Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ
Оценка 4.8

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Оценка 4.8
Подготовка к тестированию
doc
русский язык
9 кл
26.12.2018
Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ
Данный материал обобщает мой опыт работы по подготовке учащихся к успешной сдаче ОГЭ в 9 классе.. Приводятся различные упражнения для решения тестовых заданий, идет работа с текстом. Даю поэтапную работу над сжатым изложением. Данные упражнения позволяют закрепить материал и выработать навыки в решении теста и написании изложения.
выступление - опыт работы.doc
. Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников  испытывает затруднения при выполнении всех  видов заданий ГИА, что объясняется  преимуществом информационного принципа преподавания над практическим подходом к обучению русскому языку. Поэтому объектом контроля должны являться не  отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную  компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:    лингвистическую;    языковую;    коммуникативную.  Необходимо выделить  следующие направления работы:  •формирование умения решать задания разного уровня;  •развитие мотивации и целеполагания;   •развитие самоконтроля; •формирование уверенности и положительной самооценки.  Для лучшей подготовки учащихся педагог должен:  •правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки  учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;  •организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету; использовать такие формы контроля, как тест, комплексная работа с текстом,  сочинение­размышление.  Готовить к итоговой аттестации учеников я начинаю с 5 класса. Тест становится одной  из форм контроля знаний.   Чтобы учащиеся успешно сдали экзамен, часто на уроках использую такие формы  работы: найди и исправь ошибку, выпиши слова, написанные без ошибок (умираю,  умир, блистящий, блистаю),  составь словарный диктант на данную орфограмму,  помоги другу найти его ошибки, проверь словарный диктант у соседа. Такие формы  работы позволяют выработать навыки грамотного письма, запомнить орфограмму и  впоследствии найти её в большом словарном объёме.                                                            В 9 классе на уроках и элективных занятиях идет решение тестов .  Каждое задание из тестов ГИА анализируется, дается необходимая теоретическая база для решения того или иного задания, а также предлагаются тестовые варианты ГИА,  чтобы закрепить каждую  тему. В связи с этим собираю базу тестовых заданий по всем темам школьного курса.   Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и  диагностические работы в режиме on-line, предлагаю ученикам  выполнять их в домашних условиях. Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах  итоговой аттестации учащиеся активно работают в режиме on-line. Хорошие результаты на экзамене дает систематическая совместная работа по решению тестов. На элективных курсах  мы вместе с учащимися  объясняем смысл каждой формулировки теста. Это позволяет осознанно подходить к  выполнению задания. Например: В11. Среди предложений 19 – 22 найдите предложение с обособленным  членом приложением.  Предлагаю объяснить, что значит «обособленный член предложения», вспомнить «по  каким признакам мы узнаем, что перед нами приложение?». Тестовые задания В11 я  даю уже в 8 классе. Особое место занимают вопросы части А7: Прочитайте предложения 15 – 17. Какое  средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях?  Для того чтобы обучающиеся уверенно отвечали, работа по определению тропа  проводится не только на уроках русского языка, но и литературы. На столах во время  урока я кладу информационные папки с формулировкой каждого тропа. Если  обучающийся забыл или не уверен в ответе, он может обратиться к информационному  помощнику. Таким образом, обучающийся осознанно запоминает тропы,  хотя  определения заставляю выучить наизусть.  Большое внимание уделяю вопросам В8.Замените словосочетание ЕЛОВЫЕ ШИШКИ,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью  управления.  Предостеречь нужно учащихся от грамматических ошибок, которые возникают в  результате перестроения. Работу с подобными заданиями начинаю уже в 8 классе после изучения видов связи в словосочетании. В9. Выпишите грамматическую основу… Советую больше давать предложений  безличных, неопределённо­личных, определённо­личных. А также где использованы  составные глагольные сказуемые и составные именные сказуемые, особенно с нулевой  связкой. Каждое из этих заданий отдельно отрабатывается тестами, после которых провожу проверочные работы. Эффективные приёмы ­ работа со  схемами, таблицами  по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными  лингвистическими словарями, орфографический анализ словообразовательных  моделей, который развивает способность видеть затруднения. Систематически провожу лингвистическую разминку «Найди речевую или  грамматическую ошибку».   Как показывает опыт, не все дети способны на одном уровне овладеть изучаемым  материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю  технологию уровневой дифференциации Для этого применяю карточки базового и  продвинутого уровня.        Таким образом, для формирования устойчивого навыка орфографически  грамотного письма в резерве учителя много видов работы, но они  дадут  положительный результат только тогда, когда будут проводиться постоянно,  систематически.      На этапе комплексного применения знаний работа ведётся с текстом и предложенным к ним заданиям.  Тексты с заданиями можно использовать готовые, а можно брать упражнение из  учебника и к нему подбирать  необходимые задания. Главным условием такой работы – использование той формулировки вопроса, которая принята в демоверсиях ГИА. В  ходе систематической работы обучающиеся овладевают данной терминологией и  спокойно воспринимают задания.  Вот те упражнения, которые я использую при подготовке учащихся к экзамену. Упражнения по теме «Словосочетание» Упражнение 1. Заполните таблицу: управление, примыкание, согласование. Ее книга, ваша одежда, шел не спеша, вторая смена, вычерпать до дна, глиняная миска,  извивающаяся змея, кофе по­турецки, намерение искупаться, не увидеть сослепу,  нос  лодки, переписать набело, полюбить девушку, слушать молча, столкнуть со стола,  сходить к другу, таинственная незнакомка, черная папка, читать внимательно, ходить  обнявшись, его сумка, все книги. Упражнение 2. Найдите в следующих предложениях производные предлоги,  определите, как они образованы. Мы теперь шли навстречу мощной туче, появившейся из­за горизонта. (А.Платонов) Стук топоров вскоре затих и сменился стуком дятлов и журчанием воды около коряг. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины гнутся вслед пролетающим  облакам. (К.Паустовский) Упражнения по теме «Синтаксис» Упражнение 2.  Найдите предложения, в состав которых входят односоставные  предложения, определите их вид ( знаки препинания не расставлены). 1) Вскочили на коней поскакали к берегу откуда должна была начаться переправа.  2) Герасим чувствовал знакомый запах поспевающей ржи которым так и веяло с  тёмных полей.  3) Оксана знала и слышала всё что про неё говорили и была  капризна. 4) Рассказывают ещё что панночка собирает всякую ночь утопленниц и  заглядывает поодиночке каждой в лицо стараясь узнать которая из них ведьма.                 Упражнение 3. Замените придаточные определительные, где это воз­ можно, обособленными определениями.. Лес, который состоит исключительно из одних сосен, называется бором. 2) Бело­ розовый хребет гор, который виднелся из­за крыши, розовел в лучах заходящего  солнца. 3) Вид земли, которую покрыл первый снег, веселит сердце каждого. 4) Воздух,  который насытили испарения, терял свою прозрачность. 5) Над солнцем была кровавая  полоса, на которую мой товарищ обратил особенное внимание.  Упражнение 4.           1. Выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.          2. Выделите грамматические основы предложений.           3. Дайте характеристику каждого предложения.           4. Найдите и укажите сложные предложения, в состав которых входят:                а) односоставные безличные;                б) односоставные неопределенно­личные. Упражнения по теме « Художественно­изобразительные средства» 1.Найти и определить значение тропов и стилистических фигур в следующих текстах: 1.Когда б на роду мне написано было Лежать в колыбели богов, Меня бы небесная мамка вспоила Святым молоком облаков, И стал бы я богом ручья или сада, Стерег бы хлеба и гроба, — Но я человек, мне бессмертья не надо: Страшна неземная судьба. Спасибо, что губ не свела мне улыбка Над солью и желью земной. Ну что же, прощай, олимпийская скрипка, Не смейся, не пой надо мной. Арс.Тарковский «Земное» 2. Когда случалось проспать охоту, отдых был особенно приятен. Проснешься и долго  лежишь в постели. Во всем доме — тишина. Слышно, как осторожно ходит по  комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова трещат и стреляют. Впереди —  целый день покоя в безмолвной уже по­зимнему усадьбе. Не спеша оденешься,  побродишь по саду, найдешь в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое  яблоко, и почему­то оно покажется таким необыкновенно вкусным, совсем не таким,  как другие. (И.Бунин) Назовите изобразительно­выразительные средства. 1. Пчела из кельи восковой    Летит за данью полевой...(А.Пушкин) 2.Мы все глядим в наполеоны…(А.Пушкин) 3.Театр уж полон, ложи блещут;    Партер и кресла, всё кипит...  (А.С. Пушкин) 4.«Перекуём мечи на орала»  5. В шар земной упираясь ногами,      Солнца шар я держу на руках… (Э. Межелайтиc)  6. Соколом сизым летит в небеса….  Как показывает практика, достаточно эффективной является самостоятельная работа  учащихся по составление заданий  к готовому тексту. Ученикам предлагается  сформулировать задания и записать правильный ответ. Я предлагаю два варианта  работы с текстом: с примерными заданиями и с возможностью самостоятельной  формулировки заданий. Самостоятельная работа позволяет учащимся осмысленно  подойти к закреплению знаний. Задания к тексту. 1.Определить способ образования слов. Выпишите из предложений слова, образованные: а) приставочно­суффиксальным; б)  бессуффиксным; в) суффиксальным способом; г) путем перехода из одной части речи в другую. 2.Определите тип связи в словосочетаниях. Выпишите словосочетание (по типу). 3.Выпишите из предложений: а) частицы; б) предлоги; в) местоимения (определить  разряд); г) качественные (относительные, притяжательные) прилагательные. 4.Укажите номера предложений с обособленными конструкциями (указать вид  конструкции). 5.Определите вид односоставных предложений (знаки препинания не расставлены). 6.Определите вид сложных предложений. 7.Определите вид придаточных предложений. 8.Укажите виды  соподчинения придаточных предложений. 9.Укажите средства связи предложений в тексте. 10.Найдите в тексте изобразительно­выразительные средства, определите их вид. 1)Когда на село, расположенное в долине, легла широкая и прохладная тень от горы,  закрывающей запад, а в долине, к горизонту, все зарумянилось отблеском заката,  зарделись рощи, вспыхнули алым глянцем изгибы реки, и за рекой как золото  засверкали равнины песков, народ, пестреющий яркими, праздничными нарядами,  собрался на зеленую леваду, к белой старинной церковке, где молились еще казаки и  чумаки перед своими далекими походами. 2)Там, под открытым небом, между нагруженных телег, начался молебен, и в толпе  воцарилась мертвая тишина. 3)Голос священника звучал внятно и раздельно, и каждое  слово молитвы проникало до глубины каждого сердца... 4)Темнеет ­ и странная тишина  царит в селе. 5)Теплые южные сумерки неясной дымкой смягчают вечернюю синеву глубокой  долины, затушевывают эту огромную картину широкой низменности с темными кущами прибрежных рощ, с тускло блестящими изгибами речки, с одинокими тополями, что  чернеют над долиной. 6)Старинный Великий Перевоз сереет своими скученными  хатами в котловине у подошвы каменистой горы.7) Смутно, как полосы спелых ржей,  желтеют за рекой пески. 8)За песками, уже совсем неясно, темнеют леса. 9)И даль  становится дымчато­лиловой и сливается с сумеречными небесами. 10)Все как всегда бывало в этой мирной долине в летние сумерки... 11)Но нет, не все!  12)Много стоит хат темных, забитых и немых... 13)Уже почти все разбрелись по домам. 14)Пустеет дорога. 15)Медленно бредет по ней несколько человек, провожавших переселенцев до ближнего перекрестка.                                                                                                                            И.А. Бунин Первая часть экзамена – написание сжатого изложения по прослушанному тексту –  требует от школьников мобилизации памяти, владения нормами орфографии, навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при  этом используя уместные лексические и грамматические средства). С 8 класса я с  учениками пишу только сжатые изложения. Вначале знакомлю их с приемами сжатия.  Отработка приемов сжатия идет вместе на открытом тексте, при этом требую  максимально сохранить авторский язык и стиль, учу создавать сокращенный вариант, в  котором должны сохраниться все отличительные черты исходного текста. Только при  неоднократной совместной работе можно научиться творчески перерабатывать текст. Второй этап работы над изложением – это написание сжатого изложения со слуха,  когда текст читается учителем. Анализ текста проводится совместно: определяем  тему, идею текста и каждого абзаца в отдельности, выбираем главное. Вместе находим  те художественные средства, при помощи которых автор передает идею текста. Третий этап – работа с аудиозаписью. Это я делаю уже в 9 классе. Все 1 полугодие мы  работаем над сжатием текста по аудиозаписи. Первые 3­4 раза эта работа идет вместе,  а потом стараемся работать самостоятельно. Учащиеся работают над изложением по  алгоритму. Что делать , слушая текст первый раз: ­ мысленно делить текст на смысловые части; ­ определить тему и идею текста; ­ выделить опорные слова и понять, как в них отражается индивидуальный стиль  автора. Что делать после первого прочтения текста: ­ записать в столбик посредине листа опорные слова и словосочетания, при этом  оставляя свободное место для дополнений; ­ добавить к полученной схеме другие слова, составляя предложения; ­ исключить подробности; ­ определить стиль текста и тип речи, особенности построения текста; ­ напишите микротемы. Что делать, слушая текст второй раз: ­ соотнесите отдельные части с опорными словами по смыслу, разграничивая их на  отдельные абзацы; ­ проверьте лексическую точность окружения опорных слов. Что делать после второго прочтения текста: ­ проверить соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста; ­ соотнести смысл каждой части с основной мыслью текста ; ­ написать сжатое изложение и отредактировать его. После написания изложения часто предлагаю ученикам проанализировать работу  своего товарища: что получилось, что не получилось, все ли передано так , как надо,  какие приемы сжатия использованы. В ходе такой работы возникает понимание того,  как правильно писать, на что нужно обратить внимание.         Третья часть экзаменационной работы –  написание сочинения­рассуждения на  лингвистическую тему по предложенному высказыванию является одним из наиболее  трудных заданий экзамена.     Чтобы учащиеся осознанно выполняли  задание, а результаты работы были бы  очевидными для моих учеников и для меня, выстраиваю систему обучения написанию  сочинения – рассуждения на лингвистическую тему. Подготовку девятиклассников  провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов.            Во­первых,   начинаем подготовку к сочинению на лингвистическую тему  с  отработки композиции (структуры)  сочинения­рассуждения.      Во­вторых, повторяем  теоретические сведения  по лингвистике на уровне школьной  программы  5 ­ 9­го классов:    что изучает лингвистика;  разделы лингвистики. Составляем с учащимися  таблицу «Лексические, грамматические  явления, роль их в  тексте».    В­третьих, обязательно разбираем критерии оценки сочинений, данные в демоверсии.   Хорошее знание критериев поможет постепенно овладеть умением самостоятельно  оценивать уровень своей подготовки.  Свою работу с учащимися по подготовке написания сочинения – рассуждения на  лингвистическую тему я организовала таким образом: сначала я предложила учащимся  список  цитат, представленный в пособии И. П. Цыбулько.  Потом  отработка приема  «Чтение цитаты и ее комментария».    Пример.  Цитата  Комментарий                            Примеры из текста В языке есть… слова. В  языке есть… грамматика.  Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы  строить предложения. Л. В. Успенский  Слова называют предметы, их признаки,  действия, но сами по себе не выражают мысль. С  помощью законов грамматики мы можем  правильно связать их в предложения, которые  обладают смысловой и интонационной  законченностью.   Примеры из текста:Лексическое   и  грамматическое явления.  Мысль формирует себя без  утайки, во всей полноте;  поэтому­то она легко  находит и ясное для себя  выражение. И синтаксис, и  грамматика, и знаки  препинания охотно ей  повинуются.  М. Е. Салтыков­Щедрин  Язык – это способ осуществления мышления. Он  состоит из слов, обозначающих различные  предметы и процессы, а также из правил,  позволяющих строить из этих слов предложения.  Именно предложения, построенные по законам  грамматики и оформленные на письме с  соблюдением пунктуационных правил, являются  средством выражения мысли. Примеры из  текста:  Лексическое и синтаксическое  явления,  обоснование пунктограммы.    Далее учащиеся должны были самостоятельно распределить цитаты по темам.   Первый раздел тем  Связь грамматики и лексики в русском языке.  Лексика и фразеология.  Второй раздел тем  Фонетика. Культура речи  Третий раздел тем          Состав слова. Словообразование. Культура речи  Четвертый раздел  тем  Морфология  Пятый раздел тем   Синтаксис  Шестой раздел тем   Пунктуация  Седьмой раздел тем   Функции языка  Восьмой раздел тем   Богатство русского языка

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Обобщение опыта подготовки учащихся к сдаче ОГЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2018