СОДЕРЖАНИЕ
№ |
Наименование |
Страницы |
1 |
Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. |
1 - 3 |
2 |
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения,становления опыта. |
3 - 4 |
3 |
Технология опыта. Система конкретных педагогическихдействий,содержание,методы,приемы воспитания и обучения. |
5 - 8 |
4 |
Анализ результативности. |
8 - 9 |
5 |
Трудности и проблемы при использовании данного опыта. |
9 - 10 |
6 |
Список использованной литературы |
11 |
7 |
Список приложений |
12 |
Сведения об авторе опыта:
Фамилия Имя Отчество: Венглиевская Светлана Александровна
Место работы: КГУ" Основная средняя школа села Улан отдела образования по Сандыктаускому району управления образования Акмолинской области"
Педагогический стаж: 13 лет
Преподаваемые предметы: русский язык и литература в классах с русским языком обучения
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Умеющие мыслить - умеют задавать вопросы.
Элисон Кинг.
Современный этап развития образования требует интенсивного поиска нового в теории и практике. Преподавание языковых дисциплин занимает одно из важнейших мест и в настоящее время претерпевает значительные изменения.
Как на уроках нравственного и духовного воспитания, где «душа обязана трудиться», в век цифровизации, не потерять интерес к чтению и познанию языка?
Тема моего педагогического опыта: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Одна из основных задач филолога – обучение школьников навыкам устной и письменной речи, которые являются главными составляющими развития критического мышления. Развивать речь ребенка – это значит способствовать тому, чтобы она была логичной, точной, выразительной, образной.
Пополнение и обогащение словарного запаса учащихся на материале художественных, научных, публицистических текстов, обучение связной и аргументированной речи – такие основные задачи,которые решаются в практической работе словесников и теоретических исканиях методистов. Среди таких особый вклад внесли М.А. Рыбникова, К.Б. Бархин, Н.М. Соколов, Л.С. Троицкий, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев, А.А. Липаев, Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, Л.И. Поливанов, В.П. Шереметевский, В.В. Голубков, А.Д. Алферов,а также современные ученые – лингвисты К.В. Мальцева, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, В.Я. Коровина, О.Ю. Богданова, Н.А. Демидова, Л.М. Зельманова, Т.Ф. Курдюмова и др.
Проблема развития речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как речь является показателем интеллектуального и духовного развития, культуры, личности. Умение заинтересовать, убедить, доказать свою точку зрения и умение участвовать в дискуссии, получить результат – ключевой фактор успешности казахстанского выпускника.
В информационном пространстве школьника представлены различные компетенции. Коммуникативная задача требует высокого овладения навыком говорения и использования навыков аргументации, написанию эссе. В школе также усиливается внимание к личности ученика, его духовному развитию, культуре, стилю мышления и речи, способности к творчеству.Не случайно, во многих общеобразовательных школах, не говоря уже о школах и лицеях, в учебный план вводятся такие предметы как ораторское искусство, актерское мастерство,выразительное чтение и т.д. Обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включающиеся в процесс межличностной коммуникации.
В основу моего исследования по развитию критического мышления положена идея формирования говорящего ученика, который создает свою собственную коммуникативную ситуацию успеха в диалоговой деятельности на уроке, среди сверстников, а далее – в жизни. Ведь обнаружение собственной компетентности – одна из самых значимых потребностей для школьника.
Цели: создать условия для коммуникативной ситуации успеха в диалоговой деятельности на уроке, условия, направленные на говорящего ученика, умеющего самостоятельно создавать собственный образовательный речевой продукт.
Перестройка структуры урока, при которой ученик становится субъектом познавательной деятельности, открывает большой простор для применения различных форм критической деятельности, позволяя решать задачу раскрытия личностного потенциала учащегося, формирование критических навыков позволяет ученику в самореализации своего собственного «я» как на уроке, так и в личном, в дальнейшем профессиональном плане.
Учитывая вышесказанное, я считаю, что тема «Развитие критического мышления через чтение и письмо» является актуальной и предполагает реализацию критической деятельности на уроках учителя русского языка и литературы.
2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения,становления опыта.
Наблюдения за детьми показали, что все более проявляется тенденция к минимизации грамотности чтения, грамотности речи, грамотности письма. Характер чтения стал приобретать «насильственный» характер, то есть чтение не для «души», а потому что «надо». Характерным в речи становятся штампы, клише, жаргон, а зачастую просто употребление множества бессмысленных междометий. Письмо имеет тоже неутешительные показатели. Орфографическая зоркость и знание правил сменились на принцип «как слышим, так и пишем». Такой резкий контраст связан с понижением требований к культуре, оскуднении культуры устной и письменной речи , что явно наблюдается на телевидении, в Интернете (однообразие лексического состава, отсутствие образности, обилие штампов, ненужных заимствований, введение диалектных слов, выражений откровенно грубых, неверная расстановка ударений и т.д.). К сожалению, эти недостатки характеризуют подчас и выступления на литературно-художественные и педагогические темы.
Еще одно противоречие – тестовая подготовка. Большинство заданий по разным предметам предполагают тестовую подготовку, в которой учащиеся проявляют самостоятельность, а это ведет к тому, что ребенок разучивается говорить и во взрослую жизнь входит человеком, отлично владеющим цифровыми технологиями, но не словом. Поэтому развитие устной и письменной речи так важно на уроках сегодня. Это основная проблема учителя русского языка и литературы.
Следуя проведенной диагностике, я выявила следующие причины снижения интереса к обучению и чтению и обучению:
1. усиление средств массовой информации и интернета, когда вместо чтения можно просто посмотреть или послушать что-то, либо найти готовую информацию, которую не нужно самостоятельно анализировать, делать выводы.
2. Резко изменилась общественная жизнь, что привело к возникновению увеличения числа неблагополучных семей, в которых родители мало заняты воспитанием ребенка
3. Изменилась позиция родителей к совместной деятельности с детьми.
В ходе анализа я поняла, что решить проблему можно только лишь ориентируясь на конкретную технологию.
Я решила, что эти проблему можно разрешить, применяя именно технологию критического мышления, потому что под критической деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: нормированную, исходя из принятых в науке традиций, постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы и представление своего речевого продукта другим.
Мною поставлены следующие задачи:
а) организовывать на уроке решения учащимися посильных для них задач;
б) не использовать наказания за неуспех, за ошибки (потому что они и мною, и учащимися рассматриваются, как неизбежные издержки, сигнализирующие о xapактepе затруднений, которые следует преодолеть, информируют педагога о том, что должна быть направлена его помощь);
в) дать возможность высказать собственную идею, мысль, которые помогут решению проблемы и, тем самым, будут способствовать повышению его авторитета в классе;
г) каждый учащийся создает и демонстрирует свой образовательный продукт (творческая работа:эссе, прозаические или поэтические тексты, жанры различных стилей)
д) использовать элементы технологии на каждом уроке
е) Развивать умения грамотного читателя, проводить постоянный мониторинг понимания прочитанного, то есть формировать навык функциональной грамотности.
3.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий,содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Особую роль и важное значение для реализации технологии формирования критического мышления имеет критический подход, выразителем идей которого является известный английский философ Карл Поппер.
Карл Поппер (родился в 1902 г.) - британский философ и социолог. Поппер вводит понятие «критический рационализм» - всякая деятельность предполагает наличие критической рефлексии, осознание собственной деятельности, возможностей, последствий, она лежит в основе нашего мировоззрения, в основе нашего «я» (критическое - необязательно негативное). По Попперу критика толерантна, конструктивна. Критический рационализм присущ открытому обществу. Такое общество объединяет самых разных людей с самыми разными точками зрения и различными интересами и полагает, что должны существовать институты, защищающие права людей и позволяющие им жить в мире и согласии.
Сформулированные Карлом Поппером принципы легли в основу позиции авторов и разработчиков проекта «ЧПКМ»:
Критическое мышление представляет собой такой тип мышления, который помогает человеку определить собственные приоритеты в личной, профессиональной и общественной жизни, предполагает принятие собственной ответственности за сделанный выбор.
Человек с развитым критическим мышлением – это человек, умеющий анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и нести за них ответственность.
С педагогической точки зрения критическое мышление можно рассматривать как активный, творческий процесс познания. Данная технология предоставляет учителю систему эффективных стратегий и приемов, которые позволяют создать атмосферу сотрудничества, совместного поиска способов решения проблем.
Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель, включающая три стадии: «Вызов – осмысление – рефлексия». Такое построение учебного процесса помогает учащимся самим определить цели обучения, осуществить активный поиск новой информации, проанализировать ее и соотнести с собственными знаниями.
На стадии вызова происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Организация работы на данной стадии позволяет сформировать познавательный интерес, определить цели рассмотрения той или иной темы. На стадии осмысления (реализации смысла) учащийся работает с новой информацией, систематизирует ее, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом, происходит целостное осмысление и «присвоение» нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.
В ходе работы по данной технологии ученики овладевают различными приемами работы с информацией, учатся делать выводы, формулировать свою точку зрения, отстаивать ее логическими доводами, ясно выражать свои мысли, внимательно относиться к аргументам оппонента и т.д. В процессуальном плане технология представляет собой систему стратегий и приемов, которые объединены по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.
Важно сформировать у детей коммуникативную потребность:стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, научить учащихся понимать, какие преимущества дают речевые умения, как с их помощью можно воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя.
В организации практической деятельности на уроках мною были определены этапы, ориентированные на конкретный результат.
В начальных классах вся работа учителя направлена на овладение учащимися чтением, а потом на развитие речи. В возрасте 7-10 лет ученики строят свою речь да основе диалога. Это, без сомнения, важный этап в развитии речи школьника. Работаю над формированием монологической речи поэтапно, начиная с 5 класса. На базе теории методики уровневых курсов, курсов повышения квалификации разработала дидактический материал (листы - тренажеры) для подготовки к аргументированному эссе. Совмещение собственных выводов и некоторых видов заданий, которых нет учебниках, позволили создать алгоритм по подготовке к написанию письменного развернутого ответа для учащихся 8-9 классов.
1 этап.5 класс. Слушание. Занятия факультативного курса «Великий русский на шахматной доске». (Приложение 1)
2 этап.6 класс. Мотивация и актуализация. Исследовательская деятельность. (Приложение 3)
3 этап. 7 класс. Освоение материала через диалог. Работа по творческим листам.(Приложение 5)
4 этап. 8 класс. Дискуссия. Листы – тренажеры. (Приложение 5)
5 этап. 9 класс. Аргументация собственной позиции. Листы –тренажеры. (Приложение 5)
Приемы ТРКМ, используемые на уроках русского языка и литературы: «Шесть шляп», «Чтение с остановками», «Биографические часы, «Корзина идей» (Приложение 2), «Репортаж», «Поп – корн», «Снежки», «Соотнеси» (Приложение 2), «Кластер», «Ассоциативный ряд, «Четвертое лишнее» «Собери слова», «Верно ли…», создание мини-проектов, «Открытые и закрытые вопросы» ,«10 вопросов», «Блиц-свидание» (Приложение 2), «Концептуальная карта», «Узнай меня» (Приложение 2).
Методы обучения:
Объяснительно – иллюстративный метод предполагает объяснение педагогом темы занятия на демонстрационной доске.
Проблемный метод предполагает активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей посредством решения задач, требующих преодоления трудностей в решении, способствует глубокому и прочному усвоению приобретенных знаний, создает условия для продуктивного мышления и комплексного развития личности воспитанника.
Поисковый метод применяется очень часто. Детям предоставляется возможность самостоятельного решения сложной проблемы: оценка позиции, составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности. Я помогаю ученику, корректирую его действия, но не вмешиваюсь в процесс поиска решения. Метод способствует творческому развитию.
Эвристический метод используется для развития познавательной активности. Я предлагаю учащимся исследование различных позиций для определения новых, неожиданных вариантов. Метод способствует формированию объективности самооценки, критичности мышления.
Успех моего урока в развитии критического мышления зависит от того, насколько я смогу создать ситуацию сопереживания, а это значит, что мой урок построен на эмоциональном и интеллектуальном подъеме. Важным для себя считаю не заставить ученика говорить, а подготовить и организовать к побуждению говорения, приободрить, похвалить. Благодаря критическому мышлению, складывается сотрудничество, умение работать в команде предлагать идеи выражать свои мысли, оспаривать собеседника. В результате такого урока у меня и у моего ученика возникает чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы, а значит, мой ученик становится успешным!
4.Анализ результативности.
В результате использования технологии критического мышления удалось:
1. Активизировать учебный процесс
2. Сформировать устойчивые познавательные интересы к чтению, к грамотно оформленной письменной и устной речи
3. Выработать навыки аргументации, выводов и заключений
4. Сформировать положительное отношение к праву на ошибку
5. Сформировать самостоятельно принимать решения
6. Умение адаптироваться к сложившейся ситуации
7. Создавать продукт своей деятельности (проект, эссе, сочинение, стихотворение и т.д.)
Данный педагогический опыт ориентирован в моей деятельности на
конкретный практический результат. Он представлен в следующей таблице:
Год |
Название работы |
Результат |
Приложение |
2019 |
Районный конкурс эссе «Моя малая Родина»,Мадарбиева Элина,8 класс |
Диплом 2 место |
Приложение 5 |
2020 |
Районный конкурс чтецов ко Дню Независимости Республики Казахстан «Люблю тебя, страна родная!», Шаймерденова Томирис,7 класс |
Грамота 1 место |
Приложение 5 |
2020 |
Районный конкурс театральных постановок к 75 – летию Великой Отечественной войны |
3 место |
Приложение 5 |
2020 |
Педагогическая мастерская в рамках курса повышения квалификации Авторская программа «Великий русский на шахматной доске» |
Сертификат |
Приложение 1,5 |
2021 |
Районный конкурс научных проектов Проект «Услада для ума» Шалдунова Яна, 7 класс |
Участие |
Приложение 3 |
2021 |
Областной конкурс юных поэтов и прозаиков «Жырын болып төгілемің, Қазақстан» номинация «Стихи» «Я горжусь тем,что родился на земле Кобланды»,Молдахметов Рамис, 5 класс |
1 место |
Приложение 5 |
2021 |
Областной конкурс юных поэтов и прозаиков «Жырын болып төгілемің, Қазақстан» Шалдунова Яна, 8 класс
|
Грамота |
Приложение 5 |
2021 |
Областной конкурс юных поэтов и прозаиков «Жырын болып төгілемің, Қазақстан» Кусаинова Айдана, 8 класс
|
Грамота |
Приложение 5 |
2021 |
Областной конкурс юных поэтов и прозаиков «Жырын болып төгілемің, Қазақстан» |
Благодарственное письмо |
Приложение 5 |
По результатам мониторинга учебных достижений за последние 3 года, функционально ориентированные виды рабочих творческих листов, листов – тренажеров, применяемые на уроках русского языка и русской литературы, позволяют наращивать общий объём знаний, умений и навыков обучающихся.
5. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Следует обратить внимание и на некоторые сложности, возникающие в процессе применения технологии критического мышления.
Одним из ограничений для широкого применения данной технологии является стремление ученика к самостоятельному выбору, к принятию решения, к определенности, которое с детства усугубляется отрицательным опытом того, что ребенок привыкает к тому, что как скажут взрослые, так и будет. Взрослые не всегда могут доверять детям, а значит, все делают за маленького исследователя сами, тем самым снимая с него ответственность самостоятельно учиться думать, взвешивать, анализировать. Многие вопросы маленьких почемучек остаются без ответа, что приводит к потере интереса, любознательности.
Сталкиваясь с проблемой, ученику становится проще согласиться с авторитетным мнением взрослого или учителя, чем искать, пробовать, ошибаться, сомневаться, исследовать проблему и создавать продукт собственной речевой деятельности.
Применение большинства элементов технологии усугубляется нехваткой времени на уроке. Невозможно за короткий промежуток времени научить учащихся высоким навыкам дискуссии и достичь высокого уровня письма.
С целью решения данных трудностей, планирую работу над следующей методической темой «Мастерская творческого письма».
Применение технологии критического мышления , её элементов , использование собственных методических разработок на уроках русского языка и литературы, а также функционально ориентированных видов творческих работ, способствуют достижению государственного образовательного заказа:
1. Повышение качества образования.
2. Развитие нравственного, личностного,духовного потенциала учащихся.
3. Формирование функциональной грамотности обучающихся, их ключевых жизненных компетенций как гаранта адаптации к условиям изменяющихся реалий современного мира.
6. Список использованной литературы:
1.Задорожная Н.П.,Низовская И.А.От педагогического опыта к педагогической рефлексии: Методические рекомендации по организации и проведению педагогических мастерских \ Общ.ред.Т.А.Матохиной. – Б.:Махprint,2011.
2. Колесова Л.Г. К 60 О педагогических исследования в рассказах и афоризмах, вопросах и ответах: сборник методических материалов – Уральск: ТОО «Агартушы» орталыгы», 2014 г. - 132 с.
3. Руководство для учителя.UniversityofCambridge
4. Хасеинова В.А. Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы- Кокшетау:Филиал АО национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области.-2015
5. https://www.daryn.kz
6.https://www.dissercat.com/content/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-mladshikh-shkolnikov-na-materiale-sravneniya-traditsionnoi
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.