Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.
Оценка 4.6

Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
физическая культура
Взрослым
31.03.2017
Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.
Сущность работы состоит в повышении эффективности уроков физической культуры для всестороннего развития личности ребенка посредством воспитания культуры движений в единстве с развитием творческого воображения, с умением разрешать проблемные задачи, анализировать свою практическую деятельность. Цель работы - использование методов и приемов развивающего обучения, активизация творческой деятельности для развития у школьников устойчивого интереса к предмету.Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.
Симонцев. Обобщение опыта..docx
«Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.» 1.Актуальность. Содержание: 2.Организация урока физического воспитания с элементами развивающего  обучения. 3.Методы и приемы активизации творческой деятельности учащихся. 4.Результативность и перспективы дальнейшей работы. Литература. Приложение. 1.Актуальность. Базовая потребность в физическом совершенствовании школьника диктуется  спецификой современного социального заказа на личности, способную к  саморазвитию, что согласуется с концепцией перестройки физического  воспитания, направленную на создание условий для раскрытия и развития  способностей ребенка на каждом из возрастных этапов. Об этом говорится и в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010года». «Умственное и физическое образование так тесно связано между собой, что  должно составлять единую нераздельную задачу школы: всякое  одностороннее развитие непременно разрушит гармонию в образовании и не  создаст условий для развития цельного человека», ­ писал П.Ф.Лесгафт. К сожалению, в школе и сегодня еще обучение идет по принципу «Делай, как  я». Дети лишь слепо подражают показанному учителем действию. Далеко не  всегда, демонстрируя упражнение, учитель поясняет, какую цель преследует  это упражнение, каково его применение в обыденной жизни, почему один  элемент следует за другим, какая в данном движении заложена связь с тем,  что было раньше, и с тем, что будет потом. А ведь для достижения  эффективности обучения учительские объяснения вкупе с пониманием  учащимися двигательных действий в ходе занятий должны стать непременным условием. Если задача решается по готовому образцу, что довольно часто бывает на  уроках физической культуры, от школьников не требуется творческая  мыслительная деятельность. Развивающее обучение подразумевает отказ от  механического освоения знаний и умений, от информационно­ объяснительного принципа преподавания. Целью развивающего обучения  является оптимизация и модернизация процесса обучения и воспитания,  направленного на формирование у детей культуры движения и здоровья, при  обязательном, активном, творческом участии в этом процессе (Репкин В.В.,  1997г.). Исследования в области педагогики и психологии (Осипова М.П., Леонтьев  А.А., Репкин В.В., Винокуров Н.К.) показывают, что творческая деятельность  формируется в связи с общим развитием и благодаря специальному обучению  детей. «Творческая деятельность предполагает не только самостоятельный поиск, выработку новых средств или сочетаний целенаправленной  деятельности, но и выражение индивидуальности, неповторимости,  своеобразия личности». (Кон И.В.). Сущность работы состоит в повышении эффективности уроков физической  культуры для всестороннего развития личности ребенка посредством  воспитания культуры движений в единстве с развитием творческого  воображения, с умением разрешать проблемные задачи, анализировать свою  практическую деятельность. Цель работы – использование методов и приемов развивающего обучения,  активизация творческой деятельности для развития у младших школьников  устойчивого интереса к предмету, совершенствования физического,  психического и умственного развития детей, воспитания у них  самостоятельности, творческой инициативы. Задачи: 1. Теоретические основы развития творческих способностей учащихся на  уроках физической культуры. 2. Организация урока физического воспитания с элементами  развивающего обучения. 3. Определение методов и приемов активизации творческой деятельности. 4. Результативность и перспективы дальнейшей работы. Выполнение данных задач поможет педагогу сформировать у детей  положительное отношение к урокам физкультуры, развивать творческий  потенциал учащихся, навыки социализации: применение знаний в жизни,  воспитывать всестороннее развитую личность. 2.Организация урока физического воспитания с элементами  развивающего обучения. На сегодняшний день физическая культура – не погоня за результатами, а  кропотливая работа учителей и родителей учащихся над укреплением  здоровья детей. Я – за единство физического и духовного здоровья. Я – сторонник разграничения физкультуры и спорта в преподавании, т.е. уроки физкультуры для всех, а занятия спортом для  желающих. Я – за самое широкое общение учащихся на уроках при выполнении  упражнений. Если физкультура для всех, то она в обязательном порядке  предполагает коллективные взаимодействия. Поэтому я за развивающее обучение на уроках физкультуры, при котором  двигательная деятельность сочетается с развитием внимания, творческого  игрового мышления, исследовательским поиском. Одна из задач, которую я  ставлю перед собой, ­ приучить детей к самостоятельной деятельности, когда  ученик, зная конечную цель, сам ставит перед собой задачу, ведущую к  достижению этой цели, сам выбирает необходимые средства и способы  действий и выполняет их. Успешность их выполнения зависит от правильно организованного учебного  процесса. Важнейшие составляющие процесса развития творческих способностей  учащихся это: ­ особая организация этапов урока физической культуры с элементами  развивающего обучения; ­ использование в системе методов и приемов активации творческой  деятельности; ­ изменение функций учителя, который организует диалоговые формы  обучения. При такой организации ученик превращается из объекта обучения в субъект, тем самым, раскрывая свою индивидуальность; ­ создание ситуации успеха для учащихся; ­ создание на уроках преимущественно положительного эмоционального  настроя у учителя и у детей – бодрости, сосредоточенности, веры в свои силы  и возможности. В условиях развивающего обучения урок строю так: 1 этап – ориентационно­мотивационный. Его задача заключается в необходимости сформировать осознанную учебную  потребность на основе мотивированной деятельности. Происходит овладение приемами усвоения знаний на базе полученных теоретических знаний, которые являются предпосылкой осознания мотивов деятельности. Процесс  целеполагания происходит путем активного включения сознания в  познавательную деятельность с постановкой цели. На этапе начального разучивания двигательного действия важно не только  безукоризненно продемонстрировать детям упражнение, но и при повторном  расчлененном показе объяснить последовательно каждый элемент движения.  Таким образом, дети запоминают последовательность выполнения  упражнений, у них формируется представление о движении. Здесь можно использовать ИКТ, что так же повышает интерес учащихся к  процессу обучения. В 5­х классах при проведении сюжетно­ролевых уроков в качестве мотивации  использую сказочных персонажей, предлагающих вопросы. «Хотели бы вы  очутиться в сказке?», «Вы спасёте нас от пришельцев?» и др. 2 этап – поисково­исследовательский. Он базируется на основах методики и включает: стратегическое планирование и построение ориентировочной основы действий, которые обеспечивают  переход от неосознаваемой деятельности к осознаваемой. Дети группируют  известные знания в систему, обеспечивающую эффективность выполнения  двигательного действия. Учителем проводится беседа­диалог с целью  формирования теоретических обобщений – происходит сбор недостающих  сведений в процессе диалогового общения (соответствует этапу разучивания). 3 этап – практический. Он характеризуется практическими методами выполнения двигательных  действий (поточный, групповой, индивидуальный, поточно­групповой).  Выполнение двигательных действий происходит по принципу «от  абстрактного к конкретному», используя творческие задания (соответствует  этапу закрепления). Использование этого метода дает целостное представление о движении,  которое выполняется в целом с акцентом на наиболее доступный в данном  возрасте элемент, непосредственно влияющий на результат. При этом  используется метод поощрения индивидуально к каждому ребенку. Важное  место отводится вариантам выполнения упражнений. Внимание детей  обращается на новые детали исходного положения, положения частей тела и  т.д. По мере осмысления детьми возможности варьирования движений  предлагать им самим придумать варианты упражнений. В 7­м классе на уроках подвижных игр применяю метод перехода в позицию  «лидера» и «ведомого» при передаче опыта от одной группы к другой. Даю  задание каждой группе: придумать игру и правила для неё. Когда все группы  готовы, они меняются по «кругу», а один ученик из каждой группы остаётся и объясняет правила игры другой группе. Потом возвращается к своей группе.  Таким образом, за урок проигрываются все придуманные игры. Подобная  форма организации занятия помогает создать здоровый «психологический  климат» в группе, атмосферу взаимопомощи, уважать мнение своих  товарищей, выявить «лидеров». 4 этап – рефлексивно­оценочный. Характеризуется формированием рефлексии учебной деятельности в  процессе создания ситуации общения. Проводятся взаимоконтроль,  самоанализ, самооценка с целью самостоятельного формирования выводов.  Использую в 6­8 классах "Лист самооценивания", с подробным описанием  критериев оценивания. На основе содержательного анализа происходит коррекция учебной  деятельности (учащиеся вначале анализируют выполнение двигательного  задания товарищами, а затем на основе самоанализа выясняют, правильно или  неправильно выполнено упражнение, и что надо сделать, чтобы добиться  высокого результата). 5 этап – домашнее задание. Домашнее задание обычно бывает творческим: придумайте подвижную игру с  изученным двигательным действием; придумайте, от чего еще может зависеть  правильность выполнения; придумайте упражнения для утренней гимнастики;  несколько общеразвивающих упражнений из одного исходного положения;  составьте кроссворд по теме; напишите сочинение на тему; нарисуйте этап  урока, понравившегося вам больше всего и т.д. 3.Методы и приёмы активизации творческой деятельности учащихся  на уроках физической культуры. При обучении физическим упражнениям мною используются методы  активизации творческой деятельности по схеме:  теория – методика – практика – коррекция. * Создание проблемной ситуации: эвристическая беседа­диалог в процессе  овладения теоретическими знаниями, цель которой вызвать интерес к знаниям. В начале преобладают репродуктивные формы работы, однако  ученик не просто познаёт, он это делает в значительной степени собственными усилиями, раздумьями, поиском решения, комбинацией каких­то положений.  Под руководством учителя ученик включается в поиск истины, но не  получает готовые знания, а добывает их. * Рассказ­объяснение о том, что изучается (какое двигательное движение) на  уроке, объясняются основные понятия и термины, характерные для данного  физического упражнения, выполняется анализ, выявляются сходства и  различия с уже знакомыми двигательными действиями путём постановки  учителем проблемных задач, наводящих вопросов. * Объяснение, от чего зависит результат (как правильно выполнять  двигательное действие): учащиеся вместе с учителем выделяют главное и  определяют второстепенное (беседа­диалог) с одновременным выполнением  учащимися задания (учитывается желание детей выполнять). Учитель задаёт  вопросы: у кого правильнее выполнено упражнение и почему? * Беседа­объяснение: какие качества необходимо развивать и воспитывать,  чтобы правильно выполнять данное двигательное действие, где и для чего  необходимо (можно) использовать, в каких ситуациях игровых и жизненных  можно применять данное двигательное движение, что даёт тренировка и т.д.  (активизация познавательной деятельности в процессе самостоятельных  ответов учащихся с последующими комментариями учителя). * Практическое выполнение фронтальным, поточным или поточно­групповым  способом разучиваемого двигательного действия. Использование этого  метода даёт целостное представление о движении, которое выполняется в  целом с акцентом на наиболее доступный в данном возрасте элемент,  непосредственно влияющий на результат. При этом используется метод  поощрения индивидуально к каждому учащемуся.  * Корректировка на основе самоанализа и взаимоконтроля (учащиеся вначале  анализируют выполнение двигательного задания товарищами, а затем на  основе самоанализа выясняют, правильно или неправильно выполнено  упражнение и что надо сделать, чтобы добиться высоких результатов). * После изучения двигательного действия на уроке задаётся домашнее  задание: придумать подвижную игру с изученным двигательным действием,  новый способ выполнения, подумать, от чего ещё может зависеть  правильность выполнения и т.п. Такой подход при обучении физическим упражнениям активизирует процесс  самопознания детей, предполагает создание у школьников комплексного представления об изучаемом двигательном действии и сознательном его  выполнении. Каждый этап обучения требует и соответствующих приёмов, активизирующих творческую деятельность.  На этапе начального разучивания двигательного действия важно не только  безукоризненно продемонстрировать детям упражнение, но и при повторном  расчленённом показе объяснить последовательно каждый элемент движения.  Таким образом, дети запоминают последовательность выполнения  упражнения, у них формируется представление о движении. На этапе углубленного разучивания упражнения важную роль играют приёмы,  которые активизируют мыслительную деятельность ребёнка, совершенствуют  его представление о структуре движения и способствуют осознанию техники.  В зависимости от сложности упражнения используются различные приёмы:  ­ детям предлагается вспомнить, как надо выполнять упражнение: какое  исходное положение занять, с чего начать выполнение и чем закончить. Ребята вспоминают упражнение, объясняют его выполнение. Обращение к памяти  ребенка, предложение вспомнить упражнение активизируют идеомоторную  реакцию. Также привлечь учащихся к анализу упражнений; ­ важное место на этапе углубленного разучивания отводится вариантам  выполнения упражнений. Внимание детей обращаю на его новые детали, что  нового в исходном положении, положении частей тела и т.д. По мере  осмысления детьми возможности варьирования движений предлагаю им  самим придумать варианты упражнений; ­ постепенно детей подвожу к третьему этапу обучения – закреплению и  совершенствованию двигательного действия. Наличие у детей представления  о движении, автоматизации навыка, знания соответствующей терминологии,  помогающие детям описывать упражнения, подводит их к самостоятельному  использованию навыков в подвижных играх и повседневной жизни. Таким образом, для целенаправленного развития творческих способностей  учащихся необходимо соблюдать вышеизложенную логику и реализовывать её на практике при помощи перечисленных методов и приёмов. 4.Результативность и перспективы дальнейшей работы. Основным показателем результативности моей работы является повышение  уровня развития творческих способностей школьников. Дети способны к анализу двигательного действия, решают проблемные задачи, требующие осмысления при усвоении двигательного действия. Школьники  могут объяснить значимость каждого изучаемого двигательного действия или  развиваемого физического качества, понимают его важность. Это позволяет  им в дальнейшем придумывать новые упражнения, решать поставленные  задачи, творчески подходить к выполнению заданий. При развитии творческих способностей в подвижных играх перед   школьниками ставятся задачи, решение которых зависит от творческого  применения двигательных навыков. Успешное решение детьми этих задач  объясняется систематической работой, направленной на приобщение  учащихся к самостоятельному выбору при проведении подвижных игр,  усложнению и изменению правил. Учащиеся могут оценить и проанализировать двигательные навыки у себя и у  своих товарищей, отметить ошибки и способы их исправления. Таким образом, использование методики развития творческих способностей,  приёмов активизации творческой деятельности повысили эффективность  процесса физического воспитания. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках физкультуры  способствует повышению уровня самостоятельности, самооценки,  самоконтроля, формированию осознанного отношения к укреплению  здоровья, быстрому прохождению и усвоению изучаемого материала, а  двигательные умения и навыки, приобретенные путём сознательного усвоения, окажутся более прочными и легко выполняемыми в различных нестандартных  ситуациях. Моя работа над проблемой развития творческих способностей учащихся не  завершена. Предстоит разработать варианты развивающих задач, творческих  заданий. Провести диагностику творческих способностей  школьников.  Привести в систему варианты домашних заданий творческого характера. Продолжается творческий поиск методов и приёмов активизации творческой  деятельности учащихся на разных этапах урока.

Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.

Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.

Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.

Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.

Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.

Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.

Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.

Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.

Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.

Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.

Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.

Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.

Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.

Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.

Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.

Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.

Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.

Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.

Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.

Обобщение собственного опыта по организации творческой деятельности обучающихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017