Обобщение педагогического опыта учителя Шенделевой Л.В. по проблемной теме
Оценка 5

Обобщение педагогического опыта учителя Шенделевой Л.В. по проблемной теме

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русская литература +1
Взрослым
18.02.2018
Обобщение педагогического опыта учителя Шенделевой Л.В. по проблемной теме
Данная методическая разработка содержит материал по обобщению педагогического опыта по проблемной теме «Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения стратегий критического мышления». Может пригодиться в творческом развитии молодых коллег и людей, не безразличных к проблемам обучения.Методическая разработка
Обобщение педагогического опыта по проблемной теме.docx
Обобщение   педагогического   опыта   учителя   Шенделевой   Л.В.   по проблемной   теме   «Развитие   познавательной   активности   учащихся   на уроках русского языка и литературы посредством применения стратегий критического мышления»      Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности   в   условиях   обширного   информационного   пространства современности.  Это связано с недостаточным уровнем развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире. Школьник,   умеющий   критически   мыслить,   владеет   разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять   в  тексте   противоречия   и   типы   присутствующих   в   нем   структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий   учащийся   умеет   эффективно   взаимодействовать   с   информационными принимая пространствами, многополярность   окружающего   мира,   возможность   сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.  [1, 17] принципиально     Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли,   тщательно   и   всесторонне   проверять   все   выдвигаемые   положения   и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и   профессиональной   жизни.   Предполагает   принятие   индивидуальной ответственности   за   сделанный   выбор.   Повышает   уровень   индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные   выводы,   прогнозировать   последствия   своих   решений   и отвечать   за   них.   Позволяет   развивать   культуру   диалога   в   совместной деятельности. Этот  осмысленный  подход  к  обучению  важен  для  жизни  в современном мире. Почему? Во­первых, сейчас мы имеем доступ к большому количеству информации   (в   особенности   с   помощью   компьютерных   технологий). Посредством сети Интернет мы имеем возможность связываться с самыми разнообразными источниками. Однако перед тем как информация поступает в сеть, её почти никто не проверяет. Исходя из этого всем нам, если мы хотим действовать в верном направлении, нужно научиться ставить под сомнение поступающие  сведения. Во­вторых, мир, в котором мы живем, так быстро Рассмотрим, меняется, что дети должны учиться решать те проблемы, с которыми мы сами еще не сталкивались. [2,16].   преимущества   технологии   РКМЧП   в   например, образовательном   процессе.   Технология   РКМЧП   –   универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования   игровых   приемов,   групповых   форм   работы,   частой   смены деятельности.  Это  совершенно   четкая  структура,  имеющая   в  своей   основе развивающие и воспитательные цели.  [3,4] Применение   элементов   технологии   критического   мышления   дает возможность вырабатывать у учащихся   такие надпредметные умения, как: умение работать в группе; графически оформлять текстовый материал; творчески интерпретировать имеющуюся информацию; распределять информацию по степени новизны и значимости; умение ориентироваться в источниках информации, пользуясь разными       стратегиями чтения; умение   адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную; критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.  Технология   развития   критического   мышления   через   чтение   и   письмо (РКМЧП)   представляет   собой   целостную   систему,   формирующую   навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.  Можно назвать следующие особенности данной технологии:  надпредметный характер;  технологичность;  усвоение   информации   и   развитие   рефлексивных   и   коммуникативных способностей;  сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;  применение   способов   работы   с   текстом   как   инструмента самообразования человека. Для   того   чтобы   учащийся   мог   воспользоваться   своим   критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых  выделяют: Готовность   к   планированию.  Мысли   часто   возникают   хаотично.   Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение   на   потом.  Вырабатывая   настойчивость   в   напряжении   ума,   ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении. Готовность исправлять свои ошибки.  Критически мыслящий человек не будет   оправдывать   свои   неправильные   решения,   а   сделает   выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за   собой   в   процессе   мыслительной   деятельности,   отслеживать   ход рассуждений. Поиск  компромиссных   решений.  Важно,   чтобы   принятые   решения воспринимались   другими   людьми,   иначе   они   так   и   останутся   на   уровне высказываний. [4,12] Учебное   занятие,   проводимое   по     технологии   РКМЧП,   строится   в соответствии с технологической цепочкой: вызов ­ осмысление ­ рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к ней и работать с учениками любого возраста. На стадии вызова  учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели. Таблица 1 Деятельность учителя и ученика на стадии вызова Деятельность учителя. Задачи данной стадии Деятельность учащихся   Вызов уже имеющихся   знаний   по изучаемому   вопросу, активизация   учащихся, мотивация для дальнейшей работы.     Ученик «вспоминает», что   ему   известно   по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию   до   её изучения, задаёт вопросы,   на   которые хотел   бы   получить ответ.   Возможные приёмы и методы Составление   списка «известной информации», рассказ: ­предположение   по ключевым словам; ­систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; ­верные   и   неверные утверждения; ­перепутанные логические   цепочки   и т.д. Интересными,   на   наш   взгляд,   приемами   этой   стадии   могут   являться приемы:   “Корзина   идей”,   «Верные   и   неверные   утверждения»,   «Ключевые слова», «Составление кластера». Например,    «Корзина   идей»  ­  это   прием   организации   индивидуальной   и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и   опыта.   Этот   прием   позволяет   выяснить   все,   что   знают   учащиеся   по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. Алгоритм работы: 1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1­2 минуты). 2. Обмен информацией в парах или группах. 3.   Далее   каждая   группа   называет   какое­то   одно   сведение   или   факт,   не повторяя ранее сказанного. 4.   Все   сведения   кратко   записываются   в   “корзине   идей”,   даже   если   они ошибочны. 5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации. Смысл   приема   «Составление   кластера»   заключается   в   попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”. Правила   построения   кластера   очень   простые.  Рисуем   модель   Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои.   Система   кластеров   охватывает   большее   количество   информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.   Прием «Верные   и неверные утверждения» может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Например, при изучении темы «Местоимение»: 1.Здесь записаны только местоимения: она, к нему, один, я, они. 2.В предложении местоимения бывают только подлежащим 3.Местоимения изменяются по падежам и числам.   Учащиеся   выбирают   “верные”   утверждения,   полагаясь   на   собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание   до   конца   урока.   На   стадии   рефлексии   возвращаемся   к   этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Стадию   вызова   на   уроке   можно   осуществить   многими   методами,   в   том числе и хорошо известными, например, "Ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах. На   стадии   осмысления  учащиеся   читают   текст   (параграф),   учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом. Таблица 2 Деятельность учителя и ученика на стадии осмысления Деятельность учителя. Задачи данной стадии Деятельность учащихся Возможные приёмы и методы   теме Сохранение   интереса при к   непосредственной с работе информацией, постепенное продвижение   от   знания «старого» к «новому». новой         читает текст, Ученик (слушает) используя предложенные учителем   активные методы   чтения,   делает пометки   на   полях   или ведёт   записи   по   мере осмысления новой информации.   Методы   активного чтения:   ­маркировка с использованием значков (по   мере   чтения ставятся   на   полях справа); ­ведение   различных записей   типа   двойных дневников,   бортовых журналов; ­поиск   ответов   на в постановленные первой   части   урока вопросы и т.д.   Прием «Бортовой журнал» ­ это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы ­ обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на вопросы в таблице 3. Таблица 3 Вопросы приема «Бортовой журнал» Что   мне   известно Что нового я узнал из текста? по данной теме?     Прием   «Двухчастный   дневник»   дает   возможность   читателю   связать содержание   текста   со   своим   личным   опытом.   Двойные   дневники   могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. Таблица 4 Двухчастный дневник Комментарии   Цитата   В   левой   части   дневника   учащиеся   записывают   те   моменты   из   текста, которые   произвели   на   них   наибольшее   впечатление,   вызвали   какие­то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их,   вызвали   протест   или,   наоборот,   восторг,   удивление,   такие   цитаты,   на которых   они   "споткнулись".   Справа   они   должны   дать   комментарий:   что заставило   записать   именно   эту   цитату.   На   стадии   рефлексии   учащиеся возвращаются   к   работе   с   двойными   дневниками,   с   их   помощью   текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали   к   каждой   странице.   Учитель   знакомит   учащихся   с   собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения. [5,1] "Трехчастные дневники" имеют третью графу ­ "письма к учителю". Этот прием   позволяет   работать   не   только   с   текстом,   но   и   проводить   диалог   с учителем по поводу прочитанного.  Таблица 5 Трехчастный дневник Цитата Комментарии.   Почему   эта ваше   привлекла   цитата внимание? Вопросы к учителю   Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция,     материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах. На стадии рефлексии учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно­следственные связи.  Таблица 6 Деятельность учителя и ученика на стадии рефлексии Деятельность учителя. данной стадии   Задачи Деятельность Возможные приёмы и методы учащихся Вернуть учащихся Учащиеся   к соотносят ­Заполнение   кластеров,   таблиц, причинно­ установление «новую» информацию   со «старой», используя знания, полученные   на стадии осмысления. первоначальным записям­ предположениям, внести   изменения, дополнения,   дать творческие, исследовательские или   практические задания  на основе изученной информации. следственных   блоками информации; связей   между ­возврат   к   ключевым   словам, верным и неверным утверждениям; ­ответы   на   поставленные вопросы; ­организация   устных   и письменных ответов; ­организация   различных   видов дискуссий; ­написание   творческих   работ (пятистишия­синквейны, эссе); ­исследования   по   отдельным вопросам темы и т.д. «Синквейн»­   пятистишие ­   самая   легкая   форма   стихотворений   по алгоритму. В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.   На   второй   строчке   надо   написать   два   прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается   фраза,   состоящая   из   нескольких   слов,   с   помощью   которых ученик выражает свое отношение к теме. Пятая строчка – это слово – резюме, которое   позволяет   выразить   личное   отношение   к   теме,   дает   ее   новую интерпретацию. [7,36] Например, давая характеристику Печорину: 1.Печорин 2.Эгоистичный, высокомерный 3.Скучает, пренебрегает, разочаровывается 4.«Герой нашего времени» 5.Наблюдатель Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны. Например, на уроке по фонетике: 1.Звуки 2.Гласные и согласные. 3.Льются, звенят, гремят. 4.Используются в устной речи. 5.Фонетика. Дискуссия – одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима   предварительная   подготовка,   поэтому   при   проведении   такого урока   знакомим   ребят   с   правилами   ведения   дискуссии   и   с   речевыми шаблонами, помогающими ребятам выражать свои мысли. Основные задачи дискуссии: ­обмен первичной информацией; ­выявление противоречий; ­переосмысление полученных сведений; ­сравнение   собственного   видения   проблемы   с   другими   взглядами   и позициями. Данный прием особенно эффективен на уроках при обсуждении и анализе художественного произведения. Дискуссия   проводится   следующим   образом:   высказывается   тезис   «за», потом заслушивается тезис «против».   Обмен тезисами продолжается до тех пор,   пока   не   закончатся   аргументы.   После   окончания   дискуссии   нужно принять   однозначное   решение   и   записать   его   в   тетрадь   под   таблицей. В зависимости   от   ответа,     учащиеся   делятся   на   группы,   обсуждают результаты   перекрестной   дискуссии,   отбирают   значимые   аргументы   и контраргументы, которые впоследствии оглашаются. [7,39] Творческая   переработка,   анализ,   интерпретация   и   т.   д.   изученной информации, работа на стадии рефлексии ведётся индивидуально – в парах – группах. Это   лишь   небольшая   часть   методических   приемов,   связанных   с формированием  у учащихся  критического мышления на уроках. Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность   личностного   роста   школьника,   подтверждением   служат призовые   места   в   предметных   олимпиадах   и   интеллектуальных   конкурсах учащихся; приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум,   индивидуальность,   способствует   развитию   познавательного   интереса   и активности на уроках. Без сомнения, данная технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Библиографический список: 1. С.И.Заир­Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. 2. Загашев И.О., Заир­Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически – Пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003. 3. Е.А.Козырь.   Характеристика   приемов   технологии   РКМЧП.   //газ. “Русский язык”, 2009, №7. 4. Фадеева Н.П. Технология критического мышления на уроках истории –  http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/08/15/tekhnologiya­razvitiya­ URL: kriticheskogo­myshleniya­na­urokakh  5. Методики   формирования   и   развития   критического   мышления   –   URL: http://www.twirpx.com/file/353354/ 6. Резина Л.В. Методы технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредствам чтения и письма. // Сайт Издательского дома «1сентября»  URL: http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php? subject=9 ­     педагогических идей –   Фестиваль   ­   7. Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова. Современные способы активизации обучения. Учебное пособие – М.: Академия, 2008.

Обобщение педагогического опыта учителя Шенделевой Л.В. по проблемной теме

Обобщение педагогического опыта учителя Шенделевой Л.В. по проблемной теме

Обобщение педагогического опыта учителя Шенделевой Л.В. по проблемной теме

Обобщение педагогического опыта учителя Шенделевой Л.В. по проблемной теме

Обобщение педагогического опыта учителя Шенделевой Л.В. по проблемной теме

Обобщение педагогического опыта учителя Шенделевой Л.В. по проблемной теме

Обобщение педагогического опыта учителя Шенделевой Л.В. по проблемной теме

Обобщение педагогического опыта учителя Шенделевой Л.В. по проблемной теме

Обобщение педагогического опыта учителя Шенделевой Л.В. по проблемной теме

Обобщение педагогического опыта учителя Шенделевой Л.В. по проблемной теме

Обобщение педагогического опыта учителя Шенделевой Л.В. по проблемной теме

Обобщение педагогического опыта учителя Шенделевой Л.В. по проблемной теме

Обобщение педагогического опыта учителя Шенделевой Л.В. по проблемной теме

Обобщение педагогического опыта учителя Шенделевой Л.В. по проблемной теме

Обобщение педагогического опыта учителя Шенделевой Л.В. по проблемной теме

Обобщение педагогического опыта учителя Шенделевой Л.В. по проблемной теме

Обобщение педагогического опыта учителя Шенделевой Л.В. по проблемной теме

Обобщение педагогического опыта учителя Шенделевой Л.В. по проблемной теме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018