Предмет: Русский язык
Тема: «Обозначение звука {й} с помощью букв Я, Ю, Ё, Е»
Класс: 1а
Цель
урока: Познакомить с обозначением звука [й’] с помощью букв й, я, е, ё, ю
Задачи урока:
· Учиться определять количество букв и звуков в словах по позиции букв я, е, ё, ю;
· познакомить с новыми требованиями к оформлению записи звукобуквенного анализа слова;
· Закреплять изученные знания.
Этап урока |
Текст |
Действия |
Примечания |
Организационный настрой |
-Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. |
Дети стоят, садятся по очереди |
|
|
Пусть этот урок вам подарит не только новые знания, но и удовольствие. Итак, отправляемся на встречу к новым, увлекательным открытиям. |
|
|
Ситуация успеха |
Предлагаю урок начать с игры. Я буду задавать вопросы, а вы, если соглашаетесь со мной, то показывайте знак «+», если нет, то «-». · Звуки мы слышим и произносим (+) · Буквы мы видим и пишем (+) · Согласные звуки все твердые (-) · Гласных букв в русском алфавите 8 (-) А сколько, ребята? Правильно 10, назовите их. · Мягкость согласного звука обозначать не надо (-) · Звук [й‘] всегда звонкий и мягкий (+) · Гласные буквы А,О,У,Ы,Э обозначают твердость согласного звука (+) |
Работа с карточками. |
|
|
Что мы изучаем на уроках русского языка? Звуки и буквы. Слова. Что мы умеем делать? Умеем читать, писать, обозначать звуки на письме буквами, умеем записывать слово звуками и буквами Отлично. Вот сейчас и покажите, как быстро и правильно вы умеете это делать. Готовы? справитесь? |
Дети отвечают |
|
|
На ваших партах лежат звуковые модели слов. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь их отгадать. Отгадку найдите среди звуковых моделей. Начинаем: 1. Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят Гром грохочет. Угадай, Что за месяц этот…(МАЙ)
Покажите мне отгадку: звуковую модель слова МАЙ. Возьмите ручки. Обозначим буквами каждый звук. Отлично! Кто справился, поставьте себе на карточке плюс.
Где встретился звук Й? в конце слова Как мы обозначили звук Й? Буквой Й.
2. Что надевают люди под свитер, рубашку? (МАЙКА) Покажите мне отгадку: звуковую модель слова МАЙКА. Возьмите ручки. Обозначим буквами каждый звук. Отлично! Кто справился, поставьте себе на карточке плюс.
Где встретился звук Й в этом слове? в середине слова, перед согласным звуком Как мы обозначили звук Й? Буквой Й.
|
Вместе с детьми на доске вывешиваю звуковую модель слова МАЙ, обозначаю буквами.
Вместе с детьми на доске вывешиваю звуковую модель слова МАЙКА, обозначаю буквами.
|
|
Ситуация разрыва |
3. Великан стоит в порту, Освещает темноту, И сигналит кораблям: «Заходите в гости к нам!» (МАЯК) Покажите мне отгадку: звуковую модель слова МАЯК. Возьмите ручки. Запишите буквами это слово самостоятельно
У детей могут возникнуть следующие варианты написания слова: МАЯК, МАЙАК, МАЙЯК.
Интересно, только что мы писали с вами слова, у всех все было одинаково. МАЙ, МАЙКА.
А сейчас вы почему-то все написали по-разному. Что произошло? Что не так? Какой звук вы обозначили по-разному?
|
Вместе с детьми на доске вывешиваю звуковую модель слова МАЯК.
|
|
Постановка учебно-практической задачи |
Так какой звук вызвал у вас проблему? Звук Й
Сегодня на уроке мы будем решать эту проблему.
|
Ответы детей |
|
Решение учебно-практической задачи |
А разве вчера мы не научились обозначать звук й? Какой буквой обозначали звук? Буквой Й Что изменилось?
Может сосед виноват? В слове МАЙ какой сосед справа? (конец слова, соседей нет) В слове МАЙКА? (в середине слова, сосед согласный). Хорошо! А в слове МАЯК назовите соседа? (гласный).
Получается, что звук й в этих словах занимает разную позицию, т.е место.
Как же все-таки правильно писать это слово? (МАЙАК, МАЙЯК, МАЯК), ведь в русском языке принято только одно написание! Осталось только узнать, какое именно.
Наш уважаемый Дедушка Ус пришел к нам на помощь! Он показывает правильное написание слова:
МАЯК
Какая работа у буквы Я в этом месте? Буква Я обозначает два звука: Й и А. Звук Й не всегда обозначается буквой Й. Это зависти от позиции.
|
Ответы детей
|
|
|
Физминутка
|
|
|
Решение частных задач, конкретизация открытия |
Как вы думаете, есть ли еще буквы, которые обозначают 2 звука?
Проверим это, понаблюдаем над другими словами.
Запишите звуковую модель слова ЮЛА Интонируем каждый звук, сверяем с образцом.
Запишем это слово буквами.
Какой первый звук? Й Звук й стоит в начале слова и рядом у него гласный. Значит, понадобится другая буква. А какая? (Буква Ю)
|
Ответы детей |
|
Рефлексия |
Какой трудный и важный сегодня был урок. И вы, ребята, справились. Не испугались трудностей. Вы большие молодцы. А что мы сегодня узнали? и чему научились?
|
Ответы детей |
|
Тренировочное упражнение |
На экране слова: ДЫНЯ БАНЯ ЯМА БАЯН ЮБКА |
Игра. Задача детей: определить сколько звуков обозначают буквы Я, Ю. Если два звука, то два раза топнуть, если один, то один раз хлопнуть.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.