Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание
Оценка 4.7

Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание

Оценка 4.7
Семинары
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
04.04.2018
Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Экологическое образование и воспитание учащихся - это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Экологическое образование и воспитание учащихся - это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Семинар.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА­ИНТЕРНАТ № 1 ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ТОМСКА «Мир, в котором мы живём» Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание Воспитатель: Беляева Ирина Ивановна Томск­20017 1 «Мир, в котором мы живём» Человечество   стоит   перед   лицом   экологической   катастрофы.   Причиной послужило   потребительское   отношение   людей   к   окружающему   миру. Охранять природу   необходимо   не   потому,   что   она   "наше   богатство",   а   потому,   что   она самоценна,   человек   не   может   существовать   без   природного   окружения,   а   вот природа   без   человека  ­   может.  Если   люди   в   ближайшем   будущем   не   научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Экологическое образование и воспитание учащихся ­ это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями   и   в   соответствии   с   ними   строить   свои   взаимоотношения   с окружающим миром. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный   процесс.   Его   результатом   должно   быть   не   только   овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. 2017 год в России посвящен экологии и охране природных территорий.  В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все   более   приоритетным   направлением   в   педагогической   теории   и   практике. Экологическое   воспитание   —   проблема   актуальная.   Это   связано   с   тяжелой экологической ситуацией на Земле.  Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их обучении и воспитании. Именно поэтому я выбрала методическую тему «Экологическое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы – интерната».  Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность экологических   проблем,   необходимо   учить   ребят   правильному   образу   жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Дети   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   как   и   другие   члены общества,   обладают   равными   правами   и   потребностями   в   приобщении   к разнообразным   формам   образования,   культуры   и   труда.   Не   стоит   считать,   что умственно   отсталые   дети   не   нуждаются   в   экологическом   воспитании.  Их 2 поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым. В сущности, в воспитании экологического мировоззрения выявляются две стороны:   ­ экологическое сознание,  ­  экологическое поведение. Экологическое   сознание   формируется   на   занятиях,   а   экологическое поведение формируется годами в практической деятельности. Ответственное  отношение к  природе  ­ сложная характеристика  личности. Она   означает   понимание   законов   природы,   определяющих   жизнь   человека,   а проявляется   в   соблюдении   нравственных   и   правовых   принципов природопользования,   в   активной   созидательной   деятельности   по   охране   среды, пропаганде   идей   правильного   природопользования,   в   борьбе   со   всем,   что губительно влияет на окружающую природу.   Природа ­ это Дом, живущий по своим законам, но зависящий от поведения самого человека. Только человек может выявить, изучить и сформулировать эти законы.   Управлять   природой   можно   только   в   полном   соответствии   с действующими в ней объективными законами.  В   нашей   школе   накопилась   определенная   система   воспитания.   Накоплен положительный   опыт   работы   по   экологическому   воспитанию   учащихся, совместной   деятельности   педагогов   школы.   Есть   необходимость   приведения накопительного,   положительного   опыта   в   стройную   систему,   которая   позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным. Мой опыт работы в школе­интернате показал, что дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением.   Необходимость   формирования   экологического   сознания воспитанников, потребность в изучении природы родного края, в осуществлении природоохранной деятельности повлияли на необходимость внесения в планы на полугодие раздела по экологическому воспитанию.  Данный раздел реализует основную цель: формирование и коррекция у детей ответственного отношения к себе и окружающему миру. Выполняет такие задачи: сформировать системные знания об окружающем мире в соответствии с возрастом и способностями обучающихся, воспитанников; научить применять на практике полученные   знания;   воспитать   гражданина   знающего   и   любящего   свою   Родину; воспитание экологической культуры через разные деятельности ребенка; 3 Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию, тем  раньше мы увидим ее результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. В своей работе для воспитания экологической культуры   я использую  все современные направления развития. В данном случае речь идет о педагогических технологиях, экскурсиях, экологических   сказках,   практической   деятельности   и    разнообразных   видах деятельности таких как: чтение, наблюдение, музыкальная деятельность, трудовая и игровая деятельность, физическая и изобразительная деятельность.  Проблема экологического воспитания способна дать широкие возможности для   развития   у   детей   некоторых   знаний.   Ведь,   в   принципе,   50%   школьников свободно   демонстрируют   свое     отношение   к   природе.   Они   считают,   что   лес предназначен лишь для того, чтобы собирать ягоды и грибы. Ну а деревья нужны только для изготовления мебели.  Практика   показывает,   что   учащиеся   и воспитанники   с ограниченными возможностями   здоровья   положительно   относятся к разнообразным   формам внеклассной работы как экологические беседы, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии в природу. Тематика   бесед   по   экологическому   воспитанию   может     разнообразной: «Подготовка   животных   к   зимовке»,   «Любимый   уголок   отчизны»,   «Чистая атмосфера   –   здоровый   организм»,   «Земля   ­   наш   общий   дом»,   «Мы   учимся   у природы» и т.п.   Ребята   часто   оказываются   равнодушными   к   комнатным   растениям, поливают автоматически, не задумываясь, полезно это или вредно для растений. Нужно заинтересовать детей, поэтому я провожу один раз в месяц практическое занятие «Уход за комнатными растениями», где мы с ребятами выявляем родину каждого   растения.   Знакомясь   с   историей   комнатных   растений   по   книге   Н. Верзилина «Путешествия с домашними растениями», обучающиеся,  воспитанники узнают о правилах ухода и поймут, что полезно для зеленых друзей, а что вредно.  Целый год в 7 классе мы с ребятами изучали живую и неживую природу. С большим   интересом   дети   узнавали   новое   о   знакомых   с   детства   растениях, животных. Итогом было открытое мероприятие «Спасем природу». В мероприятии мы использовали народные загадки, пословицы, поговорки, в которых отражено мудрое,   бережное   отношение   народа   к   богатствам   природы,   знания   сложных явлений   окружающего   мира.   Систематизировали   знания   детей   о   природе посредством  конкурсных заданий, расширяли кругозор, развивали познавательную активность. 4 Работа   по   воспитанию   экологического   сознания     ведется   воспитателем ежедневно, непрерывно, в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни   воспитанников,   режима   дня.   В   режим   дня,   после   школьных   занятий, включены   прогулки,   групповое   вечернее   занятие,   занятия   детей   по   интересам, самоподготовка. В каждый из режимных моментов имеется возможность вводить элементы воспитания экологической направленности. Воспитатель   организует   прогулку   таким   образом,   чтобы   дети   провели   ее   с максимальной   пользой:   наблюдения   за   погодой,   физический   труд,   подвижные игры.  Физический   труд   во   время   прогулок   также   призван   решать   вопросы экологического   воспитания,   формирования   общепринятых   норм   поведения   и гражданской   позиции.   Это   ежедневная   уборка   прилегающей   территории   от бумажного и другого мусора, сезонные работы ­ очистка территории от снега. Это и   облагораживание   территории:   разбивка   клумб,   прополка   цветов,   уход   за растениями. Такой вид работы призван сформировать у умственно отсталых детей потребность соблюдать чистоту, трудолюбие. Большое   значение   для   воспитания   экологической   культуры   имеют   такие мероприятия, как субботники по уборке территорий «Чистодвор», родника «Живи родник,   живи»;   встречаемся   с   интересными   людьми;   проводим   тематические экскурсии: «По лесным тропинкам, отчего края», «Осень – дивная пора»; участие в разнообразных конкурсах, викторинах; изготовление кормушек. Одной из наиболее крупных форм работы воспитателей является проведение тематических   праздников   экологической   направленности:  «Осенняя   пора,   очей очарованье», «День птиц», «День Земли». Экологическое   воспитание   воспитанников   не   должно   замыкаться   только рамками   нашей   школы­интерната.   Поэтому   своих   детей   я   всегда   вовлекаю   в участие в различных экологических конкурсах. Дети рисуют рисунки о животных, изготавливают поделки из природного материала. Всегда обращаю внимание детей, на   то,   что   для   наших   поделок   не   должно   пострадать   ни   одно   растение   или животное,   что   эти   поделки   должны   показать   красоту   природы.   С   детьми участвовали в конкурсах «Мир, в котором мы живём. Писатели XX ­ XXI века о природе   и   животных»,     «ПосмотриЗадумайсяСделай»,   «Щедрая   яблоня»,   и   в дальнейшем   планируем   участвовать   в   конкурсах   экологического   направления. Проводим игры – квесты с младшими классами по экологическому направлению в сочетании этническим направлением. 5 Большое   внимание   уделяю   ежедневному   наблюдению   за   изменениями   в природе.   Мы   не   просто   идем   на   прогулку,   в   библиотеку,   мы   наблюдаем   за сезонными   изменениями   в   природе.   Когда   я   только   начала   работать,   меня удивляло, как дети смотрят, но не видят очевидных явлений природы, не могут назвать   их.   Сейчас   радуюсь,   когда   дети   показывают   мне   первый   лед   в   лужах, первый желтый лист, сообщают, что уже грачи прилетели, что видели две радуги. Так   мои   воспитанники   научились   видеть   красоту   родной   природы   и   захотели поделиться своими впечатлениями с другими людьми. И   мы постоянно ходим с фотоаппаратом. У нас много прекрасных моментов, лучшие снимки мы используем при составлении презентаций, видеороликов, которых представляем на различных конкурсах. С детьми совершили заочную экскурсию ­ «Путешествие по родному краю», провели занятие по теме «Лес полон чудес», составили презентацию «Почему мы с лесом дружим». В ходе занятий с воспитанниками изучили правила поведения на природе, экологические знаки. Дети  запомнили названия охраняемых растений и животных,   занесенных   в   Красную   книгу   Томской   области,   познакомились   с некоторыми лекарственными растениями. Вместе с прекрасными моментами мы сталкиваемся и с неправильным поведением человека. В результате проведенных бесед и экскурсий напоминаю воспитанникам, что разнообразный растительный и животный мир нашего края требует внимательного и бережного отношения. Всегда изучая, наблюдая природу, видя бездумное отношение людей к ней, я задаю   детям   вопрос:   «А   что   мы   с   вами   можем   сделать   для   природы?». Предложения детей рассматриваем и совместно принимаем решение, что будем делать.   Очень   важным   считаю   именно   то,   что   дети   сами   предлагают   провести экологический субботник, сами распределяют роли, сами контролируют качество уборки. Это позволяет сделать их труд радостным, более результативным.  Формирование   экологического   поведения   и   сознания   на   уроках   и   во внеурочное время сказывается на развитии личности ребенка. У многих учащихся, особенно в старших классах, формируется убежденность в необходимости охраны природы и их личном участии в этом.  С   целью   определения    экологической   культуры   и  эффективности   проведено   анкетирование: экологического   воспитания  «Экологическая культура учащихся», «Мое отношение к природе»  воспитанников     В анкетировании приняли участие 12  воспитанников 8 «Б» и 8 «В» класса. 6  Анкета «Экологическая культура учащихся» Отметьте выбранный вариант ответа по 5­балльной шкале, где: 0­1 ­ обозначают отсутствие выраженности качества (0 ­ полное отсутствие, 1 ­ слабая степень выраженности), 2­3 ­ обозначают среднюю степень выраженности (2 ­ ниже среднего, 3 ­ среднее значение), 4­5   ­ обозначают   высокую   степень   выраженности   (4   ­   высокая,   5   ­   устойчиво высокая). 1. Как Вы оцениваете собственные экологические знания? 2. Насколько необходимы для Вас экологических знаний? 3. Считаете ли Вы, что ухудшение окружающей среды отрицательно влияет на Ваше здоровье? 4. Как часто Вы используете экологические знания и умения в повседневной жизни (не собираете грибы и лекарственные травы вдоль дорог, не сжигаете пластиковую посуду, т.д.)? 5. Вы читаете статьи в периодической печати или художественную литературу, посвященные обсуждению экологических проблем? 6. Вас чувствуете ответственность за сохранение окружающей природы? 7. Как часто Вы с друзьями обсуждаете проблемы, связанные с ухудшением экологической ситуации? Результаты анкетирования  свидетельствуют о том, что учащиеся  знают, как нужно правильно себя вести в природе, овладевают навыками поведения в природе и уровень их экологической культуры с каждым годом растет.  Анкета «Мое отношение к природе» Вопросы Ответы 1. Нравится ли тебе  бывать в природе? 2. Что ты больше  любишь делать на  природе? 1) Нравится 2) Не нравится 1) Ловить рыб 2) Слушать птиц, любоваться с природой    3) Загорать, купаться,  4) Играть в подвижные игры 5) Собирать ягоды, грибы 6) Рвать цветы 7) Разводить костры 1) Нет, не приходилось 8 «Б» класс 100% 45% ­        20% 20% 15% 10% 20% 10% 45% 8 «В» класс 55% ­ ­ 50% 20% 15% 5% 10% ­ 15% 7 3. Приходилось ли  тебе оказывать  помочь животным и  растениям? 8. В каких делах по  охране природы вы  принимали участие 2) Я ухаживаю за бездомными животными 3) Отогревал зимой птиц 4) Лечил раненную птицу 5) Подкармливаю зимой птиц 1) Не принимал 2) Делал скворечник 3) Делал кормушку 10% 5% 5% 35% 35% 15% 50% 15% 10% 5% 55% ­ 40% 60% По результатам анкеты видно, что дети проявляют живой интерес к природе, к животным и растениям. Проявляют инициативу при проведении экологических рейдов;  оказывать   помочь   животным   и   растениям;   осознают   ответственность человека за сохранение природной сферы.  Конечная   цель   экологического   образования   –  ответственное   отношение   к окружающей   среде.   Проблема   экологического   воспитания   и   образования существовала,   и   будет   существовать   на   протяжении   развития   общества. Правильное   экологическое   воспитание   позволит   в   дальнейшем   предотвратить многие   экологические   проблемы   человечества.   Именно   в   школьном   возрасте ребенок   получает   основы   систематических   знаний;   здесь   формируются   и развиваются   особенности   его   характера,   воли,   нравственного   облика.   Если   в воспитании детей упущено что­то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.   Конечной целью экологического образования является прививание детям ответственности за все то, что они делают по отношению к окружающей среде.  Решая задачи экологического образования детей с ОВЗ, в первую очередь, стараемся   сформировать   систему   знаний   о природе,   научить   понимать и устанавливать   существующие   в ней   связи   и зависимости,   действовать в соответствии   с полученными   знаниями.   Одним   из   залогов   успешного экологического   обучения —   создание   такой   атмосферы,   которая   способствует восприимчивости   и отзывчивости   детей. развитию   эмоциональной   8 Список использованных источников: 1. Интернет   ресурсы:   http://veselajashkola.ru/shkola/sovremennoe­ ekologicheskoe­vospitanie­v­shkole/ 2. Скворцова Т. А. Из опыта работы по воспитанию экологической культуры в коррекционной школе VIII вида // Школьная педагогика. — 2016. — № 3. Букин,   А.П.   В   дружбе   с   людьми   и   природой.   /   –   А.П.   Букин.   ­   М.: Просвещение, 1991. – 196 с. 4. Колесникова,   И.   А   Воспитательная   деятельность   педагога:   Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 218 с. 5. Дерябо, С.Д., Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. ­ Ростов – на­Дону, 1996. – 164 с. 9

Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание

Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание

Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание

Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание

Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание

Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание

Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание

Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание

Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание

Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание

Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание

Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание

Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание

Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание

Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание

Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание

Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание

Обобщение опыта работы с учащимися с ОВЗ через экоэтническое воспитание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018