Освоение методики организации учебно - воспитательного процесса. Основной причиной возникновения опыта является проблема привития учащимся любви и уважения к труду, к выбранной профессии путём обучения современным, эффективным способам и трудовым приёмам выполнения учебно - производственных работ и заданий, научной организации своего труда, выбора и применения наиболее эффективной, прогрессивной технологии, самостоятельному отбору и творческому освоению новых приёмов труда, приобщения обучаемых к профессиональному творчеству, повышения конкурентноспособности выпускников на рынке труда.Освоение методики организации учебно - воспитательного процесса. Основной причиной возникновения опыта является проблема привития учащимся любви и уважения к труду, к выбранной профессии путём обучения современным, эффективным способам и трудовым приёмам выполнения учебно - производственных работ и заданий, научной организации своего труда, выбора и применения наиболее эффективной, прогрессивной технологии, самостоятельному отбору и творческому освоению новых приёмов труда, приобщения обучаемых к профессиональному творчеству, повышения конкурентноспособности выпускников на рынке труда.
обобщение опыта.docx
1.НАИМЕНОВАНИЕ ОПЫТА.
«Освоение методики организации учебно воспитательного процесса».
2.УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА.
Опыт возник в ГОУ НПО ПУ №30 Алтайского края и продолжается в
Колледже сервиса и технологий города Ханты – Мансийска, ХантыМансийском
Технологопедагогическом колледже.
Основной причиной возникновения опыта является проблема привития учащимся
любви и уважения к труду, к выбранной профессии путём обучения современным,
эффективным способам и трудовым приёмам выполнения учебно производственных
работ и заданий, научной организации своего труда, выбора и применения наиболее
эффективной, прогрессивной технологии, самостоятельному отбору и творческому
освоению новых приёмов труда, приобщения обучаемых к профессиональному творчеству,
повышения конкурентноспособности выпускников на рынке труда.
Для реализации вышеперечисленного в Колледже сервиса и технологий созданы все
условия, среди них материально технические: мастерская «Поваркондитер», где
проводятся уроки производственного обучения.
Мастерская оснащена следующим оборудованием:
Электрическая плита 4 –х конфорочная с духовым шкафом;
Шкаф духовой для выпечки кулинарных и кондитерских изделий;
Пароконвекторный агрегат для приготовления кулинарных и кондитерских изделий;
Шкаф расстоечный для кондитерских и кулинарных изделий;
Бытовые электроплиты 2х конфорочные с духовым шкафом в количестве 13 шт;
Столы поварские;
Электромангал с духовым шкафом;
Слайсер для нарезки продуктов;
Электросковорода контактная;
Микроволновые печи; наборы посуды и инвентаря;
В мастерской имеются
1.Технологические и инструкционные карточки по темам:
Вводное занятие. Инструктаж. Ознакомление с предприятием.
Механическая кулинарная обработка сырья и приготовление полуфабрикатов.
Обработка овощей, грибов
Обработка рыбы и нерыбного водного сырья, приготовление полуфабрикатов.
Обработка мяса, птицы, пернатой дичи, кролика, приготовление
полуфабрикатов
Приготовление и отпуск кулинарной продукции.
Приготовление супов.
Приготовление соусов.
Приготовление круп, бобовых и макаронных изделий.
Приготовление блюд и гарниров из овощей.
Приготовление блюд из рыбы.
Приготовление блюд из мяса, птиц, дичи и кролика.
Приготовление блюд из яиц и творога. Приготовление холодных блюд и закусок.
Приготовление сладких блюд.
Приготовление блюд лечебного питания.
Критерии оценок.
Квалификационные характеристики.
2.Учебная литература по профессии:
Н.Э.Харченко «Технология приготовления пищи» М. «Академия» 2006 г.
В.П.Зомин «Технологическое оборудование» М. «Академия» 2003 г.
Г.Г.Дубцов «Товароведение пищевых продуктов» М. «Академия» 2006 г.
Н.А.Анфимова, Л.Л.Татарская «Кулинария «Поваркондитер» М. «Академия»
2006 г.
З.П.Матюхина «Основы физиологии питания» М. «Академия» 2006 г.
Производственное обучение профессии «Повар» М. «Академия» 2006 г.
А.И.Здобнов , В.А.Цыганенко «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий»
М. «Академия» 2006 г.
Список литературы регулярно пополняется и обновляется.
3.АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА.
Опыт «Освоение методики организации учебно воспитательного
процесса» ведётся в соответствии с учебным планом в рамках осуществляемой
рабочей учебной программы производственного обучения и производственной практики,
перечнем учебнопроизводственных работ.
В ходе производственного обучения главной целью является обеспечение
практического освоения каждым обучаемым его специальности (профессии).
Воспитательная работа с обучающимися формирование личности каждого обучаемого,
самостоятельного человекагражданина, специалиста, владеющего квалификацией,
качественными знаниями, умениями и навыками по избранной профессии в объёме
соответствующей профессиональной программы не ниже уровня, предусмотренного
государственным образовательным стандартом квалификационной характеристикой;
способного на этой основе расти профессионально, а также быстро и безболезненно
переквалифицироваться, приспосабливаясь к новым условиям на изменяющемся рынке
труда.
Для достижения вышеуказанной цели я участвую в договорных работах по
совершенствованию производства с предприятиями и организациями, включая
негосударственные.
Работая мастером производственного обучения в группах по профессии «Повар
кондитер», стараюсь находить и использовать эффективные формы и методы работы с
учащимися для формирования учебных навыков, учебноинформационных, учебно
интеллектуальных, коммуникативных и профессиональных навыков, обучение их
профессии.
Цели и задачи профессиональной подготовки, которые я реализую в процессе
производственного обучения:
1.Формирование системы взглядов и убеждений, определяющих облик
квалифицированного рабочего: добросовестное отношение к труду, развитие
самостоятельности, познавательных способностей, творческого отношения к работе.
2.Показать, что выбранная учащимися профессия – не только средство для
приобретения материальных благ, но и дело всей их жизни. рядом.
3.Учить учащихся трудиться не только для себя , но и для блага людей, живущих
4.Убедить учащихся в том, что выбранная профессия имеет большое значение в
жизни нашего общества, т. к. нет ни одного человека, который не сталкивается со сферой
обслуживания, в частности, с поварами и кондитерами. Главная задача повара и кондитера
состоит в том , чтобы человек смог удовлетворить все свои потребности, с которыми он
обратился к представителю нашей профессии.
5.Приучить учащихся работать честно, добросовестно, так как этот путь ведёт к
повышению профессионального уровня, продвижению по служебной лестнице.
6.Научить учащихся выявлять разницу между работником , отбывающим
положенное время, и работником, творчески подходящим к выполнению своих
профессиональных обязанностей, старающимся в полной мере удовлетворить потребности
обратившихся к ним людей.
7.Убедить учащихся в том, что повар «настроения творец», главное лицо в
столовой, кафе, ресторане, связующее звено между производителем товаров и
потребителем.
8.Убедить учащихся в том, что на данном этапе развития нашего общества
невозможно продуктивно и качественно работать без соответствующих профессиональных
знаний, умений и навыков.
9.Прививать любовь и уважение к труду, чувство гордости за выбранную
профессию.
4.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.
Реализуя поставленные цели и задачи, использую в своей работе элементы опыта
авторов: В.А.Скакуна, П.Н.Мальковской, М .В. Никитина, Н.М.Скородумова,
В.Я.Маркеловой, А.Т.Якубенко, Ю.С.Поляк, А.П.Усовой и др.авторов.
5.НОВИЗНА ОПЫТА.
Впервые в нашем колледже в 2007 году набрана группа по специальности «Повар
кондитер» на базе 11 классов со сроком производственного обучения 468 часов на 1м
курсе и 532 часа на 2м курсе ( по 2 дня в неделю).При плотности занятий 12 часов в
неделю в период с сентября по май месяц . Учащиеся полностью усваивают выданный
материал по своей профессии, приобретают знания, умения и навыки.
6.ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.
Чтобы эффективно осуществлять работу мастера производственного обучения я
активно осваиваю теорию и методику учебновоспитательного процесса в колледже .
Мною были составлены следующие программы:
1.Рабочая учебная программа производственного обучения по профессии «Повар
кондитер» на базе 11 классов (срок обучения 2 года).
2.Программа «Детальной предвыпускной практики» группы поваровкондитеров
сроком обучения 2 года.
3.Рабочая учебная программа повышения квалификации поваров 3го разряда на 4й
разряд. Апробирована в мае 2008 года.
4.Рабочая учебная программа курсового обучения поваров на 3 разряд
Программы составлены с учётом Стандарта РФ НПО по профессии «Повар
кондитер», учебных планов. Также разработал перечни «Учебно производственных работ» с учётом «Рабочей
учебной программы производственного обучения» по профессии «Поваркондитер»;
перечень «Пробных (квалификационных) работ по следующим профессиям и разрядам:
«Повар» 24 разряд; «Кондитер» 23 разряд. также с учётом «Рабочей учебной программы»
и квалификационных характеристик.
Для каждого урока производственного обучения я составляю план урока. Уроки
производственного обучения тщательно продумываю как по форме проведения, так и по
содержанию. На вводном инструктаже нацеливаю учащихся на освоение необходимых в
профессии знаний, умений и навыков. Для проведения уроков производственного обучения
я выбрал технологию контекстного обучения, игровую форму, так как она наиболее
подходящая для уровня развития наших студентов. Я считаю, что через игровую форму
студенты быстрее запомнят правила и приёмы работы, поскольку в моей группе , в
основном, студенты кинестетики. Поставив перед собой цель: научить студентов
применять знания и умения, полученные на уроках теоретического и практического
обучения, на практике, во время работы; умению оценить свою работу и работу других
студентов. Для этого я создаю условия, наиболее приближенные к их будущей работе, т.е.:
определено рабочее место каждого учащегося в зависимости от темы и цели урока. По
моему мнению очень важным организующим началом любого занятия является подготовка
рабочих мест студентов и мастера. В начале урока я демонстрирую приёмы работы, создаю
игровую, но максимально приближенную к жизненной ситуации обстановку, где студенты
начинают играть со мной или другими студентами в « поварпосетитель», «повар
официант», «представитель поставщика повар», «поварпредставитель контролирующей
организации» и т. д., где студенты проявляют и демонстрируют свои профессиональные
знания, умения и навыки. При этом студенты могут не придерживаться выданных мною
материалов. Они могут и должны чтото изменять , фантазировать, то есть уметь
творчески подойти к будущей своей профессии. Таким образом, студенты проигрывают
ситуации согласно теме урока, т.е. приобретают практические навыки и умения. Во время
урока я и ктонибудь из студентов комментируем практическую работу, выделяя главные,
удачные моменты, оказываем помощь другим студентам, высказываем одобрение,
добиваемся от всех студентов положительного результата, полного усвоения нового
материала. Тем самым осуществляется индивидуальный подход к каждому студенту.
Уделяю внимание внешнему виду студентов: во время урока производственного
обучения все должны быть в рабочей форме, соблюдать правила техники безопасности.
Кроме жизненных ситуаций, разыгрываемых на уроках производственного обучения,
учащимися предлагаются нестандартные ситуации (Например: сомнения в правильности
подсчёта калькуляционной карты; правильность оформления цены на готовое блюдо;
внезапная проверка остатка продуктов; очень привередливый посетитель предприятия
общественного питания и т.д.), которые требуют проявления профессиональных навыков.
Во время занятий они овладевают не только знаниями и умениями, но и
приобретают навыки правильного, культурного, бесконфликтного общения с
посетителями; воспитывают в себе ответственность, дисциплинированность,
внимательность, честность (неотъемлемые качества личности повара и кондитера).В этом
процессе наблюдается своеобразная обратная связь: студенты учатся быть и посетителями
кафе, столовой, ресторана и т.д. После таких занятий они знают, как их должны
обслуживать на предприятиях общественного питания; закон о защите прав потребителя.
Периодически применяю метод работы бригадой. Студенты делятся на бригады из2
– 3х человек, готовят одно блюдо (каждый готовит какую либо индивидуальную
операцию, при этом контролируя напарников). Оценка выставляется всей бригаде. Устраиваю соревнования между бригадами: каждая бригада заказывает другой
блюдо с определённым выходом готового изделия. После чего бригады работают на время
и качество выполнения задания.
По окончании урока производственного обучения я вместе с студентами провожу
анализ работы: разбираю допущенные ошибки, закрепляю пройденный материал (все
студенты дегустируют блюда однокурсников и оценивают их).
7.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.
На начало производственного обучения гр.427 качество знаний 83,3%.
На пробном квалификационном экзамене качество знаний 100%, т.е. студенты,
имевшие оценку «3» на начало обучения, исправили на «4».
Для чистоты эксперимента были приглашены независимые члены комиссии из
работников предприятий общественного питания города, которые без моего участия
оценивали работу студентов.
8.АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
С опытом работы «Освоение методики организации учебновоспитательного
процесса» выступал на заседаниях методической комиссии по темам: «Детальная
программа предвыпускной практики», «Анализ предвыпускной практики», защитил
учебную программу производственного обучения и производственной практики,
утверждённую независимым экспертом. Данный опыт планирую использовать в дальнейшем
в ходе производственного обучения и производственной практики. Имея
девятнадцатилетний опыт работы в торговых организациях, предприятий общественного
питания, занятия индивидуальной трудовой деятельности, использую его в
производственном обучении.
по профессии «Повар», специальность «Технология продукции общественного
питания»
9.ТРУДОЁМКОСТЬ ОПЫТА.
Мною были проведены необходимые консультации с преподавателями и мастерами
производственного обучения, ведущими обучение в закреплённой учебной группе,
совещания с ученическим активом группы для выработки единых требований к студентам,
взаимодействия и координации совместной работы по обучению и воспитанию.
Составлена модель выпускника колледжа.
Сделал подбор научнометодической литературы.
Оформил практические приложения к внеклассным мероприятиям и урокам.
Сделан анализ уровня готовности выпускников к трудовой деятельности.
С сентября 2008 года я являюсь заведующим кабинетом спец. дисциплины
«Кулинария». Мною приложено много усилий по оснащению и оформлению учебного
кабинета. Постоянно накапливаю учебный материал, наглядные пособия, раздаточный
дидактический материал, комплекты технологических карт по темам уроков
производственного обучения, комплекты карточек заданий по темам, комплекты карточек
и тестов для проведения промежуточного и итогового контроля, творческие работы
студентов инструкционные, технологические карты, тематические кроссворды и т. д.
Кроме уроков производственного обучения я веду уроки теоретического цикла предмета
«кулинария», «технология приготовления мучных кондитерских изделий». Мною
составлена программа и календарно – тематический план предметов «рисование и лепка»,
«кулинария», «технология приготовления мучных кондитерских изделий». Постоянно поддерживаю и прослеживаю дидактическую связь между производственным обучением,
предметом «кулинария», «технология приготовления мучных кондитерских изделий» и
другими предметами теоретического цикла (товароведение, калькуляция, торговое
оборудование и т.д.). Так же веду воспитательную работу. Работаю с родителями
учащихся, родительским комитетом группы.
Веду работу по сохранению контингента группы.
Участвую в проф. ориентационной работе.
Обобщение опыта
Обобщение опыта
Обобщение опыта
Обобщение опыта
Обобщение опыта
Обобщение опыта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.