Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
русский язык
Взрослым
11.11.2018
Цель проведения уроков русского языка в старших классах - повторение и углубление мате-риала, изученного в среднем звене, подготовка к ЕГЭ. ЕГЭ представляет собой форму объектив-ной оценки качества подготовки учащихся, освоивших образовательные программы основного общего образования. Экзамен призван проверить виды предметных компетенций: лингвистиче-скую, языковую, коммуникативную, культуроведческую.В обобщении опыта рассказывается об основных этапах по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Обобщение педагогического опыта Хан М.В..docx
Обобщение опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Учитель русского языка и литературы Хан Маргарита Викторовна
МБОУ Кадетская школа г. ЮжноСахалинск
Цель проведения уроков русского языка в старших классах повторение и углубление
материала, изученного в среднем звене, подготовка к ЕГЭ. ЕГЭ представляет собой форму
объективной оценки качества подготовки учащихся, освоивших образовательные программы
основного общего образования. Экзамен призван проверить виды предметных компетенций:
лингвистическую, языковую, коммуникативную, культуроведческую. А значит, ученик должен
уметь:
проводить лингвистический анализ языковых явлений;
практически владеть русским языком, его словарем и грамматическим строем;
соблюдать языковые нормы;
владеть разными видами речевой деятельности
уметь воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;
осознавать язык как форму выражения национальной культуры.
Кроме того, ЕГЭ проверяет сформулированность коммуникативных умений, способность
осуществлять анализ, синтез, обобщение, классификацию, конкретизацию.
Данные умения вырабатываются в своё время на уроках русского языка в 59 классах. Но со
временем эти сведенья, к сожалению, многими учащимися забываются, поэтому есть
необходимость обобщить и систематизировать эти знания в 1011 классе.
Анализируя результаты экзаменационной работы, я выявила следующие недостатки в
подготовке учащихся:
1. Низкая орфографическая грамотность (причем задания 9 – 15 выполняют правильно
относительно большое количество учащихся, а сочинение некоторые выпускники пишут с 4 и
более ошибками, теряя баллы по критерию К 7 . Тоже самое можно сказать и о пунктуации.
2. Традиционно сложным является задание № 26. (работа с языковыми явлениями,
представленными в тексте).
3. Часть учащихся испытывает затруднения при формулировании проблемы исходного текста.
4. Многие ученики не могут прокомментировать проблему исходного текста, не умеют ясно и
точно выражать свои мысли в письменной форме.
Конечно, работу по подготовке к экзамену необходимо начинать уже в 5 классе. Я считаю, что
для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков необходимо использовать в
учебном процессе тестовые формы контроля, помогая учащимся овладеть техникой работы с
тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ. Уже в 5 7 классе при изучении морфологии,
орфографии, словообразования обращаю внимание учащихся на темы, знание которых будет
проверяться на ЕГЭ, и показываю, как выглядеть соответствующие задания в экзаменационном
тесте. Но, в то же время нельзя забывать о традиционной форме контроля – диктантах,
изложениях, сочинениях.
В 1011 классах выделяется два часа на уроки русского языка и подготовку к ЕГЭ. Кроме
этого на консультации (1 час в неделю) более углубленно мы повторяем весь изученный материал.
Первое занятие всегда посвящено разбору структуры и содержания теста, системы оценивания.
Анализируется содержание КИМ. Хорошим помощником на консультации является сборник «Русский язык в таблицах и схемах». Таблицы развивают аналитические способности учащихся и
активизируют их зрительную память.
Что же необходимо знать, понимать и уметь выпускнику, чтобы успешно сдать единый
государственный экзамен по русскому языку?
В тесте представлены задания по лексике, проверяющие знание не только основных понятий,
связанных с лексической системой, но и общий уровень развития учащегося, его кругозор,
который проявляется, естественно, в активном словарном запасе учащегося. Т.к. на экзамене
толковых словарей у учащихся не будет, учу их при выполнении задания №3, прочитав все
словарные статьи, не искать правильные ответы, а обратить внимание на примеры, которые
приводятся к толкованию. Задание №5 рассчитано на знание лексических норм, в нашем случае
это нормы употребления паронимов. Чтобы хорошо подготовиться к работе с паронимами,
обращаемся к специальным словарям. Рекомендую два словаря – это словарь Бельчикова
«Трудные случаи употребления однокоренных слов» и Словарь паронимов Вишняковой.
Большое количество ошибок связано с ударением. Это происходит потому, что ударение в
русском языке разноместное и подвижное. Поэтому мы стараемся объяснить основные
закономерности постановки ударения в прилагательных, глаголах и причастиях, поскольку
именно эти словоформы нередко составляют задание, связанное с постановкой ударения.
Каждому учащему на руки выдается распечатанный орфоэпический минимум, но в процессе
работы стараемся чаще обращаться к словарям, что позволяет развивать навыки работы со
справочной литературой.
В тесте 2019 года усложнен формат задания 912. Обязательно на каждом уроке использую
задания, тренирующие орфографическую грамотность: распределительный диктант, найти
четвертое лишнее, найди ошибку, диктант – дубль (первый ученик называет, записывает и
комментирует любое слово с орфограммой, остальные в классе придумывают слова с этой же
орфограммой, следующий ученик называет другую орфограмму, и снова повторяется круг).
Провожу мини тесты на разные виды орфограмм.
Знание норм пунктуации проверяется в 6 заданиях теста. Отрабатывать пунктуационные
навыки лучше всего по отдельным темам раздела "Пунктуация", это такие темы: "Тире между
подлежащим и сказуемым", "Тире в неполном предложении", "Тире в бессоюзном сложном
предложении", "Знаки препинания при однородных членах предложения", "Обособленные члены
предложения", "Уточняющие члены предложения", "Вводные слова и вводные предложения",
"Способы цитирования. Прямая и косвенная речь", "Запятая и тире в сложносочиненном
предложении", "Запятая в составе сложноподчиненных предложений". Особое внимание при
отработке практических навыков уделяется правилам, которые даются в Примечании или
дополнении к основным пунктуационным правилам постановки знаков препинания.
Как я уже говорила, сложным для учащихся считается задание №26, которое предполагает
проверку знаний выразительных средств русской речи. С целью подготовки этого задания, а также
заданий 2225 на уроках русского языка и литературы провожу комплексный анализ текста.
Продолжаем учиться определять тему, основную мысль текста, стиль текста, тип речи,
доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу; находить в тексте языковые
средства, находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль.
Важный этап подготовки к сочинению – осознание его четкой структуры. Поэтому при работе
над 27 заданием подробно прорабатываем критерии оценивания. Именно там кроется план работы
над сочинением. Анализируя текст, учащиеся должны рассматривать его в 4х аспектах:
1. Формулировка проблемы исходного теста.
2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного теста.
3. Авторская позиция.
4. Собственное мнение и его обоснование.
Особое внимание уделяется композиции сочинения, ведется работа с речевыми клише,
формулами. Логичнее отрабатывать сначала отдельно каждый этап сочинения. Сначала нужно
научить правильно формулировать проблему, затем показать, как пишется комментарий.
Самое сложное в этой работе – комментарий текста. Как проследить за авторской мыслью и при
этом написать не пересказ, а именно анализ текста? Это бывает сложно понять ребятам. Для
решения этой проблемы использую презентации кандидата педагогических наук, автора пособий
по русскому языку Андрея Георгиевича Нарушевича, который предлагает несколько текстов
образцов и большое количество шаблонных фраз, помогающих ученикам правильно оформить
свою мысль.
Ребятам раздаю памятки, которые помогают в работе над сочинением.
Памятка №1
1. Внимательно прочитайте предложенный текст.
2. Определите его тему (о чем говорится в тексте).
3. Составьте план и определите микротему каждого микротекста.
4. Выявите проблемы, вопросы, о которых размышляет автор текста (что его волнует, тревожит).
5. Выясните позицию автора по тем проблемам, о которых идет речь в тексте: какие мысли,
чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми, выражают его точку зрения.
6. Определите, с помощью каких аргументов автор доказывает свою точку зрения.
7. Выразите и обоснуйте свое отношение к позиции автора.
Памятка №2
Важные правила при выполнении задания №27:
хорошо изучи критерии оценивания;
в соответствии с критериями составь план сочинения (см. таблицу ниже «Композиция
сочинения»);
старайся уложиться в 2 часа.
Хорошо запомни! Объем сочинения – 150300 слов. Оптимально 150 + 20 слов, но не менее
150!!!
Всегда помни!
Сочинение не проверяется, если:
оно менее 70 слов;
оно написано без опоры на предложенный текст;
представляет собой пересказ или перестановку слов и предложений предложенного
текста;
текст нечитаемый –
не сканируется текст (паста очень бледная,
отсутствие знаков препинания
Композиция сочинения
либо очень слабый нажим) Части (абзац) Вид деятельности
Вступление.
Основная
часть.
Сообщи о теме:
В тексте (!) говорится о…
Или
Автора текста (!), как и многих из нас, привлекает
тема… (15 коротких предложений)
В тексте автором (!) поднимаются проблемы…..
Хотелось бы остановиться на… (если проблем
несколько).
Или
Автор в тексте рассматривает проблему…
(сформулируёте её!). (12 предложения)
Для чего
Чтобы не ошибиться в
определении
жанра
текста.
Если не знаешь об авторе
ничего
1. Определение
авторской
позиции
Сформулируйте авторскую позицию на
проблему. Не забудьте включить в комментарий
два примераиллюстрации из прочитанного текста.
Это для соблюдения
фактической точности.
Это 1 балл
за
недопущение этической
ошибки и соответствие
языка
общепринятой
морали.
требуется
средств
Не
искусственного
включения
выразительности.
Главное
словесного выражения.
точность
2. Собственная
позиция
Заключение
Выражение собственной позиции:
С автором трудно не согласиться… или
С автором нельзя не согласиться… или
Я полностью согласен с автором… далее
аргументация с переходом:
Попробую доказать свою точку зрения.
Вопервых…
Вовторых…
Если… , то… .
Каждое положение в аргументации должно
сопровождаться словесной иллюстрацией,
примерами (812 предложений).
.
.
Вывод по поводу того, о чем говорилось на
основании авторской и собственной позиции.
Если тематика о нравственности,
то
заключительная часть может содержать
нравственный вывод, призыв (так давайте же…),
афоризм, пословицу, поговорку, но они должны
быть обыграны и записаны в виде формулы,
вывода,
вопросноответное
единством (15 предложений).
рекомендации,
В тексте должно быть, как минимум, 4 абзаца:
вступление;
анализ исходного текста с опорой на авторскую позицию;
выражение и обоснование собственной позиции;
заключение – выводы.
Конечно же, необходимо не забывать о психологическом аспекте подготовки к ЕГЭ. Для
учащихся и их родителей я провожу беседы «Как готовиться к экзаменам», «Как справиться с
тревогой», рассказываю, как организовать день накануне экзамена, настроить свои мысли на
успех, как вести себя на экзамене. Стараюсь создать положительный эмоциональный настрой.
Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.