обобщение опыта Тема: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Семинары
  • docx
  • 27.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обобщение опыта Тема: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Развитие познавательной активности дошкольников – является одной из самых актуальных проблем в детской психологии, поэтому взаимосвязь людей с окружающим миром происходит благодаря его деятельности и активности, так как активность - это непременная предпосылка развития интеллектуальных качеств личности, её инициативности и самостоятельности.Обобщение опыта Тема: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Иконка файла материала статья.docx
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  Развитие познавательной активности дошкольников – является одной из самых актуальных проблем в детской психологии, поэтому взаимосвязь людей с окружающим миром происходит благодаря его деятельности и активности, так как активность ­ это непременная   предпосылка   развития   интеллектуальных   качеств   личности,   её инициативности   и   самостоятельности.   Современные   программы   в   настоящее   время учитывают   развитие   у   дошкольников   не   отдельных   фрагментарных   познаний   об окружающем   мире,   а   вполне   достоверных   простых   концепций,   взглядов   о   разных свойствах   и   взаимоотношениях   объектов   и   явлений.   Один   из основных экспертов в сфере интеллектуального обучения и   воспитания   дошкольников Н.Н.   Поддьяков   объективно   подчёркивает,   то,   что   в   настоящее   время   необходимо предоставлять детям источник к познанию действительности, а никак не стремиться к исчерпывающей   сумме   знаний,   как   это   имело   место   в   традиционной   концепции интеллектуального обучения и воспитания. Явление   познавательной   активности   как   один   из   основных   условий   обучения постоянно притягивает интерес учёных. Учёные познавательную активность понимают по­разному. В содержании определения «познавательная активность» можно отметить ряд   направлений.   Одни   учёные   отождествляют   активность   с   деятельностью,   другие полагают активность результатом деятельности,  третьи утверждают, что активность – наиболее обширное представление, нежели деятельность. Такие   учёные,   как   Ж.Ж.   Руссо,   Я.А.   Каменский,   Д.   Локк,   К.Д.   Ушинский считали, что познавательная активность это и есть естественное стремление детей к познанию. Ученые (А.Г. Литвак,   А.Р. Лурия,   М.С.Певзнер, В.И.Селиверстов) оценивают познавательную   активность   как   естественное   желание   дошкольников   к   познанию, считая,   что   людям   характерно   стремление   к   познанию   и   это   желание   появляется   у ребенка с первых дней его жизни. Г.И. Щукина  считает «познавательную активность» как качество личности, которое содержит стремление личности к познанию, выражает умственный   отклик   на   процесс   познания.   Качеством   личности   «познавательная активность»   проявляется   при   устойчивом   проявлении   желания   к   познанию.   Это структура   личностного   качества,   где   потребности   и   интересы   обозначают содержательную характеристику, а желание представляет форму. Отражённые   в   педагогической   литературе   исследования,   привнесли   большой вклад в развитии концепции познавательной активности: в них находятся уникальные идеи, практические рекомендации, теоретические обобщения. Из этого можно сделать вывод, что активность занимает важное место в любом познавательном процессе, она всегда   является   главным   обстоятельством   эффективной   деятельности   детей   и   их развития в целом. Известно, что познание ­ основная деятельность дошкольников, это процесс   раскрытия   детьми   скрытых   взаимосвязей   и   взаимоотношений,   это   «новый процесс вторжения ума в объективную действительность». Познавательная   активность   не   является   врождённой.   Она   развивается   на протяжении   всей   сознательной   жизни   человека.   Дошкольный   возраст   ­   возраст почемучек. Этот возраст положительный для развития познания у детей. В случае, если не   сформированы   соответствующие   требования   для   осуществления   познавательногонаправления,   природные   возможности,   как   считают   ряд   учёных,   нейтрализуются: ребёнок   становится   пассивным   в   восприятии   окружающего   мира,   лишается заинтересованность к самому процессу познания. Ребёнок стремительно меняется в старшем дошкольном возрасте: улучшаются психофизические   функции,   появляются   непростые   индивидуальные   личностные новообразования,   прослеживается   активное   формирование   познавательных   мотивов, связанных   напрямую   с   учебной   деятельностью,   появляется   потребность   в интеллектуальной активности и овладении навыками, знаниями и умениями. Основой для   развития   мотивов   учебной   деятельности   является   заинтересованность   и любознательность, которые связаны с рвением к узнаванию нового. Данное качество – при умелом руководстве может перерасти в жажду знаний, в потребность к познанию. Невозможно оценивать активность дошкольников только лишь за уровень усвоения ими социально   заданных   нормативов.   Особое   значение   приобретает   умение   ребёнка   без помощи   других   организовывать   себя,   осуществлять   собственный   замысел, аргументировать   и   защищать   собственную   идею,   демонстрировать   находчивость, воображение,   элементарное   рационализаторство,   объединять   разные   впечатления   ­   с жизни и книжки. Активность ребёнка выражается в его желании без помощи других что­ то переделать, изменить, открыть, узнать. В работе по формированию познавательной активности дошкольников, педагог может применять следующие направления: формирование творческой инициативы детей в повседневной жизни, развитие экспериментальной активности дошкольников. Главная цель первого направления –  применение экспериментальных методов обучения. Это не увеличение количества знаний, а путь их расширения, концентрации вокруг   более   важных   аспектов,   осознанная   творческая   деятельность   ребёнка. Экспериментальная деятельность создаёт у детей заинтересованность к окружающему, формирует мыслительную деятельность, наблюдательность. Огромную познавательную роль   содержит   развивающая   среда   в   группе,   которая   осуществляет   обучающую функцию,   формирует   понимание   и   фантазию   детей.   В   результате   дети   всё   охотнее обращаются за помощью к познавательной литературе, энциклопедиям. С целью формирования данного вида деятельности и для приобретения навыков работы   с   простейшими   исследовательскими   приборами   в   группе   необходимо оборудовать   мини   лабораторию.   Лабораторию   следует   регулярно   дополнять   новым экспериментальным материалом. Каждая неделя может быть  посвящена определённой познавательной теме: «Природа», «Животные и растения», «Полезные вещи», «Космос» и   другие.   Занятия   по   предложенным   тематикам   способствуют   появлению   большого количества вопросов у детей, мотив которых является желание к познанию. Воспитатель не должен спешить с ответом, а содействовать  тому, чтобы дети нашли его сами. Специальные   исследования   демонстрируют,   что   важным   психолого­ педагогическим   моментом,   характеризующим   познавательную   активность   детей   и отношение их к заданиям и занятиям, считается та обстановка, которая сопровождает полный   процесс   обучения,   от   его   начала   и   до   конца.   Совместная   работа   снимает напряженность   у   детей,   может   помочь   установить   с   ними   тесную   взаимосвязь,   что приводит   к   совместному   поиску   неизвестного.   Используя   разнообразные   ситуации, наводящие вопросы, педагог направляет поисковую деятельность ребёнка, корректирует её.   Здесь   имеет   значение   всё   –   жесты,   эмоции,   мимика.   Педагог   подводит   детей   к правильному   ответу,   но   в   тоже   время,   дети   не   должны   заметить   этого,   иначе авторитарное   общение   возьмёт   верх   и   активность   станет   выражаться   только   на репродуктивном уровне (ребёнок будет иметь малую заинтересованность к познанию,наблюдаться   неусидчивость,   воспроизводить   всё   по   образцу,   и   отказываться   от самостоятельно­поисковой работы). Цель второго направления  заключается в формировании заинтересованности к предметам и явлениям, которые находятся за пределами конкретной ситуации. Результативным   средством   повышения   познавательной   активности   у   детей старшего   дошкольного   возраста   считается  применение  ситуативного  познавательного интереса,   т.е.,   заинтересованность   к   определённой   деятельности,   к   определённому познавательному   материалу,   принимая   во   внимание   привычное   состояние   ребёнка: ребёнок   не   желает   проявлять   активность   в   скучной   работе,   действовать   по принуждению, что вызывает у него только отрицательное чувство, но, в то же время, мы должны знать, что ребёнок может длительно проявлять активность, если ему интересно. К ситуативной мотивации относится взаимодействие с самим педагогом. В случае если ребёнку нравится педагог, на его занятиях ему всегда будет интересно – это также увеличивает познавательную активность дошкольников. Также, следует понимать, что нельзя негативно оценивать самого дошкольника и результаты его деятельности. Ребёнок может ошибаться, т.к. он только учится, и учится не на чужих ошибках, а на своих. Задача педагога – выяснить и узнать причины ошибок, чтобы найти возможности их коррекции. В базовом компоненте дошкольного образования говорится о том, что ребёнок должен   иметь   представления   о   познавательной   активности   в   собственном   развитии, элементарно   исследовать   окружающий   мир,   интересоваться   особенностью   своих познавательных   процессов,   знать   начальные   формы   исследований.   Проблема познавательной   активности   –   одна   из   наиболее   сложных   в   педагогике,   так   как   она является индивидуально­психологической характеристикой человека, которая отражает трудные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.   Познавательная   активность   при   верной   педагогической   организации деятельности   воспитанников,   целенаправленной   и   регулярной   воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и  мощно воздействовать на его развитие.   Говоря о важности познавательной активности, возрастная психология обладает многосторонней   информацией   о   состоянии   и   динамике   познавательных   процессов   у детей   дошкольного   возраста.   Вопрос   особенностей   познавательного   развития, формирование   условий,   результативно   оказывающих   большое   влияние   на   развитие познавательной активности детей дошкольного возраста, в течение многих лет занимает одно   из   главных   мест   в   педагогических   и   психологических   исследованиях.   К   ней обращались   многие   педагоги   и   психологи,   как   отечественные   (А.А.   Смирнов,   П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, Е.И. Конради, П.Ф. Каптерев и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин,   К.   Бюлер,   Д.   Брунер,   Э.   Клапаред,   Ж.   Пиаже,   В.   Штерн   и   др.).   Учёные акцентируют   полный   спектр   составляющих   сформированности   у   ребенка познавательного взаимоотношения к окружающему миру, где более важными является познавательный интерес и познавательная активность.    Познавательная   активность   детей   старшего   дошкольного   возраста характеризуется   оптимальностью   взаимоотношений   к   исполняемой   работе, насыщенностью   усвоения   разных   методов   положительного   достижения   результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в   собственной   повседневной   жизни.   Основой   познавательной   активности   является преодоление   противоречия   между   усвоенным   навыком   и   необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что даётвозможность   детям   показать   творческое   отношение   при   выполнении   задания. Управление   процессом   формирования   нестандартного   мышления   детей   со   стороны педагога   реализуется   с   помощью   применения   им   различных   приёмов   и   методов активизации умственного развития ребенка.   Проанализировав   вышесказанное,   можно   сделать   выводы,   что   познавательная активность   с   ростом   и   развитием   ребенка   все   больше   начинает   тяготеть   к познавательной   деятельности,   которая   как   любая   деятельность,   характеризуется определенной   структурой.   К   её   элементам   можно   отнести:   побудительно­ мотивационную часть (цели, потребность, мотивы), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (операции и действия). Из этого можно сделать вывод, что деятельность ­ является главным условием развития познавательного интереса у дошкольников, которая несёт познавательную функцию.   Как   подтверждают   в   своих   исследованиях   В.В.   Давыдов   и   Н.Е.   Веракса, творческое начало в личности творческого человека выступает источником развития познавательной   активности   старших   дошкольников.   Творческий   процесс рассматривается как деятельность человека, создаёт новые материальные и духовные богатства,   обладающие   общественной   значимостью,   где   новизна   и   общественная значимость выступают основными критериями творчества. С.В.   Кожакарь   и   С.А.   Козлова   выделили   ряд   педагогических   требований, которые   обеспечивают   устойчивые   интересы   дошкольников:   формирование обогащенной предметно­пространственной среды; организация познавательного поиска детей;   привлечение   к   выполнению   творческих   заданий;   интеграция   разнообразной деятельности; развитие психологической установки предстоящей деятельности у детей; формирование   проблемно­поисковых   ситуаций;   включение   занимательности   в содержание;   стимулирование   благоприятно­психологического   взаимоотношения ребёнка   к   явлениям,   предметам   и   видам   деятельности,   использование   адекватных средств и методов на каждой стадии формирования интереса. Исследованию детских вопросов как особой формы проявления познавательного взаимоотношения   к   окружающему   миру,   познавательной   активности   посвящен   ряд изучений   Н.   Бабич,   Д.Б.   Годовиковой,   А.И.   Сорокиной,   К.И.   Чуковского,   Н.Б. Шумаковой.   Учёные   определяют   активные   познавательные   проявления   детей   в   виде вопросов как проявление мыслительной, умственной активности.  Необходимо   при   развитии   познавательных   сфер   ребёнка­дошкольника, стремиться  создавать такие условия для его существования, развития, воспитания  и обучения,   чтобы   богатейшее   чувственно­эмоциональное   восприятие   мира   разрешило малышу стать Человеком. Поэтому необходимо применять разнообразные средства.    Средства   развития   познавательной   активности   и   познавательного   интереса можно   разделить   на   две   группы:   деятельность   детей   и   произведения   духовной   и материальной культуры. На ранних этапах развития ребёнка личный опыт – главнейший путь познания окружающего мира. Однако вскоре его становится недостаточно.  Главным средством развития познавательной активности старших дошкольников является занятие. Занимательный материал обязательно должен находиться на занятиях, потому что занимательность – одно из средств развития познавательной активности. Игры, элементы занимательности, все неожиданное и  необычное, стимулируют у детей чувство   удивления,   заинтересованность   к   процессу   познания,   помогают   им   овладеть любым учебным материалом. На занятиях, в процессе игр, дети незаметно для себя выполняют разнообразные задания,   где   им   приходится   сравнивать   предметы,   находить   общее   и   различное   встроение, объектов, свойствах, делать логические заключения и выводы. Игра ставит дошкольников в условия поиска. Подводя   итог,   можно   сделать   заключение,   что   главными   задачами   и направлениями   развития   познавательной   активности   детей   старшего   дошкольного возраста является:   1.   Обогащение   сознания   детей   новейшим   содержанием,   что   содействует накоплению   взглядов   детей   об   окружающем   мире,   готовит   его   к   элементарному осмыслению некоторых понятий.   2.   Систематизация   собранной   и   приобретённой   информации   с   помощью логических   операций   (сравнение,   анализ,   классификация,   обобщение).   Желание   к дальнейшему   накоплению   информации   (отдельные   факты,   сведения)   и   стремление упорядочить накопленную и вновь получаемую информацию, систематизировать ее.  Таким образом, развитие познавательной активности личности ребенка во время занятий,   выражается   наиболее   полно,   и   рассматривается   во   всей   воспитательной деятельности   в   целом.   Значимость   педагога   в   данном   случае   очень   важна,   т.к.   он ориентирует личность на правильное, гармоничное развитие. Литература: 1. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста / Л. А. Венгер, Е. Л. Агаева, Н. Б. Венгер и др.; Под ред. Л.А. Венгера; НИИ дошк.воспитания АПН СССР.– М.: Педагогика, 1986. – 224 с. 2. Веракса,  Н.  Е.  Развитие ребенка в дошкольном  детстве:   Пособие для  педагогов  дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика­Синтез, 2008. – 77 с.  3. Годовикова, Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников / Д. Б. Годовикова // Вопросы психологии. – 1984. – №1. – С. 34 – 40. 4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов дошкольных отделений и факультетов средних педагогических учебных заведений / С. А. Козлова, Т А. Куликова. – М.: Академия, 1998. – 428 с. 5. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / [Н.Н. Поддъяков и др.] ; под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – 2­е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с. 6. Марусинец М. Изучение познавательной активности, Дошкольное воспитание, 1999, №11,12, с. 7­ 9. 7. Руссова   С.   Львов­Краков­Париж, 8. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе, М., Просвещение,   Теория   и   практика   дошкольного   воспитания, Просвещение,1993, с. 17. 1979, С. 160.