Согласно Концепции модернизации российского образования, школа должна формировать личность с современным научным мировоззрением, развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников, создавать условия для освоения информационных технологий. Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям (экономическим, социальным, культурным, демографическим, и т.д.). Для повышения качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно и к месту выбирать и применять существующие формы и методы педагогического контроля, четко определять его цели и функции.
При организации педагогического контроля рекомендуется соблюдать следующие принципы:
- связь с процессом образования и воспитания;
- объективность, справедливость и гласность;
- надежность, эффективность;
- системность и всесторонность.
т.е. учитель должен грамотно подходить к оцениванию достижений учащихся. Существующая система оценивания не распознаёт талантов учеников, тормозя тем самым их развитие, сужая их возможности, а также лишая общество отдачи от их потенциальных достижений, хотя полностью от неё отказываться не стоит, нужно лишь видоизменить и дополнить новыми методами.
Изучив литературу по данной теме, я выделил две глобальные тенденции, которые усугубляют сложность оценивания.
1. В индивидуальном плане происходит переход от так называемой «классической культуры» к «мозаичной культуре» (описанный французским социологом А. Молем). Классическая система образования, сложившаяся в 17 – 18 вв. давала относительно стройную, иерархическую систему знаний о мире, отличающуюся системным характером. Учащийся усваивал их по принципу «ступеней». Современный человек значительную, если не большую, часть знаний получает не в системе рационального образования. «Оснащение» его ума происходит сейчас не столько через систему образования, сколько через средства массовой коммуникации.
2. Качественно изменяется само положение педагога в системе образования, что вызывается прежде всего, интенсивной компьютеризацией всех сторон общественной жизни, в том числе учебного процесса. Информационный взрыв привел к ситуации, когда ни вузовский профессор, ни тем более преподаватель школы, уже не являются «передним краем» знания.
Осознание перечисленных выше тенденций подтолкнуло меня к поиску альтернативных форм обучения, к отходу от привычных стандартов.
1. Явный приоритет письменной формы оценки знаний перед устной. Устная форма оценки при всех своих достоинствах, обладает рядом существенных недостатков, снижающих объективность и надежность оценивания.
2. Использование индивидуального рейтинга как основного показателя успехов в обучении. Рейтинговая система контроля обучения рождает состязательность в учебе, положительно влияет на мотивацию учащихся, сводит до минимума случайность в оценивании.
3. Использование компьютерного тестирования как вспомогательного средства, освобождающего преподавателя от рутинной части его работы.
4. Использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической 5-балльной шкалы в качестве основы. Многобалльные шкалы обладают большими дифференцирующими возможностями, позволяют преподавателю отображать нюансы оценки.
Все большее распространение получает новое методическое понятие – современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентности учащихся.
Что же такое отметка (оценка) для учащегося?
«Отметка (оценка) в педагогике — это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное или качественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом».
«Отметка — это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им обучающимся, действенный регулятор его учебной деятельности и социальных отношений в жизни учащегося».
Главная цель оценки – помочь ученику зафиксировать свои успехи и проблемы, нащупать свои сильные стороны и возможности роста. В современной школе большинство учителей используют традиционные пятибалльные отметки, имеющие травмирующие результаты: искажается учебная мотивация, отношения ученика с учителем; повышается тревожность детей, необъективно отслеживается динамика школьной успешности ученика. Для преодоления указанных проблем необходимо изменить систему оценивания, использовать новые формы качественного оценивания учебных достижений.
Система измерителей учебных достижений - это нормативные требования к учащимся, заявленные в форме, позволяющей проконтролировать соответствие объекта измерения требованиям стандарта.
В своей работе мною применяются различные методы оценки знаний учащихся, как традиционные:
1.
Повседневное
наблюдение за учебной работой учащихся.
Этот метод позволяет составить представление о том, как учащиеся воспринимают и
осмысливают изучаемый материал, в какой степени они проявляют сообразительность
и самостоятельность при выполнении практических работ.
2. Устный опрос: может быть индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний.
3. Письменная проверка. Письменный опрос позволяет на одном уроке в течение 10-12 мин оценивать знания всех учащихся.
4. Поурочный балл. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. (Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей. Также он может участвовать в работе класса при изучении нового материала. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.)
5. Контрольные работы. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы преподаватель проводит проверку и оценку знаний, умений и навыков.
6. Проверка домашних работ учащихся. Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
7. Самооценка (проверка результатов и проставление оценок самими учениками).
так и инновационные:
· Рейтинговая система. Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества учащихся. Это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины.
В основу метода положены основополагающие принципы:
- обоснованность и гласность оценивания:
- открытость и наглядность оценок:
- объективность оценки и самооценки знаний,
- индивидуализация обучения;
- самостоятельность изучения;
- изучение учебного материала модулями.
Что подразумеваю под «модулем»?
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.
Все вы знакомы с понятием рейтинга. Напомню, что же такое «рейтинг»?
Рейтинг – это суммарная интегральная оценка, характеризующая уровень и объём работы школьников в процессе усвоения учебного материала. Это объективный интегральный критерий качества знаний учащегося, равный сумме заработанных учеником баллов за различные контрольные мероприятия.
Как я это делал? Для начала я весь курс информатики разбил на тематические модули, контроль по которым обязателен. На первых уроках провел подготовку к введению рейтинговой системы оценки знаний с учениками, а через них – с родителями. По окончанию каждого раздела провожу достаточный полный контроль знаний ученика с оценкой в баллах. В конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая оценка. Ученики, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100% могут быть освобождены от зачетов.
Оцениваются практически все виды деятельности учащегося, но за каждый вид работы учащийся получает разное количество баллов в зависимости от сложности выполняемой работы. За итоговые – контрольные, зачётные – работы начисляется обычно большое количество баллов; за домашние работы, небольшие самостоятельные работы начисляется меньшее количество баллов. Даже за тренировочные, пробные задания начисляется небольшой балл. В конечном итоге процент выполнения заданий для каждого учащегося зависит от его «личной» суммы баллов и максимально возможной.
В журнал я выставляю оценки по 5-балльной системе, причём, она показывает уровень достижений учащегося по всему материалу на данный момент времени, т. е. оценка является итогом всей предыдущей работы. Это позволяет учащемуся систематически контролировать себя и при желании повысить свой рейтинг ещё задолго до окончания четверти или года.
Данная технология позволяет развивать и воспитывать
1. Аналитическое и критическое мышление;
2. Коммуникативные способности;
3. Ответственность за результаты своей работы;
4. Чувство взаимопомощи, умение контролировать себя;
5. Умение рационально распределять своё время;
6. Чувство самоуважения.
Следовательно, применение модульно-рейтинговой технологии обучения приводит к повышению уровня образованности и воспитанности каждого ученика, всего класса, всей школы - значит, и всего общества.
После нескольких лет работы над данной проблемой, я пришёл к выводу, что зацикливаться только на системе модульно-рейтинговой технологии не стоит. Поэтому я использую и другие:
· Эссе – метод контроля и проверки знаний учащихся более «высокого порядка». Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, личной субъективной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала. Целью эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся.
· «Травинка». За любой вид познавательной активности на занятии ученик получает соответствующую объему и глубине действия оценку (от 1 до 5 баллов.) Полученные за учебную четверть баллы суммируются и добавляются в рейтинг по модулю. Ученик, получивший наибольшее количество баллов, освобождается от домашней контрольной работы. У учеников исчезает боязнь неполного ответа, неправильной мысли, неточного движения, возрастает активность.
· Тестирование. Главное преимущество заданий в тестовой форме проявляется в четкости логической структуры контроля материала, а также в оперативности получения результата контроля. Тестирование – более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически, исключая субъективизм преподавателя. Применение тестов позволяет психологически подготовить детей к сдаче государственных экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ по другим предметам.
· Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.