Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАКритерии
обобщения ППО. (Какой опыт подлежит обобщению?)
– Высокая результативность в формировании знаний, умений,
навыков, уровня воспитанности; развитии учащихся; формировании
компетентностей учащихся.
– Творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога.
– Длительность функционирования опыта в течение определенного
времени (развивая и совершенствуя систему работы, педагог добивается
стабильных высоких результатов).
– Актуальность темы опыта, перспективность.
– Научная обоснованность; научные закономерности, принципы,
лежащие в основе опыта.
– Рациональный расход времени на достижение высоких результатов
с помощью оригинальных методик.
Как работать по обобщению передового опыта?
1. Сначала нужно найти опыт и запланировать его обобщение:
џ результаты мониторинга качества образования школьников можно
найти в ходе фронтальной, тематической проверки, при проведении
курсовых мероприятий,
областных и зональных семинаров,
конференций, областных конкурсов;
џ увидеть опыт можно в ходе аттестации учителя на первую, высшую
квалификационные категории; по представлению РМК на обобщение
опыта в областном масштабе (информация руководителей
образовательных учреждений об учителях,
работающих в
инновационном режиме);
џ заявление педагога – автора опыта – о педагогических
новациях,
отдельных приемах инновационной
дающих более эффективные в сравнении с
достижениях,
деятельности,
традиционными результаты учебной деятельности школьников.
Работа методиста, изучающего и обобщающего передовой опыт,
должна соответствовать формуле:
цель (для чего?) – содержание (что?) – методы, средства (кем?) –
результат (какой?).
2. Изучение опыта работы проводится с использованием следующихметодов:
џ анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование;
џ посещение уроков, внеклассных мероприятий, панорамных уроков
и их анализ;
џ изучение УМК (учебнометодического комплекса) учителя;
џ изучение его рабочей документации (планов);
џ
проведение контрольных работ,
творческих работ,
подтверждающих эффективность опыта;
џ изучение докладов, итоговых материалов с анализом работы
учителя над поставленной проблемой и т. д.
Обобщение:
а) первоначальная систематизация материалов, выполненных самим
учителем;
б) систематизация материалов,
освещающих опыт работы,
выполненная методистом;
в) письменное изложение опыта, которое включает теоретическое
обоснование, описание системы работы учителя, содержание работы,
результативность (в виде брошюры, статьи, сборника статей и т. д.,
видеофильмов, видеоальбомов, фонозаписи, электронных учебников,
пособий и т. д.);
г) приложения: статьи об опыте работы учителя, разработки уроков,
внеклассных мероприятий, образцы УМК (каталоги, диктант,
материалы, сборники и др., разработанные учителем);
д) отзывы коллег, учащихся, родителей, выводы аттестационной
комиссии.
Распространение опыта:
а) выпуск брошюры с освещением опыта работы;
б) видеофильм, ролик, слайдовая презентация;
в) статья (публикации в газетах, журналах);
г) занесение в каталог ППО учителей области;
д) ознакомление с опытом работы учителя слушателей курсов,
участников семинаров, конференций через демонстрацию материалов;
е) проведение творческого отчета в рамках конкурса, семинара
конференции;
ж) авторские курсы повышения квалификации, семинары, школытворчества.
В том случае когда речь идет о новаторстве, учителе, имеющем свои
педагогические находки, разработавшем свою систему обучения или
средства обучения, следует помнить, что это наиболее ценный опыт,
являющийся достоянием не только учителей области, но и всей
республики. Он должен быть включен в Республиканский Каталог ППО.
Схема описания опыта в принципе та же, но нужно тщательно отобрать
Приложения – образцы авторских программ, учебников, пособий,
средств обучения и т. д., что представляет особую ценность и более
полно раскрывает систему работы учителя. Распространить такой опыт
можно в форме проведения авторских курсов, мастерклассов, выпуска
учебника, пособия, сборника дидактических материалов, электронных
учебников и других изданий. Целесообразно снять видеофильм,
который можно также демонстрировать перед широкой учительской
аудиторией.
Итогом работы является составление информационной карты об
опыте работы, которая будет доведена до предлагаемых пользователей
имеющимися информационными средствами.
Структура анализа (описания)
собственного педагогического опыта
(памятка)
1.
џ
Изменение
Направление работы,
отражающее сущность данной
инновационной деятельности педагога. Примерный перечень возможных
направлений педагогического поиска:
содержания
(разработка
экспериментальных учебных планов и программ, углубленное изучение
предмета и т. д.).
образования
џ Совершенствование организации педагогического процесса
(диагностика, прогнозирование, конструирование педагогического
процесса).
џ Развитие педагогической технологии (совершенствование
отдельных элементов урока, способов и средств обучения, различных
форм учебной деятельности и т. д.).
џ Создание новых педагогических систем (гимназии, лицеи,
авторские школы, социальнопедагогические комплексы и т. д.).џ Разработка модели управления различными педагогическими
системами: совершенствование внутришкольного управления.
џ Организация работы с родителями.
џ Совершенствование внеучебной деятельности.
2. Условия формирования и реализации инновационного опыта
педагога в конкретном образовательном учреждении.
3. Достигнутые (или предполагаемые, если работа не завершена)
педагогические результаты.
В качестве таковых могут рассматриваться:
џ усвоение учащимися системы знаний или отдельных компонентов
этой системы;
џ овладение учащимися общеучебными и специальными умениями и
навыками;
џ развитие мотивов учебной деятельности, познавательных
потребностей учащихся;
џ формирование жизненной позиции учащихся, их ценностных
ориентаций, личностных качеств и другие изменения в личностных
структурах;
џ повышение адаптивных возможностей учащихся, содействие их
успешной социализации, формирование готовности к самоопределению.
4. Содержание инновационного педагогического опыта. В его
описании могут рассматриваться:
џ
характеристики педагогических систем (методической,
организационнопедагогической,
воспитательной,
дидактической,
социальнопсихологической);
џ принципы отбора учебного материала, организации учебной
деятельности, выбора педагогических средств, решения управленческих
задач;
џ определенные методы и приемы педагогической деятельности,
средства обучения, формы учебной и внеурочной работы, учебные
планы и программы и т. д.
Компетенции, присущие специалиступрофессионалу
Компетенции
Социальная
Содержание компетенции
Способность взять на себя ответственность, вырабатывать
решения и участвовать в их реализации, толерантность,проявление сопряженности личных интересов с потребностями
производства и общества
Коммуникативная Владение технологиями устного и письменного общения
Информационная
Специальная
Когнитивная
на разных языках, в том числе компьютерного
программирования, умение пользоваться системой Интернет
Обладание информационным ресурсом, владение
информационными технологиями, критическое отношение к
полученной информации
Подготовленность к самостоятельному творческому выполнению
профессиональных функций, объективной оценке себя
и результатов своего труда
Готовность к постоянному повышению своего образовательного
уровня, потребность в актуализации и реализации личностного
потенциала, способность самостоятельно приобретать новые
знания и умения, стремление к саморазвитию, постоянному
обогащению своей профессиональной компетентности
Генераторы мотивации профессионального роста учителя.
1. Смысл.
2. Служебное положение. Заработная плата.
3. Комфорт служебной атмосферы.
4. Самообразование, поддержка.
5. Социальные контакты.
6. Самоуважение.
7. Самореализация.
Подходы к профессиональному развитию педагогов,
сформировавшиеся в современной системе образования.
1. Акмеологический – предусматривает ориентацию педагога на
собственное профессиональное развитие и высшие достижения в
профессиональнопедагогической деятельности.
2. Аксиологический – заключается в понимании и утверждении в
образовательном процессе ценностей свободы прав, достоинства, чести
человека, предполагающий, прежде всего, самоутверждение себя в
выбранной профессии.
3. Андрогогический – основан на методической деятельности в
послевузовский период,
педагогупрофессионалу
«прирастить» новые знания, освоить новые технологии, сформировать
жизненные принципы.
помогает4. Синергетический – рассматривает закономерности системной
интеграции и самоорганизации в различных системах, в том числе и в
системе непрерывного образования педагогических кадров.
Ступени (уровни)
профессиональной карьеры учителя
В профессиональной карьере учителя выделяются четыре ступени.
1. Ориентировочная деятельность
предполагает процесс
ознакомления и апробации учителем различных педагогических средств,
методов, технологий, который, как правило, детерминирован не
содержательным замыслом педагога, а стремлением «оснаститься»
(примерить на себя) должным образом, чтобы получить технологически
обеспеченный формальный результат. Такая деятельность характерна
для этапа профессионального становления молодых специалистов, лиц,
пришедших в коллектив «со стороны», а также и для опытных
педагогов, пытающихся преодолеть имеющиеся затруднения или
сложившиеся стереотипы преподавателя.
2. Нормативная деятельность
осуществляется педагогом,
который уже имеет некоторый образ результата своей деятельности,
достаточно оснащен и использует имеющийся арсенал средств для
реализации собственного замысла. Нормативная составляющая –
своеобразная гарантия стабильно функционирующего образовательного
учреждения, однако ее развивающие возможности явно недостаточны.
Жесткая связка «средство – результат» не позволяет включить в зону
педагогического
ученика.
Доминирование нормативной составляющей не способствует развитию
педагогического творчества.
внимания
внутренние
процессы
3. Рефлексивная деятельность предполагает осознание педагогом
своих возможностей, он видит пути собственного развития и
самосовершенствования. В этот период педагог полон творческих идей
и замыслов, может выдвигать далеко идущие цели своего творческого
саморазвития.
4. Исследовательская деятельность – это качественно иной этап
развития педагога. Исследование можно трактовать и как результат, и
как усвоение глубокого рефлексивного анализа собственнойдеятельности, как пространство целесообразного методического поиска
и методического творчества и пространство повышения квалификации.
Накопленный опыт, инновационная и проектная деятельность школы
дают прекрасный материал для реализации исследовательской позиции,
инициации индивидуальных исследований. У многих учителей он
завершается защитой диссертации.
Процесс диагностики можно представить следующим образом:
«Входная»
диагностика
«Промежуточная»
диагностика
Определение начального,
первичного состояния
исследуемого
объекта
Выявление промежуточных
результатов, причин отклонения
от цели и принятие необходимых
мер для их ликвидации
«Итоговая»
диагностика
Оценка «выходных»
данных, определение
итоговых результатов
Ранжирование педагогов
на основе диагностики профессионального мастерства
1я группа – мастера
педагогического труда
2я группа – учителя,
совершенствующие
педагогическое
мастерство
3я группа – учителя
на пути становления
их педагогического
мастерства
Генерируют идеи, творчески их развивая, пропагандируют
опыт лучших педагогов страны, области, города, активно
используют продуктивные методы и формы
педагогической деятельности
На основе диагностики вычленяют сущностные проблемы
педагогической деятельности и разрабатывают пути
решения их в данной группе
Группа молодых специалистов и учителей, которые
изучают технологию современного урока, обращая
внимание на собственную дидактическую, психолого
педагогическую, технологическую и общекультурную
подготовкуСистема компетенций учителя
личностно ориентированного образовательного процесса
1 Предметнометодологическая компетентность.
Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных
исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета
2 Психологопедагогическая компетентность.
Теоретические знания в области индивидуальных особенностей, психологии и
психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти
знания в конструировании реального образовательного процесса. Умение
педагогическими способами определить уровень развития «познавательных
инструментов» ученика
3 Компетентность в области валеологии образовательного процесса.
Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать
здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет). Владение
навыками использования здоровьесберегающих технологий. Теоретические
знания
и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса
для детей с ОВЗ
4 Коммуникативная компетентность.
Практическое владение приёмами эффективного общения, позволяющими
осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в
системе «учитель – ученик»
5 Компетентность в сфере медиатехнологий и умения проектировать
дидактическое оснащение образовательного процесса.
Владение методиками, приёмами, технологиями, развивающими и
социализирующими каждого ученика средствами учебных предметов. Владение
методиками и технологиями медиаобразования
6 Компетентность в области управления системой «учитель – ученик».
Владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов,
умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать
и анализировать результаты своей работы
7 Компетентность в сфере трансляции собственного опыта.
Способность транслировать собственный положительный опыт в
педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах)
8 Исследовательская компетентность.
Умение планировать, организовать, провести и проанализировать
педагогический эксперимент по внедрению инноваций
9 Акмеологическая компетентность.
Способность к постоянному профессиональному совершенствованию.
Умение выбрать необходимое направление и формы деятельности для
профессионального роста