Тема: «Обобщение знаний об имени существительном»
3 класс
Цель урока: повторить и обобщить знания об имени существительном.
Задачи урока:
Обучающие:
- формировать умения детей определять склонение имен существительных;
- продолжить отработку применения правил на определение числа, рода, склонения имени существительного;
Развивающие:
- развивать речь, внимание, наблюдательность, мышление, умение анализировать;
- развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Воспитательные:
- воспитывать гигиенические правила письма;
- активизировать познавательную деятельность учащихся; пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах.
Оборудование: таблица склонений, компьютер, проектор, презентация, учебники, карточки, рабочие тетради.
Ход урока.
1.Организационный момент. Настрой.
Девиз нашего урока «Мир освещается солнцем, а человек знаниями»
-Что это? Как вы ее понимаете?
- Знания - это полезное оружие. Чем больше человек знает, тем больше его кругозор (объем знаний), тем лучше он видит и воспринимает окружающий мир. Знания дают уверенность и помогают развитию. Главное значение этой пословицы в том, что человек без знаний, как без света. Он устроен так, что без знаний он пропадает.
-Кто мне скажет, к чему относят пословицу? А что еще входит в фольклор?
-Молодцы ребята!
Я думаю мы всё успеем сделать и покажем на уроке хорошие знания.
2.Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы отправимся в гости, а кому вы узнаете разгадав ребус.
-Догадались о ком речь? ЗИМА
Она поможет нам встретиться с одной очень важной частью речи.
С какой - вы должны сами.
Послушайте внимательно стихотворение:
Всё, что существует оно обозначает,
На вопросы Кто? и Что? верно отвечает,
А чтоб не обижался весь честной народ
Оно всегда имеет и число и род.
У него к тому же три склонения есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
- Итак, о какой части речи говорится в стихотворении?
- Как догадались?
(Имя существительное)
- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?
-Кто может сформулировать тему урока?
-Какие цели мы ставим на урок?
-Итак, сегодня мы вспомним все, что узнали об имени существительном. Нам предстоит выполнить много разных заданий.
А начнём мы с работы в тетрадях.
- Откройте тетради, запишите число и классная работа
-Какой месяц сейчас идет?
-Что вы о нём знаете?
-Сейчас я дополню ваш кругозор.
- Несмотря на то, что на улице уже «пахнет» весной, еще по календарю идет зима. Вот и сегодня зимним днем мы поговорим о зиме: с сугробами, морозами, метелями. Ведь февраль богат на вьюги и метели.
- Ледяной ветер гуляет в открытом поле, а безветрии все засыпано инеем. Шелковистая вата снегов нежно румянится в свете заката. Недаром говорят февраль двуликий месяц и Лютень и Бокогреи
-День ото дня становится светлее. Почти на два часа прибавляется в феврале день, но еще зима, зима…
-Об этом месяце и как и других сложено много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них…..
Бокогреюшка-февраль, он теплом обычно враль.
В феврале зима с весной встречается впервой.
В феврале солнце на лето, зима на мороз.
Вьюги да метели в феврале налетели.
3. Каллиграфическая минутка.
-Сегодня на каллиграфической минутке буква которая стоит в начале нашего месяца. Что мы будем прописывать сегодня букву «ЭФ»
-Дайте мне краткую характеристику этого звука.
декабрь, январь, февраль
Вьюги да метели под февраль прилетели.
Пропишем букву, зимние месяца и поговорку.
-Красиво писать – красоту творить. Так давайте сотворим ее вместе.
- Правила посадки при письме.
-А сейчас внимание на доску, отправляемся на орфографическую разминку. Проведем словарную работу.
Словарная работа
1) з.ма д.кабрь вет.р сн.жинка
- Что объединяет все эти слова? Докажите
- Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями.
(проверка словарной работы)
2) Дети катаются на коньках.
- Проведем синтаксический разбор этого предложения.
- Какой части речи в предложении встречается больше?
-Давайте вспомним все, что вы знаете о нём?
-Имя существительное самая представительная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи это имя существительное. По наблюдению ученых она появилась в речи в числе первых слов. Это наиболее самостоятельная часть речи.
-А для чего нам нужно изучать и знакомиться с частями речи, может не стоит этого делать?
-Есть такой раздел науки, которая изучает части речи. МОРФОЛОГИЯ
- А кто скажет сколько всего частей речи? 10
-Все части речи делаться на …. Помогите!
-Какие относятся к служебным и для чего они служат? Предлог, союз, частица, междометие.
-Какие относят самостоятельным? Они являются членами предложения, могут употребляться отдельно в речи. Сущест, прил., глагол, местоимение, наречие, числительное.
· Выпишите из предложенных слов только имена существительные.
На доске слова: Метель, шуба, каток, прокатимся, иней, снежный, горка, ледяное, замёрз, морозная. (5 слов)
- Как догадались, что это имена существительные?
* Давайте продолжим работу.
-Изменение существительных по родам.
- Чем отличаются слова, изображённые на экране? (снеговик, снежинка, облако)
-Что мы можем определить у существит. глядя на эти картинки?
- Какой род имеет имя существительное?
- Молодцы! Снеговичок постепенно восстанавливается с вашей помощью.
- А знаете ли вы, что во французском языке два рода – мужской и женский. А такие языки, как турецкий, английский, японский и очень многие другие не имеют фактически ни одного рода. Почему? Возможно, когда вы вырастете, вы сможете помочь ученым найти ответы на эти вопросы.
- Собственные и нарицательные имена существительные.
- Давайте продолжим работу.
- Посмотрите на экран. Прочитайте стихотворение. Найдите ошибку.
Работа в парах.
На виду честного Люда
Трусит с горки ехать люда.
А у сани, а у сани
С горки сами мчатся Сани.
- Почему в одинаковых по звучанию словах пишутся то заглавная, то строчная буквы? Чем же отличаются эти слова?
- Исправьте стихотворение на карточке, найдя ошибки.
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
-Что мы сейчас с вами повторили? Имена собственные и нарицательные.
-Одушевленные и неодушевленные имёна существительные.
- На какие две группы можно разделить имена существительные?
(одушевлённые и неодушевлённые)
- Работа по экрану
(морковь, ветер, корова, погода, щенок, товарищ, мороз, снегирь.)
- Проверка. Что общего у этих слов? (имена существительные)
- Проверим, как дела у Снеговичка. Молодцы!
- Изменение имён существительных по числам.
Игра «Четвёртый лишний».
- Найдите «лишнее» слово.
Зима, юноша, песни, урок
Тропинка, орехи, деревня, лагерь
Стаи, лыжи, ковёр, окна
Снежки, ребята, коньки, ключ
-Что мы сейчас с вами повторили ? число
- А все ли слова изменяются по числам? Приведите примеры.
- Молодцы, ребята, наш друг Снеговичок очень благодарен вам за то, что вы помогли ему справиться с бедой.
- Изменение существительных по падежам.
Мы слепили снеговика. Красивый получился снеговик. Снеговику завязали шарф. Вместо носа у снеговика морковка. Мы довольны снеговиком. Ребята о снеговике пели песни.
-Выпишите выделенные имена существительные и определите падеж.
-Проверка задания.
- Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!
- Что мы сделали? (изменили по падежам)
- Сколько падежей в русском языке? (шесть)
- Назовите их.
4) Самостоятельная работа. Определи склонение.
1 вариант
2 вариант
- Как определить склонение существительных? (по роду и окончанию им.сущ)
5) Закрепление темы.
1. Что обозначает имя существительное?
Действие, признак предмета, предмет.
2. На какие вопросы отвечает имя существительное?
Кто? Что? Какой? Что делает? Как?
3. Найди существительное:
Прыгает, лёгкий, гриб, водный.
4. Найди одушевлённое имя существительное:
Паровоз, мир, ворона, лодка.
5. Подчеркни неодушевлённое имя существительное:
Окуни, дерево, птицы, грачи.
6. Образуй множественное число:
Лёд- ,
поле- ,
7. Подчеркни существительное единственного числа:
Помидоры, огурцы, тарелка, вагоны.
8. Найди существительное женского рода:
Капитан, зеркало, полотенце, посуда.
9. Найди существительное мужского рода:
Человек, солнце, картофель, тетрадь.
10. Найди существительное среднего рода:
Заяц, какао, волшебник, огород.
Итог урока
Закрепим все что мы говорили . Я вам предлагаю выполнить небольшой тест, а затем сверим ответы по образцу , эталону.
Проверка по эталону.
Быстро лето пролетело и идёт к концу урок. так давайте без задержки подведём всему итог.
-Давайте мысленно вспомним поставленные в начале урока цели. Справились ли мы с этим! Здорово, молодцы. Мне тоже понравилось с вами работать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.