Обобщение. Литературные сказки

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur45-korr.doc
Литературное чтение Урок 45. Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается... Тема: Обобщение. Литературные сказки Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 2  3  Проверка домашнего задания. Чтение наизусть отрывков из сказок А.С. Пушкина и В.А. Жуковского. © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 1II. Развитие  умений. 2  4  1  2  3  1  2  3  4  1. Обобщение материалов предыдущих уроков. Беседа с учащимися. –   Похожи   ли   сказки   Пушкина   и   Жуковского   на   народные   (фольклорные) сказки? Чем? 1. Есть элементы сказочного построения (концовки, повторы событий). 2. Общие сюжеты, основанные на вымысле, волшебстве. 3. В сказках есть добро, зло; зло бывает наказано. 4. Язык простой, понятный, поэтичный. – А в чём отличие сказок Пушкина и Жуковского от народных сказок? 1. Подчеркнуть (и в той и в другой сказке) национальный русский колорит: имена героев, детали быта, образ жизни героев и т.д. Здесь и далее учащиеся приводят примеры. 2.   Мир   добра   и   зла   не   так   резко   разграничен,   зло   чаще   всего   само   себя наказывает, другие герои прощают зло. Подчёркивается сила добра. 3. Герои сказок не просто добрые и злые, они могут быть разными (как царь Салтан, как царь Матвей). 4. В сказках есть автор, который не прячет от читателя своего отношения к героям,   событиям.   Мы   знаем,   кого   он   любит,   кому   сострадает,   над   кем подсмеивается, а кого осуждает. 5.   Особый   язык   сказок:   не   просто   стихотворный   (народные   сказки   тоже зачастую   рифмованы,   а   значит,   стихотворны),   но   и   образный,   поэтический, насыщенный авторскими эпитетами, с особенными ритмом и рифмами. (Можно сравнить язык двух сказок.) 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. © ООО «Баласс», 2014 2Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. 6. Авторы не просто используют известные народные сюжеты, а разворачивают их, дополняют, расширяют, преобразуют. Особенно это характерно для сказок Пушкина (см. задание № 4 к уроку 42 в «Тетради по литературному чтению»). 7. Обилие художественных деталей, зачастую подмеченных в реальной жизни (задание II.2 в «Тетради по литературному чтению», урок 45). – Сопоставьте наши выводы по первому и второму вопросам. Сделайте общий вывод:   что   такое   сказки   Пушкина   и   Жуковского   –   переложение   (пересказ) известных   народных   сказок   или   собственно   авторские   литературные   сказки? Вывод обоснуйте. – Что же такое авторская литературная сказка? – А что можно назвать обработкой, переложением народной сказки? Интересны ли нам обработки народных сказок? В чём их ценность? В чём ценность авторских литературных сказок? – Проследите путь от сказки народной к сказке авторской. Определите место обработки сказки (народная сказка – запись и обработка сказки – авторская литературная сказка). 2. Подведение итогов поэтического состязания. 1) Перечитывание материалов учебника (с. 114–116). – В чём была суть поэтического состязания? – В чём изначально разошлись авторы? – Каких результатов сумели достичь оба? 2) Определение победителя в состязании. – Как на этот вопрос ответил Николай Александрович? – Согласны ли вы с ним или у вас есть особое мнение? Какое? 3) Рассказ учителя о взаимоотношениях В.А. Жуковского и А.С. Пушкина, о подаренной Жуковским Пушкину после чтения «Руслана и © ООО «Баласс», 2014 3Людмилы»   книге   с   надписью   «Победителю­ученику   от   побеждённого учителя...» и пр. –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? 1)   К   уроку   внеклассного   чтения   найти   и   прочитать   литературную   сказку писателя XIX в. (в первую очередь рекомендуем книгу В. Одоевского «Городок в табакерке»). Книгу принести в класс. 2) Задание II.3 в тетради, урок 45. . Итог. ΙΙΙ IV.  Домашнее задание. © ООО «Баласс», 2014 4

Посмотрите также