Обобщение опыта по теме "Технологии психологического сопровождения семьи"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 15.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье представлен опыт применения методов и технологий, применяемых психологической службой при работе с семьями обучающихся. Представлен практический материал по работе с семьями детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ. Будет интересен для психологов, соцпедагогов, классных руководителей для работы с детьми и их родителями.
Иконка файла материала технологии психологического сопровождения семьи.doc
Белова Светлана Николаевна, Синицына Светлана Владимировна, Педагоги­психологи МБОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ»  г.Березники Технологии  психологического сопровождения семьи Семейное   благополучие   в   большей   степени   оказывает   влияние   на развитие   ребенка   с   ОВЗ.   Но   семьи   обладают   разным   воспитательным потенциалом, реализуют различные воспитательные функции, многие из них имеют потребность в психологическом сопровождении или помощи психолога. Многие   родители   в   сложившейся   ситуации   не   способны   самостоятельно справиться с навалившимся на них грузом проблем. Большинство родителей нуждается в информационной помощи. С   учетом   выявленных   проблем   в   работе   с   семьей   мы   применяем следующие методы, подходы, технологии: Метод   междисциплинарного   ведения   случая  –   это   комплекс мероприятий, проводимых совместно с командой педагогов и специалистов для достижения общих целей по улучшению качества жизни обучающегося, защиты   его   интересов   и   прав.   При   планировании   работы   учитываем рекомендации,   полученные   заместителем   директора   на   курсах   «Программа взаимодействия педагогов ОУ с семьей в условиях реализации ФГОС». Технология социально­культурной деятельности  – создание условий для детей и родителей, для их свободного общения и познания, т.е. такую воспитательную и развивающую  среду, которая позволит им содержательно и интересно   проводить   время.   Организована   и   действует   система   детско­ родительских   мероприятий,   имеющих   воспитательное   значение,   в   рамках которых проводятся тематические представления и конкурсы, организуются благотворительные   акции   и   реализуются   проекты   (День   матери,   участие   в конкурсе   презентаций   лучшего   опыта   семейного   воспитания,   в   ежегодном школьном празднике «Семья – это здорово», в проекте «Жизнь – радуга: играй красками» (совместно с ДЦБ), в проекте «Увидеть мир сердцем» (совместно с музыкальной школой и многие другие). Технологии формирования ответственного родительства, ценности семейной   жизни.   С   2012   года   школа   имеет   статус   экспериментальной, инновационной,   стажерской   площадки   от   НОУ   «Академия   родительского образования»   г.Перми.   Мы   прошли   повышение   квалификации   по   теме «Технологии духовно­нравственного воспитания детей и родителей». С 2014 года  ежегодно   принимаем участие   в  работе  краевых   научно­практических конференций,   проводимых     на   базе   школы   совместно   с   «Академией родительского   образования»   («Технологии   формирования   осознанного   как   неотемленный родительства»,   «Духовно­нравственное   воспитаниекомпонент   реализации   ФГОС»).   В   своей   работе   с   семьями   обучающихся активно используем наиболее эффективные практики.  Педагогическое информирование  (просвещение)  широко применяем в целях   повышения   психолого­педагогической   и   социально­правовой компетентности   родителей   в   вопросах   воспитания,   общения   с   ребенком,   а также по защите интересов семьи. Данную работу организуем в традиционных и   нетрадиционных   формах:   «семейные   чтения»,   «родительские   тренинги», «тематические   консультации»,   «семейные викторины»,   «оформление   стендов»,   «родительские   собрания»,   «выпуск буклетов и памяток». В старших классах реализуем программу «Этика».   «семинары­практикумы», Технологии формирования здорового образа жизни.  Участие в Днях здоровья,   городских   профилактических   акциях,   в   городских   фестивалях спорта   для   детей­инвалидов   «Без   участия   нет   побед»,   «Спорт   в   сердце каждого»,   выезд   на   лыжную   базу   «Снежинка»   (совместно   с   ЦДЮНТТ), посещение бассейна «Кристалл» и многие другие мероприятия спососбствуют приобщению детей совместно с их родителями к ведению здорового образа жизни.    Реализуем программу «Психология здоровья» в 5­6 классах. Более эффективному   внедрению   данной   технологии   способствует   обучение   на курсах по данному направлению.   «Развитие   эмоционально­волевой   сферы», В своей работе применяем технологии профилактики девиантности и асоциальности. В летнее оздоровление проводим занятия для обучающихся «группы   риска»   и   СОП,   инвалидов   и   детей   из   малообеспеченных   семей, которые   вовлекаются   в   летнюю   занятость   в   первую   очередь.   Реализуем программы   внеурочной   деятельности   и   факультативных   курсов   «Уроки добра»,   социально­ психологические профилактические программы   с детьми «группы риска» и СОП   «Сталкер»,   «Точка   опоры».   В   рамках   реализации     «Национальной стратегии действий в интересах детей 2012­2017гг. используем   в работе с обучающимися   методические   материалы   международного   дистанционного информационно­образовательного проекта «Медиация в образовании» в целях профилактики   негативных   социальных   явлений,   жестокости   в   детско­ юношеской среде, в целях формирования бесконфликтной среды и внедрения в практику работы образовательной организации восстановительного подхода, медиативного способа урегулирования споров.   Технология   домашнего   визитирования  совместно   с   педагогами   и специалистами позволяет нам иметь более четкое и наглядное представление о том, в каких условиях живут семья и ребенок, какие существуют проблемы и конфликты,   а   следовательно,   сделать   вывод   о   том,   какие   виды   помощи необходимо в данном случае предоставить. Плановый мониторинг ситуации в семье, находящейся на контроле,  позволяет фиксировать положительные или негативные изменения. Кроме этого осуществляются внеплановые домашние визиты   в   семьи,   которые   находятся   уже   на   крайней   стадии   кризиса   и нуждаются в экстренной помощи, но сами по разным причинам не обращаются или   не   попадают   в   систему   социальной   защиты.   Как   правило,   сигналы   о наличии   проблемы   нам   поступают   со   стороны   соседей,   знакомых, родственников   семьи   или   выявляются   на   школьных   консилиумах,   советахпрофилактики. По итогам посещения семьи составляем акт жилищно­бытовых условий или информационную карту, ознакамливаем с результатами законных представителей. Семейная   терапия   на   дому  дополняет   технологию   домашнего визитирования и может быть включена в программу комплексной работы с семьей.   Работа   с   семьей   и   ребенком   в   среде,   в   которой   они   живут, стимулирует   развитие адаптационного семейного потенциала и разрешение конфликтов.   Кроме   этого,   данную   технологию   применяем   в   семьях,   когда родитель или ребенок не могут прийти в школу по состоянию здоровья или у них имеется «психологический барьер» к посещению школы.     Семейное (индивидуальное,   консультирование групповое). Консультативную помощь оказываем в зависимости от запроса клиента или возникшей   проблемы.   Осуществляем   деятельность   в   сфере   оказания психологических услуг семьям и детям, находящимся в кризисном состоянии, в этом помогает пройденная  профессиональная переподготовка по программе «Кризисный психолог». При необходимости привлекаются другие субъекты профилактики города (специалисты, службы, учреждения). Построению   работы   по   психологическому   сопровождению   семьи   и применению  данных технологий  нам помогает постоянное самообразование и обучение на курсах: «Профилактика деструктивных форм поведения  у детей и подростков», «Технологии профилактики школьного насилия (буллинга) в образовательном   пространстве»,   «Восстановительный   подход   в   работе   с несовершеннолетними»,   «Медиативные   технологии   в   работе   классного руководителя»,   «Технологии   реабилитации   семей   и   детей,   находящихся   в социально опасном положении», «Технологии психосоциальной помощи детям и   подросткам   в   ситуации   суицидального   риска»,   «Системный   подход   при организации помощи детям из дисфункциональных семей».