Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"
Оценка 4.7

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
чтение
Взрослым
11.03.2018
Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"
Cлагаемые успеха эффективного урока.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Чудиново Орловского района Кировской области  Районные педагогические чтения имени Колеватова Николая Алексеевича «Секреты педагогического мастерства» Тема доклада: Автор: Зонова Нина Николаевна учитель начальных классов высшая квалификационная категория МКОУ СОШ с. Чудиново Орловского района Кировской области 2018 год ПЛАН  I. Актуальность   темы.                                                                                    стр.3 II.Основные идеи темы                                                                              стр.3 III. Критерии результативности урока:                                                     стр.4      1.Активная мыслительная деятельность                                             стр. 5      2. Обеспечение психологического комфорта и эмоциональной         сопричастности ученика к собственной деятельности и         деятельности других                                                                              стр. 7     3 . Мотивация познавательной деятельности на уроке                       стр.8     4. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся       в процессе деятельности в течение всего урока                                 стр.9  IV. Результаты                                                                                         стр.10  VI. Проблемы и перспективы                                                                   cтр.11  VII. Литература                                                                                             стр.12  VIII.   Приложения Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.          Начнем мы с такой притчи:   «Наберись смелости и сделай попытку!»   Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост.   Он   подвел   присутствующих   к   огромному   дверному   замку,   такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал и попросил его открыть. Одни   придворные   только   отрицательно   качали   головами,   другие,   которые считались мудрыми, стали разглядывать  замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Лишь один молодой боярин подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его. О, чудо­ замок   открылся!   Он   просто   был   не   полностью   защелкнут.  Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и попытку». не боишься     сделать                Как вы понимаете связь этой притчи с профессией учителя и нашей встречей сегодня?                   За последние годы существенно изменились приоритеты образования. Нам, учителям, которым предстоит работать по  ФГОС второго поколения тоже необходимо   набраться   смелости   и   сделать   попытку   для   реализации современных образовательных технологий.        Для того чтобы приблизиться к   решению   задач,   обозначенных   новым   стандартом,   можно   решать   многие методические проблемы при обучении, и всё­таки урок остается уроком! Он имеет   огромный   потенциал   для   решения   новых   задач.   Но   чтобы   стать интересным   как   для   ученика,   так   и   для   учителя,   урок   должен   быть современным в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно   новый,   и   не   теряющий   связи   с   прошлым,   одним   словом   – эффективный.            Вопрос   качества,   а   значит   и   эффективности   урока   волнует   всех   участников образовательного процесса: администрацию, педагогов, учащихся и   их   родителей.  Методика   преподавания   исключительно   индивидуальна   у каждого учителя. Но как   бы ни отличались учителя друг от друга, каждой эпохе   соответствует   некоторый   общий   почерк   всех   или   большинства учителей, а, следовательно, и общий облик урока.  Что влияет на эффективность урока?  Слово «эффективность» в переводе с латинского означает выполнение действий, результат, следствие каких­либо действий.  Для меня реальная эффективность урока – это его результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался педагог, но, если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать   нельзя.   На   уроке   учащиеся   должны   усвоить   намеченный   объем материала, выработать нужные навыки и умения. Для  построения урока  в  рамках ФГОС  важно знать,  какими  должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой тип урока учитель выбрал. Критериями эффективного урока являются: ­ активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока; ­   обеспечение   психологического   комфорта   и   эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других; ­ мотивация познавательной деятельности на уроке; ­   обеспечение   рефлексии   и   самоконтроля   учащихся   в   процессе деятельности в течение всего урока; ­ наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке (не буду останавливаться, т.к. уже обобщала опыт по этой теме); ­ достижение целей урока.   Одной   из   своих   задач   как   учителя   вижу   в   том,   чтобы мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Активная   мыслительная   деятельность  каждого   ученика   в   течение всего урока может быть достигнута при соблюдении следующих условий: ­   сочетание   различных   методов   обучения   в   процессе   проведения занятий; ­ использование элементов проблемного обучения; ­ рациональное использование времени; ­ применение наглядных пособий; ­ использование новых педагогических технологий.         Применение наглядных пособий. Как писал великий педагог Д.Ушинский:  «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова,  начните показывать картинки, и класс заговорит,  а главное, заговорит свободно…».                 Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения   не   стареет.  Применение   наглядности   повышает   интерес   к изучаемому   предмету,   облегчает   процесс   получения   знаний,   способствует прочности усвоения материала и изжитию формализма в обучении. Широкое использование   и   правильное   применение   наглядных   пособий   расширяет   и углубляет   представления   об   изучаемом   вопросе,   сокращает   время   на изложение   материала.   требования к демонстрации наглядных пособий:    Главное,   я   считаю,   учитывать   методические  демонстрируя   пособие   на   уроке,   нужно   не   просто   показать   его,   а подробно   пояснить   его   смысл,   выделить   при   этом   главную   мысль,   им раскрываемую;   демонстрацию наглядных пособий следует проводить фронтально;   после демонстрации пособие должно быть использовано для закрепления и повторения материала;   используя  пособие на уроке, полезно выставить его на некоторое время для самостоятельного ознакомления с ним учеников. Эффективность   урока   зависит   от   использования  новых   педагогических технологий.         Сегодня учителю всё сложнее работать с современными детьми – обучать, мотивировать и удерживать внимание, пользуясь только мелом и доской, видя отсутствие   интереса   и   желания  у   некоторых   учеников!   Использование наглядно­иллюстративного   и   звукового   материала   помогает   ребёнку   легко усвоить  даже   самый   трудный   материал,   а   учителю   –   повысить   качество обучения с помощью средств, которые можно использовать годами, только адаптируя его под изменяющуюся программу.   И  куда большим уважением пользуются учителя, идущие в ногу со временем! Уверена, что вы согласитесь со мной: тех возможностей, которые открывает перед нами – учителями – компьютер, не могли себе даже представить наши предшественники. Однако только   систематическое   использование   проектора   действительно   оживляет уроки,  привлекает   большее   внимание   учеников,   упрощает   работу   учителя! Что   показываю   детям   на   компьютере   во   время   урока?   Обучающие   и развивающие игры, тесты, учебные комплексы, традиционные презентации и слайды, музыкальные физкультминутки. Мною создана целая папка, в которой можно найти и динамические паузы, и зарядку для глаз,   клипы с детскими песнями и презентации для каждого класса почти по каждому произведению. В течение 9 лет я использую в образовательном процессе возможности современного  инструмента ­ интерактивной доски,  которая   установлена   в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором. Кто имеет это «сокровище»,   того   не   нужно   убеждать   в   том,   что  наличие   в   классе   ИД является действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном   использовании   помогает   влиять   на   качество   обучения     и эффективность   учительского   труда. Если   коротко,   то  работа   с   доской позволяет сэкономить драгоценное время урока, это способ сосредоточить и удерживать   внимание   школьников,   у   которых   процессы   возбуждения   и торможения   не   уравновешены. Она   используется  как   обычная   доска   для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);  как   демонстрационный   экран;   как   интерактивный   инструмент.   Проводя  уроки   с  использованием   интерактивной   доски,  я   вижу   восхищённые   глаза своих учащихся.                       Чтобы   урок   стал   эффективным,   не   надо   забывать   и   о   стиле взаимоотношений между учителем и учениками. Похвала, одобрение ответа учащихся, одобрительное покачивание головой, слова «молодец», «умничка», «всё   правильно,   продолжай».   Тон   моего   голоса   доброжелательный, поддерживающий. Я дополняю ответы учащихся, а не отвергаю и ни в коем случае   не   показываю   неправильность   мыслей   учащихся.   «Давай   подумаем вместе», «а что будет, если…» Не использую крик на уроке с целью изменить поведение учащихся. Поэтому, одним из наиважнейших факторов достижения высоких педагогических целей на уроке считаю   психологический комфорт учащихся:  условия   жизни,   пребывания,   обстановка,   обеспечивающие   удобство, спокойствие и уют; совокупность  качественная   сторона   межличностных   отношений, психологических   условий,   способствующих   или   препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности;   исходное условие государственных стандартов, целью которых является создание   социально­педагогической   среды   для   максимального   личностного развития и успешного обучения ребёнка.     Мною собран практический материал по теме «Как интересно начать урок». Создание ситуации успеха. •  учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает   пожелать   друг   другу   удачи   (хлопки   в   ладони   друг друга с соседом по парте); •  учитель   предлагает   детям   подумать,   что   пригодится   для успешной работы на уроке; дети высказываются;  • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);          Мотивация познавательной деятельности на уроке Эффективность   современного   урока   основывается   на   применении новых форм обучения. Я получаю большую радость и стимул к дальнейшей плодотворной деятельности, когда удаётся вовлечь всех учащихся в работу: и сильный, и слабый ученик находит себе на уроке посильную ему работу, а по итогам   урока   показывают   хорошие   знания.   Поэтому   считаю,   что эффективный   урок   –   это   такой   урок,   где   значение   имеет   повышение мотивации учащихся к изучению предмета. Для того чтобы сформулировать такие   мотивы   учебной   деятельности,   используется   весь   арсенал   методов организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные   методы,   а   также   методы   самостоятельной   учебной   работы. Учитель,   прежде   всего,   должен   пробудить   в   ребёнке   желание   познавать, искать   и   экспериментировать.   А   для   этого   недостаточно   пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила.           Залогом   успешной   речевой   активности   учащихся   являются нетрадиционные  формы  уроков, проведение  которых  дают  возможность   не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую   самостоятельность,  обучать   работе   с   различными   источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.            Видов   нестандартных   уроков     очень   много:   уроки   –   игры,   сказки, состязания, викторины, путешествия, КВН, праздники, песни, учебное кино, интегрированные   уроки.   их   работоспособность   Ученики   увлечены, повышается, результативность урока возрастает — вот что важно.  Для   повышения   эффективности   усвоения   новых   знаний   педагог   должен   в первую   очередь   избегать   монотонности   работы   на   уроке.   Пассивное записывание   под   диктовку,   или   слушание   монолога   учителя   порой   на протяжении   получаса   равносильны   пустому   времяпрепровождению. Напротив,   каждого   учащегося   необходимо   стимулировать   к   активности, рассуждениям, самостоятельному поиску, тогда и знания укоренятся крепко, и сам урок не будет восприниматься классом как тяжелое время дня, которое просто надо переждать.         Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока       Заканчиваю урок рефлексией. Подводится итог урока, обсуждение того, что   узнали,   и   того,   как   работали   –   т.е.   каждый   оценивает   свой   вклад   в достижение   поставленных   в   начале   урока   целей,   свою   активность,  осознание увлекательность   и   полезность   учебного   материала.  Цель: учащимися   своей   УД   (учебной   деятельности),   самооценка   результатов деятельности своей и всего класса. Можно выделить следующие этапы формирования самоконтроля: 1­й этап. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя. 2­й   этап.  Ученик   должен   научиться   наблюдать   и   анализировать   учебную деятельность   своих   товарищей.   Взаимопроверка   служит   хорошей   школой воспитания   самоконтроля   ­   ведь   обнаружить   ошибки   в   работе   товарища гораздо   легче,   чем   в   собственной,   а   полученные   навыки   контроля   ученик переносит на свою деятельность. 3­й   этап.    Ученик   должен   научиться   осуществлять   наблюдение   за   своей учебной   деятельностью,   самооценку   и   выполнять   ее   самоанализ, самокоррекцию.  С   введением   рефлексии   повышается   ответственность   учащихся   за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой. Результаты      Подводя итог, хочется сказать, что по взаимосвязи цели, содержания и результата   на   уроке,   по   учету   особенностей   учащихся   и   их   влияние   на результат урока можно судить об эффективности урока. Эффективность любого урока определяется не только тем, что учитель пытается дать детям, а прежде всего тем, что именно они взяли в процессе обучения. Учеником можно назвать не того, кого учитель учит, а того, кто у него учится. Знать – это не значит зазубрить. Это значит осмыслить и запомнить. Результат   эффективности   деятельности   на   уроке   зависит   и   от профессионализма учителя, а именно, от знания предмета; культуры общения; любви к детям. Эффективный урок – это, прежде всего, урок, освобожденный от   страха:   никто   никого   не   боится   на   уроке,   никто   никого   не   пугает. Поскольку урок – общение человека с другим человеком, то педагог должен предъявлять ученикам наивысшие образцы культуры общения.  Результатом   своей   работы  по   проблеме   эффективности   урока,  считаю следующее:  Школьники продвигаются в общем развитии.  Существенно возрастает мотивация и интерес учащихся к учению.  Гарантируется качественное и полное изучение материала.  Создаются благоприятные условия для взаимопонимания и  эффективного взаимодействия учителя и учащихся.  Повышается   качество   знаний,   успеваемость   учащихся,   все   ученики успевают на «4» и «5»( уже четвероклассники)  Высокая   активность   учащихся   в   течение   урока   (учитываю   мнение учителей, ведущих уроки в данном классе) Используя   цифровые   образовательные   ресурсы,   разработанные   на   ученики   являются   активными   участниками федеральном   уровне,   мои   олимпиад, викторин, получают  грамоты, дипломы: на сайте  https://uchi.ru/ образовательный   портал   на   базе   интерактивной   платформы   для   обучения детей, https://znanio.ru/  образовательный портал для педагогов, школьников и родителей.      Проблемы и перспективы.          Подводя   итоги   всего   вышесказанного,   хочется   сказать,   что   результат эффективности   деятельности   на   уроке   зависит   не   только   от профессионализма   и   творчества   учителя.   Существует   ряд   факторов, которые могут помешать эффективности урока:               ­ слабая материально – техническая база;                ­ неумелое использование имеющего оборудования;                        ­  нежелание школьников   учиться. (Желающих учиться с каждым годом становится всё меньше. По данным психологов, среди поступающих в школу   только   50%   хотят   учиться,   а   к   новому   году   мы   теряем   ещё   20% желающих.)    ­ инфантильность детей. (Эрозия внимания, хроническая рассеянность и   гиперактивность   –   всё   это   проявление   определённой   инфантильности ссовременных детей)             ­ конфликты между педагогом и учащимися;             ­   недостаточное   развитие   общеучебных   умений   и   навыков   (умение работать   с   учебником   и   дополнительной   литературой,   умение   выделять главное,   сравнивать   факты,   явления,   события,   высказывать   суждения, обобщать, умение слушать друг друга, умение правильно оформлять и вести тетрадь и др.);             ­   загруженность   учителя   (как   следствие,   недостаток   времени   на подготовку к уроку);             ­   человеческий   фактор   (ученик   опоздал   на   урок,   заболел,   плохое настроение и т.д.)   Для   успешности   учебного   процесса   необходимо   учитывать   все вышеперечисленные причины снижения эффективности и качества урока и работать в первую очередь над устранением данных причин.       Народный учитель, педагог­новатор, Виктор Федорович Шаталов  утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен  сработать эффект «солёного огурца». Главное – создать рассол. Тогда какой  бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как  говорил Шаталов: «У нас нет плохих огурцов». Мне хотелось бы перенести  эти слова на всю нашу систему образования. Надо создать такие условия,  такой «рассол», чтобы в любом образовательном учреждении любой учитель, любой ученик чувствовал себя комфортно, тогда и будет результат ­ качество  образования.                  Спасибо за внимание. Литература: 1. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077 2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.  От действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. ­ 2­е  изд. ­ М. : Просвещение, 2010. ­ 152 с. : ил. ­ (Стандарты второго поколения). 3.    Карабанова О.А.    Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной  школы / О. А. Карабанова  // Управление начальной школой. ­ 2009. ­ № 12. 4.  Климанова Л.Ф.   Универсальные учебные действия обучающихся : примеры  формирования / Л. Ф. Климанова// Управление начальной школой. ­  5.   Зотов Ю.Б. Организация современного урока /Под ред. П.И.  Пидкасистого, М., 1984.

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"

Обобщение опыта по теме "Слагаемые успеха эффективного урока"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018