Обобщение знаний об имени прилагательном. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс
Оценка 4.9

Обобщение знаний об имени прилагательном. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл—9 кл
30.10.2020
Обобщение знаний  об  имени  прилагательном. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс
Данный урок является седьмым в изучаемой теме. Закрепление и повторение изученного материала.
технологическая карта.docx

Учитель

Важдаева Елена Геннадьевна

Место работы

МБУ школа № 61, г.о. Тольятти, Самарская обл.

Должность

Учитель начальных классов

Учебный предмет

Русский язык

Базовый учебник

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык: Учебник: 2  класс: В 2 ч 2 ч.

Класс

2 «А» (система 1 – 4 «Школа России»)

Тип урока

Закрепление знаний

Технологии построения урока (применяемые на уроке)

Личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающие.

Тема урока

Обобщение знаний  об  имени  прилагательном.

Актуальность учебного материала

Данный урок является седьмым в изучаемой теме.

Закрепление и повторение изученного материала.

Учебные цели и задачи

Цель:

- Обобщить знания учащихся об имени прилагательном

Задачи:

1.      Систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи, находить имена прилагательные в тексте, способствовать развитию умения писать родовые окончания  имён прилагательных;

2.      Содействовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать развитию коммуникативных навыков, осуществлению самоконтроля; рефлексии.

3.      Воспитывать уважительное отношение к учебной деятельности сверстников, воспитание этических  чувств.

Планируемые результаты:

- личностные

- предметные

- метапредметные

Личностные результаты:

1.      развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре, группе

1.      развитие самостоятельности;

2.      развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

 

Предметные результаты:

  1. Формировать знания учащихся  об имени прилагательном;
  2.  Повторить что такое имя прилагательное; упражняться в нахождении имён прилагательных в предложениях, употреблении их в речи;
  3. Развивать умение осознанно употреблять прилагательные в речи;
  4. Способность контролировать  свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД):

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные                                                                  признаки прилагательного.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу, планирование: контролировать и оценивать свои действия; оценка: адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников. 

Коммуникативные:

1.      учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

2.      уметь формулировать собственное мнение и позицию;

3.       строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

 

Форма работы учащихся

Сочетание фронтальных, парных, индивидуальных форм работы.

Необходимое техническое оборудование и материалы

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку; учебник, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

слайд

Организационный

момент

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

 

 

Актуализация знаний.

 

 

Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности.

Психологический настрой

Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету прошепчу: будет интересно!

 

Откройте тетради

 

- Запишите число, классная работа

-Назовите орфограмму  в слове апреля, классная, работа

- Можно ли проверить эти слова?

 

- Прочитайте буквы, записанные на доске.

- Как вы считаете, какая буква лишняя?

-Почему?

 

 

- У вас листы оценивания с этапами работы на уроке. Вы будете закрашивать смайлики соответствующим цветом: зелёный - все понятно, жёлтый - понятно, но есть вопросы, красный - не понятно.

- Дополнительное задание на карточках у каждого на столах.

 

 

 

 

 

 

Дети пишут.

Называют орфограммы в словах.

 

-Это слова словарные.

 

Учащиеся читают буквы: а, о, е, и

Высказывают свои предположения

Доказывают свою точку зрения.

Пишут буквы в тетради

 

 

 

 

 

 

Рассматривают лист оценивания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

 

 

Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности

 

 

Постановка проблемы.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание, создать условия поиска.

 

Ребята, а какую часть речи повторим, мы узнаем, отгадав загадку:

- Я слово ищу необычное, звучное

Особое, сильное, лучшее.

Короткое, длинное, красное, синее

Неброское, яркое, очень красивое

Оно уменьшительное или ласкательное.

А называется имя …

- А что такое имя прилагательное?

-  Проговорите в парах

- Проговариваем вслух

- Какие учебные задачи поставим на урок?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Договаривают слово

 

Проговаривают в парах друг другу

Проговаривают вслух

- Будем учиться употреблять имена прилагательные в речи, находить имена прилагательные среди других частей речи

Предметные, регулятивные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение поставить  учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

 

 

 

Слайд 2

 

 

Словарная работа

 

 

 

 Картинный диктант

 

- Запишите слова в 1 столбик.

 

- Подчеркните орфограмму в словах.

- Можно ли проверить орфограмму в словарных словах?

- А что нужно делать с такими словами?

- Проверьте правильность написания слов по орфографическому словарю.

- Поднимите руку, у кого все слова написаны правильно.

 

 

 

 Записывают слова в 1 столбик

 

Подчёркивают

-  Нет

 

- Запоминать

 

Проверяют по учебнику.

 

Поднимают руку.

 

 

Слайд 3-8

 

- Вернёмся к словам: подберите к именам существительным имена прилагательные.

 

- Какой делают нашу речь имена прилагательные?

- Какое значение они могут иметь?

- Устно определите значение имён прилагательных.

- Оцените работу на листах оценивания.

- Проанализируйте свою работу на данном этапе.

Записывают имена прилагательные к именам существительным.

 

 

Высказывают свои предположения.

 

Определяют значение

 

 

Оценивают работу.

 

Дети анализируют.

 

Регулятивные

 

 

Закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

 

Работа в группах

 

 

Итак, следующий этап:

- Выполнение упражнений.

- Работа в группах.

- Прочитаем текст.

 

- Работают  2 группы.

- 1 группа – выписывают имена прилагательные вместе с существительными в единственном числе

2 группа – имена прилагательные вместе с существительными во множественном числе (раздаю тексты и листы бумаги каждой группе)

- Представьте свою работу от группы

Итак, как изменяются имена прилагательные?

- От какой части речи зависит число прилагательных?

- Оцените работу в группах на листах.

 

 

 

 

Читают текст

 

 

Работают в группах

 

 

 

 

 

 

Представляют

-  По числам

 

- От существительных

 

Оценивают

 

Личностные.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

 

 

 

 

 

Регулятивные.

 

Способность принимать и сохранять учебную задачу.

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

 

- Итак, пока работают в группах, остальные ребята сравнивают группы предметов.

Сравнение групп предметов

- Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на две группы:

мёд, жаркие, трава, сладкие, поле, зеленая, дни, большое.

- На какие две группы вы разделили эти слова?

- По какому признаку вы определили слова в первый столбик?

- Докажите.

- По какому признаку вы определили слова во второй столбик?

Составьте из этих слов словосочетания и запишите их.

Мёд сладкий. Дни жаркие. Трава зелёная. Поле большое.

- Определите число имён прилагательных.

- С любым из словосочетаний составьте предложение.

Комментированное письмо.

На улице стояли жаркие дни.

Задание: подчеркнуть главные члены предложения, определить части речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Имена существительные, имена прилагательные.

 

 

- Все слова отвечают на вопрос кто? или что? И обозначают предмет.

 

- Отвечают на вопросы какой? и т. д., обозначают признак предмета.

 

 

 

 

Составляют словосочетания.

 

 

 

Личностные. Развитие навыка сотрудничества при работе в паре, развитие самостоятельности.

 

Слайд 10

Физминутка (использование сенсорно-комбинаторных тренажей)

 

 

 

 

Дети свободно встают между рядами по команде учителя « 1-2 – 3- 4» поворачиваются и смотрят на картинки; по команде закрывают глаза и отвечают на вопросы «Что изображено на той или другой картинке»

 

 

 

 

Работа с двойным текстом.

Работа в парах

 

Тихо садимся, проверяем правильность посадки и начинаем работать дальше. Прочитайте тексты.

*Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

*Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

- О чем первый текст?                                                      

-  О чём второй текст?                                                                                                                             

- Можно ли считать эти тексты одинаковыми?                                                                                - Что же отличает первый текст от второго?

- Назовите их.

 -  Почему вы решили, что это прилагательные?

 

Для чего нужны имена прилагательные?    

Читают тексты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- О весне.

 

- О весне.

 

-  Нет.

 

- Наличием прилагательных.                                               

 

 

Ранняя, последний, говорливые, ласковое, голосистые.                                                                                

Эти слова отвечают на вопрос какая? какое? какой? какие?, обозначают признаки предметов, изменяются по числам и родам.                                                                               

- Имена прилагательные нужны для точности описания и уточнения. Для красоты описания.

 

Слайд 11

 

- Давайте попробуем наиболее точно описать зимний снег и весенний снег, используя имена прилагательные: Последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, пушистый, серебристый, мягкий, рыхлый, белый, свежий, серый.

Задание по вариантам.

- Проверяем. Назовите прилагательные, которые описывают зимний снег.                                                                                 

- Молодцы. Назовите прилагательные, которые описывают весенний снег.                                                             

Молодцы.   Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.  

С какой частью речи связано прилагательное?                                                                              

Ранняя весна, последний снег, говорливые ручьи, ласковое солнце, голосистые птицы.                                    

- Что вы заметили?                                                                    

- Почему?

                                                                                                                                                      - Назовите словосочетания, у которых нельзя определить род.                                                                               

- Почему?                                                                             

 

 

- Правильно, назовите род и число у остальных прилагательных.

1 вариант: из слов выбирают прилагательные, которые помогут описать зимний снег.

2 вариант: из слов выбирают прилагательные, которые помогут описать весенний снег.

 

Искристый, колючий, пушистый, серебристый,  белый, свежий.  

Последний, мокрый, грязный, мягкий, рыхлый, серый.                                                                              

 

 

 

С существительным                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не у всех прилагательных можно определить род.               

Во множественном числе нельзя у прилагательных определить род.                                                                                 

 

Говорливые ручьи,  голосистые птицы.             

 

Здесь прилагательные стоят во множественном числе. Во множественном числе прилагательные по родам не изменяются.  

 

   Женский, мужской, средний род, единственное число.   

 

Слайд 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13

Физминутка

 

 

- Молодцы. А сейчас отдыхаем.

Сели все правильно, прижались к спинке стула, руки опустили вниз, ноги поставили на пол, выполняем гимнастику для глаз                                                                    - Посмотреть вверх, затем вниз.                                                                                   - Посмотреть вправо, затем влево.                                                            - Быстро и легко поморгать глазами, “как мотылек”.                                                   - С усилием зажмурить глаза, открыть, легко поморгать.                        - Посмотреть на указательный палец вытянутой вперед руки.                        - Приблизить палец к носу, посмотреть на нос.                                              – Закрыть глаза,  улыбнуться немного так посидеть.

 

 

Повторяют движения.

 

 

Применение знаний в изменённых ситуациях.

Разноуровневая самостоятельная работа.

 

Открыли глаза.                                                                                           Продолжаем работу. Следующее задание по выбору. На партах лежат листочки, выберите то задание, с которым вы справитесь.

….утром Кирилл пошел в … рощу. На травке засверкала …роса. Запели…птицы.

   Вставить имена прилагательные,  определи род и число.

Ярко светит весеннее солнце. Побежали по дорогам говорливые ручьи. Дети пускают бумажные кораблики.

Подчеркнуть имена прилагательные, определите род и число.

 

 

 

Самоанализ и самоконтроль

Взаимопроверка

 

 

 

 

 

 

 

Проверка работы.                                                                     

 

Регулятивные: контроль, взаимоконтроль

 

Рефлексия.

 

Цель: умение применять свои знания на практике;

Развитие знаний и умений в самостоятельной деятельности.

 

 

- Каковы были учебные задачи?

- Удалось ли вам их решить?

- В чём возникли затруднения?

- Над чем нужно ещё поработать?

- У кого  остались вопросы на конец урока?

- Оцените работу на уроке.

- У кого получились все смайлики зелёного цвета?

 

 

 

Слайд 14

 


 

Учитель Важдаева Елена Геннадьевна

Учитель Важдаева Елена Геннадьевна

Планируемые результаты: - личностные - предметные - метапредметные

Планируемые результаты: - личностные - предметные - метапредметные

Технологическая карта Этап урока

Технологическая карта Этап урока

Постановка проблемы. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание, создать условия поиска

Постановка проблемы. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание, создать условия поиска

Какое значение они могут иметь? -

Какое значение они могут иметь? -

Фронтальный опрос - Итак, пока работают в группах, остальные ребята сравнивают группы предметов

Фронтальный опрос - Итак, пока работают в группах, остальные ребята сравнивают группы предметов

Комментированное письмо. На улице стояли жаркие дни

Комментированное письмо. На улице стояли жаркие дни

Можно ли считать эти тексты одинаковыми? -

Можно ли считать эти тексты одинаковыми? -

Молодцы. Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя

Молодцы. Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя

Посмотреть вверх, затем вниз. -

Посмотреть вверх, затем вниз. -

Самоанализ и самоконтроль

Самоанализ и самоконтроль
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2020