В статье представлен опыт применения методов и технологий, применяемых психологической службой при работе с семьями обучающихся. Представлен практический материал по работе с семьями детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ. Будет интересен для психологов, соцпедагогов, классных руководителей для работы с детьми и их родителями.
Белова Светлана Николаевна,
Синицына Светлана Владимировна,
Педагогипсихологи
МБОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ» г.Березники
Технологии психологического сопровождения семьи
Семейное благополучие в большей степени оказывает влияние на
развитие ребенка с ОВЗ. Но семьи обладают разным воспитательным
потенциалом, реализуют различные воспитательные функции, многие из них
имеют потребность в психологическом сопровождении или помощи психолога.
Многие родители в сложившейся ситуации не способны самостоятельно
справиться с навалившимся на них грузом проблем. Большинство родителей
нуждается в информационной помощи.
С учетом выявленных проблем в работе с семьей мы применяем
следующие методы, подходы, технологии:
Метод междисциплинарного ведения случая – это комплекс
мероприятий, проводимых совместно с командой педагогов и специалистов
для достижения общих целей по улучшению качества жизни обучающегося,
защиты его интересов и прав. При планировании работы учитываем
рекомендации, полученные заместителем директора на курсах «Программа
взаимодействия педагогов ОУ с семьей в условиях реализации ФГОС».
Технология социальнокультурной деятельности – создание условий
для детей и родителей, для их свободного общения и познания, т.е. такую
воспитательную и развивающую среду, которая позволит им содержательно и
интересно проводить время. Организована и действует система детско
родительских мероприятий, имеющих воспитательное значение, в рамках
которых проводятся тематические представления и конкурсы, организуются
благотворительные акции и реализуются проекты (День матери, участие в
конкурсе презентаций лучшего опыта семейного воспитания, в ежегодном
школьном празднике «Семья – это здорово», в проекте «Жизнь – радуга: играй
красками» (совместно с ДЦБ), в проекте «Увидеть мир сердцем» (совместно с
музыкальной школой и многие другие).
Технологии формирования ответственного родительства, ценности
семейной жизни. С 2012 года школа имеет статус экспериментальной,
инновационной, стажерской площадки от НОУ «Академия родительского
образования» г.Перми. Мы прошли повышение квалификации по теме
«Технологии духовнонравственного воспитания детей и родителей». С 2014
года ежегодно принимаем участие в работе краевых научнопрактических
конференций, проводимых
на базе школы совместно с «Академией
родительского образования» («Технологии формирования осознанного
как неотемленный
родительства», «Духовнонравственное воспитаниекомпонент реализации ФГОС»). В своей работе с семьями обучающихся
активно используем наиболее эффективные практики.
Педагогическое информирование (просвещение) широко применяем в
целях повышения психологопедагогической и социальноправовой
компетентности родителей в вопросах воспитания, общения с ребенком, а
также по защите интересов семьи. Данную работу организуем в традиционных
и нетрадиционных формах: «семейные чтения», «родительские тренинги»,
«тематические консультации»,
«семейные
викторины», «оформление стендов», «родительские собрания», «выпуск
буклетов и памяток». В старших классах реализуем программу «Этика».
«семинарыпрактикумы»,
Технологии формирования здорового образа жизни. Участие в Днях
здоровья, городских профилактических акциях, в городских фестивалях
спорта для детейинвалидов «Без участия нет побед», «Спорт в сердце
каждого», выезд на лыжную базу «Снежинка» (совместно с ЦДЮНТТ),
посещение бассейна «Кристалл» и многие другие мероприятия спососбствуют
приобщению детей совместно с их родителями к ведению здорового образа
жизни. Реализуем программу «Психология здоровья» в 56 классах. Более
эффективному внедрению данной технологии способствует обучение на
курсах по данному направлению.
«Развитие эмоциональноволевой сферы»,
В своей работе применяем технологии профилактики девиантности и
асоциальности. В летнее оздоровление проводим занятия для обучающихся
«группы риска» и СОП, инвалидов и детей из малообеспеченных семей,
которые вовлекаются в летнюю занятость в первую очередь. Реализуем
программы внеурочной деятельности и факультативных курсов «Уроки
добра»,
социально
психологические профилактические программы с детьми «группы риска» и
СОП «Сталкер», «Точка опоры». В рамках реализации «Национальной
стратегии действий в интересах детей 20122017гг. используем в работе с
обучающимися методические материалы международного дистанционного
информационнообразовательного проекта «Медиация в образовании» в целях
профилактики негативных социальных явлений, жестокости в детско
юношеской среде, в целях формирования бесконфликтной среды и внедрения
в практику работы образовательной организации восстановительного подхода,
медиативного способа урегулирования споров.
Технология домашнего визитирования совместно с педагогами и
специалистами позволяет нам иметь более четкое и наглядное представление о
том, в каких условиях живут семья и ребенок, какие существуют проблемы и
конфликты, а следовательно, сделать вывод о том, какие виды помощи
необходимо в данном случае предоставить. Плановый мониторинг ситуации в
семье, находящейся на контроле, позволяет фиксировать положительные или
негативные изменения. Кроме этого осуществляются внеплановые домашние
визиты в семьи, которые находятся уже на крайней стадии кризиса и
нуждаются в экстренной помощи, но сами по разным причинам не обращаются
или не попадают в систему социальной защиты. Как правило, сигналы о
наличии проблемы нам поступают со стороны соседей, знакомых,
родственников семьи или выявляются на школьных консилиумах, советахпрофилактики. По итогам посещения семьи составляем акт жилищнобытовых
условий или информационную карту, ознакамливаем с результатами законных
представителей.
Семейная терапия на дому дополняет технологию домашнего
визитирования и может быть включена в программу комплексной работы с
семьей. Работа с семьей и ребенком в среде, в которой они живут,
стимулирует развитие адаптационного семейного потенциала и разрешение
конфликтов. Кроме этого, данную технологию применяем в семьях, когда
родитель или ребенок не могут прийти в школу по состоянию здоровья или у
них имеется «психологический барьер» к посещению школы.
Семейное
(индивидуальное,
консультирование
групповое).
Консультативную помощь оказываем в зависимости от запроса клиента или
возникшей проблемы. Осуществляем деятельность в сфере оказания
психологических услуг семьям и детям, находящимся в кризисном состоянии,
в этом помогает пройденная профессиональная переподготовка по программе
«Кризисный психолог». При необходимости привлекаются другие субъекты
профилактики города (специалисты, службы, учреждения).
Построению работы по психологическому сопровождению семьи и
применению данных технологий нам помогает постоянное самообразование и
обучение на курсах: «Профилактика деструктивных форм поведения у детей
и подростков», «Технологии профилактики школьного насилия (буллинга) в
образовательном пространстве», «Восстановительный подход в работе с
несовершеннолетними», «Медиативные технологии в работе классного
руководителя», «Технологии реабилитации семей и детей, находящихся в
социально опасном положении», «Технологии психосоциальной помощи детям
и подросткам в ситуации суицидального риска», «Системный подход при
организации помощи детям из дисфункциональных семей».