Тема: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению»
Цели урока: познакомить с однозначными и многозначными, близкими и противоположными по значению словами; развивать речь.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся
распознавать однозначные и многозначные слова; употреблять в речи близкие и
противоположные по значению слова.
Личностные: формировать познавательный интерес к новому учебному
материалу, развивать устную речь,
воспитывать культуру речи.
Оборудование: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В. Г. Горецкий , 1 класс; презентация.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Организационный момент. Метод – словесный. Приём - беседа.
|
Ребята, сейчас мы с вами сыграем в игру «Доскажи словечко» и повторим заодно правила поведения на уроке. На уроке будь старательным, Будь спокойным и… (внимательным). Все пиши, не отставая, Слушай не… (перебивая). Говорите четко, внятно, Чтобы было все… (понятно). Если хочешь отвечать, Надо руку… (поднимать). |
Актуализация знаний.
Метод – словесный. Приём - беседа. |
Ребята, отгадайте загадки: Встретив зайку ёж – сосед Говорит ему: « ….»Привет!
А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик,…» здравствуй!
К Осминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: « …»До свидания!
Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: « …»Спасибо!
Говорит лиса Матрона «Отдавай мне сыр, ворона! Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала!» Ты, лиса, не жалуйся, А скажи: « …»Пожалуйста!
На закате мотылёк Залетел на огонёк. Мы, конечно, рады встрече, Скажем гостю …Добрый вечер!
Как называются слова-отгадки? (Вежливые слова) Для чего нужны в речи вежливые слова? |
Мотивационный этап. Метод – словесный. Приём - беседа.
Метод – практический , минутка чистописания. |
Ребята, откройте свои тетрадки. Запишите число, сегодня у нас 17 марта. Подготовим пальчики к письму. Дружат в нашем классе Мальчики и девочки Мы с тобой подружим маленькие пальчики Раз, два, три, четыре, пять.
Вот мы разбудили свои
пальчики для того, чтобы красиво написать. букв с ц е я м Из каких элементов состоят эти буквы?
|
Постановка учебной задачи и её решения.
Метод – словесный. Приём - беседа.
|
Составьте из этих букв слово. (Месяц) Какое значение имеет слово? (Единица времени по календарю) Это слово имеет ещё одно значение. Вы поймёте, если отгадаете загадку. Подрастал, подрастал, Был рогатым – круглым стал. Только круг, чудо-круг Стал опять рогатым вдруг. (Месяц) Как вы заметили, слова имеют много значений. Такие слова
называют «многозначными». А какие цели мы поставим на сегодняшний урок? |
Решение частных задач.
Метод – словесный. Приём - беседа.
Метод – практический,
Физ.минутка
Метод – практический,
|
Откройте ваши учебники на 26 странице. Рассмотрите рисунки. Назовите предметы, которые нарисованы. Что вы
можете о них сказать? Почему одним словом мы назвали несколько картинок? Откройте свои толковые словари и дайте определение словам: колокольчик, кисть. Составьте предложение с любым из этих слов. Прочитайте
на странице 27, на что нужно обратить внимание. А теперь отгадайте загадку: В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши, Ручки, перья, скрепки, кнопки, Что угодно для души. (пенал) Запишите в тетрадь слова карандаш и пенал. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Придумайте предложение с этими словами. Давайте запишем одно предложение, которое вы придумали. А как можно связать эти новые словарные слова с темой нашего урока?(Они однозначные) Ребята, давайте прочитаем на 29 странице текст о происхождении слова «пенал». Ребята,
обратите внимание на упражнение №17. А какое значение подойдёт для выражения золотая рожь? Какое значение имеет выражение золотые руки? Ребята,
а сейчас вам надо будет записать диалог между ветерком и колоском. Вот высокая сосна, к солнцу тянется она! (Потягивания , руки вверх.) Над поляной дуб старинный ветви в стороны раскинул.(Потягивания , руки в стороны.) Хорошо гулять по лесу! Но учиться интересней! (Дети садятся за парты.)
Откройте учебники на 28 странице. Прочитайте текст. Как вы думаете, подходит этот заголовок к
тексту? Обоснуйте свой ответ.
Ребята, сейчас вы самостоятельно выполните
задание. Мягкий -… Близкий - … Сладкий - … Холодный - … Узкий - … Низкий - … Редкий - … Звонкий - … Давайте проверим. Хорошо, ребята. Вы справились с заданием. |
Итог урока. Рефлексия. Метод – словесный. Приём - беседа.
|
Чтобы знания были впрок, Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли мы их? Оцените свою работу на уроке по опорным словам: Я старался... -У меня получилось... -Я недостаточно... За что можете себя похвалить? Над чем ещё надо поработать? Достигли ли мы цели? Спасибо за урок! Урок окончен! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.