Обобщение опыта Тема: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие познавательной активности дошкольников – является одной из самых актуальных проблем в детской психологии, поэтому взаимосвязь людей с окружающим миром происходит благодаря его деятельности и активности, так как активность - это непременная предпосылка развития интеллектуальных качеств личности, её инициативности и самостоятельности.Обобщение опыта Тема: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие познавательной активности дошкольников – является одной из самых
актуальных проблем в детской психологии, поэтому взаимосвязь людей с окружающим
миром происходит благодаря его деятельности и активности, так как активность это
непременная предпосылка развития интеллектуальных качеств личности, её
инициативности и самостоятельности. Современные программы в настоящее время
учитывают развитие у дошкольников не отдельных фрагментарных познаний об
окружающем мире, а вполне достоверных простых концепций, взглядов о разных
свойствах и взаимоотношениях объектов и явлений.
Один из
основных экспертов в сфере интеллектуального обучения и воспитания дошкольников
Н.Н. Поддьяков объективно подчёркивает, то, что в настоящее время необходимо
предоставлять детям источник к познанию действительности, а никак не стремиться к
исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной концепции
интеллектуального обучения и воспитания.
Явление познавательной активности как один из основных условий обучения
постоянно притягивает интерес учёных. Учёные познавательную активность понимают
поразному. В содержании определения «познавательная активность» можно отметить
ряд направлений. Одни учёные отождествляют активность с деятельностью, другие
полагают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность –
наиболее обширное представление, нежели деятельность.
Такие учёные, как Ж.Ж. Руссо, Я.А. Каменский, Д. Локк, К.Д. Ушинский
считали, что познавательная активность это и есть естественное стремление детей к
познанию.
Ученые (А.Г. Литвак, А.Р. Лурия, М.С.Певзнер, В.И.Селиверстов) оценивают
познавательную активность как естественное желание дошкольников к познанию,
считая, что людям характерно стремление к познанию и это желание появляется у
ребенка с первых дней его жизни. Г.И. Щукина считает «познавательную активность»
как качество личности, которое содержит стремление личности к познанию, выражает
умственный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная
активность» проявляется при устойчивом проявлении желания к познанию. Это
структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают
содержательную характеристику, а желание представляет форму.
Отражённые в педагогической литературе исследования, привнесли большой
вклад в развитии концепции познавательной активности: в них находятся уникальные
идеи, практические рекомендации, теоретические обобщения. Из этого можно сделать
вывод, что активность занимает важное место в любом познавательном процессе, она
всегда является главным обстоятельством эффективной деятельности детей и их
развития в целом. Известно, что познание основная деятельность дошкольников, это
процесс раскрытия детьми скрытых взаимосвязей и взаимоотношений, это «новый
процесс вторжения ума в объективную действительность».
Познавательная активность не является врождённой. Она развивается на
протяжении всей сознательной жизни человека. Дошкольный возраст возраст
почемучек. Этот возраст положительный для развития познания у детей. В случае, если
не сформированы соответствующие требования для осуществления познавательногонаправления, природные возможности, как считают ряд учёных, нейтрализуются:
ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, лишается
заинтересованность к самому процессу познания.
Ребёнок стремительно меняется в старшем дошкольном возрасте: улучшаются
психофизические функции, появляются непростые индивидуальные личностные
новообразования, прослеживается активное формирование познавательных мотивов,
связанных напрямую с учебной деятельностью, появляется потребность в
интеллектуальной активности и овладении навыками, знаниями и умениями. Основой
для развития мотивов учебной деятельности является заинтересованность и
любознательность, которые связаны с рвением к узнаванию нового. Данное качество –
при умелом руководстве может перерасти в жажду знаний, в потребность к познанию.
Невозможно оценивать активность дошкольников только лишь за уровень усвоения ими
социально заданных нормативов. Особое значение приобретает умение ребёнка без
помощи других организовывать себя,
осуществлять собственный замысел,
аргументировать и защищать собственную идею, демонстрировать находчивость,
воображение, элементарное рационализаторство, объединять разные впечатления с
жизни и книжки. Активность ребёнка выражается в его желании без помощи других что
то переделать, изменить, открыть, узнать.
В работе по формированию познавательной активности дошкольников, педагог
может применять следующие направления: формирование творческой инициативы детей
в повседневной жизни, развитие экспериментальной активности дошкольников.
Главная цель первого направления – применение экспериментальных методов
обучения. Это не увеличение количества знаний, а путь их расширения, концентрации
вокруг более важных аспектов, осознанная творческая деятельность ребёнка.
Экспериментальная деятельность создаёт у детей заинтересованность к окружающему,
формирует мыслительную деятельность, наблюдательность. Огромную познавательную
роль содержит развивающая среда в группе, которая осуществляет обучающую
функцию, формирует понимание и фантазию детей. В результате дети всё охотнее
обращаются за помощью к познавательной литературе, энциклопедиям.
С целью формирования данного вида деятельности и для приобретения навыков
работы с простейшими исследовательскими приборами в группе необходимо
оборудовать мини лабораторию. Лабораторию следует регулярно дополнять новым
экспериментальным материалом. Каждая неделя может быть посвящена определённой
познавательной теме: «Природа», «Животные и растения», «Полезные вещи», «Космос»
и другие. Занятия по предложенным тематикам способствуют появлению большого
количества вопросов у детей, мотив которых является желание к познанию. Воспитатель
не должен спешить с ответом, а содействовать тому, чтобы дети нашли его сами.
Специальные исследования демонстрируют,
что важным психолого
педагогическим моментом, характеризующим познавательную активность детей и
отношение их к заданиям и занятиям, считается та обстановка, которая сопровождает
полный процесс обучения, от его начала и до конца. Совместная работа снимает
напряженность у детей, может помочь установить с ними тесную взаимосвязь, что
приводит к совместному поиску неизвестного. Используя разнообразные ситуации,
наводящие вопросы, педагог направляет поисковую деятельность ребёнка, корректирует
её. Здесь имеет значение всё – жесты, эмоции, мимика. Педагог подводит детей к
правильному ответу, но в тоже время, дети не должны заметить этого, иначе
авторитарное общение возьмёт верх и активность станет выражаться только на
репродуктивном уровне (ребёнок будет иметь малую заинтересованность к познанию,наблюдаться неусидчивость, воспроизводить всё по образцу, и отказываться от
самостоятельнопоисковой работы).
Цель второго направления заключается в формировании заинтересованности к
предметам и явлениям, которые находятся за пределами конкретной ситуации.
Результативным средством повышения познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста считается применение ситуативного познавательного
интереса, т.е., заинтересованность к определённой деятельности, к определённому
познавательному материалу, принимая во внимание привычное состояние ребёнка:
ребёнок не желает проявлять активность в скучной работе, действовать по
принуждению, что вызывает у него только отрицательное чувство, но, в то же время, мы
должны знать, что ребёнок может длительно проявлять активность, если ему интересно.
К ситуативной мотивации относится взаимодействие с самим педагогом. В случае если
ребёнку нравится педагог, на его занятиях ему всегда будет интересно – это также
увеличивает познавательную активность дошкольников.
Также, следует понимать, что нельзя негативно оценивать самого дошкольника и
результаты его деятельности. Ребёнок может ошибаться, т.к. он только учится, и учится
не на чужих ошибках, а на своих. Задача педагога – выяснить и узнать причины ошибок,
чтобы найти возможности их коррекции.
В базовом компоненте дошкольного образования говорится о том, что ребёнок
должен иметь представления о познавательной активности в собственном развитии,
элементарно исследовать окружающий мир, интересоваться особенностью своих
познавательных процессов, знать начальные формы исследований. Проблема
познавательной активности – одна из наиболее сложных в педагогике, так как она
является индивидуальнопсихологической характеристикой человека, которая отражает
трудные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий
развития. Познавательная активность при верной педагогической организации
деятельности воспитанников, целенаправленной и регулярной воспитательной
деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и мощно
воздействовать на его развитие.
Говоря о важности познавательной активности, возрастная психология обладает
многосторонней информацией о состоянии и динамике познавательных процессов у
детей дошкольного возраста. Вопрос особенностей познавательного развития,
формирование условий, результативно оказывающих большое влияние на развитие
познавательной активности детей дошкольного возраста, в течение многих лет занимает
одно из главных мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней
обращались многие педагоги и психологи, как отечественные (А.А. Смирнов, П.П.
Блонский, В.П. Вахтеров, Е.И. Конради, П.Ф. Каптерев и др.), так и зарубежные (Д.
Болдуин, К. Бюлер, Д. Брунер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Учёные
акцентируют полный спектр составляющих сформированности у ребенка
познавательного взаимоотношения к окружающему миру, где более важными является
познавательный интерес и познавательная активность.
Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста
характеризуется оптимальностью взаимоотношений к исполняемой работе,
насыщенностью усвоения разных методов положительного достижения результата,
опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование
в собственной повседневной жизни. Основой познавательной активности является
преодоление противоречия между усвоенным навыком и необходимостью
трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что даётвозможность детям показать творческое отношение при выполнении задания.
Управление процессом формирования нестандартного мышления детей со стороны
педагога реализуется с помощью применения им различных приёмов и методов
активизации умственного развития ребенка.
Проанализировав вышесказанное, можно сделать выводы, что познавательная
активность с ростом и развитием ребенка все больше начинает тяготеть к
познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется
определенной структурой. К её элементам можно отнести: побудительно
мотивационную часть (цели, потребность, мотивы), предмет деятельности, соответствие
предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (операции и действия). Из
этого можно сделать вывод, что деятельность является главным условием развития
познавательного интереса у дошкольников, которая несёт познавательную функцию.
Как подтверждают в своих исследованиях В.В. Давыдов и Н.Е. Веракса,
творческое начало в личности творческого человека выступает источником развития
познавательной активности старших дошкольников.
Творческий процесс
рассматривается как деятельность человека, создаёт новые материальные и духовные
богатства, обладающие общественной значимостью, где новизна и общественная
значимость выступают основными критериями творчества.
С.В. Кожакарь и С.А. Козлова выделили ряд педагогических требований,
которые обеспечивают устойчивые интересы дошкольников:
формирование
обогащенной предметнопространственной среды; организация познавательного поиска
детей; привлечение к выполнению творческих заданий; интеграция разнообразной
деятельности; развитие психологической установки предстоящей деятельности у детей;
формирование проблемнопоисковых ситуаций; включение занимательности в
содержание;
стимулирование благоприятнопсихологического взаимоотношения
ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных
средств и методов на каждой стадии формирования интереса.
Исследованию детских вопросов как особой формы проявления познавательного
взаимоотношения к окружающему миру, познавательной активности посвящен ряд
изучений Н. Бабич, Д.Б. Годовиковой, А.И. Сорокиной, К.И. Чуковского, Н.Б.
Шумаковой. Учёные определяют активные познавательные проявления детей в виде
вопросов как проявление мыслительной, умственной активности.
Необходимо при развитии познавательных сфер ребёнкадошкольника,
стремиться создавать такие условия для его существования, развития, воспитания и
обучения, чтобы богатейшее чувственноэмоциональное восприятие мира разрешило
малышу стать Человеком. Поэтому необходимо применять разнообразные средства.
Средства развития познавательной активности и познавательного интереса
можно разделить на две группы: деятельность детей и произведения духовной и
материальной культуры. На ранних этапах развития ребёнка личный опыт – главнейший
путь познания окружающего мира. Однако вскоре его становится недостаточно.
Главным средством развития познавательной активности старших дошкольников
является занятие. Занимательный материал обязательно должен находиться на занятиях,
потому что занимательность – одно из средств развития познавательной активности.
Игры, элементы занимательности, все неожиданное и необычное, стимулируют у детей
чувство удивления, заинтересованность к процессу познания, помогают им овладеть
любым учебным материалом.
На занятиях, в процессе игр, дети незаметно для себя выполняют разнообразные
задания, где им приходится сравнивать предметы, находить общее и различное встроение, объектов, свойствах, делать логические заключения и выводы. Игра ставит
дошкольников в условия поиска.
Подводя итог, можно сделать заключение, что главными задачами и
направлениями развития познавательной активности детей старшего дошкольного
возраста является:
1. Обогащение сознания детей новейшим содержанием, что содействует
накоплению взглядов детей об окружающем мире, готовит его к элементарному
осмыслению некоторых понятий.
2. Систематизация собранной и приобретённой информации с помощью
логических операций (сравнение, анализ, классификация, обобщение). Желание к
дальнейшему накоплению информации (отдельные факты, сведения) и стремление
упорядочить накопленную и вновь получаемую информацию, систематизировать ее.
Таким образом, развитие познавательной активности личности ребенка во время
занятий, выражается наиболее полно, и рассматривается во всей воспитательной
деятельности в целом. Значимость педагога в данном случае очень важна, т.к. он
ориентирует личность на правильное, гармоничное развитие.
Литература:
1. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста / Л. А.
Венгер, Е. Л. Агаева, Н. Б. Венгер и др.; Под ред. Л.А. Венгера; НИИ дошк.воспитания АПН
СССР.– М.: Педагогика, 1986. – 224 с.
2. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных
учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: МозаикаСинтез, 2008. – 77 с.
3. Годовикова, Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников / Д. Б. Годовикова //
Вопросы психологии. – 1984. – №1. – С. 34 – 40.
4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов дошкольных отделений и
факультетов средних педагогических учебных заведений / С. А. Козлова, Т А. Куликова. – М.:
Академия, 1998. – 428 с.
5. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / [Н.Н. Поддъяков и др.] ; под ред. Н.Н.
Поддъякова, Ф.А. Сохина. – 2е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
6. Марусинец М. Изучение познавательной активности, Дошкольное воспитание, 1999, №11,12, с. 7
9.
7. Руссова С.
ЛьвовКраковПариж,
8. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе, М., Просвещение,
Теория и практика дошкольного воспитания,
Просвещение,1993, с. 17.
1979, С. 160.