Актуальность. Формирование установки современного человека на здоровый образ жизни приобретает исключительную актуальность в наше время, так как современное общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом и учащихся образовательных учреждений, в частности, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. По данным Министерства здравоохранения РФ, у подростков в 95 случаев из 100 зарегистрированы различные заболевания, которые впоследствии ограничивают учащихся в выборе будущей профессии. Значительная часть нарушения здоровья у детей вызвана неправильным образом жизни и недостатком двигательной активности. Активная профилактика нарушения здоровья у детей предполагает обучение здоровому образу жизни и формирование правильного отношения детей к своему здоровью. Современная медицина, косметология, диетология, психология, способны предложить огромное количество средств, которые позволят человеку
Обобщение опыта работы по теме
Учитель физической культуры
1 квалификационной категории :
Добрышев С.А
2017 год
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Введение.
Новизна опыта.
Цели и задачи опыта.
Теоретическая база опыта.
Технология опыта.
Проведение мониторинга состояния здоровья и
физической подготовленности учащихся.
3
3
34
48
810
1011
Средства и методы
Результативность опыта.
Взаимодействие с родителями.
Мониторинг уровня физического развития.
Результаты участия учащихся в ВСФК ГТО
Заключение.
1114
1415
1516
1618
1820
2013.
Список литературы.
21
214.
Приложения
2266
Введение.
Актуальность. Формирование установки современного человека на здоровый
образ жизни приобретает исключительную актуальность в наше время, так как
современное общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее
ухудшение состояния здоровья населения в целом и учащихся образовательных
учреждений, в частности, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. По
данным Министерства здравоохранения РФ, у подростков в 95 случаев из 100
зарегистрированы различные заболевания, которые впоследствии ограничивают
учащихся в выборе будущей профессии. Значительная часть нарушения здоровья у
детей вызвана неправильным образом жизни и недостатком двигательной активности.
Активная профилактика нарушения здоровья у детей предполагает обучение
3здоровому образу жизни и формирование правильного отношения детей к своему
здоровью. Современная медицина, косметология, диетология, психология, способны
предложить огромное количество средств, которые позволят человеку поддерживать
и совершенствовать себя. Но в истории нашей страны существуют яркие примеры
явлений физического, психологического и социального совершенствования, к
которым относится система ГТО. Возрождение системы ГТО может реально
повлиять на повышение уровня как психического, так и физического здоровья нации.
Новизна опыта
Опыт заключается в поэтапном введении комплекса ВФСК ГТО
(Всероссийский физкультурноспортивный комплекс « Готов к труду и обороне»)в
физкультурное образование школы, как полноценной программы и нормативной
основы физического воспитания населения страны, нацеленной на развитие
массового спорта и оздоровление нации.
Цели и задачи опыта
Исходя из выше изложенного целью данной работы является формирование
основных направлений в работе учителя физической культуры по поэтапному
внедрению комплекса ГТО в образовательный процесс школы. Для достижения данной
цели необходимо решение следующих задач:
1. Повышение уровня двигательной активности учащихся;
2. Создание комфортной среды для обучения, воспитания и оздоровления учащихся;
3. Активное и успешное участие в выполнении нормативов комплекса ВФСК ГТО;
4. Увеличение числа учащихся, активно занимающихся и пропагандирующих
физическую культуру и спорт, участвующих в оздоровительных и спортивных
мероприятиях школы, города, района, края;
5. Активизация внеурочной деятельности учащихся;
6. Улучшение здоровья учащихся.
Теоретическая база опыта
Проблема двигательного режима, физического развития и здоровья подростков
всегда является ключевой для любой страны, и слова Ф.И. Достоевского "…ибо из
подростков создаются поколения" являются яркой иллюстрацией этого утверждения.
Международный опыт показывает, что в структуре факторов, определяющих
здоровье, равно как и болезни, более 50 % приходится на образ жизни человека. По
4данным Ю.П. Лисицына, Ю.М. Комарова (1) таблица факторов, влияющих на
здоровье, выглядит так:
50 % образ жизни
2025 % экология
20 % наследственность
10 % здравоохранение.
С.Г. Добротворская (2) основную причину неблагополучия в здоровье человека
определяет именно в неправильном образе жизни. Поэтому способствовать
профилактике здоровья должен, прежде всего, определенный образ жизни,
формирование потребности в его соблюдении, воспитание у молодого поколения
определенной системы ценностной ориентации.
Что подразумевается под понятием «здоровый образ жизни»?
По этому вопросу можно встретить различные определения. Академик Ю.П.
Лисицын (1) считает, что под здоровым образом жизни следует понимать типичные
формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и
совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым
успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций.
Мы под понятием «здоровый образ жизни» подразумеваем также определенный
способ переживания смысла жизни и соответствующие этому переживанию формы
поведения, способствующие сохранению здоровья. В понятие «здоровый образ
жизни» можно также включать систему поведенческих стереотипов,
способствующих, сохранению здорового долголетия.
При этом самые разные стороны образа жизни влияют на здоровье, например, на
двигательную активность, поведение, особенности питания и т.д.
Среди факторов здорового образа жизни трудно выделить главные и
второстепенные, так как только в комплексе они могут оказывать желаемый
оздоровительный эффект, формировать здоровье подростка. Тем не менее, нельзя не
выделить такой фактор нашего образа жизни, как двигательная активность
подростка, его привычный двигательный режим, от особенностей которого в
значительной степени зависит здоровье, т.е. гармония физического развития,
функциональное состояние организма.
По мнению Ф.Ф. Харисова (3), физическая культура и спорт являются мощным
фактором воздействия на физическое и духовное развитие человека. В качестве
5наиболее важных результатов физической культуры рассматриваются: здоровье,
степень устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды,
телосложение, состояние физиологических функций, обеспечивающих определенный
уровень развития физических качеств, двигательных навыков и умений – того, что
называется физическим состоянием человека.
В мире существует множество философских систем здорового образа жизни,
много научной литературы по этому вопросу, но очень мало конкретных действий в
системе образования нашей страны по практическому использованию научных идей и
положений. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю
детям» (4) исходя из своего опыта убеждал нас в том, что примерно у 85 % всех
неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе плохое состояние
здоровья, какоенибудь недомогание или заболевание. Начинать нужно с ученика, его
семьи, учебного заведения.
2.2
В настоящее время делаются попытки исправить сложившуюся ситуацию. 1 сентября
2011 года начата работа по введению Федерального государственного
образовательного стандарта
на ступени начального общего образования, а с 1
сентября 2015 года на ступени основного общего образования. Разработана
Концепция
образования.
физкультурного
модернизации
В Концепции говорится, что изучение физической культуры направлено на
достижение следующих целей:
развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья,
расширение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими
упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
приобретение навыков в физкультурнооздоровительной и спортивно
оздоровительной деятельности;
воспитание устойчивых интересов и положительного эмоциональноценностного
отношения к физкультурнооздоровительной и спортивнооздоровительной
деятельности;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном
развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
6Ключевой попыткой стало введение в действие с 1 сентября 2014 г. в
Российской Федерации Всероссийского физкультурнооздоровительного комплекса
«Готов к труду и обороне» (ГТО) (6), главной целью данной меры является охват
всего населения страны общим физкультурноспортивным движением. Комплекс
ГТО является важным этапом в развитии системы физического воспитания,
способствующим дальнейшему внедрению физической культуры в повседневную
жизнь людей. Предполагается, что нормы нового «ГТО» будут сдавать и взрослые и
дети. Однако начато внедрение именно в системе общего образования (7).
Внедрение комплекса преследует следующие цели и задачи:
йй
йй
эффективности использования возможносте физическо
йй
повышение
культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем
развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в
осуществлении физического воспитания населения;
увеличение числа граждан, систематически занимающихся физическойй
культуро и спортом в Российской Федерации;
повышение уровня физической подготовленности и продолжительности
жизни граждан Российской Федерации;
формирование у населения осознанных потребностей в систематических
занятиях
физическом
самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни;
физической культурой и
спортом,
повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и
формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием
современных информационных технологий;
модернизация системы физического воспитания и системы развития
массового, детскоюношеского, школьного и студенческого спорта в
образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества
спортивных клубов.
Всероссийский физкультурноспортивный комплекс состоит из следующих
основных разделов (8):
виды испытаний (тесты), позволяющие определить уровень развития
физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков
(подразделяются на обязательные испытания (тесты) и испытания по выбору) и
нормативы, позволяющие оценить разносторонность (гармоничность) развития
7основных физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков в
соответствии с половыми и возрастными особенностями развития человека;
требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и
спорта;
рекомендации к недельному двигательному режиму (предусматривают
минимальный объем различных видов двигательной деятельности,
необходимый для самостоятельной подготовки к выполнению видов испытаний
(тестов) и нормативов, развития физических качеств, сохранения и укрепления
здоровья).
Мальчики и девочки от 6 до 8 лет.
То же от 9 до 10 лет.
То же от 11 до 12 лет.
Структура комплекса включает 11 ступеней, для каждой из которых установлены
виды испытаний и нормативы их выполнения для права получения в первых семи из
них бронзового, серебряного или золотого знака и без вручения знака в остальных
четырех в зависимости от пола и возраста. Кроме того, для каждой ступени
определены необходимые знания, умения и рекомендации к двигательному режиму.
1.
2.
3.
4. Юноши и девушки от 13 до 15 лет.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Виды испытаний (тесты) и нормативы включают в себя:
То же от 16 до 17 лет.
Мужчины и женщины от 18 до 29 лет.
То же от 30 до 39 лет.
То же от 40 до 49 лет.
То же от 50 до 59 лет.
То же от 60 до 69 лет.
То же старше 70 лет.
а) виды испытаний (тесты), позволяющие определить уровень развития физических
качеств и прикладных двигательных умений и навыков;
б) нормативы, позволяющие оценить разносторонность (гармоничность) развития
основных физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков в
соответствии с половыми и возрастными особенностями развития человека.
Виды испытаний (тесты) подразделяются на обязательные испытания (тесты)
и испытания по выбору. Обязательные испытания (тесты) в соответствии со
ступенями структуры Всероссийского физкультурноспортивного комплекса
подразделяются на:
а) испытания (тесты) по определению уровня развития скоростных возможностей;
8б) испытания (тесты) по определению уровня развития выносливости;
в) испытания (тесты) по определению уровня развития силы;
г) испытания (тесты) по определению уровня развития гибкости.
Испытания (тесты) по выбору в соответствии со ступенями структуры
Всероссийского физкультурноспортивного комплекса подразделяются на:
а) испытания (тесты) по определению уровня развития скоростносиловых
возможностей;
б) испытания (тесты) по определению уровня развития координационных
способностей;
в) испытания (тесты) по определению уровня овладения прикладными навыками.
В нашем регионе проект начал действовать с 1 сентября 2014 года. Краевое
министерство образования и науки выбрало 39 общеобразовательных организаций,
которые первыми начали поэтапно внедрять комплекс ГТО. Наша школа вошла в
этот список. В связи с этим назрела необходимость изменить и направить
образовательный процесс в нашей школе по предмету «физическая культура» в
современное русло, дающее возможность каждому ученику проявить себя, показать
свои возможности, приблизиться к идеалу, стать физически здоровым, сильным,
выносливым, получить удовлетворенность от занятий спортом и в награду за
старания знак отличия «золотой», «серебряный», «бронзовый».
Технология опыта
Работа по поэтапному внедрению ГТО в нашей школе началась прежде всего с
приказа директора школы «О внедрении Всероссийского физкультурноспортивного
комплекса ГТО». (Приложение№1).
Затем с целью оценки готовности обучающихся к внедрению комплекса ГТО,
коллективом учителей физической культуры школы было проведено анкетирование.
Для этого ими была разработана анкета для обучающихся 5−11х классов
«Об отношении обучающихся к введению комплекса ГТО». В анкетировании
принимали участие 296 человек (Приложение №2). Нам необходимо было понять,
насколько респонденты знакомы с содержанием комплекса. Им было предложено
по четырехбалльной системе оценить свой уровень знакомства с содержанием
комплекса ГТО (Приложение №3). Полученный результат можно признать вполне
9обнадеживающим: больше половины учеников в большей или полной мере были
знакомы с содержанием комплекса ГТО.
Однако можно многое знать и ничего не делать.
Готовность учащихся к освоению комплекса ГТО анализировалась через
отношение личности к явлению: больше половины (55,9%) опрошенных позитивно
относятся к возрождению комплекса и только 6% — отрицательно. При этом уже
сегодня необходимо осознавать: успешность процесса будет во многом зависть
от будущей позиции многочисленной группы учащихся (38,1%), которые сегодня
нейтрально настроены по отношению к физической культуре. Более того, при
переходе от теории (отношение к ГТО) к практике (готовность учащегося к сдаче
комплекса) доля респондентов, настроенных позитивно, сокращается вдвое !
(Приложение №4). Без сомнения, ситуацию необходимо переламывать, менять
психологию, пробуждать заинтересованность обучающихся.
Оказывается, информацию о комплексе ГТО 52,2% учащихся получили
от учителей, а на второй позиции с большим отставанием (17% опрошенных) назвали
Интернет. Возможно, это единственный пример, когда школе удалось успешно
конкурировать с Всемирной сетью.
Анкетирование учащихся 5−11х классов показало, что почти 60%
старшеклассников позитивно относится к нововведению и только 6% —
отрицательно. Более того, 28,7% старшеклассников с нетерпением ожидают старт
сдачи норм ГТО. Однако необходимо учитывать и тот факт, что более 30% учащихся
будут сдавать нормы ГТО только в том случае, если их заставят, 32% обучающихся
видят в комплексе в первую очередь способ укрепления собственного здоровья,
и столько же воспринимают комплекс как дополнительное преимущество при
поступлении в вуз. Только для 7,7% опрошенных обучающихся введение ГТО ничего
не значит.
Результаты анкетирования мотивировали нас на более детальный подход в
организации физкультурнооздоровительной работы с учащимися. Нами была
разработана программа «ГТО – путь к здоровью!», которая вошла в Воспитательную
компоненту школы, утвержденную директором 30 августа 2014 года.
Цель программы: формирование разносторонней физически развитой личности,
способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и
сохранения здоровья через привлечение к сдаче норм ВФСК «ГТО».
Задачи программы:
1. Обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией о содержании
ВФСК «ГТО» и его истории в нашей стране.
102. Формирование у школьников осознанных потребностей в систематических
физическом
физической культурой и
занятиях
самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни.
спортом,
3. Повышение уровня физической подготовленности учащихся.
4. Регулярное отслеживание состояние здоровья учащихся.
План мероприятий по реализации программы
« ГТО – путь к здоровью!»
№ Сроки выполнения
1.
сентябрь
2.
сентябрь май
3.
4.
5.
Сентябрь май
Сентябрьмай
Сентябрь май
Мероприятие
Внести коррективы в образовательные программы
по предмету «Физическая культура»
Активизировать работу по здоровьесбережению:
провести мониторинг заболеваемости учащихся;
организовать работу специальной медицинской
группы;
разработать системы кружковой, внеурочной и
внеклассной работы по формированию ЗОЖ;
привлечь учащихся, родителей, социальных
партнеров школы к физической культуре и спорту
различными
физкультурно
оздоровительной работы.
Организовать работу комитета здоровья и спорта –
объединение учащихся, способствующее развитию
физической культуры,спорта и туризма в школе.
Оформить информационный стенд «Сдаем нормы
ГТО!».
Организовать процесс участия обучающихся в
выполнении нормативов комплекса ВФСК ГТО.
формами
Ожидаемые результаты :
1. Увеличение числа учащихся регулярно занимающихся физической культурой
и спортом.
2. Положительная динамика выполнения нормативов ВФСК ГТО учащимися
школы.
3. Укрепление здоровья и улучшение физической подготовки учащихся.
Проведение мониторинга состояния здоровья и физической
подготовленности учащихся
Реализуя данную программу прежде всего мы внесли изменения в свои рабочие
программы по предмету «Физическая культура». Изменения вносили с учетом
методических рекомендаций Министерства образования Российской Федерации.
Поскольку к выполнению нормативов комплекса ГТО и соревнованиям
допускаются только здоровые дети, состоящие в основной медицинской группе, нам
11необходимо было определить уровень здоровья занимающихся физической
культурой в нашей школе и выявить возможный контингент участников ГТО. По
медицинским заключениям участковых педиатров был произведен отбор учащихся в
группы здоровья. Оказалось, что 22 человека из 305 это дети отнесенные по
состоянию здоровья в специальную медицинскую группу, 172 – учащиеся имеют
незначительные отклонения в здоровье (подготовительная группа) и всего 111
здоровых ребят, составляющих основную группу ( возможные участники ГТО). Из
диаграммы видно, какими заболеваниями чаще всего страдают наши учащиеся.
Эти показатели позволили учителям физической культуры определять уровень,
степень и характер нагрузки предлагаемой учащимся на уроках физкультуры. Итак
мы выявили, что 111 учащихся могу принять участие в ВФСК ГТО. Это не малое
количество, но всели они будут участвовать в выполнении нормативов комплекса?
Ведь участие в нем –дело добровольное! Именно от того, насколько правильно будет
спланирован образовательный и воспитательный процесс физического воспитания
ребенка, будет зависеть его активность в данном комплексе.
Средства и методы
Первоочередной задачей при решении этого вопроса стала активная пропаганда
комплекса ВФСК ГТО среди учащихся нашей школы их родителей (законных
представителей) и учителей. Вместе с учащимися, учителя физической культуры
принялись за оформление информационного стенда, который поможет каждому
ребенку в школе самостоятельно определить его возрастную ступень, количество
нормативов необходимых для получения того или иного знака, перечень этих
нормативов, а также информацию о дате и месте проведения очередного
тестирования.
12Работа по пропаганде продолжилась проведением тематических классных
часов: «А ты готов к ГТО?», «Что ты знаешь о ГТО?», «Мы с ГТО!»,
информационных бесед «Зачем нам ГТО?», общешкольных и классных родительских
собраний. В школе регулярно проводились: декада ГТО, неделя ГТО, конкурсы
плакатов, кроссвордов по данной тематике, различные спортивные мероприятия и
конкурсы.
Огромную помощь в работе оказывал созданный в 2014 году ученический
спортивный комитет. В него вошли представители от каждого класса. Совсем не
обязательно было иметь, отличное здоровье и высокие спортивные заслуги, чтобы
стать его членом. Главным критерием было желание заниматься общественной
работой связанной со спортивным движением. Каждый представитель должен был
уметь работать в команде, проявлять свои способности, творчески мыслить, учиться
толерантности, проявлять способности к самообучению, что по ФГОС обеспечивает
успешность личности, ее рост, самореализацию и развитие.
Для привлечения более широкой аудитории к нашей работе на сайте школы
была создана страничка «ГТО», где размещена информация о комплексе,
историческая справка. На страничке « Жизнь школы», мы постоянно размещаем
фото отчеты о проделанной нами работе.
В целях укрепления здоровья детей и подростков, улучшения физического
развития школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной
медицинской группе, формирования интереса к регулярным и самостоятельным
13занятиям физической культурой, пропаганды здорового образа жизни в нашей школе
были организованы занятия специальной медицинской группы.
Обучение проводилось по отдельной рабочей программе, разработанной на
основе федерального компонента государственного стандарта по физической
культуре, а также на основании авторской программы под редакцией А.П. Матвеева,
с учетом нормативных документов (Письмо министерства образования России от
14.05.1999г. № 717/1112 «О преподавании физической культуры»). Программа
рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год). Комплектование СМГ проводится на
основании приказа директора школы в начале учебного года (Приложение №5). Так
на 1 сентября 2014 – 2015 учебного года в СМГ состояло 22 обучающихся с 5 по 11
класс. В соответствии с «Положением о врачебном контроле над лицами,
занимающимися физической культурой и спортом» учащиеся, занимающиеся по
государственным программам физического воспитания, проходят медицинское
обследование по установленной форме не реже одного раза в течение учебного года у
врачей, обслуживающих учебные заведения. Правильное распределение детей по
медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью работы
учителя физкультуры.
К сожалению двигательная активность детей разного возраста находится на
очень низком уровне. Среднесуточный ее объем у большинства школьников, ниже
гигиенических норм на 3035%. Три урока физической культуры в школе
компенсируют всего 11% необходимой двигательной активности.
В связи с этим мы активизировали работу по внеурочной деятельности. Составили
план мероприятий. (Приложение №6).
Для учащихся 56 классов были
организованы внеурочные занятия «Оздоровительные виды гимнастики» (учитель ФК
Лесняк Е.А( Приложение №7), «Спортивные игры» (учитель ФК Макина К.В.),
«Казачьи забавы» (учитель ФК и ОБЖ Комарова Т.А). Для учащихся 711 классов
велись секции по баскетболу и волейболу (учителя ФК Макина К.В., Лесняк Е.А.).
Педагогический коллектив школы активно сотрудничает с тренерским
коллективом стадиона «Локомотив». Наши ребята посещают на базе спортивного
комплекса кружки: «Черлидинг», «Футбол», «Тяжелая атлетика», «Хоккей».
Активная просветительская работа и насыщенный план мероприятий по пропаганде
комплекса ВФСК ГТО, дал свои первые результаты. По классным журналам мы
отследили занятость учащихся МБОУ СОШ № 20 в кружках и секциях за 201314,
20142015 и 201516учебный год. Нами было отмечено, увиличение количество
учащихся посещающих спортивные секции.В 201314 учебном году их было 21,53 %,
а в 201516 29,22%.
Диаграмма показывает нам результативность нашего исследования по каждому
из видов кружковой деятельности.
14Нельзя не заметить и то, что самыми не востребованными остались: кружок по
шахматам и секция каратэ. Их учащиеся стали посещать меньше.
Результативность опыта
Результатами работы являются выступления наших учащихся в школьных,
районных и краевых соревнованиях по разным видам спорта, а также в школьном,
муниципальном и региональном этапах олимпиады по физической культуре
(Приложение №8). С 2014 по 2016 год в муниципальном этапе олимпиады по ФК
участвовали 81 человек.
Это увлеченные спортом ребята, активно пропагандирующие олимпийское
движение. Среди них Карпова Елена, ученица 11 класса, в 2016 году заняла второе
место на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников и получила
возможность участия в региональном этапе олимпиады по физической культуре.
Сейчас Елена получает высшее педагогическое образование по специальности
учитель ОБЖ и физической культуры. В 201617 учебном году в нашу школу на
должность учителя ФК пришла наша выпускница Макина К.В, которая тоже в свое
время была призером муниципального этапа олимпиады и активным участником
спортивно – оздоровительных мероприятий города, района и края.
Галютин Игорь, ученик 9 класса и Задворная Анастасия, ученица 10 класса в
этом году представляли нашу школу на муниципальном этапе Всероссийской
олимпиады школьников и заняли третье место. Наши ученики становятся
победителями и призерами районных спортивных соревнований по разным видам
15спорта. Так Ташлыкова Полина, ученица 9 класса, уже несколько лет становится
победителем турнира по настольному теннису. Сборная команда девочек последние
три года побеждала в районных соревнования по волейболу. Команда школы № 20 в
201516 учебном году была признана лучшей в районных соревнованиях по лыжным
гонкам в рамках выполнения нормативов ВФСК ГТО.В апреле 2016 года в
спортивнооздоровительных соревнованиях «Губернаторские состязания» команда
школы №20 выставила два состава и заняла почетное второе и третье место. В
Новогоднем фестивале ГТО в 2016 году – общекомандное 2 место.
Наши ученики Сайганов Вадим и Муратова Арина в 201516 учебном году
были отобраны, по результатам районных соревнований, в сборную Вяземского
района на «летний и зимний фестиваль ГТО», проходивший в городе Хабаровске. Эти
ученики вернулись с медалями за третье место.
Летом 2015 года сборная команда учащихся МБОУ СОШ №20 отправилась на
краевой этап «Президентских спортивных игр, где заняла четвертое место в
командном зачете по выполнению нормативов комплекса ГТО (Приложение №9).
А также наши ученики в 2014году принимали участие в педагогическом
фестивале «Шаг к успеху», направление «Спортивное шествие», после чего были
приглашены с этим выступлением на открытие новой спортивной площадки возле
ДЮСШ, в качестве показательных выступлений (Видео приложение №1).
Коллективом учителей ФК МБОУ СОШ №20 активно ведется работа по обмену
опытом. В 2015 году учителям и учащимся школ города был дан мастер класс
«Применение элементов художественной гимнастики и фитнес технологий в
физкультурном образовании учащихся МБОУ СОШ №20» (учитель ФК Лесняк Е.А).
(Видео приложение №2).
В 2016 году для методического объединения учителей физической культуры
проведены открытые мероприятия: урок на тему «Обучение верхнему и нижнему
приему и верхней и нижней передаче мяча в волейболе» (5 класс, учитель ФК Лесняк
Е.А.) и внеурочное занятие «Подвижные игры для детей» (1 класс, учитель Малый
А.Д.) (Приложение№10).
Взаимодействие с родителями
16Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны
знать и видеть, как развивается их ребенок, чему он учится в школе. А где, как не на
совместно проведенных спортивных праздниках, они смогут убедиться в хорошей
организации и результатах образовательного процесса своего ребенка. У нас в школе
стали уже традиционными Дни открытых дверей. В этот день школу могут посетить
родители, бабушки и дедушки наших учеников, послушать лекции «Режим дня
ребенка», «Пагубное влияние вредных привычек на растущий организм», принять
участие в шахматном турнире, а также вместе с детьми попробовать свои силы в
мастер классе по фитнесу.
Активно участвуют родители и в спортивных праздниках «Папа, мама, я –
спортивная семья!», «День для мам», посвященный 8 марта, а также «С днем
защитника отечества!», проводимый на 23 февраля (Приложение № 11). Участвуют
вместе с родителями, учениками и учителя. Такое сотрудничество среди всех
участников образовательного процесса, благотворно влияет на развитие ребенка,
раскрывает его сущность, формирует правильное представление о здоровом образе
жизни, повышает мотивацию к занятиям физической культуры и спортом, укрепляет
здоровье.
Мониторинг уровня физического развития
физической
Совершенно ясно, что на всех этапах жизни ребенка необходимо наблюдение,
анализ, оценка и прогноз состояния физического развития, изучение динамики
показателей
подготовленности.
Один из компонентов мониторинга является определения уровня физической
подготовленности обучающихся с 1 по 11 класс. В нашей школе оценка уровня
развития двигательных качеств обучающихся и оценка их физической
подготовленности проводится 2 раза в учебном году (в начале сентября и в конце
апреля начале мая) с помощью тестов:
удержание туловища в висе на согнутых руках на высокой перекладине;
прыжок в длину с места;
сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
бег 30 м;
наклоны вперед из положения сидя (гибкость);
бег 1000 м.
поднимание туловища из положения лежа за 30 сек.
17Сопоставление результатов, достигнутых в начале и в конце учебного года,
позволяет судить об эффективности процесса обучения, роста технической и
физической подготовленности обучающихся.
Предлагаемые тесты просты, объективны, надёжны, не требуют для проведения
специального оборудования, не сложны по технике и доступны для каждого учащегося.
Применение одних и тех же тестов в течение всех лет пребывания обучающихся в школе
позволяет проследить за динамикой их физической подготовленности с 1 по 11 класс и
таким образом, вести систематический контроль,
за уровнем физической
подготовленности.(Приложение №12). По таблице в зависимости от возраста ученика
и показанного им результата по каждому тесту
выставляются отметки и
определяются уровни физической подготовленности:
«5» высокий;
«4» выше среднего;
«3» средний;
«2» ниже среднего.
Оценка физической подготовленности ученика определяется как средняя из 7
тестов, определённых по таблице с учетом возраста обучающихся.
Складывая все общие отметки и разделив на количество учеников класса, мы
получим оценку физической подготовленности класса; складывая все общие оценки
классов и разделив на классыкомплекты, получим оценку физической
подготовленности школы.
Контрольные испытания по тестам в конце учебного года (в апреле) дают
возможность учителю определить улучшение, величину сдвига (в процентах)
физической подготовленности каждого ученика, сравнивая исходный показатель
(начало учебного года). На конец 201516 учебного года выявлен уровень
физической подготовленности в МБОУ СОШ № 20 в 511 классах.
В мониторинге участвовало 305 человек.(Приложение № 13). Анализируя таблицу
можно сделать вывод, что с выполнением всех нормативов справились 8,10,11 – е
классы. Процент выполнения – 100%
Процент выполнения нормативов по школе 99%.
Все обучающиеся выполнили тесты: наклон вперед, прыжок в длину,
поднимание туловища из положения лежа, бег 1000 метров (100 % выполнение).
Самый низкий процент выполнения по сгибанию и разгибанию рук в упоре лежа
(98%), процент выполнения в беге на 30 метров и удержанию туловища в висе равен
99%.
Самый высокий процент качества по нормативам: поднимание туловища из
положения лежа за 30 секунд (91 %), прыжок в длину с места (89 %), наклон вперед
из положения сидя (88 %). Наименьший % по тестам: удержание туловища в висе (67
%) и сгибание и разгибание рук в упоре лежа (69%). Средние показатели по тестам:
бег 30 метров 71% и бег 1000 метров 85 % (Приложение №14). Самый высокий
уровень физической подготовленности в 6ых классах (4,3), самый низкий у
18обучающихся 8 – 9 классов (3,7), в 5 классах 3,9, в 7 классах – 3,8, в 10 – 4,0, в 11 –
4,1. Уровень физической подготовленности обучающихся 6,10,11 классов выше
среднего, 5,7,8,9 – средний.
Оценка физической подготовленности по всем нормативам – уровень средний. Выше
показатели в наклоне вперед, прыжке в длину, поднимании туловища, в беге на 1000
метров, самый низкий показатель – удержание туловища в висе (3,1) (Приложение
№15).
В результате проведенного мониторинга было выявлено:
Уровень физической подготовленности обучающихся 511 классов школы –
средний.
Оценка всех нормативов по физической подготовленности – выше среднего или
средняя.
Обучающиеся 89 классов слабо развиты физически, большинство относятся
ко 2 и 3 группе здоровья, у ряда обучающихся есть отклонения в состоянии
здоровья: болезни костномышечной системы, органов пищеварения,
эндокринной системы, зрения, болезни органов дыхания, нервной системы.
По результатам тестирования видна эффективная и систематическая работа
учащихся в 10,11 классах, которые показали самый высокий уровень
физической подготовленности (100% выполнения всех тестов).
В сравнении с 201314учебным годом, попрежнему остаются слабо развитые,
силовые качества 3,1 – удержание туловища на согнутых руках в висе, 3,2 – сгибание
и разгибание рук в упоре лежа. Но все же показатели в этом году подросли. В 2013 –
2014 году они равнялись 2,9 в висе и 3,0 в сгибании и разгибании рук. Увеличились и
показатели гибкости, так в 2013 – 2014 году – 3,6, а в 2015 2016 году – 4,0.
Показатели выносливости тоже имеют небольшой прирост – 20132014 – 4,0, в 2015
2016 году – 4,1.
Результаты проведенной диагностики показывают положительную динамику. В
развитии физических качеств, а как следствие готовность учащихся к выполнению
нормативов ВФСК ГТО.
Результаты участия учащихся в ВСФК ГТО
Следующим этапом работы была организация участия в тестировании.
Реализовать свои физические возможности в 2015 году изъявили желание 8человек
из 111, которые вошли в основную группу здоровья. Да, процент не большой. Но эти
ребята были первыми, а как правило, первыми идут наиболее подготовленные и
уверенные в своих силах. Пройти регистрацию на сайте WWW
. ru не составило
труда. Далее ребята приступили к выполнению нормативов. В центре тестирования,
19
. gtoрасположенном на стадионе «Локомотив» были созданы все условия, для успешного
выполнения нормативов. Прием упражнений комплекса осуществлялся по заранее
запланированному графику. Судейская коллегия состояла из профессиональных
судей, прошедших специальное обучение на курсах по подготовке судейских бригад
к принятию нормативов комплекса ВФСК ГТО в г. Хабаровске. Результаты
тестирования заносились в протоколы соревнований, а затем отправлялись в
центральный офис для обработки информации. После чего результаты появлялись на
личных страничках участников ГТО сайта WWW
. ru . Награждение участников
осуществлялось по приказам Министерства спорта РФ, если был получен золотой
знак и приказами и распоряжениями Министерства спорта и молодежной политики
Хабаровского края, если были получены серебряные и бронзовые знаки.
. gto
Результаты первой группы участников способствовали повышению интереса у
учащихся к данному процессу и уже в 2016 году к ним присоединилось еще 16
участников, так же успешно в дальнейшем выполнивших нормативы комплекса.
В 201617 учебном году заявки на выполнение комплекса подали 26 человек.
Диаграмма показывает результативность участия в выполнении комплекса ВФСК
ГТО.
На золотой знак в 2015 году никто не выполнил испытания, а в 2016 году
справился с нормативами один ученик 9 класса Циолик Леонид. Серебряный знак
получили в 2015 году – 5 человек, в 2016 – 8. Бронзовым знаком были награждены в
2015 году3 человека, в 2016 – 7 человек (Приложение №16). Наблюдается
положительная динамика.
Мы убеждены в том, что работая по программе «ГТО – путь к здоровью!» мы
придем к стопроцентному участию в выполнении нормативов ВФСК ГТО.
Итогом нашей работы явились результаты конкурса «Лучшая физкультурно
оздоровительная организация», проводимого отделом по молодежной политике и
спорту при администрации Вяземского района в 2016 году. МБОУ СОШ № 20 заняла
20первое место.
Поэтапное внедрение комплекса ВФСК ГТО в образовательный процесс МБОУ
СОШ № 20 показало положительную динамику. Это значит, что мы движемся в
правильном направлении. Активная популяризация здорового образа жизни через
проведение спортивных мероприятий, вовлечение детей в кружки и секции,
организацию
ученического комитета, активизацию работы по выполнению
нормативов ВФСК ГТО ведет к повышению мотивации к занятиям физической
культурой и спортом, возникновению потребности в двигательной активности.
Здоровый образ жизни, спортивный азарт, самоутверждение – вот для чего нужен
комплекс ГТО. Эту мысль мы и будем передавать нашим ученикам. Традиционная
система обучения на сегодняшний день устарела и не давала положительных
результатов. Слабая заинтересованность, отсутствие элементарных знаний у
учащихся, привело к плачевным результатам (низкий уровень здоровья). Мы нашли
выход из создавшейся ситуации, и наш опыт возможно станет полезен для других
образовательных организаций.
Заключение
Проблема состояния физического здоровья подрастающего поколения
достаточно актуальна. Включение детей в физкультурноспортивную деятельность
даст возможность детям участия в демонстрации своих физических способностей
посредством выполнения нормативов Всероссийского физкультурно спортивного
комплекса.
Идея внедрения комплекса поддержана педагогической
общественностью. Реализация Всероссийского физкультурноспортивного комплекса
в системе образования позволит оптимизировать процесс физического воспитания.
Комплекс может стать системнообразующим элементом физического воспитания в
образовательных учреждениях, послужит привлечением детей к систематическим
занятиям физической культурой и спортом, что очень важно для исправления
создавшейся ситуации среди обучающихся в школе. Для школьника понятны
критерии оценки его физической подготовленности, это смотивирует на улучшение
своих физических возможностей и систематические занятия физической культурой и
спортом.
21Список литературы.
1. Лисицын Ю.П. Основной вопрос медицины. Образ жизни. Общественное здоровье.
Санология / Ю.П. Лисицын. – М., 1987. – С. 27.
2. Добротворская С.Г. Педагогическая ориентация учащейся молодежи на здоровый
образ жизни / С.Г. Добротворская. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
– С. 6.
3. Харисов Ф.Ф. Образование и здоровье / Ф.Ф. Харисов. – М.: ООО Издательство
«Весь мир», 2003. С. 145.
4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – 5е изд. – Киев:
«Рад. Школа», 1974. С. 12.
5. Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и
укреплению здоровья школьников. Методические рекомендации. Серия «Библиотека
федеральной программы развития образования». М.: Издательский дом «Новый
учебник», 2003. С. 170.
6. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 172 "О
Всероссийском физкультурноспортивном комплексе "Готов к труду и обороне"
(ГТО)"
7. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. N 540
"Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурноспортивном комплексе
"Готов к труду и обороне" (ГТО)"
8. интернет ресурс WWW.gto.ru
2223Приложение №1
Приказ директора школы «О внедрении комплекса ВФСК ГТО»
24250 баллов (практически не знаю);
1 балл (знаю немного);
2 балла (знаю удовлетворительно);
3 балла (знаю хорошо);
4 балла (знаю отлично).
положительное;
отрицательное;
нейтральное.
буду сдавать в первых рядах;
приму участие, но спешить не буду;
сдавать буду, если заставят.
Приложение №2
Анкета «Об отношении обучающихся к введению комплекса ГТО».
1. По четырехбалльной шкале оцените степень своего знания содержания комплекса ГТО:
2. Каково ваше отношение к сдаче норм ГТО:
3. Как вы узнали о введении комплекса ГТО (выбор количества вариантов ответов не ограничивается):
4. С 1 января 2016 года учащиеся общеобразовательных организаций будут в обязательном порядке сдавать нормы ГТО.
Я…
5. Вы считаете, что сдача норм ГТО лично для вас — это (выбор количества вариантов ответов не ограничен):
из печатных изданий (газеты);
из телепередач;
сведения из Интернета;
от учителей;
от родителей;
от друзей.
укрепление собственного здоровья;
дополнительное преимущество при поступлении в вуз;
возможность получить знак отличия (значок);
26
возможность добиться спортивных успехов;
ничего не значит.
Приложение №3
Таблица «Самооценка степени знания содержания комплекса ГТО»).
Уровень знания
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
4 балла
Приложение №4.
Ученики
5,2%
13,5%
25,9%
38,9%
16,5%
Таблица «Отношение учащихся к ГТО и готовность к сдаче комплекса ГТО»
Отношение учащихся к ГТО
Доля респондентов Готовность учащихся к сдаче комплекса
Доля респондентов
1
Позитивное
Отрицательное
2
55,9%
6%
ГТО
3
Буду сдавать в первых рядах
Сдавать буду, если заставят
4
28,7%
31,6%
27Нейтральное
38,1%
Приму участие, но спешить не буду
39,7%
Приложение №5
Приказ директора школы «Об организации специальной медицинской группы в 20162017 учебном году».
28Приложение №6
29Аналитическая справка о проделанной работе в МБОУ СОШ № 20 по внедрению комплекса ВФСК ГТО ( сентябрь –
декабрь 2016 год).
Дата
проведения
мероприяти
я
Тема мероприятия Возраст
учащихся,
занятых в
мероприятии
Количество
учащихся,
занятых в
мероприятии
10 сентября Анкетирование
811класс
100 человек
учащихся «Что ты
знаешь о ГТО?»
17 сентября Школьный кросс
511 классы
48 человек
Ответственные
Лесняк Е.А.,
Шехерева М.И.
Лесняк Е.А.,
Макина К.В.
сентябрь
сентябрь
октябрь
«К ГТО готов!»
Отбор и
регистрация
учащихся,
желающих
принять участие в
выполнении норм
комплекса ВФСК
ГТО.
Классные часы и
беседы на тему
«Мы с ГТО!»
311 классы
26 человек
Учителя ФК
111 классы
500 человек
Классные
руководители
3067 родителей
Лесняк Е.А.
Родители
учащихся 111
классов
октябрь
Выступление на
общешкольном
родительском
собрании
«Знакомство
родителей с
комплексом
ВФСК ГТО»
16 сентября
Районный
легкоатлетический
кросс
Учащиеся 2,
3,4,5
возрастных
ступеней
12 человек
Лесняк Е.А.,
ШехереваМ.И.
2324
сентября
сентябрь
октябрь
Школьные
соревнования по
силовому
троеборью «Мы
вместе с ГТО!»
Участие в
выполнении
нормативов
комплекса ВФСК
ГТО.
Учащиеся 2 – 5
ступени
32 человека
Лесняк Е.А.,
Макина К.В.
Учащиеся 25
ступеней
26 человек
ШехереваМ.И.
Лесняк Е.А.,
Макина К.В.
октябрь
Участие в
Учащиеся 511 Учащиеся 511 Лесняк Е.А.,
31районном
конкурсе на
лучшую
физкультурно
оздоровительную
организацию
класс, учителя
физической
культуры,
администрация
школы
класс, учителя
физической
культуры,
администрация
школы
Макина К.В.
Учащиеся 5
11классов
43 человека
Учащиеся 511
классов,
родители,
учителя.
Учащиеся 511
классов,
родители,
учителя.
Лесняк Е.А.,
Макина К.В.
Лесняк Е.А.,
Макина К. В.,
Комарова Т.А.
15 октября
День прыгуна
День открытых
дверей.
Проведение
беседы с
родителями на
тему «Режим дня
ребенка»,
Проведение
мастер класса по
фитнесу.
4 декабря
Краевой конкурс
на лучшую
фотографию
Учащиеся 39
классов
26 человек
Соболевская
В.Н.
329 декабря
« Мы сдаем ГТО!»
«Новогодний
фестиваль ГТО»
(районные
соревнования)
Лесняк Е.А.,
Макина К.В.
Учащиеся 56
классов
11 человек
Лесняк Е.А.
33Приложение №7
Программа по внеурочной деятельности «Оздоровительные виды гимнастики», учитель ФК Лесняк Е.А).
343536Приложение №8
37Таблица результатов районной спартакиады школьников 20152016 уч. году
38Приложение №9
Протокол результатов краевого этапа «Президентских спортивных игр»
3940Приложение №10
Конспект урока по волейболу в 5 классе.
Конспект урока по теме: « Обучение верхней и нижней передаче мяча в волейболе».
Ф.И.О. и должность составителя: Лесняк Елена Алексеевна, учитель физической культуры 1 категории
Предмет: физическая культура
Класс: 5 «А»
Раздел: Спортивные игры (волейбол).
Литература: учебник А.П. Матвеев «Физическая культура» 5 класс. Москва «Просвещение», 2010, с.121124.,
Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С., Маслов М. В. «Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол» ; Просвещение
Москва, 2012. 649 c.,
Цель урока: Создать условия для освоения учащимися техники выполнения верхней и нижней передач мяча
Задачи урока:
Образовательные задачи: (предметные результаты)
1. Знакомство с техникой выполнения верхней и нижней передач мяча
2. Укрепление здоровья учащихся по средствам волейбола.
Развивающие задачи: (метапредметные результаты)
411. Формирование умения договариваться со сверстниками в процессе урока, игровой деятельности (коммуникативные
УУД);
2. Формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность
(регулятивные УУД);
3. Развитие умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
сделанных ошибок (регулятивные УУД).
Воспитательные задачи: (личностные результаты)
1. Формирование навыка сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликта и находить выход из
спорных ситуаций (личностные УУД);
2. Формирование самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, установка на здоровый образ
жизни (личностные УУД);
3. Формирование умения личностно самоопределяться на уроке (личностные УУД);
Место проведения: спортивный зал МБОУ СОШ №20
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Продолжительность: 45 минут
Оборудование и инвентарь: волейбольные мячи, видеоролик, свисток.
42Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1. Подготовительная часть урока – 12 минут.
Цель: Создать условия для подготовки функциональных систем организма учащихся к выполнению
упражнений в основной части урока.
Построение, приветствие. Подает команду для
построения в одну шеренгу.
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к
уроку, наличие больных и
освобожденных.
Замеряет пульс учащихся.
Просит учащихся сделать
выводы о показаниях пульса.
По команде учителя строятся в одну
шеренгу, приветствуют учителя.
По команде учителя производят
замер пульса и делают выводы:
«Пульс в норме».
Мотивация учебной
деятельности.
Самоопределение к
деятельности.
Задает эмоциональный
настрой, дает необходимые
установки.
Внимательно слушают учителя.
Отвечают на вопросы учителя:
Учитель:
«Чувствуем себя хорошо, готовы к
Позитивное
отношение к
предстоящей
деятельности,
включение в учебную
43 Все сегодня чувствуют себя
хорошо, больных и
освобожденных в классе нет.
Ребята, в этой четверти мы
начали изучать новую игру
«Волейбол». Подумайте и
ответьте на вопрос: « Каким
упражнениям мы должны с
вами научиться, прежде чем
встать на площадку и начать
играть в волейбол? Какие
приемы мы должны освоить?»
Следующий вопрос:
А как вы считаете для чего
нам надо освоить эту игру?
Какие качества развивает
волейбол?
А все ли вы хотите стать
быстрыми, ловкими и
внимательными? Тогда
беремся за работу и начинаем
наш урок!
уроку».
деятельность.
Формулируют тему урока: «Мы
должны научиться делать верхнюю и
нижнюю передачи мяча».
Мотивация:
«Игра в волейбол способствует
развитию ловкости, внимания,
быстроты, координации движений.
Поэтому мы хотим освоить эту
игру».
Познавательные.
Поиск и выделение
информации.
44Актуализация знаний и
фиксация затруднения.
Выход на тему урока через
постановку проблемы.
Выход на цель и задачи
урока.
Разминка
Целеполагание,
планирование.
Выделение
необходимой
информации.
1. Подает команду «Шагом
марш!»
2. Подает команду « Руки за
голову в замок, на носках
марш!»
3. Подает команду « Руки за
спину в замок, на пятках
марш!»
4. Подает команду «Руки
Выполняют команды учителя.
Коммуникативные.
1. Двигаются в колонне по одному,
соблюдая дистанцию. 2. Выполняя
ходьбу на носках следят за осанкой.
3. При ходьбе на пятках колени
держат прямые, локти разворачивают
в стороны.
4. Выполняют волнообразные
движения кистями, подготавливая
Строить
продуктивное
взаимодействие
между сверстниками
и педагогом.
45перед собой в замок,
волнообразные движения
кистями начинай!»
5. Подает команду «Руки на
уровне груди в замок,
движение руками к себе и от
себя начинай!»
6. Подает команду « Быстрой
ходьбой марш!»
кисти к работе с мячом.
5. Выполняя упражнение следят за
тем, чтобы локти полностью
выпрямлялись.
6. При быстрой ходьбе держат
дистанцию, следят за работой рук.
7. Выполняют бег в среднем темпе,
двигаясь в колонне по одному.
7. Подает команду «
Бегом марш!»
8. Подает команду «
Приставными правым боком
марш!»
9. Подает команду «
Приставными левым боком
марш!»
10. Подает команду «
8. Выполняя приставные шаги,
руками делают имитацию
блокирования.
9. Выполняя приставные шаги,
руками делают имитацию
блокирования.
10. Ходьбу выполняют в сочетании с
упражнениями на дыхание.
11. Выполняют остановку четко по
команде, приставляя последней
левую ногу.
Шагом марш!»
12. Одновременно выполняют
4611. Подает команду «
поворот налево.
На месте стой!»
12. Подает команды «
Налево!
На первый третий
расчетайсь!
В три шеренги становись!
Разомкнись!»
Проводит разминку на месте.
1. И.п. стойка, руки на
пояс.14 круговые движения
головы вправо, 58 – влево.
2. И.п. стойка, ноги врозь
узкая, правая вверху прямая.
12 – отведение прямых рук
назад, 34 смена положения
рук.
3. И.п. стойка, ноги врозь
узкая, руки перед грудью. 12
Перестраиваются в три шеренги и
выполняют разминку на месте,
повторяя упражнения за учителем.
1. Круговые движения головы
выполняют медленно под счет
учителя.
2. Отведение прямых рук назад
выполняют резко, не сгибая рук в
локтях.
3. Отведение согнутых рук назад
выполняют резко, затем
поворачиваются в правую или в
левую сторону, чтобы выполнить
отведение прямых рук назад.
4. Наклоны выполняют
пружинистыми движениями.
5. При выполнении наклонов вперед
не сгибают колени.
6. Приседания выполняют с прямой
47спиной.
7. Выпады делают глубокие, не
сгибая колена.
8. При отжиманиях туловище держат
прямо, животом не касаются пола,
руки сгибают под прямым углом.
9. Падение и отталкивание от стены
выполняют на пальцах.
– отведение согнутых рук
назад, 3 4 – прямых.
4. И.п. стойка, ноги врозь
узкая, правая на пояс, левая
вверх. 12 – наклон туловища
вправо, 34 – влево.
5. И.п. стойка, ноги врозь
узкая. 12 – пружинистые
наклоны вперед к правой
ноге, 34 к левой.
6. И.п. – стойка ноги врозь
узкая. 1 приседания, 2 и.п.
7. И.п. – выпад на правую
вперед, руки на пояс. 14 –
пружинистые выпады на
правую ногу, 58 на левую.
8. И.п. – упор лежа. 1
сгибание рук, 2 разгибание.
9. И.п. – основная стойка на
расстоянии одного шага от
стены.1 падение на пальцы
рук, 2 отталкивание
48пальцами рук от стены.
2. Основная часть урока – 28 минут.
Цель: Создать условия для освоения учащимися техники выполнения верхней и нижней передач мяча в
волейболе
Освоение новых знаний.
Регулятивные.
Соотнесение
известного и
неизвестного.
Подает команду « В три
шеренги становись!»
Показывает видеоролик с
правильной постановкой рук
и ног при исполнении верхней
и нижней передач мяча, а
также имитацию целостного
движения.
Вместе с учащимися
выполняет имитацию верхней,
а затем нижней передач мяча.
Подает команду «Первая
шеренга взять мячи!».
Подает команду к началу
выполнения верхней передачи
над собой. Напоминает
учащимся о правильной
постановке рук и ног.
Строятся в три шеренги.
Внимательно смотрят видеоролик,
выполняют имитацию верхней и
нижней передачи мяча.
С мячом выполняют верхнюю
передачу над собой. Мяч должен
взлетать вверх не ниже, чем на 1
метр. После выполнения верхней
передачи мяча над собой, ученик
передает мяч второму участнику, а
он в свою очередь, третьему.
Выполняют нижнюю передачу мяча
перед собой. Необходимо правильно
сложить кисти рук.
Выполняют верхнюю передачу мяча в
стенку. Необходимо согнуть ноги,
направить руки вверхвперед.
49Подает команду к началу
выполнения нижней передачи
над собой. Напоминает
учащимся о правильной
постановке рук и ног.
Подает команду к началу
выполнения верхней
передачи мяча в стенку.
Подает команду к началу
выполнения нижней передачи
мяча в стенку.
Подает команду второй
шеренге набрасывать мяч на
игроков первой шеренги.
Игроки первой шеренги
выполняют передачу мяча
сверху, возвращая мяч
игрокам первой шеренги.
Затем игроки второй шеренги
набрасывают мяч на игроков
третей шеренги. Игроки
третей шеренги выполняют
Выполняют передачу мяча снизу в
стенку. Необходимо правильно
сложить кисти рук и направить их
вперед.
Ответ:
Второй игрок во время набрасывания
должен направить мяч так, чтобы он
летел над головой первого игрока.
Первый игрок подсев под мяч,
выполняет прием сверху точно на
второго игрока.
Второй игрок поворачивается спиной
к первому и выполняет набрасывание
Познавательные.
Выбор эффективных
способов решения
50передачу мяча сверху,
возвращая его вторым
игрокам. Задание заканчивают
выполнять по сигналу
учителя.
Тоже повторить с нижней
передачей.
Проблема: Куда необходимо
набрасывать мяч игроку,
чтобы его партнер мог
выполнить верхнюю передачу,
нижнюю передачу?
третьему игроку (работа в тройках).
учебной задачи.
Ответ:
Второй игрок набрасывая мяч на
нижний прием должен выполнять его
так, чтобы мяч немного недолетал до
первого игрока, а первый игрок перед
приемом должен сделать шаг вперед
и выполнить прием снизу.
Подает команду
перестроиться в три колонны.
Соревнуются в эстафете.
Во время исполнения упражнений
необходимо помнить о правильности
выполнения задания, а не только о
быстроте его выполнения.
Регулятивные.
Способность к
волевому усилию.
Объясняет эстафету на
закрепление навыков
выполнения верхней и
нижней передач мяча.
Эстафета начинается по
сигналу учителя. Первый
51игрок в команде по сигналу
учителя выполняет бег до
первого мяча. Взяв его в руки
он выполняет верхнюю
передачу мяча над собой,
кладет мяч на пол и
продолжает бег ко второму
мячу. Со вторым мячом
ученик выполняет нижнюю
передачу мяча над собой и
возвращая мяч на пол
продолжает движение до
поворотного конуса. Оббегая
конус игрок возвращается к
своей команде и передает
эстафету следующему
игроку, а сам становится в
конец колонны. Игра
продолжается до тех пор пока
последний игрок не закончит
выполнение задания.
Эстафета №2
Первый игрок в каждой
Коммуникативные.
Разрешение
конфликтов.
Познавательные.
52команде выполняет бег с
мячом до штрафной линии
баскетбольной площадки.
Возле штрафной линии он
выполняет верхнюю передачу
мяча в баскетбольный щит.
Если первая попытка была
неудачной можно выполнить
еще две попытки. После чего
игрок возвращается в свою
команду и передает эстафету
следующему игроку.
Выигрывает команда первой
закончившая эстафету.
Подает команду мальчикам и
девочкам занять место на
волейбольной площадке.
Объясняет игру
«Пионербол с элементами
волейбола».
После того как игрок поймал
мяч, он должен сделать
передачу мяча либо своему
Умение
самостоятельно и с
помощью учителя
находить и отбирать
информацию в
соответствии с
учебной задачей.
53Закрепление навыков
приобретенных на уроке.
игроку, либо сопернику через
сетку. Игра продолжается до
15 забитых одной из команд
мячей.
54Мальчики соревнуются с девочками.
Команда девочек начинает игру.
Правила знакомой игры
«Пионербол» усложняются лишь тем,
что после ловли мяча от соперника
должен следовать не бросок через
сетку, а верхняя или нижняя передача
мяча либо своему игроку, стоящему
рядом с сеткой либо сопернику,
стоящему за сеткой.
3. Заключительная часть – 5 минут.
Цель: Создать условия для восстановления функциональных систем организма учащихся, оценки работы на
уроке.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Подает команду для
построения в одну шеренгу.
Проводит упражнения на
восстановление дыхания.
Строятся в одну шеренгу.
Восстанавливают дыхание.
Личностные.
Осмысление,
рождение нового
55Проводит Игру на внимание
«Запрещенное движение».
Проводит пульсометрию.
Проводит рефлексию.
Вопросы: Вам понравился
урок?
Все ли у вас получалось на
уроке?
Какое у вас сейчас
настроение?
Объясняет домашнее задание.
Подает команду
«Разойдись!».
1 уровень – выполнять
упражнения для укрепления
мышц спины и брюшного
пресса 20 раз ежедневно.
2 уровень – ребятам,
Измеряют пульс.
Отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу на уроке.
Слушают задание.
знания, способа
действий;
осмысление своих
достижений.
Познавательные.
Выделение
необходимой
информации.
56допускающим много ошибок в
исполнении верхней и нижней
передачи, необходимо
повторить дома те
упражнения, которые мы
выполняли на уроке.
3 уровень (необязательный)
– подготовить сообщение на
тему: «Подачи мяча», найти
картинки на которых
изображены волейболисты
выполняющие подачи мяча.
Домашнее задание.
Приложение № 11
57Сценарий спортивного праздника «Самая спортивная семья!»
Сценарий составила: Лесняк Елена Алексеевна учитель физической культуры МБОУ СОШ № 20 г. Вяземского им.
Ф.П. Котляра Вяземского района Хабаровского края.
Цель:
Организовать здоровый отдых семьи.
Задачи:
1. Привлечь детей и родителей к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
2. Мобилизовать внимание родителей на укрепление внутрисемейных отношений по средствам физической культуры.
3. Создать условия для развития положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом в целях
оздоровления.
4. Определить сильнейшую команду.
Место проведения: спортивный зал.
Длительность праздника: 60 минут.
Количество участников:
4 семьи.
Оборудование:
581. малый мяч – 30шт.
2. поворотный конус – 4 шт.
3. бумажные баскетбольные мячи с буквами – 24 шт.
4. конверт со словом – 4 шт.
5. платочки для танцевального конкурса – 8 шт.
6. мячи разного диаметра – 3 шт.
7. конь из деревянного черенка – 4 шт.
8. веревка бельевая 1 шт.
9. прищепки 30 шт.
10.белье – 4 комплекта
11.тазик для белья – 4 шт.
12.коробка большая для обуви – 1 шт.
13.свисток на веревочке – 12 шт.
14.обруч – 16 шт.
15.скамейка – 8 шт.
16.мат – 24 шт.
5917.коробка для мячей – 4 шт.
Предварительная подготовка:
1.Оповестить родителей и детей о проведении праздника.
2. Выбрать семьи для участия в соревнованиях.
3. Разучить стихотворения с участниками соревнований.
4. Пригласить девочек с танцевальной композицией.
5. Оповестить судей об участии в празднике.
6. Подготовить протоколы состязаний.
7. Напечатать грамоты для награждения команд.
8. Закупить подарки участникам.
9. Подобрать музыку к празднику.
10. Подготовить фильм о школьной жизни.
Звучит спортивный марш. Под звуки марша выходят семьиучастники.
Ход праздника.
Ведущая: Доброе утро, участники, гости, жюри! Сегодня мы собрались для того, чтобы вместе с семьями провести
выходной день с пользой для здоровья, для поднятия настроения, просто для того чтобы пообщаться. Разрешите мне
60представить главных героев нашего спортивного состязания. Это семьи Загуменных, Федоровых, Новиковых, Муратовых.
Уважаемые семьи ФИЗКУЛЬТ!
Все семьи: ПРИВЕТ!
Ведущая: Прошу семьи занять свои места. На полу вы видите кружочки, они будут служить Вам ориентиром. Перед тем,
как начать соревнования, необходимо размяться. Сейчас мы с Вами под музыку выполним комплекс фитнесупражнений,
которые нам помогут подготовить наши мышцы к предстоящей работе.
Звучит музыка. Участники выполняют комплекс фитнесупражнений.
Ведущая: Вот и отлично. Теперь Вы готовы к испытаниям. Мы приготовили для Вас интересные конкурсы, чтобы
выяснить, кто из Вас самая спортивная семья! Покажите нам свои умения, свое мастерство!
Семья Загуменных:
Спорт в нашей жизни значит немало.
С детства твердила об этом мне мама.
В нашей семье мы со спортом дружны.
Нам состязания очень нужны.
Семья Федоровых:
Папа, мама, братья, я – очень дружная семья.
Вместе делаем зарядку.
Пробежимся для порядка.
Погоняем мяч футбольный,
В кольцо забросим баскетбольный.
61А коль сетку мы натянем,
Волейбольный мяч достанем
С любым мы спортом дружим
И вместе мы не тужим.
В общем, папа, мама, братья, я –
Самая спортивная семья.
Очень любим эстафеты,
Но нужны нам не только победы.
Наш главный приз-
Отличное здоровье,
Веселье, бодрость духа и сплоченье.
Семья Муратовых:
Не страшны нам злые ветры,
Капли сильного дождя.
В этом плане мы – эксперты,
Мы – спортивная семья.
Утро нас легко разбудит,
Не зеваем, не ворчим,
А вдыхаем полной грудью –
Папа, мама, дочь и сын.
Начинаем мы с зарядки:
Тричетыре, раз и два.
62Прогоняем сна остатки,
И свежеет голова.
Мама сделает нам завтрак,
Как всегда, полезный он:
С медом геркулес так сладок,
Он наш друг и компаньон.
Целый день в делах проходит,
Ну а вечером мы – в спорт.
У когото жизнь на взводе,
Каждый день лишь стресс несет,
Ну а мы ответим просто:
Игры, бег, велосипед,
И совсем не важен возраст,
Спорт для нас на всё ответ!
Семья Новиковых:
«Папа, мама, брат и я — мы спортивная семья.
И солнечным утром и пасмурным днем,
Со спортом мы дружим и дружно живем.
Лыжи у папы, фитнес у мамы,
У брата футбол, баскетбол у меня.
Спорт — это сила! Спорт — это здоровье!
Спорт — это игра! Физкульт УРА!»
63Ведущая: Мы познакомились с нашими командами, а сейчас позвольте представить членов нашего жюри:
1. Алексеева Ирина Владимировна – директор школы
2. Лупарева Татьяна Михайловна – завуч школы
3. Карпов Андрей Николаевич – председатель родительского комитета школы.
Ведущая: Вот теперь все готово к проведению праздника, позвольте начать соревнования!
Звучит спортивный марш, под который команды занимают свои места.
Ведущая: Первый конкурс называется «Кто быстрее соберет слово!»
Команды строятся в колонну по одному. Напротив каждой команды лежит конверт со словом, которое команда должна
собрать из букв. По сигналу ведущего первый игрок из команды бежит к центральному кругу, где рассыпаны бумажные
баскетбольные мячи, если их перевернуть, то можно на обратной стороне увидеть букву. Игроки должны найти нужную
букву и наклеить ее на указанное ведущим место. Затем тоже задание выполняет следующий игрок в команде и т.д. В
результате должно получиться слово из конверта. Побеждает команда выполнившая задание быстро и точно.
Звучит музыка для конкурса.
Ведущая: Молодцы команды, справились с заданием очень быстро и правильно. Мы поняли, что к нам пришли сегодня
не новички в спорте, а настоящие спортсмены. Нашему уважаемому жюри будет сегодня сложно оценивать наших
конкурсантов. Но ближе к делу. И следующий конкурс «Танцевальный»
Игроки строятся в колонну по одному. Первым в команде стоит ребенок с мячом в руках. Ведущий предлагает взяться
остальным за талию впереди стоящего. По сигналу ведущего игроки двигаются в колонне под музыку «Ламбада», через
расставленные «змейкой» кегли. Возле последней кегли стоит коробка, в которую необходимо положить мяч ребенку.
64Назад команда бежит, взявшись за руки. Далее ребенок берет мяч большего размера и начинает опять движение к
коробке. Но на этот раз папа с мамой сгибают одну ногу и двигаются прыжками на одной ноге, при этом папа держит
руками ногу мамы, а мама обхватывает руками за пояс ребенка. Неожиданно для участников и зрителей звучит «Танец
маленьких лебедей». Бросив мяч в коробку, команда убегает на свое место. Последний этап в этой эстафете начинается
под русскую народную музыку. Ребенок (русская)держит в руках самый большой мяч, у папы с мамой в одной руке
платочек, которым они должны во время движения размахивать над собой, другой рукой они держат за руки друг друга.
Добравшись до коробки, команда берется за руки и двигается бегом на финиш. Побеждает команда, которая пришла на
финиш первой.
Ведущая: Вот это таланты, вот это мастера танца! Как было здорово наблюдать за участниками. Они так изящно
двигались, особенно папы. А жюри понравились наши участники?
Жюри сообщают промежуточные итоги игры.
Ведущая: Мы переходим к следующему испытанию. Следующий конкурс « Верхом на коне». Игроки строятся в
колонну по одному. Первым испытание проходит ребенок. В руках у него черенок от швабры. Впереди на черенок
прикреплена голова лошади, а с обратной стороны мочало, в виде хвоста лошади. Ребенок садится верхом на черенок,
изображая наездника, скачущего на коне, и двигается через расставленные «змейкой» кегли. Прыгая вокруг последней
кегли, ребенок возвращается назад прыжками по прямой. Далее эстафету принимает мама, выполняя тоже задание и
затем папа. Завершается эстафета тогда, когда папа, пройдя свой этап, садит на коня всю семью, и они вместе дружно
скачут к финишу. Побеждает команда, первой закончившая данное испытание.
Звучит музыка для конкурса.
Ведущая: Мы от души посмеялись над тем, как выполняли задание наши конкурсанты. Было очень весело всем! Между
тем наш праздник продолжается. Сейчас перед Вами выступят девочки из секции черлидинга.
65Звучит музыка, под которую девочки исполняют свою комбинацию.
Ведущая: Наши семьи получили небольшую передышку. Но надо продолжать состязания. Следующий конкурс «Стираем
всей семьей!» Игроки строятся в колонну по одному. Начинают стирку мамы. Мамы бегут к центральной линии, берут
тазик с бельем и отправляются бегом к лицевой линии площадки, где держат веревку мальчикистаршеклассники. Мамы
достают одну из вещей, находящуюся в тазу и вешают ее на прищепки на веревку, затем берут таз с бельем и
отправляются обратно, таз передают папам. Папы совершают туже комбинацию и передают таз детям. И дети выполняют
тоже задание. Когда возвращается ребенок к своей команде, он берет за руки и маму и папу и они вместе бегут снимать
белье с веревки. Ребенок держит таз, а мама и папа снимают белье. Сложив все белье в таз, команда отправляется на
финиш. Побеждает команда, первой закончившая данное испытание.
Звучит музыка для конкурса.
Ведущая: Просто отлично справляются наши команды с домашними делами.
Пока наши команды готовятся к следующему испытанию, мы с Вами посмотрим небольшой фильм о школьной жизни. В
нем рассказывается о том, какие интересные кружки и секции работают в нашей школе, чем занимаются там наши дети, в
каких мероприятиях принимают участие и какие награды завоевывают и еще о многом другом, что происходит в нашей
школе.
Ведущая: Вот такая у нас интересная и насыщенная жизнь. Скучать некогда. А главное всем найдется занятие по душе.
Ведущая: Нас уже заждались участники.
Интересным занятием для многих пап является охота. Вот мы и предлагаем нашим семьям немного поохотиться.
Следующий конкурс «На охоте».
66Папы садят на плечи своих детей. У детей в руках пакет с маленькими мячами. Папа и ребенок выступают в роли
охотника. Они находятся за линиями квадрата, расчерченного на площадке. Внутри квадрата расчерчен круг, в котором
располагаются мамы. Мамы выполняют роль уток. По сигналу ведущего «охотники» (дети, сидящие у пап на плечах)
начинают стрелять мячами в мам. Охота продолжается до тех пор, пока последняя «утка» не будет убита. Мамы должны
увертываться от мяча, и как можно дольше продержаться на площадке. Мама, которая покинет площадку последней,
приносит своей команде победу.
Звучит музыка для конкурса.
Ведущая: Отлично поохотились наши семьи. Не с пустыми руками они вернулись домой.
Прошу команды вернуться на свои места. Продолжим наши испытания. Следующий конкурс «Где мои ботинки?»
Я прошу всех участников разуться и сложить свою обувь в коробку, которая находится на средней линии площадки. Еще
одна просьба, надеть на шею веревочку со свистком каждому игроку.
Игроки строятся в колонну по одному. По сигналу ведущего, первый игрок бегом отправляется к ящику с обувью, и ищет
там один свой ботинок. Как только ботинок будет найден, игрок свистит в свисток и начинает одевать его на ногу. Надев
обувь на одну ногу, игрок отправляется к своей команде и передает эстафету с помощью свистка. Теперь он должен
сделать два свистка. Только после этого следующий игрок отправляется в путь. Игра продолжается до тех пор, пока все
игроки не обуются. Побеждает команда, первой закончившая данное испытание.
Ведущая: Поработали на этот раз не только наши руки и ноги, но и легкие. Целый оркестр со свистками получился.
Ведущая: Пора заканчивать нашу программу. Последним испытанием будет гимнастическая эстафета.
1 этап – лазание попластунски
2 этап – перелезание через веревки и подлезание под веревками
673 этап – метание мяча в коробку
4 этап – лазание по скамейке, лежа на животе
5 этап – прыжок на стопку матов и спрыгивание с нее
6 этап – пробегание внутри 4 обручей
Финиш.
Каждый игрок выполняет все этапы. Побеждает команда, первой закончившая данное испытание.
Ведущая: Мы отлично провели время с нашими командами. Теперь подошло время определить победителя сегодняшнего
праздника. Жюри подсчитывает баллы, подписывает грамоты. А мы с Вами поиграем в одну игру. Называется она «У
оленя дом большой». Сейчас под музыку, вместе с автором мы будем повторять слова песни и с помощью жестов
изображать события, о которых говорится в песне. С каждым разом музыка будет звучать все быстрее и быстрее.
Необходимо успевать и повторять слова и выполнять жестикуляцию. Как только вы услышите музыку и слова автора,
сразу начинаем игру.
Ведущая: А пока мы с Вами веселились, судьи подвели итоги. Слово предоставляется Алексеевой Ирине Владимировне
директору школы.
Награждаются победители. Вручаются ценные призы и подарки. Звучат громкие аплодисменты.
Ведущая: Ну, вот и закончился наш праздник.
Если Вам понравился наш праздник, вы крикните три раза «ДА!».
Вы придете к нам еще всей семьей? Крикните три раза «ДА!».
Ведущая: Благодарю всех за внимание и понимание!
Звучит спортивный марш. Под звуки марша покидают зал все участники праздника.
68Приложение №12
Таблица определения уровня физической подготовленности по прыжкам в длину.
69Приложение №13
Таблица «Показатели физической подготовленности (% выполнения нормативов)»
класс
ы
5 е
6е
7е
8е
9е
10
11
Итого
% выполнения нормативов
наклоны
вперед
(гибкост
ь)
бег30
удержани
прыжо
м
е
к
туловища
в длину
в висе
100
100
100
100
100
100
100
100
100
98
98
100
100
100
100
99
99
97
99
100
98
100
100
99
100
100
100
100
100
100
100
100
сгибани
е
и
разгиба
ние рук
в упоре
лежа
97
98
98
100
98
100
100
98
подниман
ие
туловища
из
положени
я лежа за
30 сек.
100
100
100
100
100
100
100
100
Итого
бег
1000
м.
100
100
100
100
100
100
100
100
99
99
99
100
99
100
100
99
70Приложение №14
Таблица «Процент качества выполнения нормативов»
класс
ы
5е
6е
7е
8е
9е
10
11
накло
н
впере
д
(гибк
ость)
100
95
86
81
93
79
86
% качества выполнения нормативов
бег30 м удержа
прыжок
в длину
ние
тулови
ща в
висе
бег 1000
м.
сгибание
и
разгиба
ние рук
в упоре
лежа
поднима
ние
туловища
из
положен
ия лежа
за 30 сек.
80
69
75
74
76
82
84
50
64
73
63
68
75
79
92
95
89
83
82
94
91
54
62
73
76
69
73
75
79
83
87
94
92
100
96
100
87
81
77
79
86
89
71Итого
88
71
67
89
69
91
85
Приложение №15
Таблица «Оценка и уровень физической подготовленности»
класс
ы
5е
6е
7е
8е
9е
10
11
Итого
по
школе
бег3
0 м
Оценка физической подготовленности ( по среднему баллу)
накло
н
впере
д (гиб
кость)
удержа
ние
тулови
ща в
висе
бег
1000
м
сгиба
ние и
разгиба
ние рук
в упоре
лежа
прыжо
к
в длину
подним
а
ние
тулови
ща из
положе
ния
лежа за
30 сек.
Итого
Уровень
физичес
кой
подготов
ленности
4,7
4,2
4,0
3,8
4,1
3,7
4,0
4,0
4,0
3,2
3,5
3,4
3,6
4,1
4,3
3,7
2,8
3,1
3,3
3,0
3,1
3,3
3,7
3,1
4,5
4,7
4,3
4,0
3,9
4,6
4,4
4,3
2,9
3,0
3,3
3,6
3,2
3,3
3,5
3,2
3,7
4,1
4,2
4,6
4,5
5
4,8
4,4
5
4,2
4,0
3,6
3,7
4,2
4,3
4,1
3,9
4,3
3,8
3,7
3,7
4,0
4,1
3,9
средн.
выше
средн.
средн.
средн.
сред.
выше
сред.
выше
сред.
сред.
72