Обобщение опыта по теме "Технологии психологического сопровождения семьи"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +1
Взрослым
15.05.2018
В статье представлен опыт применения методов и технологий, применяемых психологической службой при работе с семьями обучающихся. Представлен практический материал по работе с семьями детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ. Будет интересен для психологов, соцпедагогов, классных руководителей для работы с детьми и их родителями.
технологии психологического сопровождения семьи.doc
Белова Светлана Николаевна,
Синицына Светлана Владимировна,
Педагогипсихологи
МБОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ» г.Березники
Технологии психологического сопровождения семьи
Семейное благополучие в большей степени оказывает влияние на
развитие ребенка с ОВЗ. Но семьи обладают разным воспитательным
потенциалом, реализуют различные воспитательные функции, многие из них
имеют потребность в психологическом сопровождении или помощи психолога.
Многие родители в сложившейся ситуации не способны самостоятельно
справиться с навалившимся на них грузом проблем. Большинство родителей
нуждается в информационной помощи.
С учетом выявленных проблем в работе с семьей мы применяем
следующие методы, подходы, технологии:
Метод междисциплинарного ведения случая – это комплекс
мероприятий, проводимых совместно с командой педагогов и специалистов
для достижения общих целей по улучшению качества жизни обучающегося,
защиты его интересов и прав. При планировании работы учитываем
рекомендации, полученные заместителем директора на курсах «Программа
взаимодействия педагогов ОУ с семьей в условиях реализации ФГОС».
Технология социальнокультурной деятельности – создание условий
для детей и родителей, для их свободного общения и познания, т.е. такую
воспитательную и развивающую среду, которая позволит им содержательно и
интересно проводить время. Организована и действует система детско
родительских мероприятий, имеющих воспитательное значение, в рамках
которых проводятся тематические представления и конкурсы, организуются
благотворительные акции и реализуются проекты (День матери, участие в
конкурсе презентаций лучшего опыта семейного воспитания, в ежегодном
школьном празднике «Семья – это здорово», в проекте «Жизнь – радуга: играй
красками» (совместно с ДЦБ), в проекте «Увидеть мир сердцем» (совместно с
музыкальной школой и многие другие).
Технологии формирования ответственного родительства, ценности
семейной жизни. С 2012 года школа имеет статус экспериментальной,
инновационной, стажерской площадки от НОУ «Академия родительского
образования» г.Перми. Мы прошли повышение квалификации по теме
«Технологии духовнонравственного воспитания детей и родителей». С 2014
года ежегодно принимаем участие в работе краевых научнопрактических
конференций, проводимых
на базе школы совместно с «Академией
родительского образования» («Технологии формирования осознанного
как неотемленный
родительства», «Духовнонравственное воспитание компонент реализации ФГОС»). В своей работе с семьями обучающихся
активно используем наиболее эффективные практики.
Педагогическое информирование (просвещение) широко применяем в
целях повышения психологопедагогической и социальноправовой
компетентности родителей в вопросах воспитания, общения с ребенком, а
также по защите интересов семьи. Данную работу организуем в традиционных
и нетрадиционных формах: «семейные чтения», «родительские тренинги»,
«тематические консультации»,
«семейные
викторины», «оформление стендов», «родительские собрания», «выпуск
буклетов и памяток». В старших классах реализуем программу «Этика».
«семинарыпрактикумы»,
Технологии формирования здорового образа жизни. Участие в Днях
здоровья, городских профилактических акциях, в городских фестивалях
спорта для детейинвалидов «Без участия нет побед», «Спорт в сердце
каждого», выезд на лыжную базу «Снежинка» (совместно с ЦДЮНТТ),
посещение бассейна «Кристалл» и многие другие мероприятия спососбствуют
приобщению детей совместно с их родителями к ведению здорового образа
жизни. Реализуем программу «Психология здоровья» в 56 классах. Более
эффективному внедрению данной технологии способствует обучение на
курсах по данному направлению.
«Развитие эмоциональноволевой сферы»,
В своей работе применяем технологии профилактики девиантности и
асоциальности. В летнее оздоровление проводим занятия для обучающихся
«группы риска» и СОП, инвалидов и детей из малообеспеченных семей,
которые вовлекаются в летнюю занятость в первую очередь. Реализуем
программы внеурочной деятельности и факультативных курсов «Уроки
добра»,
социально
психологические профилактические программы с детьми «группы риска» и
СОП «Сталкер», «Точка опоры». В рамках реализации «Национальной
стратегии действий в интересах детей 20122017гг. используем в работе с
обучающимися методические материалы международного дистанционного
информационнообразовательного проекта «Медиация в образовании» в целях
профилактики негативных социальных явлений, жестокости в детско
юношеской среде, в целях формирования бесконфликтной среды и внедрения
в практику работы образовательной организации восстановительного подхода,
медиативного способа урегулирования споров.
Технология домашнего визитирования совместно с педагогами и
специалистами позволяет нам иметь более четкое и наглядное представление о
том, в каких условиях живут семья и ребенок, какие существуют проблемы и
конфликты, а следовательно, сделать вывод о том, какие виды помощи
необходимо в данном случае предоставить. Плановый мониторинг ситуации в
семье, находящейся на контроле, позволяет фиксировать положительные или
негативные изменения. Кроме этого осуществляются внеплановые домашние
визиты в семьи, которые находятся уже на крайней стадии кризиса и
нуждаются в экстренной помощи, но сами по разным причинам не обращаются
или не попадают в систему социальной защиты. Как правило, сигналы о
наличии проблемы нам поступают со стороны соседей, знакомых,
родственников семьи или выявляются на школьных консилиумах, советах профилактики. По итогам посещения семьи составляем акт жилищнобытовых
условий или информационную карту, ознакамливаем с результатами законных
представителей.
Семейная терапия на дому дополняет технологию домашнего
визитирования и может быть включена в программу комплексной работы с
семьей. Работа с семьей и ребенком в среде, в которой они живут,
стимулирует развитие адаптационного семейного потенциала и разрешение
конфликтов. Кроме этого, данную технологию применяем в семьях, когда
родитель или ребенок не могут прийти в школу по состоянию здоровья или у
них имеется «психологический барьер» к посещению школы.
Семейное
(индивидуальное,
консультирование
групповое).
Консультативную помощь оказываем в зависимости от запроса клиента или
возникшей проблемы. Осуществляем деятельность в сфере оказания
психологических услуг семьям и детям, находящимся в кризисном состоянии,
в этом помогает пройденная профессиональная переподготовка по программе
«Кризисный психолог». При необходимости привлекаются другие субъекты
профилактики города (специалисты, службы, учреждения).
Построению работы по психологическому сопровождению семьи и
применению данных технологий нам помогает постоянное самообразование и
обучение на курсах: «Профилактика деструктивных форм поведения у детей
и подростков», «Технологии профилактики школьного насилия (буллинга) в
образовательном пространстве», «Восстановительный подход в работе с
несовершеннолетними», «Медиативные технологии в работе классного
руководителя», «Технологии реабилитации семей и детей, находящихся в
социально опасном положении», «Технологии психосоциальной помощи детям
и подросткам в ситуации суицидального риска», «Системный подход при
организации помощи детям из дисфункциональных семей».
Обобщение опыта по теме "Технологии психологического сопровождения семьи"
Обобщение опыта по теме "Технологии психологического сопровождения семьи"
Обобщение опыта по теме "Технологии психологического сопровождения семьи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.