Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29 «Рябинушка» г. Инта
Обобщение педагогического опыта работы.
Тема: «Дидактическая игра как средство познавательного развития детей раннего возраста».
Обобщение педагогического опыта работы.
Тема: «Дидактическая игра как средство познавательного развития детей раннего возраста».
Составитель: Шмакова Наталья Валерьевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 29
«Рябинушка» г. Инта
г. Инта, 2022 г.
Мне хочется поделиться своим опытом работы по развитию познавательной активности детей раннего возраста с помощью дидактических игр.
Работая с детьми раннего возраста, я поняла, что дидактические игры очень важны именно в этом возрасте. Я заметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер. Дети маленькие, а это значит, что не задают встречных вопросов.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Поэтому целью своей деятельности я поставила: развитие познавательной активности детей через дидактические игры.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи
- развивать мышление у детей;
- развивать самостоятельность в поиске решений;
Наблюдая за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в:
• систематизации и обобщении предметов и явлений;
• видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.
Используя дидактические игры, я увидела, что игра позволяет:
• Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
• Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
• Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
• Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
• Формировать связную речь;
• Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.
В работе я опираюсь на общепедагогические принципы.
Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей.
При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.
При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты.
Дидактические игры я включаю в занятия, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «игры на дом».
Игры для занятий подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали. Образовательная деятельность у нас проходит только в игре.
В деятельности по развитию речи включаю дидактические игры
(колобок круглый, катится, хвост пушистый, звери лохматые, морковка сладкая, лимон кислый и т.д.)
В деятельности по ознакомлении с окружающим провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности.
(какое солнце, дождик, дорожки, птицы, животные)
В самостоятельной игре (если беру на себя роль ведущего) задаю вопросы, и сама же показываю, рассказываю, обучаю. В следующей игре наблюдаю за ходом игры. Игровая деятельность – это ведущая деятельность детей раннего возраста. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка. Я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения (заболела кукла Таня, у зайчика болит ушко, идем на день рождение и т.д.)
В группе очень важна предметно-развивающая среда, поэтому я создала дидактическую зону с большим набором познавательных игр. Все малышам доступно, безопасно, эстетично, ярко.
Свою работу не представляю без помощи родителей. они с большим желанием откликаются на мои просьбы и пожелания. Всегда участвуют в жизни группы.
Окружающий мир малыши познают через игру. Дети очень любят играть (пирамидки, стаканчики, грибочки, сортеры).
Я приготовила для своих малышей заготовки для игр с прищепками.
Для дыхательной гимнастики мы используем пособия, сделанные моими руками (прогони тучку, снежинки, перышки и т.д.)
Разложи фишки по цвету:
В настоящее время как никогда существует необходимость ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Коми
Это особенно актуально в связи с возросшим интересом общества к истокам этнической культуры и искусства, историческому прошлому своего народа, необходимостью развития у детей способности полноценно изучать художественные произведения, осваивать народное искусство, сохранять и приумножать достояние культуры прошлого и настоящего.
Знакомство малышей с народным искусством происходит наиболее успешно в деятельности. С этой целью с детьми были проведены игры Коми:
«Кто в лесу живет» (Цель: в игровой форме закрепить знания детей о животном мире Коми края),
«Что в лесу растет» (Цель: в игровой форме закрепить знание детей о жилищах диких животных, птиц, насекомых.
«Чудесный мешочек» (Цель: Формировать умение детей находить предметы на ощупь, называть их),
«Парные картинки» (Цель: Формировать умение подбирать рукавички с элементами Коми орнамента, сходные по внешнему виду. Уточнить и закрепить их названия, развивать наблюдательность)
Я считаю, что работа воспитателя – творческая, предполагает умение находить подход к каждому ребенку с его особенностями и в разных ситуациях. В этом заключается мастерство педагога.
Для тех, кто изучает педагогический опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых этот результат был достигнут. Опыт коллег позволяет воспитателям соизмерять свои возможности, развивать педагогическое мастерство и мотивирует их искать новые подходы к работе. Именно поисковая деятельность, в процессе которой педагог создает принципиально новые формы образовательной деятельности, является педагогическим новаторством.
Литература:
1. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: кн. для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер. - М., 2004. - С. 109 -111.
2. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова и др.; / Под ред. Г. М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000. – 224 с.
3. Кирпичникова, Н.А. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н.А.Кипричникова // Дошкольное воспитание. 2005. - № 2. 36 с.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова– М.: Академия, 2004. – 416-419 с.
5.Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я Развитие сенсорной среды детей / Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. - М.: Просвещение, 2007. - С. 5-6.
6. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. / К.Л. Печора М., 2004. – 144 с.
7. Пилюгина, Э.Г. Игры — занятия с малышом от рождения до трех лет / Э.Г. Пилюгина. - М.: Мозаика - синтез, 2009. - 120 с.
8. Рахимжанова М.К., Мукашева А.Д. Игра в педагогическом процессе // 12-летнее образование. / М.КРахимжанова, А.Д. Мукашева– 2008. – №2. – С.75-77.
9. Рожков, О. П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей 2 – 4-ого года жизни: Методические рекомендации. / О.П.Рожков, И.В. Дворова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство ИПО «МОРЭК», 2004. – С. 127 – 190.
10. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей / Э.Г. Пилюгина, - М.: Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 2010. - С. 135- 137.
11.. Сенсорное воспитание в детском саду /Под ред. Н.П.Сакулиной и Н.Н. Подьякова. - М.: Просвещение, 2009. - 176 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.