Учитель |
Важдаева Елена Геннадьевна |
Место работы |
МБУ школа № 61, г.о. Тольятти, Самарская обл. |
Должность |
Учитель начальных классов |
Учебный предмет |
Русский язык |
Базовый учебник |
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч 2 ч. |
Класс |
2 «А» (система 1 – 4 «Школа России») |
Тип урока |
Закрепление знаний |
Технологии построения урока (применяемые на уроке) |
Личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающие. |
Тема урока |
Обобщение знаний об имени прилагательном. |
Актуальность учебного материала |
Данный урок является седьмым в изучаемой теме. Закрепление и повторение изученного материала. |
Учебные цели и задачи |
Цель: - Обобщить знания учащихся об имени прилагательном Задачи: 1. Систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи, находить имена прилагательные в тексте, способствовать развитию умения писать родовые окончания имён прилагательных; 2. Содействовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать развитию коммуникативных навыков, осуществлению самоконтроля; рефлексии. 3. Воспитывать уважительное отношение к учебной деятельности сверстников, воспитание этических чувств. |
Планируемые результаты: - личностные - предметные - метапредметные |
Личностные результаты: 1. развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре, группе 1. развитие самостоятельности; 2. развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Предметные результаты:
Метапредметные (УУД): Познавательные: общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные признаки прилагательного. Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу, планирование: контролировать и оценивать свои действия; оценка: адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников. Коммуникативные: 1. учитывать разные мнения, умение сотрудничать; 2. уметь формулировать собственное мнение и позицию; 3. строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
|
Форма работы учащихся |
Сочетание фронтальных, парных, индивидуальных форм работы. |
Необходимое техническое оборудование и материалы |
Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку; учебник, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012. |
Технологическая карта
Этап урока |
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
слайд |
Организационный момент
Словарная работа
Актуализация знаний.
Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности. |
Психологический настрой Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету прошепчу: будет интересно!
Откройте тетради
- Запишите число, классная работа -Назовите орфограмму в слове апреля, классная, работа - Можно ли проверить эти слова?
- Прочитайте буквы, записанные на доске. - Как вы считаете, какая буква лишняя? -Почему?
- У вас листы оценивания с этапами работы на уроке. Вы будете закрашивать смайлики соответствующим цветом: зелёный - все понятно, жёлтый - понятно, но есть вопросы, красный - не понятно. - Дополнительное задание на карточках у каждого на столах. |
Дети пишут. Называют орфограммы в словах.
-Это слова словарные.
Учащиеся читают буквы: а, о, е, и Высказывают свои предположения Доказывают свою точку зрения. Пишут буквы в тетради
Рассматривают лист оценивания |
Регулятивные
|
|
Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности
Постановка проблемы. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание, создать условия поиска.
|
Ребята, а какую часть речи повторим, мы узнаем, отгадав загадку: - Я слово ищу необычное, звучное Особое, сильное, лучшее. Короткое, длинное, красное, синее Неброское, яркое, очень красивое Оно уменьшительное или ласкательное. А называется имя … - А что такое имя прилагательное? - Проговорите в парах - Проговариваем вслух - Какие учебные задачи поставим на урок?
|
Договаривают слово
Проговаривают в парах друг другу Проговаривают вслух - Будем учиться употреблять имена прилагательные в речи, находить имена прилагательные среди других частей речи |
Предметные, регулятивные
Умение поставить учебную задачу.
|
Слайд 1
Слайд 2 |
Словарная работа
|
Картинный диктант
- Запишите слова в 1 столбик.
- Подчеркните орфограмму в словах. - Можно ли проверить орфограмму в словарных словах? - А что нужно делать с такими словами? - Проверьте правильность написания слов по орфографическому словарю. - Поднимите руку, у кого все слова написаны правильно.
|
Записывают слова в 1 столбик
Подчёркивают - Нет
- Запоминать
Проверяют по учебнику.
Поднимают руку.
|
|
Слайд 3-8 |
|
- Вернёмся к словам: подберите к именам существительным имена прилагательные.
- Какой делают нашу речь имена прилагательные? - Какое значение они могут иметь? - Устно определите значение имён прилагательных. - Оцените работу на листах оценивания. - Проанализируйте свою работу на данном этапе. |
Записывают имена прилагательные к именам существительным.
Высказывают свои предположения.
Определяют значение
Оценивают работу.
Дети анализируют.
|
Регулятивные
|
|
Закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа в группах
|
Итак, следующий этап: - Выполнение упражнений. - Работа в группах. - Прочитаем текст.
- Работают 2 группы. - 1 группа – выписывают имена прилагательные вместе с существительными в единственном числе 2 группа – имена прилагательные вместе с существительными во множественном числе (раздаю тексты и листы бумаги каждой группе) - Представьте свою работу от группы Итак, как изменяются имена прилагательные? - От какой части речи зависит число прилагательных? - Оцените работу в группах на листах.
|
Читают текст
Работают в группах
Представляют - По числам
- От существительных
Оценивают
|
Личностные. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Регулятивные.
Способность принимать и сохранять учебную задачу.
|
Слайд 9 |
Фронтальный опрос
|
- Итак, пока работают в группах, остальные ребята сравнивают группы предметов. Сравнение групп предметов - Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на две группы: мёд, жаркие, трава, сладкие, поле, зеленая, дни, большое. - На какие две группы вы разделили эти слова? - По какому признаку вы определили слова в первый столбик? - Докажите. - По какому признаку вы определили слова во второй столбик? - Составьте из этих слов словосочетания и запишите их. Мёд сладкий. Дни жаркие. Трава зелёная. Поле большое. - Определите число имён прилагательных. - С любым из словосочетаний составьте предложение. Комментированное письмо. На улице стояли жаркие дни. Задание: подчеркнуть главные члены предложения, определить части речи.
|
- Имена существительные, имена прилагательные.
- Все слова отвечают на вопрос кто? или что? И обозначают предмет.
- Отвечают на вопросы какой? и т. д., обозначают признак предмета.
Составляют словосочетания.
|
Личностные. Развитие навыка сотрудничества при работе в паре, развитие самостоятельности.
|
Слайд 10 |
Физминутка (использование сенсорно-комбинаторных тренажей)
|
Дети свободно встают между рядами по команде учителя « 1-2 – 3- 4» поворачиваются и смотрят на картинки; по команде закрывают глаза и отвечают на вопросы «Что изображено на той или другой картинке»
|
|
|
|
Работа с двойным текстом. Работа в парах
|
Тихо садимся, проверяем правильность посадки и начинаем работать дальше. Прочитайте тексты. *Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. *Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы. - О чем первый текст? - О чём второй текст? - Можно ли считать эти тексты одинаковыми? - Что же отличает первый текст от второго? - Назовите их. - Почему вы решили, что это прилагательные?
Для чего нужны имена прилагательные? |
Читают тексты.
- О весне.
- О весне.
- Нет.
- Наличием прилагательных.
Ранняя, последний, говорливые, ласковое, голосистые. Эти слова отвечают на вопрос какая? какое? какой? какие?, обозначают признаки предметов, изменяются по числам и родам. - Имена прилагательные нужны для точности описания и уточнения. Для красоты описания. |
|
Слайд 11 |
|
- Давайте попробуем наиболее точно описать зимний снег и весенний снег, используя имена прилагательные: Последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, пушистый, серебристый, мягкий, рыхлый, белый, свежий, серый. Задание по вариантам. - Проверяем. Назовите прилагательные, которые описывают зимний снег. - Молодцы. Назовите прилагательные, которые описывают весенний снег. Молодцы. Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. С какой частью речи связано прилагательное? Ранняя весна, последний снег, говорливые ручьи, ласковое солнце, голосистые птицы. - Что вы заметили? - Почему? - Назовите словосочетания, у которых нельзя определить род. - Почему?
- Правильно, назовите род и число у остальных прилагательных. |
1 вариант: из слов выбирают прилагательные, которые помогут описать зимний снег. 2 вариант: из слов выбирают прилагательные, которые помогут описать весенний снег.
Искристый, колючий, пушистый, серебристый, белый, свежий. Последний, мокрый, грязный, мягкий, рыхлый, серый.
С существительным
Не у всех прилагательных можно определить род. Во множественном числе нельзя у прилагательных определить род.
Говорливые ручьи, голосистые птицы.
Здесь прилагательные стоят во множественном числе. Во множественном числе прилагательные по родам не изменяются.
Женский, мужской, средний род, единственное число. |
|
Слайд 12
Слайд 13 |
Физминутка
|
- Молодцы. А сейчас отдыхаем. Сели все правильно, прижались к спинке стула, руки опустили вниз, ноги поставили на пол, выполняем гимнастику для глаз - Посмотреть вверх, затем вниз. - Посмотреть вправо, затем влево. - Быстро и легко поморгать глазами, “как мотылек”. - С усилием зажмурить глаза, открыть, легко поморгать. - Посмотреть на указательный палец вытянутой вперед руки. - Приблизить палец к носу, посмотреть на нос. – Закрыть глаза, улыбнуться немного так посидеть. |
Повторяют движения. |
|
|
Применение знаний в изменённых ситуациях. Разноуровневая самостоятельная работа.
|
Открыли глаза. Продолжаем работу. Следующее задание по выбору. На партах лежат листочки, выберите то задание, с которым вы справитесь. ….утром Кирилл пошел в … рощу. На травке засверкала …роса. Запели…птицы. Вставить имена прилагательные, определи род и число. Ярко светит весеннее солнце. Побежали по дорогам говорливые ручьи. Дети пускают бумажные кораблики. Подчеркнуть имена прилагательные, определите род и число.
|
Самоанализ и самоконтроль Взаимопроверка
Проверка работы.
|
Регулятивные: контроль, взаимоконтроль |
|
Рефлексия.
Цель: умение применять свои знания на практике; Развитие знаний и умений в самостоятельной деятельности.
|
- Каковы были учебные задачи? - Удалось ли вам их решить? - В чём возникли затруднения? - Над чем нужно ещё поработать? - У кого остались вопросы на конец урока? - Оцените работу на уроке. - У кого получились все смайлики зелёного цвета?
|
|
|
Слайд 14 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.