Рабочая программа для спортивной секции по настольному теннису

  • Документация
  • docx
  • 11.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП. настольный теннис.docx

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Программа работы спортивной секции

«Настольный теннис»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово

2025 г

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММа работы спортивной секции

«НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово

2025г

 Программа разработана с учетом примерной программы ОУД дисциплины «Физическая культура».

 

Организация-разработчик:  ГАПОУ «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства».

 

Разработчик: Ковалёв Н.Т., преподаватель физического воспитания.

 

 

ОДОБРЕНА:                                                         

Цикловой методической комиссией

общеобразовательных дисциплин

Председатель ЦМК Ковалёв Н.Т.                 

Протокол № ________от _________             

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

 ___________Дмитриева И.А.

« ___ »   ____________2025 г.

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                             5

1.     ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ            6

2.     СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ                                                                   8

3.     УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                      12

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ                                                                                       16

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОЦЕНКА УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ   ОБУЧАЮЩИХСЯ                                                     18

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ                                                                                        19

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ      20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программный материал спортивной секции настольный теннис рассчитан для обучающихся 1- 4 курсов, всех отделений нашего техникума юношей в возрасте от 15-24 лет. Зачисление в спортивную секцию проводится только с согласия обучающихся, а также после медицинского осмотра и допуска врача к занятиям в спортивной секции. Общий объем материала рассчитан  на 120 часов.

Программа разработана с учетом требований ФГОС ФССО и ФГОС СПО, а также с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся.

При разработке программы был учтен передовой опыт обучения и тренировки спортсменов, практические рекомендации по возрастной физиологии, педагогике и психологии, спортивной медицине и гигиене, опыт пограничных видов спорта, в том числе легкой атлетики, волейбола. Актуальность занятий настольным теннисом в отличие от других игровых видов спорта предполагает, что студенты развивают свои физические способности и техническое мастерство специально подобранными упражнениями, что уменьшает травматизм.

Популярность настольного тенниса объясняется простотой, доступностью этого вида спорта, быстрым ростом результатов и благотворным влиянием на здоровье спортсмена. Занятия настольным теннисом способствуют увеличению мышечной силы, укрепляют связки и суставы, помогают выработать выносливость, гибкость и другие полезные качества, воспитывают волю, уверенность в своих силах, повышают работоспособность всего организма. Все это вместе взятое делает настольный теннис одним из ценных и полезных средств воспитания разносторонне развитых людей, готовых к высокопроизводительному труду и защите интересов своей Родины. Достижение высоких спортивных показателей в настольном теннисе, как и в любом другом виде спорта, возможно только при условии систематических занятий, направленных на всестороннее физическое развитие, выработку волевых качеств, стремления к постоянному совершенствованию техники выполнения разного рода упражнений.

Воздействие физических упражнений на организм человека многогранно. Оно тесно связано с характером, величиной и продолжительностью применяемой тренировочной нагрузки, а также с функциональным состоянием организма спортсмена. Ответ организма на рациональную тренировочную нагрузку проявляется в совершенствовании соответствующих его функций и систем.

Формами и режимом занятий являются:

- учебно-тренировочные занятия;

- соревнования.

 

 

1.     ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ

Планируемые результаты освоения программы в соответствии с ФГОС СОО

Личностные:

     - сформированность  российской  гражданской  идентичности, патриотизма,  уважения  к  своему  народу,  чувства ответственности  перед  Родиной,  гордости  за  свой  край, свою  Родину,  прошлое  и  настоящее  многонационального народа  России,  уважение  государственных  символов  (герб, флаг, гимн);

- готовность к служению Отечеству, его защите;

- сформированность  основ  саморазвития  и  самовоспитания  в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского  общества;  готовность  и  способность  к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность  и  способность  вести  диалог  с  другими  людьми, достигать  в  нем  взаимопонимания,  находить  общие  цели  и сотрудничать  для  их  достижения,  способность противостоять  идеологии  экстремизма,  национализма, ксенофобии,  дискриминации  по  социальным,  религиозным,

расовым,  национальным  признакам  и  другим  негативным социальным явлениям;

- навыки  сотрудничества  со  сверстниками,  детьми  младшего возраста,  взрослыми  в  образовательной,  общественно полезной,  учебно-исследовательской,  проектной  и  других видах деятельности;

- эстетическое  отношение  к  миру,  включая  эстетику  быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

- принятие  и  реализация  ценностей  здорового  и  безопасного образа  жизни,  потребности  в  физическом самосовершенствовании,  занятиях  спортивно-оздоровительной  деятельностью,  неприятие  вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- бережное,  ответственное  и  компетентное  отношение  к физическому  и  психологическому  здоровью,  как собственному, так и других людей.

 

Межпредметные связи:

- умение  самостоятельно  определять  цели  деятельности  и составлять  планы  деятельности;  самостоятельно осуществлять,  контролировать  и  корректировать деятельность;  использовать  все  возможные  ресурсы  для достижения  поставленных  целей  и  реализации  планов деятельности;  выбирать  успешные  стратегии  в  различных ситуациях;

- умение  продуктивно  общаться  и  взаимодействовать  в процессе  совместной  деятельности,  учитывать  позиции других  участников  деятельности,  эффективно  разрешать конфликты;

- владение  навыками  познавательной,  учебно-исследовательской  и  проектной  деятельности,  навыками разрешения  проблем;  способность  и  готовность  к самостоятельному  поиску  методов  решения  практических задач, применению различных методов познания;

- умение  самостоятельно  оценивать  и  принимать  решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

 

Предметные:

- умение  использовать  разнообразные  формы  и  виды физкультурной  деятельности  для  организации  здорового образа  жизни,  активного  отдыха  и  досуга,  в  том  числе  в подготовке  к  выполнению  нормативов  Всероссийского физкультурно-спортивного  комплекса  «Готов  к  труду  и обороне» (ГТО);

- владение  современными  технологиями  укрепления  и сохранения  здоровья,  поддержания  работоспособности, профилактики  предупреждения  заболеваний,  связанных  с учебной и производственной деятельностью;

- владение  основными  способами  самоконтроля индивидуальных  показателей  здоровья,  умственной  и физической  работоспособности,  физического  развития  и физических качеств;

- владение  физическими  упражнениями  разной функциональной  направленности,  использование  их  в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики  переутомления  и  сохранения  высокой

работоспособности;

- владение  техническими  приемами  и  двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.


 

2.     СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа носит практический характер, занятия проводятся в спортивном зале, с применением спортивного инвентаря и оборудования. Соревнования проводятся в спортивном зале ГАПОУ «КузТАГиС».

Программа по настольному теннису направлена на пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся техникума, на формирование у студентов норм и правил спортивного поведения. Основой спортивных упражнений являются естественные и жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки и дополнительные упражнения для укрепления мышечного корсета.

Спортивная тренировка - это педагогический процесс, в ходе которого ведется целенаправленное формирование двигательных навыков и развитие определенных физических качеств и функций организма занимающихся с целью совершенствования в избранном виде спорта.

Основной концепцией специальной подготовки на всех этапах является применение разнообразных технических приемов в постоянно меняющихся условиях игрового противоборства. Не существует точных рекомендаций по подбору количества серий и повторений для развития параметров. Выбор нагрузок зависит во многом от индивидуальных особенностей тренируемого, его физической подготовленности, состава мышц, типа высшей нервной деятельности и др.

Можно выделить фундаментальные методические положения, которые могут быть ориентирами при подготовке в настольном теннисе:

1.      Отдельное тренировочное занятие, является элементарной структурной единицей тренировочного процесса в целом. Его цель и задачи определяют выбор необходимых упражнений, величины нагрузки, режима работы и отдыха.

2.      Количество прорабатываемых групп мышц не должно быть более двух-трех. Нецелесообразно применять на каждую мышечную группу более трех упражнений.

.        В начале тренировки выполняются соревновательные или близкие к ним по структуре и величине отягощении упражнения. Принцип повторного максимума должен быть определяющим.

.        После основных соревновательных упражнений необходимо применять вспомогательные локальные упражнения, направленные на увеличение технического и тактического мастерства занимающихся.

.        Для повышения эффективности тренировки необходимо поэтапное увеличение объемов выполняемой работы.

.        На любом этапе подготовки тренируемый должен осуществить такое количество подходов, которое позволило бы ему сохранить заданную технику упражнения, темп, количество повторений, правильность выполнения.

 

 Цель программы:

- оздоровление организма посредством гармоничного физического развития (развития мускулатуры, мышечной силы), совершенствование уровня технической и тактической подготовленности в настольном теннисе.

 

Задачи:

- укрепление здоровья различными средствами физической культуры;

 - разностороннее развитие физических качеств;

- привитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой;

- обучение основам техники и тактики настольного тенниса;

- формировать представление о правильном питании и продуктах питания с учетом их энергосодержания.

 

Педагогическая целесообразность  настольного тенниса, как и многие другие виды спорта, требуют постепенного многолетнего перехода от простого к сложному, программа позволяет планомерно работать с обучающимися разного возраста, объединяя их по физическим данным и подготовленности.

 

Условия набора

В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Набор производиться в начале учебного года. Возможен добор обучающихся в течении учебного года.

Программа рассчитана на обучающихся 1,2,3,4, курсов ГАПОУ КузТАГиС.

 

Срок реализации программы - 1 учебный год

Занятия проводятся для юношей и девушек 2 раза в неделю по 2 часа.

                                                                                                

Формы проведения занятий:

- тренировочные занятия;

- беседы;

- соревнования;

- замер антропометрических измерений;

- праздники;

- просмотр соревнований.

 

 

Ожидаемые результаты:

 Обучающиеся должны знать:

-историю развития  настольного тенниса в России;

- техника безопасности до начала и во время занятий;

-санитарно-гигиенические требования;

-гигиену, закаливание, режим дня, питание;

-краткие сведения о строении и функциях организма;

- об анатомическом строении человека;

- методику планирования самостоятельных занятий;

- врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи при травмах;

-оборудование мест занятий и инвентарь.

Должны уметь:

- выполнять комплексы упражнений, целенаправленно  воздействующих на формирование   осанки;

- технично выполнять упражнения из настольного тенниса.

Развить качества личности:

·                     Воспитать стремление к здоровому образу жизни.

·                     Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.

·                     Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.

 Работа секции  направлена  на развитие формирование и развитие  личностных, метапредметных  и  предметных  результатов  в  соответствии  с  требованиями ФГОС  среднего  общего  образования,  а  также  общих  компетенций  в соответствии  с  требованиями  ФГОС  среднего  профессионального образования (указывается название ФГОС СПО):

·         ОК  1.  Понимать  сущность  и  социальную  значимость  своей  будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

·         ОК  2.  Организовывать  собственную  деятельность,  исходя  из  цели  и способов ее достижения, определенных руководителем.

·         ОК  3.  Анализировать  рабочую  ситуацию,  осуществлять  текущий  и

·         итоговый  контроль,  оценку  и  коррекцию  собственной  деятельности,  нести ответственность за результаты своей работы.

·         ОК 4.  Осуществлять  поиск  информации,  необходимой  для эффективного выполнения профессиональных задач.

·         ОК  6.  Работать  в  команде,  эффективно  общаться  с  коллегами, руководством, клиентами.

·         ОК  7.  Брать  на  себя  ответственность  за  работу  членов  команды (подчиненных), результат выполнения заданий.


 

3.     УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности спортивной

секции настольный теннис

 

Наименование тем

Количество часов

 

Теоретические знания

 

1

Техника безопасности на занятиях настольным теннисом

2

2

Краткий обзор развития настольного тенниса  в РФ

2

3

Общие основы методики обучения и тренировки

2

4

Техника и методы тренировки, составление программ тренировок

2

5

Планирование спортивной тренировки

10

Итого:

 

18

 

Практические занятия

 

1

Общая подготовка

30

2

Индивидуальная подготовка

40

3

Специальная подготовка

40

4

Тактическая подготовка

42

5

Соревнования

10

Итого:

 

102

Всего:

 

120

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Наименование тем

Кол-во часов

1

Техника безопасности на занятиях настольным теннисом. Основы истории возникновения игры.

2

2

Основные правила игры. Перемещения приставными шагами: лицом вперед, правым, левым боком вперед, спиной вперед.

2

3

Правила игры. Остановки  шагом, прыжком.

2

4

Сочетание способов перемещения игрока.

2

5

Сочетание способов перемещения с техническими приемами.

2

6

Удары (боковые, прямые). Отбивание мяча через сетку в непосредственной близости .

2

7

Передвижения теннисиста.

2

8

Обучение техническим приемам.

2

9

Обучение подаче слева с нижнебоковым вращением.

2

10

Обучение подаче справа с нижнебоковым вращением.

2

11

Обучение подрезке с права.

2

12

Обучение подрезке с лева.

2

13

Обучение технико-тактическим действиям. Накат с права.

2

14

Обучение технико-тактическим действиям. Накат с лева.

2

15

Обучение технико-тактическим действиям. Завершающий удар справа

2

16

Обучение технико-тактическим действиям. Топ-спин справа.

2

17

Обучение технико-тактическим действиям. Топ-спин слева.

2

18

Обучение технико-тактическим действиям. Свеча.

2

19

Выполнение удара «короткий».

2

20

Выполнение удара «средний длинный».

2

21

Выполнение удара « длинный».

2

22

Выполнение удара « укороченный».

2

23

Обучение технико-тактическим действиям. Прием в ближней зоне.

2

24

Обучение технико-тактическим действиям .Прием в дальней зоне

2

25

Прием в средней зоне.

2

26

Выполнение приема по движению звеньев руки кистевой.

2

27

Выполнение приема по движению звеньев руки локтевой.

2

28

Выполнение приема по движению звеньев руки плечевой.

2

29

Выполнение приема по высоте траектории полета мяча высокий.

2

30

Выполнение приема по высоте траектории полета мяча низкий.

2

31

Выполнение приема по высоте траектории полета мяча     нормальный.

2

32

Выполнение приема по высоте траектории полета мяча зависающий.

2

33

Тактическая направленность игровых действий атакующие.

2

34

Тактическая направленность игровых действий контратакующий.

2

35

Тактическая направленность игровых действий подготовительные.

2

36

Тактическая направленность игровых  действий защитные.

2

37

Тактические комбинации.

2

38

Средства ведения игры с верхним вращением накат, удар.

2

39

Средства ведения игры с сильным верхним вращением топ-спин.

2

40

Средства ведения игры без вращения подставка, толчок.

2

41

Средства ведения игры с нижним вращением срезка, подрезка.

2

42

Подача ,срезка вправо или влево, удар в противоположный угол стола.

2

43

Подача с боковым вращением, накат влево. Косой топ-спин в противоположный угол стола.

2

44

Удар укороченный.

2

45

Тактические комбинации.

2

46

Подрезка с лева.

2

47

Технические приемы.

2

48

Тактическая направленность игровых действий подготовительные.

2

49

Подрезка с лева.

2

50

Технические приемы.

2

51

Подача ,срезка вправо или влево, удар в противоположный угол стола.

2

52

Средства ведения игры с сильным верхним вращением топ-спин.

2

53

Тактическая направленность игровых действий подготовительные.

2

54

Подача ,срезка вправо или влево, удар в противоположный угол стола.

2

55

Завершающий удар справа.

2

56

Технические приемы.

2

57

Тактическая направленность игровых действий подготовительные.

2

58

Подача ,срезка вправо или влево, удар в противоположный угол стола.

2

59

Сочетание способов перемещения с техническими приемами.

2

60

Технические приемы.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Основная литература:

1.  Бишаева, А. А. Физическая культура [Текст] : учебник для студ. учреждений  сред.  проф.  образования  /  А.  А.  Бишаева.  –  8-е  изд.,  стер.  – Москва : ИЦ «Академия», 2015. – 304 с.

2.  Виленский, М. Я. Физическая культура [Текст] : учебник / М. Я. Виленский,  А.  Г.  Горшков.  –  3-е  изд.,  стер.  –  Москва  :  КноРус,  2016.  –

214 с.

3.  Кузнецов, В. С. Физическая культура [Текст] : учебник / В. С. Кузнецов,

Г. А. Колодницкий. – Москва : КноРус, 2016. – 256 с.

Дополнительная литература:

4.  Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента [Текст] : учеб.

пособие / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт.  –  2-e изд., перераб.  –  Москва: Альфа-М : НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 336 с.

5.  Евсеев, Ю. И. Физическая культура [Текст] : учеб. пособие / 

Ю. И. Евсеев. – 9-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 448 с.

6.  Ковшура, Е. О. Оздоровительная классическая аэробика [Текст] :

учеб.пособие / Е. О. Ковшура. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – 176 с.

7.  Лях, В. И. Физическая культура. 10-11 классы. Базовый уровень [Текст] :

учебник / В. И. Лях. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2016. – 256 с.

8.  Погадаев, Г. И. Физическая культура. 10-11 классы. Базовый уровень

[Текст] : учебник / Г. И. Погадаев. – Москва : Дрофа, 2015. – 272 с.

9.  Физическая культура [Текст] : учебник / Н. В. Решетников,

Ю.  Л.  Кислицын,  Р.  Л.  Палтиевич  и  др.  –  14-е  изд.,  испр.  –  Москва  :  ИЦ «Академия», 2014. – 176 с.

Интернет-ресурсы:

1.  Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»  [Электронный  ресурс]  :  официальный  сайт.  –  Режим  доступа:

https://gto.ru/, свободный. – Загл. с экрана. 23

2.  Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс].  –  Режим доступа:  http://school-collection.edu.ru/, свободный.  –  Загл. с экрана.

3.  Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

4.  Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс] :

официальный  сайт.  –  Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

5.  Олимпийский комитет России [Электронный ресурс] : официальный сайт.

– Режим доступа: http://www.olympic.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОЦЕНКА УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ   ОБУЧАЮЩИХСЯ     

п/п

 

Наименование технического приема

Кол-во ударов

Оценка

1

Набивание  мяча ладонной стороной ракетки

100

80-65

Хор.

Удовл.

2

  Набивание мяча тыльной стороной ракетки

100

 

80-65

Хор.

Удовл.

3

Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки

100

 

80-65

Хор.

Удовл.

4

Игра накатами справа по диагонали

30 и более

от 20 до 29

Хор.

Удовл.

5

  Игра накатами слева по диагонали

30 и более

от 20 до 29

Хор.

Удовл.

6

Сочетание наката справа и слева в правый угол стола

20 и более

от 15 до19

Хор.

Удовл.

7

Выполнение наката справа в правый и левый углы стола

20 и более

от 15 до19

Хор.

Удовл.

8

Откидка слева со всей левой половины стола

(кол-во ошибок за 3 мин)

5 и менее

от 6 до 8

Хор.

Удовл.

9

Сочетание откидок справа и слева по всему столу (кол-во ошибок за 3 мин)

8 и менее

от 9 до 12

Хор.

Удовл.

10

Выполнение подачи справа накатом в правую половину стола (из 10 попыток)

8

6

Хор.

Удовл.

11

Выполнение подачи справа откидкой в левую половину стола(из 10 попыток)

9

7

Хор.

Удовл.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ                                                                                      

п/п

Контрольные нормативы

5

4

3

1

Бег на 100 м

15.8

16.0

16.5

2

Сгибание, разгибание туловища в положении лежа

55

50

45

3

Бег на 2000 м

10.00

10.30

11.00

4

Челночный бег 10*10 м

26.0

28.0

30.0

5

Сгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

50

45

30

6

Прыжок в длину с места

240

230

220

7

Подтягивание на перекладине(кол-во раз)

12

10

8

8

Наклоны вперед до касания руками пола (сидя)

10

8

5

9

Прыжки через скакалку

(кол-во раз)

150

130

100

10

Стойка на одной ноге на скамейке (сек)

60

40

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Виды спорта

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Ф.И.О

тренера

Настольный теннис

 

15.40-17.10

 

15.40-17.10

 

Ковалёв Н.Т.