Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование фонематического слуха у учащихся на логопедических занятиях»
Оценка 4.6

Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование фонематического слуха у учащихся на логопедических занятиях»

Оценка 4.6
docx
09.11.2020
Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование  фонематического слуха у учащихся на логопедических занятиях»
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.docx

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

 

«Славгородская общеобразовательная школа-интернат»

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение педагогического опыта работы по теме:

 

 

 «Формирование  фонематического слуха у учащихся на логопедических занятиях»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед Гурова И.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Славгород

 

2020г

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО  СЛУХА  У УЧАЩИХСЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Гурова И.Н,

учитель-логопед

г. Славгород,

Алтайский край

 

       Проблема формирования фонематического слуха у детей стала одной из актуальнейших в современной логопедии. На важность и необходимость своевременного формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: В.И.Бельтюков, Г.И.Жаренкова, Г.А.Каше, В.А. Ковшиков, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, А.Д.Салахова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др.

       В норме ребенок начинает слышать, улавливать звуки, различать интонацию и реагировать на нее с двухнедельного возраста

Недоразвитие фонематического слуха у умственно отсталого ребенка оказывает резко отрицательное влияние развитие звукопроизношения, на дальнейшее развитие мышления и речи. Недостаточно четко воспринимая слова в целом, он не может различать оттенки значений многих слов. Это затормаживает общее развитие речи, замедляя овладение словарным составом и грамматическим строем языка.

Фонетические недостатки речи влекут за собой большие трудности в овладении грамотой. Дефекты произношения в значительной мере усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталого ребенка и создают препятствия для общения с окружающими. При наличии дефектов произношения могут возникнуть неуверенность в своих силах и знаниях, застенчивость, нерешительность, речевая замкнутость, что в свою очередь уменьшает любознательность и интерес к окружающему.

Для умственно отсталых учащихся слово неразрывно связано только с его предметным значением, звуковая сторона слова остается незамеченной ими. Не привлекает к себе внимание и разнообразие звучаний слов, создающееся различным сочетанием звуков.

Значительное количество умственно отсталых школьников к концу букварного периода еще стоит на ранних ступенях фонематического развития. Это проявляется в нечеткости различения и узнавания сходных по звуковой структуре фонематических рядов, в незаконченности процесса дифференциации звуков, особенно звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляционными признаками.

Недостатки произношения у детей часто сопровождаются затруднениями в звуковом анализе слова, так как дети имеют крайне слабо развитые фонематические представления. Они с трудом выделяют звуки из анализируемого слова, не всегда достаточно четко дифференцируют на слух выделенный звук, часто смешивают его с акустически парным, не могут сравнить звуковой состав слов. В результате оказываются недостаточными наблюдения над своей и чужой речью, а необходимые обобщения – неполными.

У умственно отсталых детей отмечаются затруднения во всех формах фонематического анализа, как при выделении звука на фоне слова, вычленения первого и последнего звука, так и при определении последовательности их в слове, их количества и места. Нарушается анализ не только тех слов, в состав которых входит неправильно произносимый звук, но и слов, включающих звуки, сходные с нарушенным по звучанию и месту образования. Звуки оказываются акустически недостаточно противопоставленными друг другу. Поэтому в письме звуки, обозначенные соответствующими буквами, заменяются и смешиваются чаще, чем звуки в произношении.

Нарушения звукового анализа у умственно отсталых детей ведут к нарушению письма. «Воспринимая слово целиком, глобально, ребенок не всегда умеет быстро разложить слово на отдельные, составляющие его звуки. Нередко он слышит только опорные звуки и не слышит гласных звуков», считает Е.Н.Завьялова.

Обследование состояния навыков фонематического анализа слов у первоклассников показало, что дети не имеют достаточной сформированной готовности к овладению анализом звукового состава слова, лежащего в основе звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Существенной особенностью овладения учащимися всех младших классов специальной школы анализом звукового состава слова является недостаточно дифференцированное восприятие звукового ряда слова при относительно сохранном восприятии слова в целом, умении произнести и понять его значение.

Делая вывод о причинах нарушения фонематического анализа у умственно отсталых учащихся, Р.И. Лалаева объясняет их наличием целого ряда причин:

а) нарушениями слухо-произносительной дифференциации, проявляющейся в том, что в процессе анализа структуры слова одни звуки заменяются другими, сходными акустически и артикуляторно;

б) трудностями интериоризации действия фонематического анализа, то есть переноса действия во внутренний план, формирование этого действия в умственном плане, на основе представлений; трудностей формирования фонематических представлений. Это проявляется в том, что детям особенно плохо удаётся фонематический анализ, если слово не было произнесено вслух;

в) неумением расчленить слог на составляющие его звуки, вследствие чего при анализе слова вместо звука часто называется слог;

г) несформированностью фонематического анализа как действия по определению временной последовательности составляющих его звуков.

Нарушение фонематического восприятия вторично оказывает резко отрицательное влияние на дальнейшее развитие мышления и речи умственно отсталого ребенка. Без должной четкости воспринимая слова в целом, особенно их сходно звучащие фонемы, флективные окончания и т.п., ребёнок не может отличать оттенки значений многих слов. Это замедляет овладение словарным составом и грамматическим строем языка и затормаживает общее развитие речи.

Изучив литературу по теме и проведя диагностические обследования, еще раз убедилась в важности максимального преодоления недостатков фонематического развития детей с нарушенным интеллектом.

        Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.                       Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

   Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

    Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

     Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

        Начинать работу по развитию слухового восприятия необходимо с формирования у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. Это реализуется с помощью подборки дидактических игр, например:"Путаница», «Угадай-ка»

На этапе знакомства со словом провожу следующие игры: «Называй-ка», «Волшебный мешочек», «Сколько слов - столько полосок», «Похоже-непохоже»

Для закрепления навыка членения предложения на слова использую игры:

«Шифровщики», «Выбери картинку, и составь предложение», «Послушай и покажи схему».

Для формирования умения делить слова на слоги играем в игры:«Чудесный мешочек», «Животные едут в зоопарк», «Холодильник»

Для закрепления навыка выделения звуков из слов использую игры: «Хлопни»,

«Магазин», «Кто больше слов придумает».

Игры и упражнения по дифференциации звуков, близких по своим акустико-артикуляционным свойствам:  «Поможем разобрать картинки Света и Зина»,

«Кто в каком вагоне поедет?»

 

    На логопедических занятиях использую серию «Игротека речевых игр». Выпуски 1-9. Данные настольные игры составлены на основе дидактических принципов с учетом возрастных особенностей детей с речевыми нарушениями. С их помощью учу детей выделять начальные звуки в словах, дифференцировать гласные и согласные звуки по твердости-мягкости, правильно соотносить звуки и буквы, дети закрепляют навыки слитного прочтения слогов, расширяют знания по лексическим темам.

     На занятиях использую пособие «Кубики Зайцева».  Методика Зайцева широко используется для обучения детей чтению в том числе и детей с психофизическими особенностями развития. В пособии представлены кубики и таблицы. Таблицы помогают распознавать блоки и запоминание складов. Кубики разного размера и цвета со звуковыми наполнителями разного звучания, которые помогают детям быстро понять, какие согласные – звонкие или глухие, твердые или мягкие нужно искать для составления слога, слова, предложения, что способствует развитию фонематических дифференцировок.

     Пособие Лебедевой И.Л. «Трудный звук, ты наш друг!» - носит комплексный характер  предлагаемых игр и позволяет в процессе коррекции звуков развивать навыки фонематического анализа и синтеза, укрепить психологическую базу речи, воспитать интерес к живому русскому слову.

    Пособие Азовой Е.А., Черновой О.О. «Домашняя логопедическая тетрадь» позволяет организовать домашнюю работу учащихся интересной и разнообразной не только по закреплению правильного звукопроизношения, но и развитию фонематического слуха, связной речи.

     Методическую копилку постоянно пополняю электронными презентациями на автоматизацию нарушенных в произношении звуков,  дифференциацию звуков, в которых представлены задания на коррекцию звукопроизношения, дифференциацию звонких и глухих согласных, развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, классификацию предметов и т.д.

    Таким образом, развитие у умственно отсталых учащихся фонематического слуха,  умения слышать и выделять слова, слоги, звуки подготавливает детей к более эффективному обучению грамоте, способствует развитию правильного звукопроизношения и способствует предупреждению грубых нарушений чтения и письма.

       Формирование фонематического восприятия помогает быстрее и качественнее провести постановку звуков, сокращает время их автоматизации. Достаточный уровень  развития фонематического восприятия позволяет ребенку делать анализ и синтез звуков, слогов, слов, т.е. мысленно расчленять на составные элементы (фонемы). Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование слоговой структуры слов. При плановой работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки, суффиксы, предлоги, стечение согласных звуков и т.п.

     Результаты работы в данном направлении показывают увеличение количества детей с положительной динамикой речевого развития. Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы, входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия и является ключевым моментом в системе коррекции, который позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать коррекционного и педагогического эффекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Славгородская общеобразовательная школа-интернат»

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Славгородская общеобразовательная школа-интернат»

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО

В результате оказываются недостаточными наблюдения над своей и чужой речью, а необходимые обобщения – неполными

В результате оказываются недостаточными наблюдения над своей и чужой речью, а необходимые обобщения – неполными

Изучив литературу по теме и проведя диагностические обследования, еще раз убедилась в важности максимального преодоления недостатков фонематического развития детей с нарушенным интеллектом

Изучив литературу по теме и проведя диагностические обследования, еще раз убедилась в важности максимального преодоления недостатков фонематического развития детей с нарушенным интеллектом

На логопедических занятиях использую серию «Игротека речевых игр»

На логопедических занятиях использую серию «Игротека речевых игр»

Результаты работы в данном направлении показывают увеличение количества детей с положительной динамикой речевого развития

Результаты работы в данном направлении показывают увеличение количества детей с положительной динамикой речевого развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2020