Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности
Оценка 4.7

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
биология
11 кл
27.03.2017
Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности
Данный материал будет полезен учителям-предметникам, классным руководителям и педагогам-организаторам при проведении мероприятий экологической направленности. Материал содержит методические сведения, разработку урока и внеурочного мероприятия.В материале описаны возможные подходы и пути формирования экологической культуры школьников, дана характеристика методов и форм организации деятельности.
доклад формирование экологической культуры.docx
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение  «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии Формирование экологической культуры учащихся на уроках биологии и в рамках  внеурочной деятельности.              Проблема формирования экологической культуры учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. Опасность бездумного   природопользования   требует   пересмотра   взглядов   на   отношение людей   к   природе,   ставит   перед   обществом   и   школой   проблему   поиска   путей формирования   экологической   культуры   личности   с   раннего   детства.   Что понимают под экологической культурой? Экологическая культура личности – это особое свойство личности, проявляющееся в его духовной жизни и поступках, как способ самореализации, основанный на потребности в сохранение окружающей среды.            Проблемы в области экологии, неэффективность формирования экологической культуры в образовательном процессе порождены тем, что современные учащиеся знают и   понимают   необходимость   соблюдения   экологических   норм,   но   не   связывают   это знание   с   личностной   значимостью   для   себя   и   своей   жизни,   с   собственной ответственностью   за   каждый   поступок,   который   может   повлиять   на   состояние окружающей среды и неизбежно отразиться на жизни самих людей и потомков (сломал дерево ­ погубил будущий лес, выбросил конфетный фантик – превратил окружающую среду   в   свалку,   оставил   стеклянную   бутылку   в   походе   –   вызвал   пожар,   и   т.д.).            В начале своего развития экологическое образование рассматривалось как часть системы биологического. В настоящее время, очевидно, что экология – не столь сфера биологического   и   природоохранного   знания,   сколько   генетически   комплексная совокупность   естественных,   технических   наук,   а   также   сфера   самой   разнообразной деятельности, имеющей биосферное значение. Это нашло свое отражение в тенденциях развития экологического образования.                       Выделились три его основные модели: однопредметная, многопредметная и смешанная.   Причем   наибольшее   распространение   смешанная   модель,   позволяющая рассматривать   проблемы   экологии,   используя   потенциал   всех   предметов,   а   также элективные деятельность.  Анализ  педагогической деятельности привел  к выводу, что экологическое образование в школе должно основываться на следующих положениях: внешкольную   внеклассную   и     курсы,    экологические   знания   должны   быть   личностно­значимыми   для   учащихся, обеспечивающими   им   основу   для   выработки   решений   практических   задач жизнедеятельности; учащиеся   должны   видеть   проблемы   экологического   характера   и самостоятельно искать пути решения, выдвигая требования к другим на основе собственного ценностного отношения к природе.             Необходимость решения данной проблемы заставила   искать пути формирования экологической культуры учащихся   в условиях предметного обучения на уроках и во внеурочной деятельности.                            Если ребенок переживает и оценивает явления окружающей природной и социальной действительности как значимые не только для себя и для других, и при этом нормы поведения в природе становятся не внешними требованиями (в виде законов, Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение  «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии правил, которым необходимо подчиняться), а внутренними регуляторами деятельности самой личности, тогда мы сформируем экологическую культуру. Анализ подходов к определению экологической культуры и экологического  образования в современной педагогической науке, который дают известные педагоги­ дидакты Э. В. Гирусов, С. И. Глазачев, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, Н. М. Мамедов, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина и др., позволяет выделить аксиологический,  деятельностный, личностно­творческий аспекты формирования экологической культуры в образовательном процессе.          В аксиологическом аспекте экологическая культура как часть общей культуры  представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. Содержание  жизнедеятельности человека определяется направленностью личности на познание,  осмысление общечеловеческих ценностей. Значимость для личности экологических  знаний и отношений выступает мерой ее нравственной, эмоциональной готовности не  только познавать, но и изменять свой внутренний мир. Ценности создают условия для  реализации активности личности на нормативно­ролевом и личностно­смысловом  уровнях. В экологическом образовании таковыми выступают: ­ ценности­цели ­ абсолютная ценность жизни человека и всего, что его окружает;  здоровье; устойчивое развитие человека и природы; самореализация,  самосовершенствование и др.; ­ ценности­средства ­ экологические знания, умения, неразрушительные способы  жизнедеятельности и поведения, отношение к человеку и природе, как взаимозависимым компонентам среды, ценности­качества (доброта, ответственность, самоограничение) и  др.          В деятельностном аспекте экологическая культура представлена как  практическая деятельность, в процессе которой решаются разнообразные задачи  взаимодействия с окружающей средой. Освоение личностью культуры здесь  предполагает освоение ею способов практической деятельности. Необходимой  характеристикой экологической деятельности в данном аспекте выступают ее  неразрушительные способы, безущербный характер взаимодействия с окружающей  средой, преобразующий характер в интересах сохранения и устойчивого развития  природы и общества, охрана окружающей среды и рациональное природопользование.          В личностно­творческом аспекте проявляется направленность деятельности  человека на творческую самореализацию в мире социума и природы. Здесь культура  функционирует на личностном уровне. Усвоение культуры есть процесс личностного  открытия, саморазвития, созидания мира культуры в себе, сопереживания и  сотворчества. В творчестве происходит самореализация личности, проявление ее  способностей, интересов, потребностей, опыта.          Таким образом, экологическое образование призвано развивать и закреплять более  совершенное поведение людей, направленное на экономию природных ресурсов,  предотвращения неоправданного загрязнения окружающей среды, повсеместное  сохранение естественных систем.  Пути формирования экологической культуры учащихся Формирование экологической культуры на уроках биологии Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение  «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии Экологически   ориентированный   урок   должен   отвечать   следующему   ряду требований:   экологические   аспекты   должны   пронизывать   все   педагогические   цели, стоящие перед системой уроков: •   выступать   как   элемент   содержания   усваиваемых   экологических   знаний (образовательная цель); •   как   совокупность   умений,   образующих   готовность   учащихся   использовать приобретаемые знания для решения экологических задач (развивающая цель); •   как   совокупность   убеждений   и   потребностей,   побуждающих   учащихся   к природоохранной активности (воспитательная цель); Экологически ориентированные уроки должны строиться с учетом следующих принципов: •   комплиментарности,   те   есть,   каждый   последующий   урок   должен   дополнять предыдущий и обеспечивать прирост убежденности, самостоятельности, инициативы в природоохранном поведении; • междисциплинарности; • непрерывности; • сочетания глобального и краеведческого подходов; • сочетания восприятия среды с практикой ее охраны. Содержание экологически ориентированных уроков биологии В   содержание   уроков   биологии   необходимо   добавлять   элементы   экологических знаний. Так,   например,  в   6   и   7   классах  расширяю   информацию   об   экологическом значении   бактерий,   грибов,   растений   в   природе   для   формирования   и   поддержания состава   сфер   Земли,   в   качестве   источника   питания   живых   организмов   (в   виде логических   опорных   схем,   цепей   питания),   в   качестве   места   обитания,   глубже раскрываю   почвообразующую   роль.   Расширяю   информацию   о   сложных   биотических связях между изучаемыми объектами и живыми организмами, обитающими в той же экосистеме. При изучении классификации и многообразия растений особое внимание уделяю редким и исчезающим представителям местной флоры, причинам, уменьшения их численности. В  8   классе  при   изучении   разделов   строения   и   функций   организма, индивидуального   развития   организма,   подробно   рассматриваю   вопросы   экологии человека,   расширяю   содержание   влияния   факторов   окружающей   среды   на   людей. Особенно акцентирую внимание учащихся на вопросы здорового и нездорового образа жизни, сравнивая последствия. В  9   классе  при   изучении   хромосомного   набора   клетки,   митоза   и   мейоза, модификационной   изменчивости,   процессов   фотосинтеза,   биосинтеза   белков, индивидуального   развития   организмов   считаю,   обязательно   необходимо   расширять содержание,   разъясняя   зависимость   данных   понятий   и   биологических   процессов   от экологических факторов.             Таким   образом,   считаю,   что   изменение   содержание   уроков   в   сторону экологизации, расширение информации краеведческого, природоохранного направления, вопросов   экологии   человека,   сохранения   здоровья,   способствует   формированию экологического сознания учащихся. Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение  «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии При   организации   образовательного   процесса   на   уроках     использую   различные методы,   способствующие   экологизации   содержания   и   формированию   экологического сознания учащихся.    Название Реализация на уроке Метод  эмоционально­ личностного  стимулирования Создание   ситуации   эмоционального   переживания   с   помощью метафор,   фрагментов,   научно­популярных   и   художественных произведений;   наделение   природных   объектов   и   процессов личностной   значимостью;   использование   игровых   технологий (драматические, дидактические, ролевые). Методы обмена  ценностями между  учителями и  учениками Беседы, дискуссии, конференции. Их основное назначение в том, чтобы   в   процессе   межличностного   диалога   осуществлялось «свободное самооткровение личности». Методы   рефлексии учебной деятельности Помогают   личности   осмыслять,   «отражать»   себя,   свои потребности,   интересы,   способствуют   развитию   нравственных качеств школьника. Метод создания проблемной ситуации Метод прогнозирования деятельности Использование необычных форм урока Предъявление противоречивых фактов, теории или точки зрения, практическое задание «на ошибку», невыполнимое задание. Умение   видеть   проблему,   прогнозировать   будущие   действия, принимать самостоятельные практические решения. Урок­конкурс, урок­сказка, урок­путешествие, урок­творчество, урок­суд. Пример   применения  метода  эмоционально­личностного   стимулирования на уроке биологии: 1)мальчик   с   дедом   решили   сделать   подарок   писателю   и   продлить   лето.   Они выкопали   березу,   посадили   в   кадку   и   поставили   на   веранде.   В   лесу   все   листья пожелтели,   а   березка   в   кадке   была   зеленая.   Все   радовались,   но   однажды…   Как   вы думаете, что произошло? 2)В весенний день мальчишка злой Пронзил ножом кору березы, И капли сока, точно слезы, Текли прозрачной струей. Ф. Сологуб Какие факторы окружающей среды влияют на жизнь растения? Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение  «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии В   данном   методе   очень   хорошо   использовать   видеофрагменты   ­   Что   бы   это значило?   Пример   прогнозирования   деятельности:   Холод   полезен   для   долголетия.   Чем ниже температура, тем медленнее идут все биологические процессы. По утверждению некоторых   исследователей,   снижение   температуры   тела   всего   лишь   на   2   градуса позволит   жить   до   200   лет,   а   снижение   на   4   градуса   даст   просто   фантастический результат ­ 700 лет жизни! При этом работоспособность, ощущение и прочие радости останутся прежними. Что нужно сделать, чтобы понизить температуру тела, и таким образом увеличить продолжительность жизни человека? Метод создания проблемной ситуации: противоречивые факты ­ объясните результаты опыта. В 1630 году Ван­Гельмонт посадил в горшок ветку ивы. Через 5 лет ива выросла и стала весить 65 кг, а вес почвы уменьшился на 50 граммов. За счет чего выросла ива? ­   почему   из   яйца   курицы   появляется   цыпленок,   похожий   на   нее,   а   из   яйца лягушки – головастик, похожий на рыбку? ­   объясните,   почему   при   изготовлении   домиков   для   птиц   нельзя   допускать следующие ошибки? делать домики из фанеры или слишком тонких досок; оставлять между досками большие щели; прибивать дно снизу, а не вставлять внутрь домика;     Назовите последствия перечисленных ошибок.  окрашивать домики в яркие цвета. Пример использования  ролевой игры  на уроке «Угроза живому на земле».  В классе организуется группа ребят – экспертов по различным областям науки: географы, ботаники, зоологи, почвоведы и т. д., раздаются задания по анализу соответствующей деятельности   с   экологической   точки   зрения,   и   на   основе   этого   на   уроке   затем прослушиваются   доклады,   ребята   обмениваются   информацией,   делают   выводы,   об экологической   ситуации,   не   только   в   масштабах   страны,   но   и   на   краеведческом материале,   на   примере   Омской   области.   Данные   уроки   способствуют   осмыслению информации   как   личностно   –   значимой,   способствуют   развитию   умений   по   оценке деятельности человека по отношению к природе.   Урок – сказка  используется мной в изучении «Класса двудольные. Семейство розоцветные». Ребятам вначале урока, сообщаю о том, что формулу цветка семейства похитила   злая   фея   и   в   течение   урока,   путем   разгадывания   загадок,   выполнения лабораторной   работы   ребята   узнают   формулу   цветка   и   злая   фея   побеждена.   Таким образом, в результате игры исследована тема, и усваивается она намного эффективнее. В конце урока, спрашиваю, представьте себе, что вдруг на земле исчезли все растения из семейства Розоцветные, что бы произошло? И затем даю экологическую характеристику данного семейства. Урок   –   путешествие  очень   хорошо   подходит   к   теме:   «Вегетативное размножение растений», когда вместе с ребятами путешествуют инопланетяне, которые не знают растения, а познакомившись с ними, хотят узнать, а как же их вырастить у себя на   планете?   С   экологической   точки   зрения,   здесь   хорошо   формировать   знания   в практической деятельности. Урок   –   дискуссия,   который   активно   воздействует   на   взгляды   и   отношение школьников   к   обсуждаемым   проблемам,   на   котором   учащиеся   показывают   свою Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение  «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии эрудицию,   где   проводится   глобальное   обобщение   экологической   информации, например, урок­дискуссия «Спасет человеческий разум планету или погубит её?», перед которым учащиеся осмысливали эти вопросы в домашнем сочинении на эту же тему;   Урок   –   лекция,   который   использую   преимущественно   в   старших   классах, например   по   теме   «Абиотические   факторы   среды»,   «Биосфера   ­   глобальная экологическая экосистема, её границы, структура и функции», где стараюсь подобрать яркий материал, заставляющий школьников удивиться и задуматься; Урок – семинар, который включает в себя результаты поисковой деятельности учащихся,   дискуссии,   защиту   своих   взглядов,   так   в   8   классе   при   изучении   темы «Дыхание» можно провести такой урок на тему «Курение ­ большое ли это зло?» Урок   –   конференция,   на   котором   школьники   показывают   результат   своей работы с дополнительной литературой, с Интернет по актуальным вопросам;   Урок   –   экскурсия,   например,   в   природное   сообщество   всегда   оставляет неизгладимый след в душе ребенка, проходит через эмоции, чувства. Исследовательский  урок,   на   котором   учащиеся,   после   экскурсий   обобщают результаты   своих   исследований.   Это   ведет   к   пропаганде   не   только   знаний,   а   и исследовательской работы; Интегрированный   урок,   очень   подходит   для   экологически   направленных уроков, так как каждая дисциплина дополняет материал, рассматриваемой проблемы. Одним из эффективных методов формирования экологических знаний и умений  школьников становится решение задач по экологической проблематике на уроках  химии.  Их оптимальное использование в учебном процессе позволяет сделать  теоретический материал аргументированным, жизненным и менее академичным. В  поисках ответа на вопрос задачи ученик невольно становится сопричастным к  проблемам защиты природы, получает реальные возможности использовать  приобретенные знания в жизни. Только такой подход позволит сформировать  экологически грамотное мышление, вырабатывает у школьников некий "рефлекс  экологической чистоты" любого их действия. Рассматривая вопросы охраны  окружающей среды, можно предложить учащимся химико­экологические вопросы и  задачи. При их составлении рекомендуется придерживаться следующих методических  требований:  1. Условия задач и результаты решения должны содержать практически значимую  информацию.  2. Эта информация должна быть тесно связана с программным материалом и реальными  экологическими проблемами.  3. Задачи должны быть посильны для учащихся данного класса.  4. Решение задач должно опираться на возможности, на комплекс знаний по разным  предметам.  5. Задачи предназначены для использования при проверке, объяснении, применении и  совершенствовании знаний.  Химико­экологические задачи и вопросы можно разделить по содержанию на три типа:  1. Задачи с химической характеристикой природных объектов.  2. Задачи об источниках загрязнения, видах загрязнителей окружающей среды.  3. О природозащитных мероприятиях и ликвидации последствий загрязнения. Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение  «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии Составленные задачи не обязательно должны иметь единственное решение, они  рассчитаны на проблемное обсуждение, дискуссию, на поиск рационального пути  решения поставленной реальной учебно­познавательной проблемы. Методика решения экологических задач.  Для приобретения навыков решения экологических задач необходимо:  1. накопить элементарные знания о природе;  2. использовать принцип «от простого к сложному»;  3. овладеть логикой анализа;  4. выявить особенности задачи, которые требуют нетривиального, творческого подхода.  Считаю, что для повышения эффективности формирования экологической культуры  необходимо, чтобы решение задач проводилось не от случая к случаю, а систематически. Эта работа может проводиться как индивидуально, так и в группах. При работе в  группах учащиеся могут не только решать задачи, но и составлять их, используя наборы  различных фактов. Например, при изучении в 10 классе темы «Природные источники  углеводородов» ученики знакомятся с месторождениями нефти, узнают о добыче нефти  на морском шельфе и, зная её физические свойства, формулируют задачу: «Почему  добыча нефти в море может стать экологической катастрофой? Какие есть способы  защиты окружающей среды от разлива нефти?»  Важно, чтобы содержание природоохранного материала было современным и отражало  социальные проблемы общества.  Решение экологических задач и ситуаций.  Решение химических задач с экологическим содержанием является способом  обеспечения взаимосвязи химии с другими науками и имеет практикоориентированную  направленность. Этот процесс формирует экологическую компетентность, учит  школьников безопасному и экологически грамотному обращению с химическими  веществами в быту и на производстве, позволяет использовать краеведческий материал.  При изучении свойств и применения углерода и его соединений обращаем внимание  учащихся на одну из современных экологических проблем – возникновение  "парникового эффекта", приводящего к потеплению климата. Предлагаем для  обсуждения и решения такие задачи:  Задача 1. Тюмень относится экологами к регионам III из IV возможных классов  загрязнения. От 40 до 60% загрязнений городской атмосферы происходит из­за  выхлопов автомобилей. Основные загрязнители оксиды углерода II и IV. Токсичное  действие угарного газа на организм человека выражается в том, что он:  а) вызывает образование на коже язв;  б) вызывает нарушение работы нервной системы;  в) связывается с гемоглобином крови, препятствуя переносу красными кровяными  тельцами кислорода;  г) разрушает сетчатку глаза, приводит к потере зрения;  Ответ: в)  Задача 2. Накопление углекислого газа в атмосфере становится опасным загрязнением  – приводит к парниковому эффекту. Какой объем CO2 попадает в атмосферу при  сжигании 100 г полиэтилена (100 шт. использованных пакетов)?  Задача 3. В природе постоянно происходит круговорот биогенных элементов: углерода, водорода, кислорода, фосфора, азота и др. Человек в процессе своей деятельности Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение  «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии   ρ вмешивается в круговорот веществ, использую минеральное сырье для своих нужд.  Какая масса углерода должна превратиться в CO2, чтобы получить 1 л минеральной  газированной воды с концентрацией углекислоты 2%,  =1г/см3. Ответ: 3,84 г.  При рассмотрении вопросов применения азота и аммиака в теме "Подгруппа азота" в 9­ м классе для закрепления знаний используем такие задачи:  Задача 4. Азот – незаменимый биогенный элемент, поскольку входит в состав белков и  нуклеиновых кислот. Атмосфера – неисчерпаемый резервуар азота, однако основная  часть живых организмов не может непосредственно использовать этот азот: он должен  быть предварительно связан в виде химических соединений. Существуют  азотфиксирующие бактерии, способные фиксировать азот воздуха и превращать его в  доступную для растений форму. С помощью таких бактерий при хорошем урожае  клевер может накапливать за сезон 150­160 кг/га азота. Какой объем воздуха в м3  содержит такую массу азота? Какую массу 10 % раствора аммиачной воды  (используемой в качестве удобрений) может заменить 1 га клевера, накопивший за сезон  100 кг/га азота?  Ответ: 120 м3, 2100 кг  Задача 5. Промышленные сбросы в водоемы  содержат азот и фосфор и являются  причиной «цветения» воды из за массового развития сине­зелёных водорослей. С  помощью каких химических реакций можно обнаружить в воде катион аммония и нитрат анион. Запишите уравнения реакции.  Обучение любому предмету в школе должно быть организовано таким образом, чтобы  ученикам было интересно на уроках, чтобы они стремились получать новые знания.  Чтобы ученики продуктивно и деятельно работали на уроках органической химии, мы  предлагаем систематически использовать в учебном процессе нетрадиционные задачи ­  интегрированные познавательные. В таких задачах интеграция знаний осуществляется за счет комплексного использования материала различных областей знаний (медицины,  биологии, экологии, истории) и активного поиска новой информации. Задачи интеграции ­ не только вооружение учащихся целостной совокупностью знаний об окружающем  мире, но и воспитание адекватного и грамотного отношения к действительности,  развитие умений самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять  происходящие явления. При использовании познавательных задач в ряде случаев,  обучение осуществляется через опору на уже имеющиеся знания и жизненный опыт  (через объяснение обыденного с позиции науки) обучаемых. На начальном этапе  интегрированные задачи используются в большей степени с целью привлечения  внимания и стимулирования любопытства или развития любознательности. В этот  период задачи имеют преимущественно иллюстрированный характер. На последующих  этапах обучения используются интегрированные познавательные задачи проблемного  характера.  УГЛЕВОДОРОДЫ  Общение между людьми основано на зрительных и слуховых контактах. Однако для  некоторых других животных основным способом общения является выделение  химических веществ.  Задача 7. В состав феромона тревоги у муравьев ­ древоточцев входит углеводород.  Каково строение углеводорода, если при его крекинге образуются пентан и пентен, а Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение  «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии при его горении ­ 10 моль углекислого газа.  Отв.: декан  Задача 8. Для разметки территории пчелы рода Trigona используют вещество состава  С7Н16О. Установите его структурную формулу, если:  а) оно реагирует с металлическим натрием с выделением водорода  б) при дегидратации переходит в углеводород С7Н14, который при озонолизе дает смесь уксусного и валерианового альдегидов.  (Отв.: гептан ­ 2 ­ ол)  Задача 9. Феромоном тревоги у муравьев­листорезов является цитраль. Это вещество  вызывает агрессивную реакцию у муравьев: они уничтожают все живое в том месте,  откуда этот запах исходит (цитраль пахнет лимонами). Установите структурную  формулу цитраля, если при взавимодействии его с бромной водой образуется 2, 3, 6, 7 ­  тетрабром ­ 3,7 ­ диметилоктаналь ­ 1.  Отв.: 3, 7 ­ диметилоктадиен ­ 2,6 ­ аль ­ 1  Задача 10. В состав феромонов тревоги пчел входит вещество состава С7Н14О.  Определите строение этого вещества, если известно, что оно не реагирует с аммиачным  раствором оксида серебра, а при каталитическом гидрировании образует гептанол ­ 2.  Отв.: гептан ­ 2 ­ он  Задача 11. Запах гвоздики обусловлен эвгенолом и веществом состава С7Н14О.  Определите строение этого вещества, если известно, что оно не реагирует с аммиачным  раствором оксида серебра, а при каталитическом гидрировании образует гептанол ­ 2.  Отв.: метилпентилкетон  Задача 12. В основе самоочищения водоемов от органических загрязнителей лежит  процесс их окисления. Если органических веществ в воде немного, то они окисляются  растворенным в воде кислородом. Этот процесс ускоряется под действием солнечного  света. Способствуют окислению и некоторые микроорганизмы (биологические методы).  Существуют и химические методы интенсификации процесса окисления органических  загрязнителей в воде. Какой из предложенных ниже реагентов вы выберете для  ускорения этого процесса: а) пероксид водорода; б) хлор или его кислородсодержащие  производные; в) озоновоздушную смесь? Дайте обоснованный ответ.  .  Задача 13. «Кислотные дожди» ­ следствие деятельности человека. При сжигании  различного топлива (бензина, керосина, нефти, угля) в атмосферу выделяется огромное  количество диоксида серы SO2 и диоксида азота NO2. Взаимодействуя с кислородом  воздуха и атмосферной влагой, эти оксиды превращаются в серную и азотную кислоты.  Определите значение pH природных вод, которые получаются из газовых выбросов  химзавода, содержащих 10 кг диоксида азота и 20 кг диоксида серы. Объем воды, в  которой будут растворены полученные азотная и серная кислоты, примите равным  10000 м3 .  Задача 14. Предложите решение экологической проблемы: при переработке каменного  угля на поверхность земли поднимают огромные количества пустой породы. Образуются терриконы. Как произвести рекультивацию земель?  Задача 15. Предложите решение экологической проблемы: при добыче природного газа  и нефти остаточные продукты сжигают. Это наносит большой вред окружающей среде.  Как можно использовать эти продукты?  Задача 16. Предложите решение экологической проблемы: в процессе добычи нефти на Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение  «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии морском шельфе в воду попадают нефтепродукты. Как можно их утилизировать?  Задача 18. В 1969 году норвежский путешественник Тур Хейердал отправился в  путешествие на папирусной лодке «Ра». Его путь лежал через Атлантический океан. То,  что он увидел в океане, поразило его. Хейердал пишет: «Мы обгоняли пластиковые  сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки, но особо бросался в  глаза мазут. До самого горизонта поверхность моря оскверняли черные комки мазута  величиной с горошиной и даже с картофелину». С какой серьезной экологической  проблемой столкнулся путешественник  Задача 22. О каком химическом веществе писал Антуан де Сент ­ Экзюпери:  «… у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.  Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,  Не ведая, что ты такое.  Нельзя сказать, что ты необходимо для жизни.  Ты сама жизнь.  Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами  С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились  По твоей милости в нас вновь начинают бурлить  Высохшие родники нашего сердца.  Ты самое большое богатство на свете»  Тема «Кислород»  В сутки человек вдыхает приблизительно 25 кг воздуха. На каждые 100 км пути  автомобиль расходует 1825 кг кислорода. Сколько суток может дышать житель района  воздухом, если по Выборгскому шоссе проедет на 5 машин меньше и если каждая  проедет на 100 км меньше? Тема «Расчеты по термохимическим уравнениям»  Какое количество теплоты выделится при сжигании 100л газа , если при  сжигании 2 моль газа выделяется 484 кДж.? 9 класс Тема «Железо» 1. Питьевая вода Нефтеюганского района содержит ионы железа,  обуславливающие ее привкус и остающуюся желтизну на раковинах, ваннах.  Предложите способы очистки воды от этих ионов. 2. В 100 мл водопроводной воды п.Куть­Ях   обнаружили 0,51 г железа. Железо­ необходимый микроэлемент, участвует в метаболических процессах в организме  человека. Избыточное поступление этого элемента способствует отложению его в  печени, костном мозге, селезенке и поражению тканей. Соответствует ли питьевая вода  требованиям ГОСТа, если ПДК железа в воде 0,3 мг/м? Как можно уменьшить  содержание железа в воде? 10 класс Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение  «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии Тема «Кислородсодержащие органические вещества»  В компании «Грин Рэй», строящей дома из профилированного бруса, за час  получается 1м3 древесных отходов. Из этого количества получается 60 л метанола.  Рассчитайте массу формалина (40%­ного формальдегида, который можно получить при  окислении указанного объема спирта (плотность метанола 0,79 г./см3). Тема «Углеводороды»  При попадании в воду, нефть покрывает ее тончайшей пленкой, что вызывает  гибель многих организмов. Допустимая норма загрязнения воды нефтепродуктами –  0,005 мг/л. Рассчитайте, какой объем воды загрязняется ежегодно, если в реку  попало  500 кг нефтепродуктов. Выводы  Экологическое образование и воспитание, как новая область педагогики и школьной  практики, активно развивается в настоящее время. Оно охватывает все области и циклы  учебных предметов. Однако уроки химии должны сыграть значительную роль. В  настоящее время в учебниках по химии мало освещен вопрос по охране природы.  Использование природоохранного материала вместе с программным материалом  активизирует интерес к предмету, развивает потребность общения с природой,  воспитывает ответственность в личном поведении и различных видах деятельности,  формирует навыки по бережному использованию, защите и улучшению окружающей  среды. Каждому человеку необходимы химические знания в системе экологического  образования. Основы ответственного отношения к окружающей среде должны  закладываться на протяжении всех лет обучения. Химические задачи, с помощью  которых можно рассматривать и качественную и количественную стороны вопросов  экологии позволяют решить эту проблему интересно и с пользой. Формирование экологической культуры в рамках внеурочной деятельности. Особым, не менее важным средством   формирования экологической культуры является внеурочная деятельность.  Чаще   всего     используются     экологические   игры.  Игра   позволяет   приобрести внутреннюю   свободу,   а   соотношение   импровизации,   свободы   поведения   и   правил, регламентирующих   действия   участников   игровой   деятельности   создает   у   игроков ощущение естественности и непринужденности своего поведения в учебных ситуациях. В экологическом образовании школьников велика роль массовых экологических конференций, праздников, ролевых игр. В игре школьники психологически готовятся к реальным   экологическим   ситуациям,   учатся   понимать   отношение   людей   к   природе, овладевают   приемами   коммуникативной   культуры.   Конференции   способствуют привлечению   учащихся   не   только   к   подготовке   рефератов   и   презентаций,   но   и   к экспериментальной работе и личным наблюдениям в природе. Только сочетание всех типов   внеклассной   работы   позволяет   решить   задачи,   стоящие   перед   учителем. Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение  «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии Используя   материал,   накопленный   за   несколько   лет,   можно     варьировать   вопросы, корректируя уровень их сложности, вводить игровые моменты, использовать материал для   проведения   викторин   или   брейн­рингов,   привлекать   старшеклассников,   которые проводят беседы, викторины, являются ведущими станций. Это позволяет расширить кругозор и тех ребят, которые непосредственно играют, и тех, кто готовит материал к игре. Это стимулирует активность в добывании новых знаний, приобщает к творчеству, формирует гражданскую позицию учащихся по отношению к природе, окружающему миру. Практика показывает, что желание участвовать в подготовке и проведении игры проявляют не только успешные ученики, но и слабые. А это позволяет им повысить самооценку, почувствовать свою значимость, что в подростковом возрасте очень важно. Как правило, эти ученики потом и на уроках проявляют большую активность. Сценарные разработки  внеурочных мероприятий экологической направленности, проведенные   в   рамках   организации   внеурочной   деятельности   школьников   даны  в приложении. Организация образовательного процесса – само по себе увлекательное занятие. Придумать   что­то,   что   будет   интересно   не   только   тебе,   но   и   детям.   Современное дополнительное образование позволяет применить широкий спектр методов и форм для организации образовательного процесса. Игра как учебно­воспитательная деятельность является средством социализации ребенка,   дает   возможность   моделировать   разные   ситуации,   является   средством самореализации  и коммуникации. В   любой   игре   присутствуют   правила,   в   каждом   определенном   правиле заключается как образовательная цель, так и возможность импровизации при выборе оптимального варианта действий в  жестких условиях. Поэтому так важно то, что в игре заключена возможность удовлетворения неосознанных или подсознательных влечений и потребностей ребенка. Игра позволяет приобрести внутреннюю свободу, а соотношение импровизации, свободы   поведения   и   правил,   регламентирующих   действия   участников   игровой деятельности создает у игроков ощущение естественности и непринужденности своего поведения в учебных ситуациях. Наибольший   интерес   у   учащихся   вызывают   приключения,   и  квест  здесь   как нельзя более кстати, ведь это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных   задач   для   продвижения   по   сюжету,   игра,   в   которой   задействуется одновременно   интеллект   каждого   из   участников,   его   физические   способности   и творческое воображение. При   разработке   заданий   учитель   тоже   играет,   ведь   у   него   есть   возможность создания таких игровых ситуаций, для решения которых необходимы различные навыки, и в соответствии с целями и задачами игры их можно варьировать. Во   внеурочной   деятельности   можно   и   нужно   обращать   внимание   детей   на морально­нравственные вопросы, в нашем случае – вопросы экологии. Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение  «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии Предлагаемый квест – авторская разработка, направленная на привлечение внимания обучающихся и педагогов к проблемам окружающей среды. Актуальность ее в современном   мире   неоспорима,   так   как   экологическое   состояние   планеты   Земля становится   все  более  тяжелым  год   от  года,   и  ни  один  человек  уже   не  может  быть отстранен   от   этой   проблемы.   К   сожалению,   слово   «экология»   имеет   устойчивый негативный   смысл,   и   это   мешает   эффективной   работе   в   направлении   защиты окружающей среды. Представляется, что задачей педагогов в данном случае становится привнесение   доли   позитива   в   образовательную,   практическую   и   социальную деятельность по экологии. Именно  в этом видится  новизна  данной  разработки  – в  игровой  форме  здесь добываются знания о законах экологии, сформулированных известным американским экологом Барри Коммонером в виде афоризмов. Их очень легко запомнить, разгадывая во   время   прохождения   игры,   они   не   оставляют   негативного   осадка,   общий положительный настрой подкрепляет новые знания, добытые с некоторым трудом, что делает эти знания более ценными. Игра­путешествие  «Экологический квест»  Правила игры: 1.Игра включает в себя движение з­х команд  по маршруту, на котором отмечены игровые точки ( станции). 2.На старте каждая команда получает план­задание. Ответственность за  качество выполнения заданий лежит на капитане команды. команды вписывают в  боевой листок фразы, полученные от секундантов 3.   На   игровых   точках   (   станциях)   дежурят   секунданты,   от   которых   команды получают задания. Секунданты отмечают  правильность выполнения, выставляют баллы и время выполнения задания.  4.Выполнив задания,   можно узнать ориентир следующей станции. 5. Прохождение всех станций обязательно для каждой команды. За каждую не пройденную   станцию   команда   получает   штраф   минус   10   баллов   и     плюс   10   минут штрафного времени. 6.   По   завершении   квеста   каждая   команда   сдает   план­задание   с   отметками секундантов. 7. Зачетное время рассчитывается по наименьшему.  ЧАСТЬ 1.  Конкурс ШИФРОВКА Всем классам участникам за сутки до начала игры  предлагается  зашифрованная фраза и подсказка  В задании  даны цифры:  14  1  24  14       18     18  7  2  32 Командам­участницам необходимо разгадать закодированную фразу   и красиво написать ее  на листе бумаги. Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение  «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии Подсказка:   здесь   зашифрован   принцип,   которого   должны   придерживаться экологически   ответственные   люди,   желающие   изменить   существующее   состояние природы к лучшему. Немного рекламы: сегодня в школе  все слова только цифрами. ( здесь  зашифрована фраза  « Начни с себя» В рекламе­ подсказка шифра­ все буквы закодированы порядковыми номерами алфавита) ЧАСТЬ 2. Собственно игра. Ведущий: Уважаемые ребята! Сегодня мы с вами играем в квест на  экологической тропе. В пути   вам   пригодятся   знания   и   смекалка,   дружба   и   находчивость,   быстрота   и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать   удача.   Победит   тот,   кто   будет   дружнее,   активнее   и   покажет   лучшие знания.     По окончании игры на стадионе пройдут спортивные игры. Победители также будут награждены.  Итак, наш праздник начинается с экологических «кричалок».  (Лучшие экологические «кричалки» отмечаются баллами).   Порядок выхода на игру  определяется результатами ответов на экологический тест. Та команда, которая быстрее всех и правильно справилась с заданием, первой выходит на экологическую тропу.  Вопросы экологического  теста: 1. Зачем зайцу большие уши? Варианты  ответов:  а) чтобы лучше слышать; б) для торможения на повороте; в)  чтобы не перегреться (в жару уши отводят 1/3 тепла, образующегося при обмене веществ). 2. Зачем страус голову в песок прячет? Варианты ответов:  а) от страха; б) разыскивает пищу;  в)  освобождается   от   паразитов  (засунет   в   горячий   песок   и   ждёт   сколько сможет, пока погибнут или сбегут все паразиты). 3. Почему у дятла мозги целы?  Варианты ответов:  а) мозги маленькие;  б)   голова   на   амортизаторах  (между   клювом   и   черепом   –   амортизаторы   – пружинистая хрящевая ткань);  в) череп очень крепкий. 4. Почему дрожит мышка?  Варианты ответов:   а) боится кошки;  б) проветривает шкурку; Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение  «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии   в)  греется  (при   дрожании   биохимические   реакции   выделения   тепла   резко ускоряются); 5. Зачем белке хвост?  Варианты ответов:  а) чтобы греться;  б) для красоты;  в) для музыкальных упражнений (хвост может воспроизвести любой звук  от фортепьянного концерта до крика зайца).   Команда,   набравшая   больше   всего   баллов   открывает   «   Черный   ящик»,   на котором надпись « НИЧТО НЕ ДАЕТСЯ ДАРОМ» В черном ящике картонки  с надписями « заповедники»,  «заказники»,   Вынув   одну   из   коробочек,   команда   рассказывает   о     заповеднике   или заказнике ХМАО­Югры и узнает порядок следования Команда, занявшая 2 место, узнает порядок следования , выполнив задание: Команде   выдается   листочек   с     цифрами    5646532035236046783,  секундант, выдавший листочек « разговаривает по сотовому телефону и пишет СМС сообщения. Вслух произносит только Т9 ( Разговор по телефону ­ подсказка. Надо набрать ряд цифр в сотовом телефоне в Т9 и получится фраза «ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ») Порядок следования    команда №3 узнает от секунданта, выполнив задание: Секундант   выдает     одному   участнику   группы   листочек     с   фразой     «  ВСЕ ВОКРУГ   ВЗАИМОСВЯЗАНО»,   которую   участник   должен   предъявить   команде мимикой и жестами. Угадав фразу, команда получает маршрут Каждая команда начинает игру одновременно. Ход игры: 1. Станция – болотная (кабинет русского языка ) Станция символизирует осушенное болото. Участники команд отвечают на вопросы:  ­ роль болот в природе;  ­ причины заболачивания;  ­ назвать растения, растущие на  болотах;  ­ назвать животных, живущих на  болотах.  2. Станция – растительная  (кабинет технологии девочек) Участники   определяют   луговые     растения   по   гербарным   образцам Участки команды получают 1 балл за каждое  правильно названное растение. 3. Станция – почвенная  (кабинет химии ) Командам   предлагаются   макеты   с   четко   выделенными   почвенными горизонтами и пробы почвы. Команда выполняет следующие задания:  ­ назвать почвенные горизонты;  ­ определить тип почвы;  ­ определить механический состав почвы.  4. Станция –   трофическая ( кабинет математики) В пищевой цепи:  Фитопланктон – зоопланктон – окунь – щука Продуцентами будут… Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение  «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии Участники  определяют названия птиц, обитающих в нашей местности по фотографиям и рисункам  5. Станция  математическая  (фойе школы) Необходимо решить одну из  задач, произведя математические расчеты:  Задача №1 5 г дизельного топлива или других нефтепродуктов  достаточно, чтобы  загрязнить 100 л воды  настолько, что в ней погибнет половина рыб и  других гидробионтов. Какой объем воды будет  загрязнен, если рядом с озером в результате  аварии на нефтепроводе было пролито 2 тонны  нефти и четверть этого количества попала в озеро? Задача №2 Рассчитайте, на какое время хватит воды озера  Байкал (объем 23015 км3), чтобы обеспечить  водой население всей Земли (6,2 млрд. человек)  по 250 литров в день на каждого человека Задача №3 В школе в умывальнике 8 кранов. Половину  из них дети  постоянно не закрывают  до конца . Если учесть, что  школа работает с 7 до 20 часов, а через обычный  кран проходит 15л воды в минуту, то  какую сумму выплатит школа за сутки, если тариф  одного куба 15рублей 60 копеек. 7. Станция – сосновая  (кабинет истории) Командам   предоставляются   спилы   сосны   и   сосновые   ветки.   Команда выполняет следующие задания:  ­ определить возраст сосны;  ­ определить стороны горизонта.  8. Станция –доминошная  (кабинет русского языка 2).  Собрать   экологическое   домино.   Сопоставляя   карточки,   образовать   схему   от начала  и до конца. .  9. Станция – костровая  (кабинет географии ) командам необходимо: ­ ответить на вопросы о правилах разведения костра в природе;  10. Станция – антропогенная  (кабинет математики2)  Ответьте на вопрос: Может   ли   повлиять   вырубка   лесов   на   численности   грызунов?  Дайте аргументированный ответ. Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение  «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии  Маршрутные листы:  Команда №1         10, 5, 7, 9, 1, 2, 4, 3, 6, 8  Команда №2         2, 4, 6 ,8,3 ,5, 9, 7 ,10, 1     Команда №3          9, 6 ,10, 4, 3, 2,1, 8,5, 7 Приложение: Проблемный урок, на котором выдвигается возникшая проблема, например, Урок  в 11 классе Тема: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ  ИХ РЕШЕНИЯ» Цель: обобщить и систематизировать знания по темам «Экосистемы» и «Биосфера»;  создать условия для развития интереса и познавательной деятельности учащихся;  познакомить с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего  живого от деятельности человека, помочь осознать роль биологии в решении глобальных проблем современности; создание условий для формирования экологической культуры  учащихся и развития активной гражданской позиции. Оборудование: экологические высказывания (для оформления кабинета),  дидактические материал (вопросы для викторин, проблемные вопросы), бумага и  маркеры. Ход урока: Демонстрация мультфильма (https://www.youtube.com/watch? v=UY8ZwQnmPaw&list=PLvyzOINzntPbNwT­fmDwfIgHk3tZkxHTV) 1. Орг. момент: На доске – тема урока, экологические высказывания. Класс делится на 3 команды  (карточки 3­х цветов).  На доске – проблемные вопросы, которые к концу урока должны быть решены: 1. Почему глобальное духовное воспитание человечества выдвигается сегодня в  качестве одного из серьёзнейших направлений в решении экологических  проблем? 2. Один из учёных – экологов сказал, что мы не унаследовали землю от своих  родителей, а взяли её взаймы у своих детей. Как вы понимаете эту мысль? 3. Расскажите, какой природоохранной деятельностью вы занимаетесь или  планируете заняться. 2. Актуализация знаний (Экологическая викторина) Для решения экологических проблем необходимы экологические знания, есть ли они у  нас – покажет эковикторина (правильный ответ – карточка­балл). 3. Постановка проблемы урока, план работы: Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение  «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить влияние ноосферы (человека) на  окружающую среду, которое приняло угрожающие масштабы. Изменения биосферы в  результате человеческой деятельности стали стремительными. Человек выступает в  качестве могучей геологической силы, преобразующей лик Земли, на что ещё в ранних  своих работах указывал В.И. Вернадский. В связи с этим с середины обострились  проблемы, которые принято считать экологическими. Эти проблемы носят глобальный  характер, они широко освещаются в СМИ и не будут для вас новыми.  4. Новый материал Экологические проблемы и их причины: Команды на листах бумаги готовят проект – схему по данной теме; презентация.  Оценивается правильность, полнота и оформление проекта. демографический взрыв (локальное перенаселение), продовольственная проблема,  истощение природных ресурсов, энергобезопасность, сокращение биоразнообразия,  загрязнение окружающей среды, разрушение озонового слоя, глобальное потепление,  парниковый эффект, кислотные дожди, инфекционные заболевания ( и др.) Пути решения экологических проблем: Мы не можем оставить наши проекты в таком страшном виде. Что же человек может  сделать, что бы закрыть «чёрные пятна своей биографии»? Продолжение работы над  проектами (закрыть проблемы решениями и конкретными поступками).  5. Закрепление а) «И один в поле воин» ­ командам даются задания (незаконченные предложения) –  каждый член команды по очереди дописывает ответ: пишите на обеих сторонах бумаги, используйте больше материал из…  (переработанной макулатуры) старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно…   (использовать много раз) не покупайте больше, чем может…  (тебе понадобиться) одежду, которую ты не носишь, можно… (отдать нуждающимся) если есть садовый участок, используй пищевые отходы для… (приготовления  компоста) старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически… (не разлагается) почини и исправь вещь вместо того, чтобы… (её выбросить) узнай, где поблизости есть пункт по приёму макулатуры, и… (сдавай туда  использованную макулатуру) не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут… (кому­то пригодиться)          Учитывается скорость выполнения работы и правильность ответов. б) «С чего всё начиналось…» Команды выбирают один из вопросов на доске, и отвечают на него (максимально полно,  грамотно и эмоционально) 6. Рефлексия  «Напутствие человечеству…» сочинить предложение – напутствие человечеству с целью предотвращения  экологической катастрофы. Учитывается оригинальность, эмоциональность и  грамотность высказываний. Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение  «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии 7. Подведение итогов занятия. Победители/оценки. Эковикторина 1. Наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания (экология) 2. Перенос энергии от её источника через ряд организмов (пищевая цепь) 3. Гетеротрофные организмы, потребители первичной продукции  (консументы) 4. Водная оболочка Земли (гидросфера) 5. организмы, обитающие в присутствии свободного кислорода (аэробы) 6. Последовательная необратимая смена биоценозов (сукцессия) 7. Совокупность всех видов животных (фауна) 8. Разделение растительного сообщества на «этажи» (ярусность) 9. оболочка Земли, населённая живыми организмами (биосфера) 10. Элементы среды, прямо или косвенно воздействующие на организм и вызывающие у  него адаптации (экофактор) 11. Список находящихся в опасности видов живых организмов, охраняемых  государством (Красная книга) 12. Наименьшая основная таксономическая единица в систематике (вид) 13. Совокупность особей, занимающих определённую территорию в пределах ареала и в  большей или меньшей степени изолированных от групп организмов того же вида  (популяция) 14. Форма взаимоотношения между видами, при которой потребитель использует  живого хозяина как источник пищи и место постоянного обитания (паразитизм) 15. Совокупность всех живых организмов биосферы  (живое вещество) 16. Биомасса каких организмов в морях составляет более 90% (животные) 17. В 1965г. он писал: «Лик планеты – биосфера – химически резко меняется человеком  сознательно и неосознанно. Меняется человеком физически и химически воздушная  оболочка суши, все её природные воды.» (Вл. Ив. Вернадский) 18. Вернадский отмечал, что вещество биосферы состоит из 7 глубоко разнородных  частей, геологически неслучайных. Назовите хотя бы 4 из них (живое, косное,  биокосное, биогенное) 19. Это «новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек  становится крупнейшей геологической силой. Это последнее из многих состояний  биосферы и геологической истории – состояние наших дней». О чём говорил  Вернадский? (ноосфера) Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение  «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии Список литературы Базарнов, В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования [Текст] /В.Ф. Лихачев, Б.Т. Экология личности [Текст] /Б.Т. Лихачев //Педагогика. – 1993. – Гирусов,   Э.В.   Природные   основы   экологической   культуры   [Текст]       /Э.В. Глазачев,   С.Н.   Экологическое     воспитание   учащихся   на   уроке   [Текст]   /С.Н. Захлебный,   А.Н.   Школа   и   проблемы   охраны   природы   [Текст]:   содержание Зверев,   И.Д.   Экология   в   школьном   обучении   [Текст]:   новый   аспект 1. Базарнов. – Томск, [б. и.], 1997. – 94 с. 2. Базулина,   И.В.   Развитие   экологической   культуры   младших   школьников   на занятиях под открытым небом [Текст] /И.В. Базулина //Начальная школа. – 2005. – №12. – С. 34­35 3. Гирусов. – М.: 1989. – 202 с.  4. Глазачев //Сов. педагогика. – 1983. – №12. – С. 27 5. природоохранительного образования /А.Н. Захлебный. – М.: Педагогика, 1981. – 184 с. 6. образования /И.Д. Зверев. – М.: Знание, 1980. – 96 с. 7. Зверев,   И.Д.   Экологическое   образование   младших   школьников   [Текст]   /И.Д. Зверев,   И.Т.   Суравегина;   Научно­исслед.   институт   содержания   и   методов   обучения Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 160 с. 8. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для  студ. высш. пед.  учеб.  завед.  /Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – М.: Академия, 2004. – 496 с. 9. Игнатова, В.А. Экологическая культура [Текст]: учеб. пособие /В.А. Игнатова; Тобол. гос. пед. ин­т им. Д.И. Менделеева. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2000. – 212 с. 10. Лазарева,   О.Н.   Методика   преподавания   естествознания   в   начальной   школе [Текст]: учеб. пособие: в 2 ч. /О.Н.Лазарева; Урал. гос. пед. ун­т. – Екатеринбург, [б. и.], 2003.             Ч. 1: Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальной            школе. – 2003. – 392 с. 11. №2. – С.  12. Моисеева, Л.В. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников [Текст] /Л.В. Моисеева,   И.Р. Колтунова. – Екатеринбург, [б. и.], 1993. – 38 с. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты [Текст]: попул. 13. пособие для род. и пед. /И. В. Цветкова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с. Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение  «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности

Обобщение опыта по организации экологического воспитания на уроках и в рамках внеурочной деятельности