Обобщенный педагогический опыт.

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 09.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обобщенный педагогический опыт по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
Иконка файла материала ОПЫТ..docx

Базовая модель обобщенного 

педагогического опыта

 

педагога

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

"Средняя школа №16 - Центр образования

р.п. Первомайский"

структурное подразделение

"Детский сад №21"

 

Тястовой

Валентины Николаевны

 

Тема опыта:

«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ИПМ 1. Сведения об авторе

ИПМ 2. Условия формирования опыта

ИПМ 3. Теоретическая база опыта

ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта

ИПМ 5. Новизна опыта

ИПМ 6. Адресность опыта

ИПМ 7. Трудоёмкость опыта

ИПМ 8. Технология опыта

ИПМ 9. Результативность опыта

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

ИПМ 1. Сведения об авторе

 Ф.И.О.: Тястова Валентина Николаевна

Год рождения: 1978г.

Образование: среднее профессиональное, г. Тула ГОУ СПО ТО «Тульский педагогический колледж №2», 2010г. Специальность: дошкольное образование, квалификация: "Воспитатель детей дошкольного возраста. Руководитель изобразительной деятельности".

Специальность по диплому: "Дошкольное образование".

Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №16 - Центр образования р.п. Первомайский", структурное подразделение "Детский сад №21".

Должность: воспитатель.

Педагогический стаж: 16 лет.

Стаж работы в занимаемой должности: 16 лет.

Наличие категории: первая квалификационная категория.

 

ИПМ 2. Условия формирования опыта

   Опыт сформирован в условиях детского сада №21, расположенного в г. Щёкино, р.п. Первомайский. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Д. С. Лихачев.

На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:

- изучение методической литературы;

- изучение опыта коллег;

- курсы повышения квалификации;

- изучение нормативно-правовых документов;

- участие в работе районных методических объединений;

- желание принять участие в формировании нравственно-патриотического воспитания детей, пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому.

  На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и нравственно-патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

   Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

 

ИПМ 3. Теоретическая база опыта

   Обращение к проблемам нравственно – патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К.Д. Ушинским, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптеревым, Е.И. Водовозовой, А.П. Нечаевым, В.А. Сухомлинским.

  Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

  Значительный вклад в разработку проблемы патриотического воспитания внес А.С. Макаренко. Он считал, что в социалистическом государстве, где воспитывают подрастающее поколение по-новому, можно добиться больших результатов: растить людей грамотными, честными, высококультурными, а главное - стремящимися к единству с другими народами.  

   На огромную значимость патриотического воспитания обращает наше внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин. В подписанном им Указе «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» сказано: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской Империи, и в Советском Союзе».

   Большим вспомогательным материалом была литература:

Ø  Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников»;

Ø  Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ;

Ø  Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов;

Ø  Новицкая М.Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду;

Ø  С любовью к России: методические рекомендации- Москва: Воспитание дошкольника;

Ø   «Приобщении детей к истокам русской народной культуры» (О.Л.Князева, М.Д. Маханева), «Я – человек. (Приобщение ребенка к социальному миру)» (С.А. Козлова) и др., а также целый ряд учебно-методических пособий по патриотическому воспитанию дошкольников.

   Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём крае, приобщение к миру его культуры, его ценностям. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта

   В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».

   В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. В настоящее время смыты нравственные ориентиры, в обществе доминирует приоритет материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются более современными, западными образцами. Широкое распространение в общественном сознании получили равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

   Патриотическое воспитание детей необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит основное формирование личности ребенка.

   Детям дошкольного возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, любознательны, инициативны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.

   Исследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию, следует отметить, что патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны. Дом и семья – важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине. Многие родители не задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные советы по воспитанию патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное образовательное учреждение.

ИПМ 5. Новизна опыта

   Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании:

Ø инновационного метода проектной деятельности,

Ø применении технологий музейной педагогики при активном сотрудничестве с родителями,

Ø в разработке сценариев мероприятий при работе с детьми и родителями.

ИПМ 6. Адресность опыта

   Данный опыт может быть использован педагогами в дошкольных образовательных организациях при работе с детьми дошкольного возраста, как в  НОД, так и в процессе совместной образовательной деятельности в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми, а так же в самостоятельной деятельности детей.

ИПМ 7. Трудоёмкость опыта

   Программа «Детство», рабочая программа воспитания, являющиеся основой моей педагогической деятельности, подтверждают своим содержанием востребованность опыта по нравственно-патриотическому воспитанию  детей дошкольного возраста.

   Трудоёмкость опыта заключается в следующем:

- изучение педагогической и периодической литературы;

- разработка проектной деятельности;

- создание развивающей среды в группе: организация центра по патриотическому воспитанию «Россия – Родина моя»;

- диагностика детей;

- написание конспектов НОД;

- анкетирование родителей;

- разработка консультаций для родителей, конспектов совместных мероприятий.

 

ИПМ 8. Технология опыта

   Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», — писал А.В. Запорожец.

   Цель опыта: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

   Патриотическое воспитание в ДОО проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком. Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.

  Исходя из цели мною были  выделены задачи нравственно-патриотического воспитания:

- воспитывать уребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формировать бережное отношение к природе и всему живому;

- воспитывать уважения к труду;

- развивать интерес к русским традициям и промыслам;

- формировать элементарные знания о правах человека;

- расширять представления о городах России;

- знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

 

   Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в НОД, в ходе режимных моментов, в игровой деятельности, в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе, самообслуживании и других видах деятельности.

   Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников представляет собой некую систему, которая охватывает все уровни образовательной деятельности и реализуется через такие формы, как:

·                                        создание предметно-пространственной развивающей среды для дошкольников по гражданско-патриотическому воспитанию;

·                                        тематическая непосредственно образовательная деятельность;

·                                        взаимодействие с родителями;

·                                        эффективное взаимодействие с социальными институтами (экскурсии, взаимодействие с театрами, библиотекой, музеем, музыкальной школой, участие в городских конкурсах и многое другое).

   В своей работе по формированию нравственно – патриотических чувств у детей придерживалась важнейших педагогических принципов:

- принцип интегративности, который учитывает сотрудничество с семьёй, музеем, библиотекой, событиями в стране, базовой программой дошкольного образования;

- принцип целесообразности заключается в отборе знаний наиболее актуально для ребёнка данноговозраста;

 

- принцип историзма, реализующий путём сохранения порядка описываемых событий сводящимк двум понятиям: прошлое (было давно), настоящее (наши дни);

- принцип гуманности он предполагает умение воспитателя встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноценного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, Родине;

- принцип дифференциации он заключается в создании оптимальных условий для самореализациикаждого ребёнка в освоении знаний о семье, стране, учитывать его психологические особенности, возможности, интересы;

 - принцип доступности материала, предлагаемый воспитателем, должен быть доступен и понятен детям, соответствовать возрасту;

- сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети-родители-сотрудники ДОО»;

- принцип гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!»;
- принцип индивидуального и личностного подхода.

   С целью выявления знаний детей по вопросам нравственно – патриотического воспитания мною была разработана диагностика, включающая в себя беседы, игры, задания. Данная диагностика проводилась в начале работы и в конце, а так - же использовалась промежуточная диагностика. Данные диагностики помогли мне наметить план работы с детьми и родителями.

Развивающая предметно-пространственная  среда.

   Создание предметно – пространственной среды и размещение в ней игр и пособий направленно на обогащение детей знаниями о Родине, формирование патриотических чувств, любви к народу.

  Так, в центре художественно-эстетического развития были размещены предметы народных промыслов, альбомы с картинами русских художников, предметы народного быта. В музыкальном центре – народные инструменты, записи с русскими – народными песнями, портреты русских композиторов. В книжном центре размещены различные книги: русские -народные сказки, рассказы русских и советских писателей, книги, несущие нравственно – патриотическое воспитание, портреты писателей и поэтов. Систематически организовывались выставки книг, посвященные памятным датам и событиям (Дню победы, 8 марта, День пограничника и т.д).

   С целью:

- всестороннего изучения родного города, края, страны;

- расширения области социально-нравственных чувств и ориентаций,

- пробуждения любви к родному городу, краю, России,

- воспитания патриотических чувств в группе - был организован центр патриотического воспитания «Наша Родина - Россия». В нем мы разместили символику России – герб, флаг, портрет президента страны В.В. Путина; глобус – как макет нашей земли, показывающий, какая большая и необъятная наша Родина; куклы в национальных костюмах.

   Так, как мы живём в Тульской области, посчитали важным разместить материал о творчестве великого русского писателя Л.Н. Толстого и его усадьбе «Ясная Поляна». В центре так же имеются альбомы и открытки о городе – герое «Туле», о городе «Щёкино», посёлке «Первомайский», дидактические игры «Наша Родина», «Наша Родина - Россия», «Люблю своё отечество», лото «Нашей Родиной  гордимся», «Геодом. Большой подарок для любознательных «Наша Родина-Россия», игры «Народы России», «Российская армия», «Викторина о России», «Профессии», «Государственные символы», «Расскажи про свой город».  Большое внимание уделили игровому центру. Для работы по патриотическому воспитанию детей были подобраны различные виды сюжетно-ролевых игр: «Моряки», «Семья», «Больница», «Пограничники», «Космонавты», «МЧС - Спасатели», «Военные разведчики» и д.р.

   Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине. Поэтому, приобщение детей к истории родного края, знакомство с жизнью и творчеством знаменитых людей Тульского края является важным элементом в формировании патриотических чувств у детей.

   Лев Николаевич Толстой – важная фигура, как в отечественной, так и в мировой литературе. Его усадьба «Ясная Поляна», которая расположена недалеко от города Щекино, давно уже стала главной достопримечательностью Тульского края.

   Знакомству с творчеством Л.Н. Толстого, его жизнью было посвящено немало времени: читаем его произведения, рассматриваем альбомы, иллюстрации с изображением его усадьбы в Ясной поляне, прекрасных аллей, прудов, замечательной природы, которую так любил писатель. Проводились беседы на темы: «Мой край родной»; «Л.Н.Толстой - знаменитый русский писатель, который жил и творил на Тульской земле»,  «Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого».

   Просмотр презентаций: «Биография Л.Н.Толстого», «Ясная поляна»; специально организованные занятия способствовали накопительному опыту детей. Совместная экскурсия с детьми и их родителями в усадьбу «Ясная Поляна» дала положительный, эмоциональный отклик у всех участников.

   Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представления о родном городе, селе, знакомятся с достопримечательностями улицы, на которой они живут, узнают о том, чем славится их город, село, начинают гордиться им. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади.

   В ходе работы по патриотическому воспитанию дошкольников было разработано и реализовано два проекта: «Наша малая Родина – посёлок Первомайский» и «Традиционные ремёсла Тульского края».

   Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

   Проект «Наша малая Родина – посёлок Первомайский» помог обогатить знания и представления детей о своей малой Родине – рабочем посёлке Первомайский, о его прошлом и настоящем. Участниками проекта являлись: дети старшей группы, родители, воспитатели. Социальные партнеры: детская поселковая Первомайская библиотека, СШ №15, совет ветеранов Щекино Азот.

   Во время реализации данного проекта использовались разные формы воспитательно-образовательной работы. Сотрудники поселковой библиотеки организовали виртуальную экскурсию в г. Щёкино. Дошкольники познакомились с историей и достопримечательностями города.Детям предложили для рассматривания журналы, книги о городе и значимых его местах, и знаменитых людях.

   В 2020 г.  р.п. Первомайскому исполнилось 70 лет. Сотрудница библиотеки рассказала историю возникновения посёлка. Дети узнали, что недалеко от города Щёкино началось строительство газового завода, а так - же была построена Первомайская ТЭЦ. Вместе со строительством этих объектов началось строительство посёлка газовиков и химиков, и рос он так стремительно, что уже 5 апреля 1950 года получил статус рабочего посёлка и наименование Первомайский. Но в речи старожилов ещё долго бытовало его старое, неофициальное название «Газовый». В строительстве посёлка принимали участие пленные в годы Великой Отечественной войны немецкие солдаты. В посёлке были построены гостиница, Дворец спорта, Дом культуры, больница. Есть в Первомайском и проспект — он носит имя Героя Советского Союза Ивана Улитина.
   Были запланированы и проведены занятия: «История рождения поселка Первомайский», «Ознакомление с символикой поселка», «Природа родного края», «Ими гордятся потомки». Ежемесячно проводились целевые прогулки по территории поселка и были направлены на ознакомление детей с архитектурой посёлка, достопримечательностями, с названиями улиц. А также организованна была целевая прогулка на «Аллею славы», где размещены портреты участников ВОВ, проживавших в нашем посёлке; мемориалу павшим в ВОВ и первому в России вечному огню.

   Дети совместно с родителями посетили музеи поселка. Так они побывали в музее совета ветеранов Щекино Азот, где познакомились с образованием и развитием градообразующего предприятия Щекино АЗОТ, лучшими работниками данного предприятия и ветеранами войны и труда. Интересным было посещение музея авиации, который организован в школе № 15, созданного учителем этой школы, ветераном ВОВ - Василием Николаевичем Новиковым. На базе детской дошкольной организации была проведена виртуальная экскурсия с участием детской поселковой библиотекой на тему «Прошлое и настоящее посёлка Первомайский», «Вот она какая сторона родная».   Впечатления, полученные, на прогулках и экскурсиях, дети отражали в различных видах самостоятельной и специально организованной изобразительной деятельности.

   В свободное время проводилось рассматривание иллюстраций книг, вырезок из газет и журналов, принесённых из библиотеки и семейных архивов.

   Была изготовлена игра «Разрезные картинки», цель которой формирование представления о целостном образе объектов, расположенных на территории посёлка. Активное участие дети приняли в создании фотоколлажа «Я люблю гулять на своем посёлке». Родители приняли участие в квест-игре по патриотическому воспитанию. А также были привлечены к совместному с детьми творческому заданию «Посёлок – моими глазами».  Итогом проекта стала его презентация.

   Президент России Владимир Владимирович Путин принял решение объявить 2022 год – годом культурного наследия народов России,для поддержания и развития самобытных традиций, ремёсел и искусств. Тульская область - Родина мастеров и умельцев, она имеет огромный историко-культурный потенциал. 

   В ходе реализации проекта «Традиционные ремёсла Тульского края»передомной стояла задачапо приобщению детей к народной культуре. Для этого необходимо было вспомнить чем богат и известен наш тульский край, где и как родились наши бренды, которыми так гордятся туляки.

   С детьми проводились самые различные мероприятия. На базе Первомайской детской библиотеки была проведена виртуальная экскурсия на тему «Чудеса яснополянской керамики»; на базе детского сада организован просмотр презентации «Яснополянская керамика», из которой дети узнали о истории её возникновения, особенностей состава и цветовой гаммы узоров. Были проведены специально организованные занятия, где дошкольники узнали о том, что в основе росписи лежит растительный орнамент,передающий красоту и богатство яснополянской флоры. Полученные знания дети отражали в разнообразной специально организованной изобразительной деятельности.

   Для закрепления темы были изготовлены дидактические игры: «Последовательность изготовления глиняного изделия», «Собери яснополянский сюжет».

   Приобщению детей к народной культуре способствовала виртуальная экскурсия при участии детской библиотеки, но уже в Одоев, в музей «Филимоновской игрушки». Дошкольники познакомились с народным промыслом, его характерными особенностями. Совместно изготовили плоскостные ростовые филимоновские фигуры, костюмы «Петушка» и «Барыни», используя их в дальнейшем, для закрепления ранее полученных знаний о народном промысле,а так - же для игровой и театрализованной деятельности.

   Для самостоятельной изобразительной деятельности, детям предлагались раскраски, шаблоны по тематике, экспериментирование с глиной.
Совместно с детской поселковой библиотекой, мы решили продолжить ознакомление детей с традиционными ремёслами Тульского края. Дошкольникам предложили виртуальную экскурсию в прошлое, историю возникновения тульского пряника. На базе детского сада был организован просмотр фильма «Как делают тульские пряники». Проводились специально организованные занятия по ознакомлению с промыслом, и продуктивная деятельность. Возможность рассмотреть специальные формы для печатных пряников, каждая из которых, имеет свой рисунок, свою историю и далее использовать их на открытом мероприятии, предоставили работники музея международного пряника в Туле, за что им большое спасибо. А так - же, за экскурсию по музею, где детям рассказали об и
стории и традициях пряничного дела. Дошкольники смогли воочию увидеть разнообразие печатных, лепных и силуэтных пряников. Самым интересным и познавательным было участие в мастер – классе по изготовлению тульских печатных пряников.

   Итогом проекта стал НОД в рамках муниципальной базовой площадки в подготовительной к школе группе по познавательному развитию с интеграцией областей: виртуальная экскурсия «Музей в чемодане. Тула мастерами славится».
 Работа с родителями.

   Работа по нравственно - патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей. Поэтому, родители активно принимали участие в реализации проектов, участвовали в викторине, спортивном празднике, конкурсах рисунков, фотоконкурсах. Они активно включились в воспитание у детей любви к своей малой Родине. В работе с родителями использовали следующие формы:
 Информационно-ознакомительные: 
- родительские собрания «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»;
- консультации: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Путешествие по родному городу», «Познакомьте ребёнка с родным городом», «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю»;
- лекции-беседы;
- фотовыставки: «Посёлок Первомайский моими глазами».
Информационно-просветительские: 
- оформление папок – передвижек: «В музей с ребёнком»«Как смотреть произведения изобразительного искусства»;
- оформление информационных листов «Как воспитать маленького патриота», «Ребёнок рисует мир»;
- анкетирование;
Нетрадиционные формы: 
досуги, экскурсии, праздники, совместное посещение музеев.
   Нравственно – патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважения к труду.

 

ИПМ 9. Результативность опыта

   Результатом проведённой работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников является то, что дети старшего дошкольного возраста знают адрес своего проживания, имеют целостную картину сведений о родном крае её прошлом и настоящем, называют страну, столицу нашей Родины, символику, президента, планету, жителями которой они являются, могут дать ответы на вопросы о богатстве и достопримечательностях нашего края, поселка, о жизни и быте русского народа. Дети знакомы с образцами русских народных промыслов, ориентируются по карте, глобусу, знают названия крупных городов и рек России. Знают знаменитых деятелей искусства РФ. Детский словарь обогащен народными мудростями, дошкольники легко ориентируются в народных приметах о природе, знают народные праздники. Благодаря использованию различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, бытом и традициями малой Родины, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; чувства ответственности и гордости за достижения страны.

   У родителей:

- сформированы психолого-педагогическая культура;

- теоретические знания и практические умения по вопросам патриотического воспитания детей;

- приобретён педагогический опыт активного участия в позитивной социализации своего ребенка;

- обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок;

- развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОО.

   Таким образом, проделанная работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста позволила сочетать интересы всех участников проекта:
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества вработе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для нихпроцессе нравственно - патриотического воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями,потребностями.
 Результат работы позволяет сделать вывод, что поставленные цели и задачи по формированию нравственно-патриотических качеств удошкольников является действенным и эффективным. В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме. Планирую разработать программу по нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников; пополнять предметно-развивающую среду в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 1. Агапова Д.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Д.Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 4. - С. 130-134.

2. Акинина Е.И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Е.И. Акинина, С.И. Ростовщикова, Ю.А. Акинина // Вестник научных конференций. - 2019. - № 3-3 (43). - С. 13-14.

3. Анисимова Л.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры / Л.А. Анисимова, О.Н. Борисова, Е.Н. Рамзаева // Грани познания. - 2019. - № 4 (63). - С. 4-6.

4. Батаговская Н.Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с Родиной / Н.Н. Батаговская, Г.В. Беляева, Н.Н. Малявина // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сб. трудов XXIV междунар. науч.-практ. конф.( Белгород, 28 октября 2019 г.) - Белгород, 2019. - С. 109-112.  

5. Блинова Г.М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта / Г.М. Блинова, Е.Ф. Горохова, А.М. Блинова //Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: материалы IV междунар. науч. конф. в рамках проекта "А.З.Б.У.К.А. детства". (Самара, 15 июня 2018 г.) – Самара, 2018. - С. 220-224.

6. Бобрикова Е.В. Патриотическое воспитание дошкольников посредством развивающих игр / Е.В. Бобрикова, С.Д. Бочарникова, Я.С. Кокуркина // Научные исследования и современное образование: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 02 июля 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2018. - С. 47-50.

7. Вагина Т.М. Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа / Т.М. Вагина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - № 4 (14). - С. 3-10.

8. Голубь М.С. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников / М.С. Голубь // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 5 (35). - С. 110-117.

9. Дедюкина М.И. Организация экскурсий к местным памятникам великой Отечественной войны в рамках патриотического воспитания дошкольников / М.И. Дедюкина, А.Д. Тимофеева // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - № 4-1. - С. 66-69.

10. Коротаева Е.В.Формирование образа Родины в художественном восприятии детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Коротаева, М.Л. Кусова // Педагогическое образование в России . - 2018. - № 11. - С. 48-53.

11. Кубышкина Н.Д. Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы / Н.Д.Кубышкина, Н.Л. Будякова, Л.И. Скарга // Молодой ученый. - 2018. - № 22 (208). - С. 332-334.

12. Курганская Л.В. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / Л.В. Курганская // Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России: опыт, проблемы и перспективы: материалы заоч. всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 24-26 января 2018 г.) / Уральский гос. пед. ун-т; отв. ред. Е.Н. Бородина. – Екатеринбург, 2018 - . С. 110-111.

16. Лесунова В.В. Патриотическое воспитание дошкольников как основа формирования нравственно здоровой личности / В.В. Лесунова // Молодой ученый. - 2018. - № 43 (229). - С. 73-74.

17. Новицкая М.Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду/М.Ю. Новицкая.- М.: Линка-пресс, 2003.- 195.

18. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л.Князева, М.Д. Маханева), «Я – человек. (Приобщение ребенка к социальному миру)» (С.А. Козлова) и др..

19. Присенко Н.П. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях сотруднической деятельности / Н.П. Присенко //Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. статей и материалов VI междунар. науч.-практ. конф.( Коломна, 27-28 мая 2019 г.) – Коломна, 2019. - С. 179-183.

20. Фоменко И.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе знакомства с родным городом / И.А. Фоменко, М.В. Ракитянская - Научный альманах. - 2018. - № 9-1 (47). - С. 146-150.

21.Чижова И.И. Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам национальной культуры / И.И. Чижова // Перспективные направления дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития: материалы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 06 августа 2018 г.) / гл. ред. М.П. Нечаев. - Чебоксары, 2018. - С. 17-20.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также