Обобщение опыта работы по теме"Формирование личностных УУД младших школьников"
Оценка 4.9

Обобщение опыта работы по теме"Формирование личностных УУД младших школьников"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
4 кл
27.04.2017
Обобщение опыта работы по теме"Формирование личностных УУД младших школьников"
Данная работа посвящена проблеме формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников как одного из требований Федерального Образовательного стандарта. Педагог представляет опыт работы через использование разнообразных форм, приемов и технологий, способствующих развитию личностных универсальных учебных действий младших школьников в учебной и внеурочной деятельности.Формирование личностных УУД
личностные УУД.docx
Все в жизни изменяется, однако существуют ценностные ориентиры, на которые опираются люди сотни лет.  И на протяжении веков в педагогических концепциях   ведущих   педагогов   мира   по   крупицам   собирался   опыт формирования   «способностей   к   самодеятельности,   благодаря   которым ученики  становятся  распорядителями   своей  судьбы». Мой более чем 20 – летний опыт работы в школе показывает, что хороший ученик может быть отличником,   но   как   человек   обладать   набором   отрицательных   качеств   в личностном плане. Такова   действительность.   И мы как педагоги должны закладывать   духовно   –   нравственную   культуру,   развивать   положительные стороны человеческой души.       И конечно, важнейшей задачей современной системы   образования   является   формирование   универсальных   учебных действий,   обеспечивающих   младшим   школьникам   умение   учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.      В марте этого учебного года мои выпускники выполняли групповой проект. Наряду с коммуникативными и регулятивными умениями, ученики должны были показать уровень сформированности личностных универсальных учебных   действий.     просматривался   в   процессе заполнения листа самооценки. Ученики должны были оценить свой вклад в работу группы.   Данный   показатель   Проанализировав   данные   таблицы,   можно   сказать,   что   показатель самооценки учеников моего класса находится на высоком уровне. Однако, необходимо отметить, что в планируемых результатах, описывающих группу личностных универсальных учебных действий, отсутствует блок «выпускник научится». Это означает что, личностные результаты выпускников начальной школы   в   полном   соответствии   с   требованиями   стандарта   не   подлежат итоговой   аттестации.     Но,   к   концу     четвертого   класса,       мы   должны сформировать у учащихся весь комплекс УУД.                         Где же можно формировать личностные универсальные учебные действия? Свое видение по формированию личностных УУД я представила в виде модели,   где   нашли   отражение   ключевые   моменты:   естественно,   что центральная   часть модели представлена в виде ученика, у которого мы и должны сформировать личностные УУД.  Каждый ученик испытывает на себе, с одной стороны, влияние учебной деятельности, а с другой ­  воспитательное воздействие.   Не   всегда   это   воздействие   может   быть   положительным,   что сказывается на самочувствии.    Часто в конце учебного дня,   мы наблюдаем такую картину ­ дети, испытывают усталость, недомогание, невроз.  Для формирования личностных УУД психологический аспект является ведущим.   Здесь   все   имеет   значение:   и   стиль   общения   на   уроке   и   в неформальной   обстановке,   и   тактика   помощи   и   содействия,   возможности самоопределения и самореализации ученика. Знание возрастной психологии позволяет   отслеживать   возрастные   кризисы   учеников,   помогать   находить оптимальные способы выхода из кризиса, совместить свои «хочу» со своими «могу» в классе, где большинство это   ­ высокомотивированные учащиеся. Для создания положительной мотивации можно использовать такие приемы, как: «Оживление приятных воспоминаний» (Вспомните период, когда вам все легко  давалось   и приносило  успех. Запишите свои  чувства,  впечатления). «Измени свое отношение к ошибкам» (настраиваем детей на то, что ошибка – это   хорошая   наука   для   того,   чтобы   развиваться).     На   уроках   помогаю ученикам   освободиться   от   психологического   дискомфорта   «Ничего страшного, если не получится, поищем другой способ…».   Огромное   значение   в   формировании   личностных   УУД   играет доброжелательный коллектив.   Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного   поведения,   наладить   межличностные   отношения   нужно проводить   большую   работу:   классные   часы,   индивидуальные   беседы, организация   совместных   праздников,   внеклассных   мероприятий,   изучение интересов   каждого,   обсуждение   тех   или   иных   поступков   с   позиции нравственности. Так,   начиная   с   1   класса,   провожу   педагогические   диагностики   по изучению   проблем   детского   коллектива,   я   не   буду   останавливаться   на методике   проведения,   скажу   лишь,   что    диагностики   позволяют   понять структуру детского коллектива, его суть, определить, кто является лидером, а может,  есть и непринятые дети.  Известно, что сила коллектива в его традициях. В традициях большой терапевтический и воспитательный смысл. Традиции тоже бывают разными. Конечно, легче провести совместный праздник, гораздо труднее ежедневно выполнять маленькие ритуалы. Но зная на сколько они важны для детей, как благотворно влияют, успокаивают их психику, я не жалею   на это времени. Ежедневные традиции   моего класса: «Здравствуйте и до свидания», пишем письма на день рождения, поэтому в классе постоянно действует «Почта».   Большое значение при формировании личностных УУД я отвожу играм. Именно в игре формируется осознание ребенком себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива,   признание для себя общепринятых морально­этических   норм,   способность   к   самооценке   своих   действий, поступков.   Например   игра   «Комплимент»,когда   мы   говорим   друг   другу комплименты или игра «Я» (игру можно использовать на этапе знакомства, в классе есть волшебная буква я, которую мы берем в руки и говорим ­   я­ добрая, честная и т.д) Формированию личностных УУД способствует использование в урочной деятельности   разнообразных   продуктивных   технологий.   Если   продумывать все   составляющие   урока,   то   речь   о   формировании,   например,   личностных УУД,   может идти уже на организационном этапе урока.     Урок начать   с психологического   настроя,   что   способствует   формированию   личностных универсальных   учебных   действий.   (У:   ­   Посмотрите   друг   на   друга. Улыбнитесь. Я  рада видеть ваши улыбки).   Так   как   время   выступления   ограничено,   остановлюсь   лишь   на некоторых моментах:  Так,  технология проблемного диалога  стимулирует мотивацию   учения;   повышает   познавательный   интерес;   формирует самостоятельность   и   убеждения.   На   уроках русского   языка возможен широкий спектр проблемных ситуаций, однако наиболее часто я использую проблемные   ситуации   со   столкновением   мнений   учащихся.   Классу предлагается   практическое   задание   на   новый материал,   т.   е.   в   буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать».   Так,   например,   учеников   попросить     написать   слова   или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников.  Использование     на   уроках  литературного   чтения  технологии продуктивного чтения, позволяет научить детей оценивать поступки людей, разделять   на   хорошие   и   плохие,  понимать эмоции   других   людей, сочувствовать,   сопереживать;   высказывать   свое   отношение   к   героям прочитанных   произведений.  Например,   прочитали   в   классе   произведение, далее использую прием «Интервью с главным героем». У: задайте вопросы главному герою. Д: ­ Как Вас зовут? – Почему Вы так поступили? На   уроках   в   начальной   школе   может   эффективно   использоваться технология   проектного   обучения.  Я   не   буду   напоминать,   что   собой представляет данная технология.   В качестве примера представлю создание детского   диафильма   силами   учащихся,   который   соотносится   с   самыми современными   методическими   воззрениями,   касающимися   проектной деятельности   детей.   Первоочередным   условием   в   работе   по   созданию самодеятельных   диафильмов       было   знакомство     с   кинематографической природой диафильма и его связью с медиаобразовательными технологиями. На   предварительном   этапе   этой   работы   проведено   анкетирование учащихся. Результаты анкетирования позволили перейти к следующему этапу: уточнить основные сведения о жанре диафильма. Учащиеся должны понять, что создание диафильма – это не   только интересный,   но   и   полезный   вид   работы:   он   помогает   быстро   вспомнить художественное произведение и правильно пересказать его. Затем   познакомить   детей с определением сценария и других понятий, связанных с диафильмом: сценарист, иллюстратор, иллюстрация.  Далее составлены  2 группы разных видов заданий (задания, связанные с составлением   сценария   и   задания   связанные   с   иллюстрированием произведения), которые  способствовали достижению конечной цели работы. После того, как дети будут хорошо ориентироваться в данных видах заданий, можно приступить к основной работе – созданию диафильма. Создаются   «авторские   коллективы»   учащихся   для   организации групповой работы детей. Группы работают над одной творческой задачей. В каждой   группе   дети   делятся   на   «профессии»:   сценаристы,   иллюстраторы, критики. В результате получается детский диафильм. Кроме   этого   активно   использую   групповые   творческие   проекты, например   творческий   проект   «Встреча   солнца»,   где   ребята   выполняли   по группам рисунок солнышка.   гражданственность, Безусловно, следующей составляющей, которая благоприятно влияет на формирование личности, является внеурочная деятельность. В практике моей работы есть и традиционные формы такие как: клубные часы, конкурсные программы, беседы. Однако представить вашему вниманию я  хотела бы опыт работы   по   программе   духовно   –   нравственного   воспитания     и   развития учащихся  «Ступеньки   рыцарской   доблести»,   которая   направлена   на формирование  базовых нравственных ценностей: патриотизм, толерантность, социальная   солидарность,   семейные   традиции, трудолюбие,   бережное   отношение   к   окружающему   миру.   Первая   ступень духовно­нравственного развития личности «Я – рыцарь» (1 класс) начинается с   познания   себя,   идентификации   себя   как   человека,   ученика,   члена небольшого   ученического   коллектива.   Для   обеспечения   сохранения   и развития   связи,   непрерывности   и   органичной корректировки   уже   идущего   в   семье   процесса   воспитания   ребенка, гимназисты  проходят вторую ступень «Я – рыцарь моей семьи» (2 класс). Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие обучающимся   традиций,   ценностей,   особых   форм   культурно­исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края – «Гимназия, мы рыцари твои» (3 класс). Более высокой  ступенью духовно­ нравственного развития гражданина России   является принятие культуры и духовных традиций России, русского народа и народов, в среде которых он родился и живет – «Я – рыцарь своей страны» (4 класс). Доброй традицией в системе   моей   воспитательной   работы   стали   такие   праздники:     «Первый звонок», «День рождения Гимназии», «День Победы», «Прощание с начальной школой», «Стартуют все».   преемственности, Поскольку   родители  являются  социальными   заказчиками  школы,  они должны активно участвовать в учебно­воспитательном процессе. Совместно с родителями   мы   проводим   праздники   «Олимпионика»,   «Юморина», «Масленица» праздник ко Дню матери, ко Дню защитника Отечества.   При   работе   над   формированием   личностных   УУД   я   использую различные технологии: и старые, консервативные, и новые. Все применяемые мною упражнения и приемы описаны в литературе, но хорошие результаты они   приносят   только   тогда,   когда   эта   работа   ведется   систематически   и целенаправленно.

Обобщение опыта работы по теме"Формирование личностных УУД младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме"Формирование личностных УУД младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме"Формирование личностных УУД младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме"Формирование личностных УУД младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме"Формирование личностных УУД младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме"Формирование личностных УУД младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме"Формирование личностных УУД младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме"Формирование личностных УУД младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме"Формирование личностных УУД младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме"Формирование личностных УУД младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2017