Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Оценка 4.8

Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
русский язык
Взрослым
11.11.2018
Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Цель проведения уроков русского языка в старших классах - повторение и углубление мате-риала, изученного в среднем звене, подготовка к ЕГЭ. ЕГЭ представляет собой форму объектив-ной оценки качества подготовки учащихся, освоивших образовательные программы основного общего образования. Экзамен призван проверить виды предметных компетенций: лингвистиче-скую, языковую, коммуникативную, культуроведческую.В обобщении опыта рассказывается об основных этапах по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Обобщение педагогического опыта Хан М.В..docx
Обобщение  опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку Учитель русского языка и  литературы Хан Маргарита Викторовна МБОУ Кадетская школа г. Южно­Сахалинск         Цель   проведения   уроков   русского   языка   в   старших   классах   ­   повторение   и   углубление материала,     изученного   в   среднем   звене,   подготовка   к   ЕГЭ.   ЕГЭ   представляет   собой   форму объективной   оценки   качества   подготовки   учащихся,   освоивших   образовательные   программы основного   общего   образования.   Экзамен   призван   проверить   виды   предметных   компетенций: лингвистическую,   языковую,   коммуникативную,   культуроведческую.   А  значит,   ученик   должен уметь: ­ проводить лингвистический анализ языковых явлений; ­ практически владеть русским языком, его словарем и грамматическим строем; ­ соблюдать языковые нормы; ­ владеть разными видами речевой деятельности ­ уметь воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; ­ осознавать язык как форму выражения национальной культуры.  Кроме   того,   ЕГЭ   проверяет   сформулированность   коммуникативных   умений,   способность осуществлять анализ, синтез, обобщение, классификацию, конкретизацию. Данные умения вырабатываются в своё время на уроках русского языка в 5­9 классах. Но со временем   эти   сведенья,   к   сожалению,   многими   учащимися   забываются,   поэтому   есть необходимость обобщить и систематизировать эти знания  в 10­11 классе. Анализируя     результаты     экзаменационной   работы,   я     выявила   следующие   недостатки   в подготовке учащихся: 1.   Низкая   орфографическая   грамотность   (причем   задания   9   –   15   выполняют   правильно относительно большое количество учащихся, а   сочинение некоторые выпускники пишут с 4 и более ошибками, теряя баллы по критерию К 7 . Тоже самое можно сказать и о пунктуации. 2.   Традиционно   сложным   является   задание   №   26.   (работа   с   языковыми   явлениями, представленными в тексте). 3. Часть учащихся  испытывает затруднения при формулировании проблемы исходного текста. 4. Многие ученики не могут прокомментировать проблему исходного текста, не умеют ясно и точно выражать свои мысли в письменной форме. Конечно, работу по подготовке к экзамену необходимо начинать уже в 5 классе. Я считаю, что для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков необходимо использовать в учебном процессе тестовые формы контроля, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ. Уже в 5­ 7 классе при изучении морфологии, орфографии,   словообразования   обращаю   внимание   учащихся   на   темы,   знание   которых   будет проверяться на ЕГЭ, и показываю, как  выглядеть соответствующие задания в экзаменационном тесте.   Но,   в   то   же   время   нельзя   забывать   о   традиционной   форме   контроля   –   диктантах, изложениях, сочинениях. В  10­11 классах   выделяется два часа на уроки русского языка и подготовку к ЕГЭ. Кроме этого  на консультации (1 час в неделю) более углубленно мы повторяем весь изученный материал. Первое занятие всегда посвящено разбору структуры  и содержания теста, системы оценивания. Анализируется   содержание   КИМ.    Хорошим   помощником   на   консультации   является   сборник «Русский язык в таблицах и схемах». Таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память.  Что   же   необходимо   знать,   понимать   и   уметь   выпускнику,   чтобы   успешно   сдать   единый государственный экзамен по русскому языку? В тесте представлены задания по лексике, проверяющие знание не только основных понятий, связанных   с   лексической   системой,   но   и   общий   уровень   развития   учащегося,   его   кругозор, который проявляется, естественно, в активном  словарном  запасе учащегося. Т.к. на экзамене толковых   словарей   у   учащихся   не   будет,   учу   их   при   выполнении   задания   №3,  прочитав   все словарные   статьи,   не   искать   правильные   ответы,   а   обратить   внимание   на   примеры,   которые приводятся к толкованию. Задание №5 рассчитано на знание лексических норм, в нашем случае это   нормы   употребления   паронимов.   Чтобы   хорошо   подготовиться   к   работе   с   паронимами, обращаемся   к   специальным   словарям.   Рекомендую   два   словаря   –   это   словарь   Бельчикова «Трудные случаи употребления однокоренных слов» и Словарь паронимов Вишняковой.  Большое количество ошибок связано с ударением. Это происходит потому, что ударение в русском   языке   разноместное   и   подвижное.   Поэтому   мы   стараемся   объяснить   основные закономерности   постановки   ударения   в   прилагательных,   глаголах   и   причастиях,   поскольку именно   эти   словоформы   нередко   составляют   задание,   связанное   с   постановкой   ударения. Каждому   учащему   на   руки   выдается   распечатанный   орфоэпический   минимум,   но   в   процессе работы   стараемся   чаще   обращаться   к   словарям,   что   позволяет   развивать   навыки   работы   со справочной литературой. В тесте 2019 года усложнен формат задания 9­12. Обязательно на каждом уроке использую задания,   тренирующие   орфографическую   грамотность:   распределительный   диктант,   найти четвертое   лишнее,   найди   ошибку,     диктант   –   дубль   (первый   ученик   называет,   записывает   и комментирует любое слово с орфограммой, остальные в классе придумывают слова с этой же орфограммой,   следующий   ученик   называет   другую   орфограмму,   и   снова   повторяется   круг). Провожу мини тесты на разные виды орфограмм. Знание   норм   пунктуации   проверяется   в   6   заданиях   теста.  Отрабатывать   пунктуационные навыки лучше всего по отдельным темам раздела "Пунктуация", это такие темы: "Тире между подлежащим   и   сказуемым",   "Тире   в   неполном   предложении",   "Тире   в   бессоюзном   сложном предложении", "Знаки препинания при однородных членах предложения", "Обособленные члены предложения",   "Уточняющие   члены   предложения",   "Вводные   слова   и   вводные   предложения", "Способы   цитирования.   Прямая   и   косвенная   речь",   "Запятая   и   тире   в   сложносочиненном предложении",   "Запятая   в   составе   сложноподчиненных   предложений".   Особое   внимание   при отработке   практических   навыков   уделяется   правилам,   которые   даются   в   Примечании   или дополнении к основным пунктуационным правилам постановки знаков препинания. Как   я   уже   говорила,   сложным   для   учащихся   считается   задание   №26,   которое   предполагает проверку знаний выразительных средств русской речи. С целью подготовки этого задания, а также заданий 22­25 на уроках русского языка и литературы   провожу комплексный анализ текста. Продолжаем   учиться   определять   тему,   основную   мысль   текста,   стиль   текста,   тип   речи, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу; находить в тексте языковые средства,  находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль. Важный этап подготовки к сочинению – осознание его четкой структуры. Поэтому при работе над 27 заданием подробно прорабатываем критерии оценивания. Именно там кроется план работы над сочинением. Анализируя текст, учащиеся должны рассматривать его в 4­х аспектах: 1. Формулировка проблемы исходного теста. 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного теста. 3. Авторская позиция. 4. Собственное мнение и его обоснование. Особое внимание уделяется композиции сочинения, ведется работа с речевыми клише,  формулами. Логичнее отрабатывать сначала отдельно каждый этап сочинения. Сначала нужно  научить правильно формулировать проблему, затем показать, как пишется комментарий.  Самое сложное в этой работе – комментарий текста. Как проследить за авторской мыслью и при этом написать не пересказ, а именно анализ текста? Это бывает сложно понять ребятам. Для решения этой проблемы использую презентации кандидата педагогических наук, автора пособий  по русскому языку Андрея Георгиевича Нарушевича, который предлагает несколько текстов ­ образцов и большое количество шаблонных фраз, помогающих ученикам правильно оформить свою мысль. Ребятам раздаю памятки, которые помогают в работе над сочинением. Памятка №1 1. Внимательно прочитайте предложенный текст. 2. Определите его тему (о чем говорится в тексте). 3. Составьте план и определите микротему каждого микротекста. 4. Выявите проблемы, вопросы, о которых размышляет автор текста (что его волнует, тревожит). 5. Выясните позицию автора по тем проблемам, о которых идет речь в тексте: какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми, выражают его точку зрения. 6. Определите, с помощью каких аргументов автор доказывает свою точку зрения. 7. Выразите и обоснуйте свое отношение к позиции автора. Памятка №2 Важные правила при выполнении задания №27:    хорошо изучи критерии оценивания;  в соответствии с критериями составь план   сочинения (см. таблицу ниже «Композиция сочинения»);  старайся уложиться в 2 часа.  Хорошо запомни!  Объем сочинения – 150­300 слов. Оптимально 150 + 20 слов, но не менее 150!!! Всегда помни!        Сочинение не проверяется, если:     оно менее 70 слов;  оно написано без опоры на предложенный текст;  представляет   собой   пересказ   или   перестановку   слов   и   предложений   предложенного текста;  текст нечитаемый –  не   сканируется   текст   (паста   очень   бледная, ­   ­ отсутствие знаков препинания Композиция сочинения   либо   очень   слабый   нажим) Части (абзац) Вид деятельности Вступление. Основная часть. Сообщи о теме: В тексте (!) говорится о…  Или Автора текста (!), как и многих из нас, привлекает тема… (1­5 коротких предложений) В тексте  автором  (!)  поднимаются проблемы….. Хотелось   бы   остановиться   на…   (если   проблем несколько). Или Автор   в   тексте   рассматривает   проблему… (сформулируёте её!). (1­2 предложения) Для чего Чтобы   не   ошибиться   в определении   жанра текста. Если не знаешь об авторе ничего 1. Определение авторской позиции           Сформулируйте   авторскую   позицию   на проблему. Не   забудьте   включить   в   комментарий два примера­иллюстрации из прочитанного текста. Это   для   соблюдения фактической точности. Это   1   балл   за недопущение   этической ошибки   и   соответствие языка   общепринятой морали.   требуется средств Не искусственного включения   выразительности.  Главное   словесного выражения.   ­   точность 2.   Собственная позиция   Заключение Выражение  собственной позиции:  С   автором   трудно   не   согласиться…   или      С   автором   нельзя   не   согласиться…   или   Я   полностью   согласен   с   автором…   далее аргументация с переходом: Попробую доказать свою точку зрения. Во­первых… Во­вторых… Если… , то…  .  Каждое положение в аргументации должно сопровождаться   словесной   иллюстрацией, примерами  (8­12 предложений).     . . Вывод   по   поводу   того,   о   чем   говорилось   на основании авторской и собственной позиции. Если   тематика   о   нравственности,   то заключительная   часть   может   содержать нравственный вывод, призыв (так давайте же…), афоризм,   пословицу,   поговорку,   но   они   должны быть   обыграны   и   записаны   в   виде   формулы, вывода,   вопросно­ответное единством (1­5  предложений).   рекомендации, В тексте должно быть, как минимум,  4 абзаца:     вступление;  анализ исходного текста с опорой на авторскую позицию;  выражение и обоснование собственной позиции;  заключение – выводы.  Конечно же, необходимо не забывать о психологическом аспекте подготовки к ЕГЭ. Для  учащихся и их родителей я провожу беседы  «Как готовиться к экзаменам», «Как справиться с  тревогой», рассказываю, как организовать день накануне экзамена, настроить свои мысли на  успех, как вести себя на экзамене. Стараюсь создать положительный эмоциональный настрой.

Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018