Обобщение опыта работы: "Формирование личностных компетенций в условиях предшкольной подготовки"
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
Детсад
06.07.2017
Данный материал представляет собой обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование личностных компетенций в условиях предшкольной подготовки". На примере организации участия в конкурсе "Первоцветы" происходит вовлечение ребят в разные виды деятельности. Ребята вовлекаются в экологическую деятельность, выполняют разнообразные задания, пробуют свои силы в разных видах деятельности.Обобщение опыта учителя в области формирования личностных компетенций учащихся.
Обобщение опыта.docx
Из опыта работы
учителя начальных классов МБОУ СОШ №30 пос. Мостовского
Караман Светланы Анатольевны
Формирование личностных компетенций в условиях
предшкольной подготовки
В условиях модернизации образования приоритетной целью
готовой к правильному
способной к
личность с
становится развитие личности,
взаимодействию с окружающим миром,
самообразованию и саморазвитию. Результат
развитыми ключевыми компетентностями.
Введение компетенций в нормативную и практическую
составляющую образования позволяет решать проблему, типичную
для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть
набором теоретических знаний, но испытывают значительные
трудности в деятельности, требующей использования этих знаний
для решения конкретных жизненных задач или проблемных
ситуаций.
1
Компетенция – готовность субъекта эффективно организовать
внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.
Компетентности – качества, приобретенные через проживание
ситуаций, рефлексию опыта.
Особое внимание уделяется формированию личностных
компетенций. Работа в данном направлении ведётся на уроках во
внеурочное время. На современную школу и
дошкольные
учреждения обрушился шквал, лавина
различных конкурсов:
творческих, интеллектуальных, предметных, перечислять можно
долго. Во всех принимать участие абсурд. И если подойти к
конкурсу с здравой точки зрения, выбрать действительно нужный и
полезный детям, а не коммерческим предпринимателям, то
1 выиграть могут все (выиграть не в плане победы, а в плане развития
ребёнка).
Я считаю, что участие в творческих конкурсах – эффективное
личностного
формирования
средство
самосовершенистования.
компетенций
Конкурс! Хорошо! Но снова проблема. Сколько участников?
1,2,4. Как организовать работу коллектива, а не отдельных
учащихся, как привлечь к участию в конкурсе больше ребят?
Выход можно найти. Какой?
Я расскажу об опыте организации участия детей, посещавших
группу предшкольной подготовки в МБОУ СОШ №30 пос.
Мостовского в конкурсе, организованном центром «НабуКавказ»
«Первоцветы».
(Дети посещают школу один раз в неделю. Каждую субботу
у них три занятия: подготовка к обучению грамоте, письму и
математика.)
2
9 февраля 2013 года в группе предшкольной подготовки
«Филиппок» была начата работа по привлечению внимания к
проблеме защиты первоцветов.
Занятие № 1 Целеполагание.
«Знакомство с первоцветами и проблемой их сохранения»
На первом занятии я провела беседу с ребятами, из которой
сделала выводы о степени владения информацией о первоцветах. На
вопрос, «Какие вы знаете первые цветы?», ребята смогли назвать
только подснежник. Малыши знали о месте его произрастания, и на
этом кругозор знаний дошколят закончился. После вводной беседы
была проведена словарная работа, в процессе которой был выяснен
смысл слова «ПЕРВОЦВЕТЫ», ребята узнали новые названия
2 цветов: прострел, цикламен, пролеска и познакомились с проблемой
их исчезновения.
Занятие № 2 Практическая работа
«Внешний вид и названия первоцветов»
Дети были разделены на группы по 46 человек. Это
оптимальное количество для групповой деятельности, в которой
каждый ребёнок будет принимать активное участие. Выполняя
практическую работу в группах, малыши собирали из пазлов цветы
и узнавали их названия, которые надо было сложить из букв. Кроме
того, каждая группа должна была выбрать капитана (возможность
проявить лидерские качества). Затем – защита: показ первоцвета и
знакомство всех ребят с его названием (дети учат детей!).
Следующим этапом была индивидуальная работа. Ребята получили
разрезанные фотографии первоцветов. Была поставлена задача:
собрать изображение цветка и вспомнить его название. Если
название вызывало затруднение, можно было прочитать его на
обратной стороне сложенной работы.
3
Занятие № 3 Организация участия в конкурсе «Первоцвет»,
проводимым НПЦ «НАБУКавказ»
Родители и ребята в этот день были ознакомлены с положением
об участии в межрегиональном конкурсе «Первоцвет», проводимом
НПЦ «НАБУКавказ»,
с номинациями и критериями,
учитывающимися при оценке работ. Я предложила ребятам стать
участниками акции «Защитим первоцветы». Цель: распространение
информации о бережном отношении к дарам весны – первоцветам.
В преддверии праздника 8 Марта не покупать цветы на рынке, не
рвать их в лесу, рассказывать об агитационной акции своим
знакомым. Родители, в свою очередь, пообещали свозить ребят в
лес, в места произрастания первоцветов. Со следующего урока, все
ребята, которые решили принять участие в акции «Защитим
первоцветы» получили индивидуальные бейджи «Участник акции
3 «Защитим первоцветы», которые для них сделали ребята 4 «А»
класса, ученики, классным руководителем которых я сейчас
являюсь.
Занятие № 4 Организация участия в конкурсе
«Первоцвет».
Защита первых творческих работ
На следующем уроке появились 2 первые работы. Это был
рассказ, составленный Очкуровой Василисой, и её рисунок. Девочка
сама написала печатными буквами сочинение, сделала к нему
аппликацию и нарисовала карандашом рисунок. Ребята рассказали о
поездках, которые они совершили с родителями в окрестности
посёлка Мостовского, о первоцветах, которые они видели.
Занятие № 5 «Примула»
Ребята познакомились с историей возникновения названия
«Примула». Они узнали об апостоле св. Петре и его потерянных
ключах, которые по легенде, упав на землю с неба и глубоко
врезавшись в неё, послужили росту жёлтого цветка – примулы.
4
На уроке математики я решила, что будет уместно связать тему
экологии с развитием пространственных представлений. Ребята
выполняли задания по ориентировке на листе бумаги, одновременно
знакомясь с раннецветущими растениями, описывали внешний вид,
развивая внимание, память и мышление. Все растения произрастают
на территории Кубани (региональный компонент). Такую работу я
проводила на протяжении трёх следующих занятий.
В конце учебного дня
ребята и родители просмотрели
видеофильм «Пусть будет прекрасна Земля», в котором был
показан фрагмент групповой и индивидуальной работы при
знакомстве с первоцветами на первом занятии. Фильм вызвал бурю
эмоций.
4 Занятие № 6 Оформление выставки и защита творческих
работ
2 марта выставка детских работ в номинациях «Рисунки»
увеличилась. Каждый ребёнок, который принёс новую работу,
показал её товарищам и рассказал о своём замысле: что хотел
показать, почему изобразил именно это растение, где его видел.
Представление работы – это важный этап: автор должен получить
признание, оценку своего труда.
Индивидуальная работа с участниками конкурса.
Видеосъёмка творческой защиты конкурсных работ.
Я предложила ребятам сделать запись их выступлений. С
родителями был согласован день прихода в школу, составлено
расписание. В течение двух недель классный кабинет был сценой
для видеосъёмок, а ребята превратились в настоящих актёров.
Снимать фильм о каждом участнике проекта было интересно. Я
знакомилась ближе с ребятами и родителями, они со мной. А
главное, происходил постоянный процесс роста детей. Наряду с
приобретением экологических знаний, дети учились выразительно
говорить, соблюдать интонацию, логически строить предложения.
Была проведена огромная работа и с родителями и с ребятами,
которая сплотила наш коллектив.
5
Занятие № 7 Игра «Растения Кубани»
В 2012 году в рамках реализации ФГОС в школу поступило
новое оборудование – магнитные плакаты «Природное сообщество
луга», «Природное сообщество леса». В комплект карточек уже
входили изображения первоцвета весеннего,
примулы и
подснежника. Я дополнила данное пособие новыми магнитными
карточками с изображением цикламена, крокуса, гусиного лука,
ветреницы лютичной, фиалки болотной, хохлатки средней,
прострела и их названий. Детям были предложены задания:
5 соотнести названия растений с их изображением; разделить все
растения на группы: раннецветущих и летних цветов; показать
места их произрастания. Игра понравилась детям, и они охотно
возвращались к ней в свободное время, запоминая новые названия
первоцветов.
Итоги работы
За полтора месяца
узнали 14 первоцветов,
познакомились с местами их произрастания, описанием, историей
возникновения их названий, стали участниками акции.
ребята
В подготовительной группе «Филиппок» было сделано 20
творческих работ (в группе 24 ребёнка). Ребята работали с гипсом,
природным материалом, делали аппликации. Из них 15 работ были
отправлены на межрегиональный конкурс «Первоцвет»: 4
стихотворения и 11 рисунков. Ребята и родители эстетично, с
фантазией оформили свои работы.
6
Деятельность, в которой находились ребята несколько занятий,
оставит весомый след в их сознании, останется память в душе, в
фотографиях и в видеофильмах, которые юные экологи с
родителями с удовольствием будут смотреть, вспоминая о
радостных минутах творчества. Малыши попробовали себя в роли,
художников, поэтов, актёров, социальных деятелей «Защитников
первоцветов», приобрели опыт самостоятельной деятельности.
Участие в конкурсе средство формирования важных ключевых
компетенций, а учитель – по требованиям ФГОС организатор.
6
Обобщение опыта работы: "Формирование личностных компетенций в условиях предшкольной подготовки"
Обобщение опыта работы: "Формирование личностных компетенций в условиях предшкольной подготовки"
Обобщение опыта работы: "Формирование личностных компетенций в условиях предшкольной подготовки"
Обобщение опыта работы: "Формирование личностных компетенций в условиях предшкольной подготовки"
Обобщение опыта работы: "Формирование личностных компетенций в условиях предшкольной подготовки"
Обобщение опыта работы: "Формирование личностных компетенций в условиях предшкольной подготовки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.