Обобщение опыта "Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности".
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа
2 кл—4 кл
10.03.2017
Каждый учитель в своей работе сталкивается с проблемой, как добиться развития познавательной активности современного школьника. В традиционной форме обучения не всегда предоставляется возможным решить данную проблему. Поэтому всё чаще и чаще учитель использует экскурсию, как одну из форм внеурочной деятельности.
Экскурсия – одна из форм внеурочной образовательной деятельности.docx
Обобщение опыта «Экскурсия – одна из форм внеурочной
образовательной деятельности»
Цель:
интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности
учащихся.
Задачи:
воспитание интереса к исследовательским работам, выявление научно
творческого потенциала;
расширение кругозора учащихся;
воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных
межличностных отношений.
«Ничто так не открывает глаза на мир и не расширяет кругозор, как
путешествия» (Шарлиз Терон)
Связь учебновоспитательного процесса с внеурочной деятельностью это
один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной
деятельности обучающиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках.
Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Цель
внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения
обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и
самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных
жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных
этапах.
Каждый учитель в своей работе сталкивается с проблемой, как добиться
развития познавательной активности современного школьника.
В традиционной форме обучения не всегда предоставляется возможным решить
данную проблему. Поэтому всё чаще и чаще учитель использует экскурсию,
как одну из форм внеурочной деятельности.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по
всестороннему развитию школьников, нравственнопатриотическому, эстетическому
воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения.
Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия
на формирование личности школьника. Познавательный интерес, потребность
получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении
кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как
живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость,
закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений
способствует формированию таких важных качеств школьника,
как
наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об
окружающем мире.
Цели экскурсий:
осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических
умений и навыков;
интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности
обучающихся;
воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно
творческого потенциала школьников;
расширение кругозора обучающихся;
воспитание
и
позитивных межличностных отношений;
познавательной
эстетической
культуры,
воспитание духовнонравственных приоритетов в процессе общения с
природой и социумом. Виды экскурсий
Экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Школьная
экскурсия – это форма учебно – воспитательной работы с классом или группой
обучающихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к
объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.
Школьные экскурсии имеют два вида:
урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в
систему уроков по темам учебных предметов, поэтому педагог заранее планирует
проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно
создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в
школьный музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в
последующие уроки, соблюдая тематическую линию.
Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание
обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и
историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и
биологические особенности местности, производство и т.д.
внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе.
Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать
дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную,
развивающую информацию.
Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого
поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.
Рассмотрим понятие внешкольная экскурсия и определим её особенности и
специфику. Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного
кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду,
дают всестороннее гармоничное воспитание.
Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные
и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой, к реке, водоканалу,
роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически
знаменитых зданий и т.д.
Особенностью внешкольной экскурсии является то, что для детей
предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в
таких экскурсиях более краток.
По содержанию экскурсии делятся на следующие группы:
группа природоведческих экскурсий (или их называют «Экскурсии в
природу»). Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же
места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения,
которые происходят в природе;
краеведческие экскурсии (в первую очередь – знакомство с микрорайоном, в
котором находится школа);
музейные экскурсии, которые непосредственно связаны с таким понятием,
как «музейная педагогика».
По дидактическим целям различают: вводные (предваряющие изучение нового
материала); сопровождающие его изучение; итоговые (целью является закрепление
полученного материала).
Не нужно забывать, что все экскурсии, проводимые для обучающихся,
должны содержать в себе элемент разрядки: игры, вопрос – ответ и т.д. ( привести
примеры)
Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией
для взрослых является то, что в них значительное место занимают
общеобразовательные элементы, для экскурсий организованных для детей больше
должно быть познавательных и воспитательных моментов. Педагог должен дать
обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений
художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов. Направления экскурсионной работы:
1. Досугово развлекательное направление предполагает организацию
экскурсий и поездок на различные объекты района, города с целью
знакомства с местами активного отдыха и организации такого отдыха
обучающихся и их семей. Деятельность этого направления формирует
у обучающихся навыки здорового образа жизни и экологической
культуры, навыки социальной культуры, расширяет их знания о родных
местах, формируя патриотические чувства. ( фото спортивное)
Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками
города создают прекрасный физиологический и психологический фон.
2. Научнопознавательное направление предполагает организацию
экскурсий в музеи, на различные природные и производственные
объекты. Отличие этих экскурсий от тех, о которых говорилось выше, в
том, что их цель – развитие познавательных способностей и навыков,
расширение и углубление предметных умений. Деятельность этого
направления тесно связана с программами учебных предметов, хотя,
конечно, связана и с Программой духовнонравственного развития и
в процессе активного участия в
воспитания обучающихся, так
подобных экскурсиях обучающиеся приобретают опыт социального
взаимодействия с людьми разных профессий, с людьми разного
возраста и разного образа жизни. ( фото)
Природоведческие экскурсии формируют бережное отношение к
природе, воспитывают любовь к родному краю, являются средством
развития детского творчества.
Производственные экскурсии – одна из эффективных форм организации
трудового и профессионального обучения. Они формируют и развивают
интерес обучающихся к различным профессиям. Культурно исторические экскурсии формируют мировоззрение
обучающихся, нравственную и эстетическую культуру. Стимулируют
любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило
человечество.
Историко – краеведческие
экскурсии способствуют воспитанию
гражданственности, бережному отношению к традициям, культуре и истории
своего народа, приобщению детей к историческому и духовному наследию
своего края.
Этапы проведения экскурсии:
1 этап – Выбор экскурсионной программы.
На данном этапе целесообразно провести анкетирование родителей и
обучающихся на предмет интереса и увлечений.
2 этап – Организация экскурсии по выбранному направлению.
3 этап – Подведение итогов экскурсии (отчёт)
Отчёт может быть выполнен в различных вариантах:
Отзыв
Проект
Фотожурнал или фотогазета
Викторина или кроссворд
Сочинение
Отчёт обучающихся обычно предоставляется в течение недели после поездки.
(фото и демонстрация проектов –книга о городе, сочинения сказок)
В подготовке и проведении экскурсий большую помощь оказывают родители.
( фото) Экскурсионные программы способны разнообразить школьную жизнь
ученикам, помочь в усвоении нового материала и просто оставить яркие,
увлекательные воспоминания.
Закончить свое выступление я хочу словами Сухомлинского В.А.
«… как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в
разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш»
Обобщение опыта "Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности".
Обобщение опыта "Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности".
Обобщение опыта "Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности".
Обобщение опыта "Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности".
Обобщение опыта "Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности".
Обобщение опыта "Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности".
Обобщение опыта "Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.