Публикация является частью публикации:
Атмановская Надежда Николаевна
Учитель начальных классов
МОУ «Крутоярская СОШ»
«Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников»
Если мы защищаем от трудностей,
если мы постоянно облегчаем задачи,
дети упускают возможность узнать секрет тяжёлой и длительной работы, секрет обучения, приобретения опыта.
Познавательная активность,
оригинальность мышления,
творчество
развивается в учебной деятельности имеющей проектную направленность.
«Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников»
Гипотеза исследования: проектная деятельность в начальной школе повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Задачи:
изучить теоретический материал о формировании и развитии универсальных учебных действий младших школьников;
разработать материалы для организации проектной деятельности;
исследовать влияние проектной деятельности на формирование универсальных учебных действий.
Добывание знаний непосредственно из окружающей среды;
Владение приёмами действий в нестандартной ситуации;
Владение современными средствами информации;
Умение найти, проанализировать и отобрать необходимую информацию, её преобразовать, сохранить и передать;
Навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;
Умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, высказать своё мнение;
Иметь свою точку зрения, уметь грамотно отстаивать её;
Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий.
Методы исследования:
изучение и анализ методической литературы и документальных материалов;
обобщение педагогического опыта;
педагогическое наблюдение;
анализ результатов ученической деятельности;
устный и письменный опрос учащихся;
тестирование;
анализ результатов исследования.
Практическая значимость работы :
предлагаемые материалы могут быть использованы учителями для повышения эффективности организации проектной деятельности младших школьников при изучении различных дисциплин вне зависимости от образовательной системы.
1этап – подготовительный (1полугодие 1класса)
2этап – стартовый (2полугодие 1класса)
3этап – апробационный (2класс)
4этап – внедренческий (3-4классы)
Первый этап.
Необходимо сформировать следующие умения:
видеть проблему;
задавать вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определения понятий;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать выводы и умозаключения;
структурировать материал;
корректно полемизировать с докладчиком на конференции;
аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Учитель или родители руководят
проектной деятельностью.
Дети реализуют собственные идеи, проводят исследования.
Познавательные УУД
Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике, пересказывать прочитанное или прослушанное
Регулятивные УУД
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно
Второй этап
Упражнение на развитие умения видеть проблемы
«Тема одна – сюжетов много»
Тема: «Зима»
Сюжеты: «Птицы у кормушки»
«Дети играют в снежки»
«Дерево в инее»
Упражнение на развитие умения задавать вопросы
«Какой был вопрос?»
Например:
Почему совы охотятся ночью?
Для чего космонавту скафандр?
Какой окрас имеют тигры?
1этап Регулятивные УУД Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Личностные УУД Положительное отношение к школе Коммуникативные УУД Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Понимать речевое обращение другого человека. | 2этап Ориентировка в словаре, справочной литературе Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту Регулятивные УУД Учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Личностные УУД Испытывает чувство радости узнавания нового Развитие познавательных интересов Чувство взаимопомощи Коммуникативные УУД Учиться договариваться Находить общее решение. |
Проект «Зачем нам алфавит?»
Цель:
закрепление знаний букв русского
алфавита, знакомство с использованием
алфавита в окружающей жизни, осознание
необходимости знания алфавитного порядка
букв, развития интереса к изучению русского
языка, литературы, развитие творческих
способностей.
Третий этап
Упражнение на развитие умения давать определения понятиям
«Отгадай»
Загадываю предмет, даю его словесное описание, дети пытаются отгадать предмет.
Упражнение на формирование разных точек зрения.
«Сочините сказку»
На карточках концовки сказок, например:
«…Так и остался урок не выученным.»
«….Так Матвей стал знаменит.»
Упражнение на развитие способности видеть проблемы
«Изменение точки зрения на объект »
Ситуация: «Лето, небо покрылось тучами и пошел дождь. Капли дождя падали на крыши домов, деревья, дорогу»
2этап - Ориентировка в словаре, справочной литературе - Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту Регулятивные УУД - Учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Личностные УУД - Испытывает чувство радости узнавания нового; - Развитие познавательных интересов; - Чувство взаимопомощи; Коммуникативные УУД - Учиться договариваться; - Находить общее решение. | 3этап - Строить логическое рассуждение. - Осуществлять сравнение и находить отличие. Регулятивные УУД - Умение планировать деятельность с помощью учителя и действовать по плану; - Умение взаимодействовать со сверстниками. Личностные УУД - Адекватная самооценка; - Чувство гордости за самого себя; - Возрастает уверенность в себе; - Позитивное отношение к самому себе Коммуникативные УУД: - Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения; Умение выступать перед аудиторией Строить понятные для партнёра высказывания |
«Учимся успешному чтению»
Тренировочные задания
Тренировочные тексты
Контрольный текст
Таблица ошибок
Список литературы
для чтения
Четвертый этап
Упражнение на развитие умения высказывать суждения, делать выводы
«Проверь правильность утверждений»
«Все деревья имеют ствол и ветви. Клен имеет ствол и ветви. Следовательно, клен – дерево.»
«Все ёжики колючие. Кактус колючий. Значит кактус ёжик.»
Упражнение на развитие умения задавать вопросы
«Найди причину события с помощью вопроса»
Ситуация: «Девочка вышла из класса до окончания занятия. Как думаете, что произошло?»
3этап - Строить логическое рассуждение. - Осуществлять сравнение и находить отличие. Регулятивные УУД - Умение планировать деятельность с помощью учителя и действовать по плану; - Умение взаимодействовать со сверстниками. Личностные УУД - Адекватная самооценка; - Чувство гордости за самого себя; - Возрастает уверенность в себе; - Позитивное отношение к самому себе Коммуникативные УУД: - Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения; Умение выступать перед аудиторией Строить понятные для партнёра высказывания | 4этап - Строить логическое рассуждение. - Осуществлять сравнение, синтез, умение классифицировать. - Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. - Фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ. Регулятивные УУД - Учатся определению последовательности высказываний с учётом конечного результата. Личностные УУД - Формируется мотивационная основа учебной деятельности. - Вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Коммуникативные УУД - Строить понятные для партнёра высказывания - Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - Умение выступать перед аудиторией - Строить монологическое высказывание - Владеть диалогической формой речи - Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач - Правильно формулировать своё мнение и позицию |
Задачи:
Собрать сведения о земляках-участниках Великой Отечественной войны.
Рассказать о воинах земляках ученикам школы.
Пополнить фонд школьного краеведческого музея собранным материалом.
Гипотеза исследования — проектная деятельность в начальной школе повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.