ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
Оценка 4.8

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
физическая культура
Взрослым
20.06.2019
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ.ШКОЛЬНЫЙ УРОК- ГЛАВНЫЙ ПЛАЦДАРМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА.ШАХМАТЫ ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ ОСТАЮТСЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ИГРОЙ.И РЕБЕНОК, ОСОБЕННО В НАЧАЛЕ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПРИНИМАЕТ ИХ КАК ИГРУ.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.ИГРА В ШАХМАТЫ РАЗВИВАЕТ НАГЛЯДНО- ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ,СПОСОБСТВУЕТ,ЗАРОЖДЕНИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ,ВОСПИТЫВАЕТ УСИДЧИВОСТЬ,ВДУМЧИВОСТЬ,ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ.СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИГРЫ.
шах.doc
ГБОУ ДПО «СЕВЕРО ­ ОСЕТИНСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Методика преподавания шахмат в первом классе.                                                   Автор: учитель высшей категории по физической культуре Меликянц Ашот Владимирович.                                                                 Владикавказ, 2019 Аннотация Данная работа посвящена обобщению педагогического опыта работы учителя физической культуры   МБОУСОШ   №   30   г.   Владикавказа   Меликянц   Ашота   Владимировича   по   теме «Методика преподавания шахмат в первом классе». Ашот Владимирович постоянно работает над повышением профессионального уровня, изучает современную методическую литературу. Проводит физкультурно­оздоровительные и спортивно­ массовые   мероприятия   внеклассные   мероприятия, положительной учебной мотивации.   способствующие   формированию Это педагог, преданный своему делу, знающий возможность каждого ученика и любящий детей. На   каждом   уроке   ­   постоянные   тренировки   по   развитию   двигательных   качеств,   широкое использование в процессе обучения ИКТ, дифференцированный подход к учащимся.  Ведущий метод   на   уроке   –   тренировка   на   основе   индивидуальных   заданий,   использование   игровых моментов, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, система инновационного обучения. Ученики   начальных   классов:   Дзантиев   Тимур,   Каирова   Мария,   Дзукаев   Тамерлан,   Алексей Уртаев,                                                                                                                      Мария Туаева неоднократно   становились   победителями   и   призёрами     муниципальных,   республиканских соревнований   по   шахматам.  Учащиеся   Ашота   Владимировича   участвуют   на  разных   отрытых ученических   конференциях   «Ступень   в   науку»,   «Хетагуровские   чтения»,   «Шегреновские чтения»,   «Ступенька   в   науку   в   будущее»,   «Колиевские   чтения»,   где   они   становятся победителями и призерами.    Большое внимание учитель уделяет внеурочным и внеклассным формам работы с детьми.  Интересно проходят праздники, викторины, интеллектуальные игры. Участие в Республиканских педчтениях, посвященных «Реализации новых требований к предмету в контексте требований  ФГОС».      Доброжелательность к детям, требовательность, отзывчивость, чувство ответственности – характерные черты учителя Меликянц А.В. В течение учебного года учитель преподаёт шахматы детям в первом классе по рабочей  программе и предложенным тематическим планирование Концепции «Шахматы в начальной  школе» Министерства образования и науки РСО­Алания. В начальной школе происходят  радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план, выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Грамотно  поставленный процесс обучения детей шахматным азам, позволяет реализовать многие  позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает  возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям,  использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится  деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое  использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение  дидактических сказок, рассказов и др. Содержание. 1. Слово о педагоге ……………………………………………………………5 стр 2. Описание опыта «Методика преподавания шахмат в первом классе» ..  6 стр 2.1. Актуальность преподавания шахмат младших школьников…………..7 стр 2.2 Содержание методики преподавания шахмат в начальной школе …..  8 стр  2.3 Результативность опыта ………………………………………………… 9­11стр 4. Литература ………………………………………………………………… 12 стр 5. Приложение 1……………………………………………………………… 13­20стр  6.Приложение 2……………………………………………………………......21­23стр 7 Приложение 3………………………………………………………………..24­26стр 8 Приложение 4………………………………………………………………..27­28стр 9 Приложение 5………………………………………………………………..29­31стр Слово о педагоге. Ф.И.О.:  Меликянц Ашот Владимирович Образование: высшее, СОГУ, 1992 год Специальность по диплому: Физическое воспитание Квалификационная категория: Высшая квалификационная категория Место работы: МБОУ СОШ № 30 г. Владикавказа Должность: учитель физической культуры    Сведения   о   повышении   квалификации:  2016г   город   Грозный   в   объёме   72   часа. «Формирование   предметных,   метапредметных   и   личностных   результатов   в   рамках образовательной   области   «Физическая   культура»   и   поддержки   методических   объединений учителей культуры» физической     г. Владикавказ ГБОУ ДПО СОРИПКРО с 23.03.2018 г.по 31.03.2018.с 29.10.2018. по 03.11.2018г в   объёме   108ч   «Совершенствование   профессиональных   компетенций   учителя   физической культуры НСУР» Прошел обучения на ГБОУ ДПО СОРИПКРО по дополнительной профессиональной программе формирования контексте в         «Организация   шахматного   всеобуча   и   методика   преподавания   шахмат   в   образовательных учреждениях» в объёме 72 ч с 13.06 по 25.06.2018 г. Педагогический стаж: 24 года Стаж работы в занимаемой должности: 24 года Награждён Почётной грамотой Министерства физической культуры и спорта Награжден Администрацией местного самоуправления                          грамотой за успешную  профессиональную деятельность, высокие показатели в деле обучения и воспитания  подрастающего поколения. Участвовал в следующих профессиональных конкурсах: 1. Всероссийский конкурс «Планета проектов» 2018­2019 г 2. Принял участие в семинаре, который прошел в по международной программе «Займись  регби». Ее цель ­ развитие этого вида спорта. Проект поддерживает Федерация регби России.  3.Финальный этап Всероссийского турнира по шахматам на кубок РДШ (Российского движения  школьников) Проходил он в режиме “онлайн” 4.Учавствовал в мероприятиях «XXVIII ВСЕРОССИЙСКОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДНЯ»             Проходил следующие курсы повышения квалификации работников образования: 1. ГБОУ ДПО «СОРИПКРО» по образовательной программе «Компетентный подход в системе дополнительного образования детей: опыт, проблемы, перспективы» (в объёме 108 часов). 5 2.   ГБОУ   ДПО   «СОРИПКРО»   по   образовательной   программе   «Развитие   профессиональных компетенций работников системы дополнительного образования детей» (в объёме 108 часов). Безусловно, что педагогический успех выражается в стремительном прогрессе, наблюдающемся у детей, обучающихся шахматам под моим руководством, который подтверждён результатами региональных турниров. Хачиянц Л.Б. старший преподаватель кафедры  воспитания и дополнительного образования  «Методика преподавания шахмат в первом классе»  «На мой взгляд, если считать шахматы игрой,  то нет ей равной среди игр по тренировке памяти  и логике мышления, по воспитанию выдержки,  силы воли и других качеств человеческого характера»  Маршал Советского Союза Конев И.С. Шахматы в начальной школе открывают широкие возможности поднимают ее на новый  качественный уровень, положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением. Урок является важнейшей сферой духовной жизни, в которой соприкасаются педагог и ученик. Школьный урок­ главный плацдарм педагогического творчества. Именно на уроке реализуется основная   учительская   потребность   ­   передать,   обучить,   отдать.   В   этом   процессе   и   может проявить   учитель   свое   творчество,   а   также   развивать   творческую   активность   учащихся.   На уроке   реализуются   личностные   качества   учителя:   наблюдательность,   актерские   способности, воображение, фантазия. Все это способствует тому, чтобы способности ученика развивались, раскрывались быстрее и активнее.  Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в  развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается  в сельской малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей  некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного  самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую  ущербности. 6 Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале  обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом  спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому  развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт  вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств:  целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания,  смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и  т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в  учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств  нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств  характера. Актуальность преподавания шахмат младших школьников  О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким  весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных  международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного  количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя  гармоничному развитию личности. Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и  действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана  действий ­ способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно­образное  мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость,  вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее,  самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не  унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в  волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а также положительно влияют на  совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие,  внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.  В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается  развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. 7  Содержание методики преподавания шахмат в начальной школе  История возникновения игры По утверждению историков, первую игру, похожую на шахматы, придумали жители Индии,  примерно в V—VI веке н. э. Эта игра носила название чатуранга. В точности правила чатуранги  неизвестны, есть несколько восстановленных по разным источникам вариантов, тем не менее,  ясно, что игра уже тогда имела вполне узнаваемый «шахматный» вид (квадратная игровая доска  8×8 клеток, 16 фигур и 16 пешек, похожие фигуры). Принципиальных отличий от современных  шахмат два: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в  соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры  (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в  шахматах, колесница — в пределах двух полей по вертикали и горизонтали, слон — сначала на  одно поле вперёд или по диагонали, позже он стал прыгать через одно поле по диагонали,  причём, подобно коню, при ходе мог перешагивать через свои и неприятельские фигуры. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско  противников. В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском  Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали).  От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала  фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата либо пата, а  также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля  (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами,  унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у  арабов — шатрандж, у персов — «шатранг». Бурятско­монгольская версия называлась «шатар»  или «хиашатар». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название  «шахмат» (в переводе — «властитель повержен»). Первое упоминание о шатрандже датируется  приблизительно 550 годом. 600 год — первое упоминание шатранджа в художественной  литературе — персидской рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль­ Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал­Куфи,  Абылджафара Ансари и Зайраба Катая. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую  написал Аль­Адли.Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж  под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы»)  появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский  каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм.  8 Русское название игры созвучно среднеазиатскому «шахмат», русские названия фигур более  всего соответствуют арабским или персидским (слон и конь — переводы соответствующих  арабских терминов, ферзь — созвучно персидскому «фарзин» либо арабскому «фирзан») [1].  Ладья, по одному из предположений, получила такое название вследствие того, что  соответствующая арабская фигура «рух» изображала мифическую птицу, и была похожа на  стилизованное изображение русской ладьи. Сопоставление же русской шахматной терминологии  с терминологией Закавказья, Монголии и европейских стран показывает, что ни название игры,  ни названия фигур не могли быть заимствованы из этих регионов ни по смыслу, ни по созвучию. Вот так, пройдя долгий путь от чатуранги до современных шахмат, претерпев множество  изменений и реформ, шахматы пленили своей гармонией, глубиной и красотой сердца миллионов людей во всем мире и стали нашей любимой игрой. Результативность опыта Шахматы   давно   уже   перестали   быть   просто   игрой,   во   многих   странах   мира,   введены   как обязательный учебный предмет в учебных заведениях. А для сотни тысяч шахматистов, шахматы – это профессиональная деятельности, которой они зарабатывают себе на жизнь. Шахматы   способствуют   развитию:   аналитического   мышления,   логического   мышления, абстрактного мышления, памяти, концентрации внимания, воображения, счетных способностей. Имеют   воспитательное   значение:   формируют   и   совершенствуют   усидчивость,   терпение, выдержку,   решительность,   выносливость,   находчивость,   чувство   ответственности.   Развивают умение   преодолевать   трудности,   составлять   план   действий,   оценить   ситуацию   и   принять решение, закаляют характер и силу воли (волю к победе). Данный материал рассчитан на 1 год обучения и обеспечивает поступательное развитие юных спортсменов к этапу спортивного совершенствования в квалификационном плане путем решения образовательных, воспитательных и развивающих задач. Занятия   строятся   по   дидактическим   принципам   доступности,   наглядности,   с учетом воспитывающего характера обучения.  Принцип поступательности  предусматривает  изложение более сложного материала  в течение   всего года обучения. Цели и задачи  Цели: посредством занятий шахматами содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов высокой квалификации для участия в соревнованиях  различного ранга. ЗАДАЧИ 1.Образовательные  9 ­ привить детям навыки самостоятельной работы с учебной шахматной литературой и  периодической печатью, письменного анализа своих партий,          умение делать выводы и ставить задачи на будущее;  ­ освоить в полном объеме учебную программу  для повышения собственной квалификации.  2. Воспитательные  ­ развитие у детей с ранних лет потребности к труду, к совершенствованию своих творческих  возможностей;  ­    развитие сильных сторон характера; ­ воспитание психологической устойчивости к поражениям, умения бороться с депрессией,  «звездной» болезнью и т.п.  3. Развивающие  ­    обучение абстрактно­логическому мышлению;  ­ развитие качеств настоящего спортсмена (воли к победе, уверенности и т.д.).  Говоря о результативности описанного опыта работы нужно отметить, что большинство  первоклассников, отзанимавшихся в течение года, имеют достаточно стабильную игру, что  является показателем выше среднего. Занятия проводились 1 раз в неделю. Каждая новая тема  давалась на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить, и  запомнить материал. Знакомство с шахматной игрой в этой возрастной группе было начато со  знакомства с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с  такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ. Играть с шахматными фигурами  можно даже тогда, когда еще не известны все правила в игры шахматы. Так, при изучении ходов  каждой отдельной фигуры предлагалось занимающимся детям, поиграть этой фигурой: сражения только пешками; пешками и королями; конями и пешками и т. д. На занятиях детям давались  творческие задания нарисовать или слепить ту или иную шахматную фигуру. Такие задания  формируют у детей творческую фантазию и воображение, умение воплощать задуманное в  реальном образе. Знание текстового материала: загадки, стихи, считалки, пословицы, помогают  активизировать на занятиях детей, а детям в импровизации шахматного театра, что   повышает  эффективность обучения. Один раз в месяц проводилась шахматная викторина по пройденному  материалу, где дети демонстрировали знания о шахматах, решали несложные логические задачи  на шахматных диаграммах. 10  В классах, которые занимаются шахматами, были заведены индивидуальные папки, в которые  дети складывали выполненные задания на шахматных диаграммах. Это удобно для контроля.     Изучая материал папок, может понять на каком этапе ребенок, испытывает трудности и за тем  провести индивидуальную работу с ним. Дети, так же по желанию, могли брать задания домой, и  выполнять   его совместно с родителями. Таким образом, родители становились   невольными  участниками процесса при обучении детей шахматной игре. В конце учебного года была  проведена диагностика уровня сформированности интеллектуального развития у детей среднего  дошкольного возраста. Высокий уровень интеллектуального развития детей повысился на 47% по сравнению с началом учебного года. Некоторые, из тех, кто окончил первый год обучения  выполнили норму 1 юношеского или 3 взрослого разряда. Например, Дзантиев Тимур и Каирова  Мария, играя, в январе 2018 года, в Республиканском классификационном турнире на I  юношеский разряд заняли, соответственно, третье и первое место. А Дзукаев Тамерлан,  принявший участие в командном первенстве по шахматам «Звездочка» (Владикавказ, январь  2019г.) выполнил норму III взрослого разряда, заняв также 3 место. Периодически ребята,  посещающие занятия нашего творческого объединения, успешно участвуют и в других  региональных турнирах. Так, 29 октября 2018 года, состоялся региональный детский командный турнир по быстрым шахматам «Дружба», в котором приняли участие команды юных  шахматистов г. Можно с уверенностью говорить о том, что у многих ребят сформировалось  чувство персональной ответственности перед товарищами по команде. Занятия шахматами  воспитывают в детях такие качества как смелость в принятии решений (порой неординарных),  честность, открытость новым идеям, товарищеские чувства по отношению к соперникам.  11 1. Авербах, Ю.Л. Путешествие в шахматное королевство / Ю.Л. Авербах, М. А. Бейлин. – М.:    4.Литература ФиС, 1976, 288 с.  2. Авербах Ю.Л. В поисках истины. М.: 1992 г. 3.Авербах Ю. А. Шахматный самоучитель: учебное пособие [Текст] / / Ю.А. Авербах.– М.:  Просвещение, 2004.– 64 с. 4.Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. – Воронеж,  Изд.ВорГУ, 1977.  5. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П Блонский. – СПб.: Питер, 2001, 288 с. 4. Блох, М.В.  Комбинационное искусство / М.В. Блох. – М.,  1. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматы. 2. .Винокурова Я.Г. Знакомьтесь – шахматы: учеб. пособие [Текст] /Я.Г. М. Владимиров. – М: Просвещение, 2003.– 82 с. 3. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.: 1990 г. 6. Костьев А.Н. Уроки шахмат. М.;Физкультура и спорт, 1984 г. 7. Владимиров Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников [Текст] / Н.К. Винокуров.­ М:  Просвещение, 2008.– 102 с. 8.Максаков А.И. Учите играя: учебное пособие [Текст ] / А.И. 10.Максаковой М.– :  Просвещение, 2003.– 84 с. 9.Пожарский В.В. 1000 шахматных задач: учебное пособие [Текст] /В.В. Пожарский. – М.:  Просвещение, 2005.– 128 с. 10.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика: учебное пособие [Текст]/ Л.П. 13.Савина. – М.: ООО  Издательство АСТ, 2005. – 44 с. 11.Сухин И.Г. удивительные приключения в шахматной стране: занимательное пособие для  родителей и педагогов [Текст]/ И.Г. Сухин. – ростов­н/Д : Феникс, 2004. – 320 с. 12 Шахматная доска, фигуры Приложения 1.  Шахматная доска – это квадрат, разлинованный на 64 одинаковых  квадратика. Каждый из квадратиков называется полем. Поля поочередно  окрашены в два разных цвета – светлый и темный, светлые квадратики – это белые  поля, темные – это черные поля. При игре доска располагается таким образом,  чтобы белое угловое поле находилось справа от играющего КАЖДАЯ КЛЕТКА ИМЕЕТ СВОЁ ЗНАЧЕНИЕ КЛЕТКИ ОБОЗНАЧАЮТСЯ ЛАТИНСКИМИ БУКВАМИ ОТ a до h. по вертикали цифрами от 1 до 8 снизу  вверх 13 Пешка 14 Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой, первым ходом можно ей сделать шаг двойной. А потом — вперёд, вперёд, за шажком шажок. Ну, а как же пешка бьёт? Бьёт наискосок. Всю доску пройти должна пешка до конца –превратится там она в грозного бойца. Ем ей стать – ферзем, ладьей? Может быть, конем? Как решить вопрос такой. Мы потом поймем. ладья    Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо, не петляет — прыг да скок, не шагнёт наискосок. Так от края и до края может двигаться она. Эта башня боевая неуклюжа, но сильна.       Шаг тяжёлый у ладьи,  в бой её скорей веди! 15 КОНЬ Не мила коню неволя, перед ним простор широк, очень ловко на два поля совершает конь прыжок, замечательный прыжок: поле — прямо, поле — вбок! Ну, а если угрожает окружения заслон, через тех, кто окружает, перепрыгивает он, совершает конь прыжок: поле — прямо, поле — вбок. Замечательный прыжок:поле — прямо, поле — вбок 16 слон Если слон на белом поле  встал вначале (не забудь!),  он другой не хочет доли —  знает только белый путь.  А когда на поле чёрном  слон стоит, вступая в бой,  ходит, правилам покорный,  чёрной тропкой слон такой.  До конца игры слоны  цвету одному верны. 17 Ферзь Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион, и шаг у ферзя широк. Ферзь может ходить, как ладья и как слон — и прямо и наискосок. Направо, налево, вперед и назад… А бьёт он и вдаль и в упор. И кажется, будто ферзю тесноват доски чёрно­белой простор. Ферзь очень опасен вблизи и вдали — ты больше вниманья ферзю удели. 18 КОРОЛЬ Король любит гладкий, расчищенный путь:  в любую он сторону может шагнуть,  однако легко ты заметишь, дружок,  что в силах он сделать не шаг, а шажок.  Всего одно поле — вот шага длина,  не очень проворен король­старина.  Зато начеку королевская рать —  должна короля она оберегать.  Ведь если б король беззащитный погиб,  фигуры войну продолжать не могли б.  Запомни: король всех главней, всех важней,  нет в шахматном войске важнее вождей! 19 Пешка – слабее всех фигур.  Пешка ходит по вертикали только вперед и только на одно поле.  Однако есть исключение – из начальной позиции пешка может сделать «двойной ход» – прыгнуть через клетку. Ходы пешкой возможны лишь в том случае, если перед ней не находится какая­ либо фигура, которая препятствует ее движению.  Взятие. Берет пешка не так как ходит, а  именно – на одно поле по диагонали вперед, и становится на место «съеденной» фигуры.  Правило взятия «на проходе» дейс твует в течение одного хода. Если вы им не воспользовались,  то вы это право теряете.  Каждая пешка дойдя до последней горизонтали (белая – до 8­ой,  черная – до 1­ой) получает право превратиться в любую фигуру своего цвета, кроме короля. Шах и мат  Цель игры в шахматы заключается в том, чтобы привести неприятельского короля к гибели –  дать ему мат. Гибель короля означает проигрыш партии. Когда король атакован какой­ либо фигурой, то он находится под шахом. По правилам игры король должен быть  защищен от шаха.  От шаха есть три способа защиты: 1. Король может уйти на соседнее  поле, если оно не атаковано фигурой противника.  2. Побить атакующую фигуру. 3.  Поставить одну из своих фигур между королем и атакующей фигурой. Шах, от которого  нет защиты называется – мат 20 ЗАДАЧИ 1. Простая шахматная задача с ладьей  Приложение 2 Условия: Зайца нужно «спрятать» от Ладьи, которая перемещается по полю (ходит по  горизонтали и вертикали на любое количество клеток). Ладья не может перепрыгивать через занятые клетки (в задаче — деревья). Может сбить фигуру противника, остановившись на одной клетке с ней. Задание: Посчитай, сколько на поле клеток, на которых может «спрятаться» Заяц. ОТВЕТ­9 2. Шахматная задача со слоном Условие: В праздник Хэллоуин шахматный Слон облачился в привидение, чтобы испугать своих  знакомых: Профессора, Алису, Юру, Правдиша и Вруниша. Правила: 1. Слон не может наступать на елки и перепрыгивать через них. 2. Слон не может стать на клетки, где его может сбить Ладья.  3. Чтобы испугать героя, Слон должен наступить на клетку с его изображением. Вопрос: Какое наименьшее количество ходов Слону нужно сделать, чтобы испугать всех  персонажей, до которых он может «дотянуться»? ОТВЕТ­5 Важно учитывать, что Ладья не дает возможности Слону подойти к полям B8 и G1. Комментарий: 21 Задача 3. Мат в 1 ход Условие: Белые начинают и ставят мат черному Королю в один ход. Белые Пешки движутся к 8­й горизонтали, а черные — к 1­й. Задание: Поставь мат черному Королю, сделав один ход белой фигурой. Ответ: белая Ладья, сбивая пешку, становится на поле A7. Комментарий: Король не сможет сбить Ладью, поскольку клетка A7 находится также под боем белого коня.  Мат! 22 Задача 4. Мат в 2 хода Задание: Поставь мат черному Королю в 2 хода: первый ход делает белая фигура, ответный ход  — чёрная, и вторым своим ходом белая фигура ставит мат. Условия: Ни одна из фигур не может наступить на дерево, сбить его или перепрыгнуть через него. Фигуры (Ладья, Король) ходят и сбивают противника по правилам игры в шахматы.   Решение Ход 1: Ладья G2 — G7. Таким образом, мы не даём чёрному королю возможности шагнуть на 7­ ю горизонталь. Ответный ход чёрного короля только по 8­й горизонтали. Ход 2: Ладья E1 — E8. Мат. 23 Приложение 3. Рокировка Каждый игрок должен заботиться о безопасности собственного короля. Один раз на протяжении всей партии вы можете сделать рокировку – этот «хитрый» ход позволяет спрятать короля за пешками   и   прикрыться   ладьей.   Рокировка   –   единственный   ход,   при   котором   одновременно перемещаются две фигуры одного цвета. Рокировка бывает двух видов – длинная и короткая. Рокировку делать нельзя, если:                                                                1. Король или ладья уже ходили (даже если потом вернулись на исходное место)  2. Между королем и ладьей стоят фигуры свои или противника.  3. Король стоит под шахом или в результате рокировки попадает под шах.  4.   Поле,   на   которое   попадает   ладья,   находится   под   ударом   какой­нибудь   неприятельской фигуры. Ничья, вечный шах, пат                                               Не все партии заканчиваются матом белому или черному королю. Во многих случаях ни один из  игроков не может добиться выигрыша, и игра считается ничьей. Рассмотрим случаи ничьей:  1 Когда одному из королей объявлен «вечный шах», то есть ряд непрерывных шахов от  которых король не может укрыться 2. Когда одному из королей «пат», то есть ни король, ни все его фигуры не имеют ни  одного хода и в то же время король не находится под ударом. 24 3. Когда у каждой стороны остаются силы, недостаточные для достижения мата. Это так  называемая «мертвая позиция». Например, в позиции на диаграмме №48 остались только короли. Король без войска называется «голым», ни один король не может подойти к другому королю  вплотную, так как не имеет права становиться под удар. Игра ничья. Правила поведения во время игры                                                       Начинающий шахматист должен сразу приучить себя к спортивному поведению.  Существуют общепринятые правила поведения во время игры: 1. Если шахматист во время  партии дотронулся (случайно или намеренно) до своей фигуры или пешки, то обязан сделать ей  ход. Если дотронулся до фигуры или пешки партнера, то обязан ее взять. Это важное правило  называется: «Тронул – ходи!» Однако, если тронутой собственной фигурой или пешкой некуда  идти или тронутую фигуру, или пешку нечем взять, то случайное прикосновение к ним остается  без последствий. 2. Если есть необходимость поставить фигуры на доске поаккуратнее, надо,  перед тем как прикоснуться к ним, сказать противнику: «Поправляю!» 3. Нельзя брать назад уже сделанный ход. Но если вы еще не выпустили фигуру из рук, то можете сделать этой фигурой  другой возможный ход. 4. Нельзя во время игры разговаривать с противником или с другими  шахматистами. 25 Как начинать партию                                                                                                            Начальная часть партии называется дебютом. Эта стадия партии длится первые 10–15 ходов. Основной задачей дебюта является развитие фигур, предоставление им полей и линий, по которым они могли бы действовать как в интересах нападения, так и защиты. Есть основные правила игры в дебюте: 1. Быстрейшее развитие своих фигур. Так же необходимо помешать развитию фигур противника. 2. Обезопасить положение своего короля – рокировать. 3. Занять центральные поля доски, то есть поставить на них свои пешки и фигуры. 4. Не следует ходить одной фигурой несколько раз. 5. Не следует выводить рано ферзя. При нарушении этих правил партия может закончиться еще в дебюте. Копирование ходов соперника, ошибки в дебюте около 100 лет назад было заключено интересное пари между известным шахматистом С. Лойдом и неким любителем, который утверждал, что, копируя ходы соперника он вполне сможет бороться с чемпионами. «В таком случае белыми объявляю Вам мат в четыре хода» – сказал Лойд. Двойной удар Одновременное нападение на несколько фигур (чаще всего на две) называется двойным ударом или «вилкой».  Связка – это нападение ферзя, ладьи, слона на фигуру или пешку соперника, которая закрывает собой другую фигуру или важное поле. С помощью этого приема ограничивается движение неприятельских фигур и пешек. Фигура или пешка называется связанной, если ее движение ведет   к   материальному   или   позиционному   ущербу,   или   вообще   невозможно   ввиду открывающегося шаха королю. Открытое нападение                                                                                                  Открытое   нападение   («вскрышка»)   –   это   разновиднос   ть   одновременных   нападений, вызванных открытым шахом или вскрытым нападением без шаха. Превращение пешки «Превращение пешки в фигуру (чаще всего в ферзя) является своеобразным видом выигрыша материала и обычно нас только меняет соотношение сил, что играющие часто сдают партию…» * Ввиду этого, даже угроза создания проходной пешки, является опасным для соперника продолжением. 26 ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРНИРА Швейцарская система Приложение 4 Швейцарская система — система проведения турниров. Впервые была применена в Цюрихе в 1895 году. Использование данной системы позволяет выявить победителей за меньшее количество партий, чем при круговой системе.  Проведение турниров Количество игроков должно быть четным. Программа выстраивает игроков по рейтингу и делит на две группы. Если рейтинга нет,  1. 2. то деление происходит случайным образом. Первый из первой группы играет с первым из второй. Т.е. при 20­ти участниках 1­й играет 3. с 11­м, 2­й с 12­м и т.д. 4. o o o Во втором туре программа делит игроков на три группы: выигравшие; с ничейным результатом; проигравшие. Если в одной из групп образуется нечетное количество игроков, то последний игрок из  предыдущей группы спускается в нижнюю группу и играет в паре с верхним участником из этой  группы. Для проведения второго и последующих туров игроки каждой очковой группы  5. определяются так же, как в п.1­п.3. Игрок не может играть две и более партий с одним и тем же соперником. Цвета фигур в партиях должны чередоваться. Если у обоих игроков одинаковое  Особенности правил 1. 2. количество партий, сыгранных каждым цветом, то белыми играет тот, кто последнюю партию  играл черными. В любом случае, игрок не должен играть подряд более 3­х партий одним цветом.  Правило не действует для боевых шахмат, где право первого хода всегда определяется жребием. 3. Если соперник не явился на игру, то игрок получает очко как победитель. Места распределяются по сумме набранных очков. Если у игроков одинаковое количество очков, то для определения победителя  Подсчет очков 1. 2. используют Коэффициент. Коэффициент игрока складывается из суммы всех очков соперников,  с которыми данный участник играл, независимо от результата встреч между ними. 27 Принцип таких турниров прост: каждый играет с каждым. Например, если в турнире играют  Круговые турниры 5 человек, то каждый должен будет сыграть 4 партии — по одной со всеми участниками  турнира. Т.е. всего в этом турнире будет сыграно 10 партий. За каждую победу  начисляется 1 очко, за ничью — 0,5 очка, за проигрыш 0 очков.            В круговых турнирах может играть любое количество человек. При проведении  турнира по классическим шахматам распределение цветов между участниками  (жеребьёвка) производится автоматически случайным образом. При проведении турнира по боевым шахматам цвет фигур игрока, и, соответственно, право первого хода определяются непосредственно перед началом игры компьютером.            Любой игрок может записаться в один или несколько турниров (игроки,  использующие компьютерные шахматные программы, не могут принимать участия в  турнирах). Олимпийская   система или плей­офф (англ. playoff —   «игра   на   вылет») в спортивных соревнованиях —  система   розыгрыша   (организации   соревнований),   при   которой участник выбывает из турнира после первого же проигрыша (по итогам одной игры или серии из нескольких игр между двумя участниками, позволяющей однозначно определить безусловного победителя). Обеспечивает выявление победителя за минимальное число туров и способствует напряжённой борьбе в турнире. 28 Приложение 5 Этапы партии Дебют — начальная стадия партии, продолжающаяся первые 10­15 ходов. В дебюте   основной задачей игроков является мобилизация собственных сил, подготовка к  непосредственному столкновению с противником и начало такого столкновения. ...   Миттельшпиль — середина игры. ... Эндшпиль — заключительная стадия игры. ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ Rapid слово заморское и в переводе означает быстрый, скорый. Полагаю, смысл понятен:  времени на партию дается меньше, чем при классическом контроле. Рапид – это формат игры в шахматы, когда  время  для обдумывания каждому игроку задается в  следующих пределах: более десяти минут и менее часа. Используя математическую символику  > 10 минут и  < 60 минут. То есть строго больше и  меньше. Ровно 10 минут и меньше уже считается блицем. Час и более – классический контроль. Хотя такие контроли (10 и 60) встречаются редко, как в блице, так и в классике, — отдадим  должное пунктуальности. Контроль при рапиде устанавливается в двух вариантах, принципиально отличающихся друг от друга: Строго до окончания партии. Например: 15 минут до конца партии. Если партия не  1. завершилась, а время игрока закончилось – он проиграл. Кроме случаев, оговоренных в общих  правилах. Например: мат на доске, невозможность поставить мат (к примеру, слон и король  против короля) С добавлением времени на каждый ход (контроль Фишера). При каждом сделанном  2. ходе игроку добавляется несколько секунд. Делается это автоматически, в шахматных часах  заложена такая опция. То есть возможна ситуация, когда при контроле 15 + 10 в какой­то момент у игрока может  оставаться более 15 минут. Самый распространенный контроль времени в рапиде – 15 минут на партию с добавлением  10 секунд за каждый сделанный ход. Серьезные турниры по рапиду обычно проводятся именно с  таким контролем.  В частности – последний чемпионат мира по рапиду. 29 Блиц ­  один из форматов игры в шахматы, при котором устанавливается контроль времени до  окончания партии 10 минут или менее каждому игроку. Самые распространенные контроли  времени:      5 минут до окончания партии, то есть на все ходы 5 минут с добавлением времени. Как правило 2 или 3 или 5 секунд на ход. 3 минуты на все ходы. 3 минуты с добавлением. Как правило, 2 секунды. 1 минута с добавлением. Обычно одна секунда Блиц – это шахматы и подчиняются основным правилам шахмат и в частности рапида   (быстрых шахмат). За исключением тех положений, которые невозможно применить из­за отсутствия записи   ходов или другого метода фиксирования ходов. Например, правило пятидесяти ходов для  фиксации ничьей. Важно: В блице возможно присуждение поражения за невозможный ход. Если   шахматист сделал невозможный ход и перевел часы, ход считается сделанным и соперник вправе заявить об этом и потребовать присуждение выигрыша. Но только до того момента, как сделал ответный ход. Если ответный ход сделан, — все,   поезд ушел. Еще несколько правил, которые для блица особенно актуальны:     Играть можно только одной рукой Нельзя держать палец на кнопке часов Нельзя бить по часам ладонью Нельзя зажимать кнопку часов, мешая сопернику их переключить В случае падения фигур или сдвига с полей, игрок поправляет позицию за свое время.   Если соперник сделал ход, переключил часы и при этом нарушил позицию (например, упали  фигуры), — без разговоров переключайте часы назад.      Конец игры Победа Игра считается выигранной игроком, если: он поставил мат королю противника. противник объявил, что он сдается.  Остановка 30 Игра останавливается, если король игрока, которому предстоит сделать очередной ход не  находится под шахом, однако у игрока не осталось возможности сделать ход. Такая ситуация  объявляется «патовой». Игра немедленно заканчивается.     Игра может быть остановлена по обоюдному согласию между игроками. Игра может быть остановлена, когда возникают следующие ситуации: когда на игровой доске остаются король против короля; когда остаются король против короля только со слоном или конем; когда остаются король и слон против короля и слона, причем слоны находятся на   диагоналях одного цвета.  Поражение Игра считается проигранной, если игрок не совершил предписанное количество ходов в   отведенное время, если только у его противника не   остался только король. 31

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2019