и гак далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он корректирует сюжет истории, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

 

Этюды на выражение страдания и печали:

- «Ой-ой, живот болит!» Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются: Ой, ой, живот болит! Ой, ой, меня тошнит! Ой, ой, мы яблок не хотим! Мы хвораем. Том и Тим. Выразительные движения: брови приподняты, живот втянут, руки прижаты к животу. Воспитатель предлагает «медвежатам» пожалеть друг друга.

 

Этюд «Я так устал»

Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал... ». Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опушены. Воспитатель предлагает одной группе детей изобразить гномиков, а другой - помочь донести большую шишку, пожалеть. Затем дети меняются местами.

 

Этюд «Спаси птенца»

Воспитатель говорит о том, что в нашей помощи нуждаются многие животные, предлагает спасти маленького птенца: Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, дайте птенцу тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам.

 

Этюд «Глаза в глаза»

Воспитатель говорит о том, что нужно быть очень внимательным к окружающим людям. Предлагает поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга. Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Воспитатель предлагает: Глядя только в глаза и чувствуя руки друг друга, попробуйте молча передать разные эмоции: «Я грущу, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я хочу с тобой дружить!» Этюд дети выполняют в парах. Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.

 

Этюд «Танец морских волн»

Качаться можно не только на качелях, но и на волнах. Дети выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - «ветер» - включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании - вторые. Море может быть и спокойным - рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, большими, частыми или редкими. Красота «танца волн» зависит от «дирижера-ветра».

 

Этюд «Покупка театрального билета»

Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Дети в творческом полукруге. Педагог знакомит их с новым словом «этюд»: «Это слово французского происхождения и переводится как „учение". Понятие „этюд" используется в живописи, музыке, шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. В театральном искусстве этюд —это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуациях». Педагог предлагает детям сочинить этюд на тему «Коллективный выход в театр», спрашивает: «Что необходимо сделать, прежде чем идти в театр? А где продаются билеты в театр? (В театральной кассе.) Кто продает билеты? (Кассир.)» Для этюда необходимы стол и стул. Дети устанавливают на сцене реквизит. Педагог расставляет на столе табличку с надписью «Театральная касса». Педагог. У нас есть театральная касса. Нужен исполнитель роли кассира. (Желающий ребенок садится за стол.) Прежде чем пойти в кассу за билетами, вы должны ответить на вопросы. Кто вы, откуда пришли, сколько хотите купить билетов и для кого? Все дети встают в очередь в кассу. Педагог. Ребята, вы наблюдали когда-нибудь затем, как создается очередь? Это происходит, когда кассир не успевает обслуживать покупателей. Что можно придумать, чтобы в кассе не было очереди? (Добавить кассиров.) Вот так мы и сделаем—увеличим число кассиров. Подходить к кассе будут не все сразу, а постепенно по 2-3 человека. Этюд репетируется два-три раза.

 

Этюд «Утешение».

Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, она плачет, остальные ребята должны успокоить девочку, утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант утешения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т.д.).

 

Этюды - настроения

Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

 

Этюд "Новая кукла"

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

 

Этюд "Баба Яга"

Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть Аленушку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

 

Этюд «Медвежата» Медвежата лежат в берлоге. Подул сильный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в клубочки – греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали

 

Этюд "Фокус"

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

 

Этюд "Один дома"

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно — а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

 

Этюд "Лисичка подслушивает" Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

 

Этюд "Кот Васька" Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался в кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

Этюд "Соленый чай"

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и, не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

 

Этюд "Новая девочка" В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

 

Этюд "В лесу"

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся — нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов? (ВНИМАНИЕ) Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток -а вдруг это медведь? (СТРАХ) Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой! (РАДОСТЬ) В процессе обсуждения этюдов с дошкольниками важно (от лица игрового персонажа) обратить внимание на правильные, точные выражения эмоций детьми. На экране можно показать изображения тех или иных эмоций. В случае затруднений побуждать детей помогать друг другу.

 

Игра – пантомима «Утка»

Цель. Развивать пантомимические навыки, мелкую моторику рук; Педагог читает стихотворение: Пестрая утка на камне сидела, Утка пугала в реке пескаря: В толстую дудку утка гудела. «Кря, кря, кря!» Во время чтения дети стоят, заложив руки за спину, переваливаясь с боку на бок. Реплику утки говорят громко все вместе. Педагог встает в отдалении от детей и зовет их, поставив на пол воображаемую миску с кормом: — Утятки мои, идите ко мне, я вас покормлю. Педагог уточняет и показывает: как ходят утки, как они машут крыльями, вытягивают шею, едят.

 

Игра-пантомима «Кто живет в Африке?»

Цель. Учить свободно двигаться, используя все окружающее пространство; формировать навыки импровизации. Перед игрой педагог выставляет на фланелеграфе иллюстрации с изображением африканских животных (жираф, слон, лев, носорог, бегемот, зебра, обезьяны...). —Знакомы ли вам эти животные? (Ответы детей.) —Представьте себе, что вы попали в жаркую Африку и превратились в этих животных. Вы не говорите, кем вы стали, а я попробую это отгадать. Включается фонограмма «Чунга-чанга», дети имитируют движения выбранного животного, а воспитатель пытается отгадать.

 

Игра-пантомима «Муравейник»

Цель. Учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли. Представьте себе, что вы идете по лесу. Солнышко припекает, до дома далеко, ваши ноги устали, и вы решили отдохнуть. А вот и пень! Сели на пенек, вытянули ноги, глаза прикрыли, отдыхаете. И вдруг... что это? Кто-то ползет по вашим ногам... Ой, это муравьи! Вы сели на пень-муравейник! Скорее стряхивайте с себя муравьев и осторожно, чтобы не подавить их, отпрыгивайте в сторону... Игра проводится несколько раз коллективно и по желанию индивидуально.

 

Игра-пантомима «Мухи»

Цель. Развивать пантомимические навыки и творческое воображение Детям предлагается внимательно прослушать стихотворение, затем педагог читает, а дети, не произнося ни слова, «показывают» стихотворение мимикой и жестами. Можно использовать музыкальное сопровождение. На паркете в восемь пар мухи танцевали. Увидали паука — в обморок упали. Ах! Стихотворение разыгрывается несколько раз. (Можно менять музыку.)

Игра-пантомима «Жадный пес»

Цель. Развивать пантомимические навыки. Педагог читает текст, дети имитируют движения по тексту: Жадный пес — Тесто замесил, Дров принес. Испек пирожок, Печку затопил, Сел в уголок Воды наносил, И съел его сам! AM! После каждой строки делайте паузу, чтобы дети успели импровизировать в движениях задания. Если есть затруднения, то вступайте в игру сами или наводящими вопросами помогите детям добиться более убедительной игры (Как тяжело нести дрова! Целая охапка в руках, под их тяжестью мы согнулись и т.д.)

 

Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)

Цель. Развивать пантомимические навыки. Педагог читает, дети имитируют движения. Был у зайки огород, Зайка с радостью идет. Ровненьких две грядки. Но сначала все вскопает, Там играл зимой в снежки, А потом всё разровняет, Ну а летом — в прятки. Семена посеет ловко А весною в огород И пойдет сажать морковку. Ямка — семя, ямка — семя, И глядишь, на грядке вновь Вырастут горох, морковь. А как осень подойдет, Урожаи свои соберет. И как раз — здесь закончился рассказ!

 

Игра-пантомима «Сугроб»

Цель: Развивать пантомимические навыки, воображение; воспитывать коммуникативность. Дети имитируют движения по тексту. На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла. — Почему река исчезла в озере?

 

Игра-пантомима «Медвежата»

Цель: Развивать пантомимические навыки. А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат. Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.

 

Игра – пантомима «В гостях у сказки»

Цель: Развивать пантомимические навыки. Дети выбирают карточки с изображением сказочных персонажей. Показать, как Коза (Баба Яга, Красная Шапочка и др.) — смотрится в зеркало; — пробует любимое блюдо; — пробует нелюбимое блюдо; — выслушивает комплимент; — выслушивает замечание; — садится на стул.

 

Игра – пантомима «Загадка»

Цель: Развивать пантомимические навыки. Играющие делятся на две команды: одни загадывают загадки, изображают, а другие отгадывают. В ходе игры команды меняются заданиями. —в магазине (игрушек, овощном, гастрономе, мебельном и пр.) — отгадать, какой товар нужен покупателю или какой товар стоит на полке; —в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке; —отгадать профессию (по характерным движениям и позе); —отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке, самолетом, поездом и пр.); —отгадать настроение (по позе, выражению лица, походке и т. д.); —отгадать, какая на улице погода; —определить по походке прохожего (балерина, солдат, «задавака», очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т. д.).

 

Игра – пантомима «Если бы…….."

Цель: Развивать пантомимические навыки 1. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это: — королевский трон, — аквариум с экзотическими рыбками, — костер, — куст цветущих роз. 3. Передать книгу друг другу так, как будто это: — кирпич, — кусок торта, — бомба, — фарфоровая статуэтка и т. д. 4. Взять со стола карандаш так, как будто это: — червяк, — горячая печёная картошка, — маленькая бусинка. 5. Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату. 6. Выполнять различные действия: — чистить картошку, — нанизывать бусы на нитку, — есть пирожное и т. д.

 

Игра – пантомима «Скульптор и глина»

Цель. Развитие коммуникативных способностей. Дети распределяются парами и занимают свободное место в зале, Договариваются между собой, кто из них «Скульптор», а кто — «Глина». Скульпторы лепят из Глины: животных, спортсменов, игрушки, сказочных персонажей. Затем играющие меняются ролями. Примечание: выбирается несколько экспертов, которые отгадывают, что слепил Скульптор. После разгадки Скульптура (Глина) расколдовывается и перестает сохранять позу.


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида

Содержание: 1. Пояснительная записка……………………………………………2 1

Содержание: 1. Пояснительная записка……………………………………………2 1

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Создать условия для театрализованной деятельности детей (постановка сценок, этюдов, небольших спектаклей), организация выступлений детей

Создать условия для театрализованной деятельности детей (постановка сценок, этюдов, небольших спектаклей), организация выступлений детей

Формы подведения итогов реализации программы

Формы подведения итогов реализации программы

План работы в подготовительной группе ( октябрь — май)

План работы в подготовительной группе ( октябрь — май)

Чтение русской народной сказки «Теремок»

Чтение русской народной сказки «Теремок»

Распределение ролей (сказка Ш

Распределение ролей (сказка Ш

Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад»

Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад»

Диагностическая карта №

Диагностическая карта №

Становление ребенка готовности к театральной игре осуществляется при поддержке родителей, их заинтересованности и помощи в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

Становление ребенка готовности к театральной игре осуществляется при поддержке родителей, их заинтересованности и помощи в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

Игровые приемы, используемые на занятиях, позволяли более доступно объяснить детям тот или иной материал

Игровые приемы, используемые на занятиях, позволяли более доступно объяснить детям тот или иной материал

Сравнив результаты диагностических исследований, я пришла к тому, что удалось добиться положительных результатов по всем критериям

Сравнив результаты диагностических исследований, я пришла к тому, что удалось добиться положительных результатов по всем критериям

Е.В.Мигунова «Театральная педагогика в детском саду»,

Е.В.Мигунова «Театральная педагогика в детском саду»,

Самолет» Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест

Самолет» Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест

Ход игры. По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус

Ход игры. По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус

Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется

Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется

Весна и бабочки»; «Весна и жуки»; «Весна и жучок-червячок» (сценки из сказки

Весна и бабочки»; «Весна и жуки»; «Весна и жучок-червячок» (сценки из сказки

Получить подарок. 16. Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую

Получить подарок. 16. Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую

Марионетки Цель. Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс

Марионетки Цель. Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс

Например, «В разведке», «На охоте», «В царстве

Например, «В разведке», «На охоте», «В царстве

На одном занятии выбирать более двух детей

На одном занятии выбирать более двух детей

Педагог предлагает детям сочинить этюд на тему «Коллективный выход в театр», спрашивает: «Что необходимо сделать, прежде чем идти в театр?

Педагог предлагает детям сочинить этюд на тему «Коллективный выход в театр», спрашивает: «Что необходимо сделать, прежде чем идти в театр?

Этюд "Соленый чай" Мальчик во время еды смотрел телевизор

Этюд "Соленый чай" Мальчик во время еды смотрел телевизор

Игра-пантомима «Жадный пес»

Игра-пантомима «Жадный пес»

Игра – пантомима «Если бы…….."

Игра – пантомима «Если бы…….."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020