Конспект урока русского языка по теме: "Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению", 1 класс
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка по теме: "Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению", 1 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл
18.10.2022
Конспект урока русского языка по теме: "Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению", 1 класс
Конспект урока русского языка по теме: "Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению", 1 класс
Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению.docx

Тема: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению»

Цели урока: познакомить с однозначными и многозначными, близкими и противоположными по значению словами; развивать речь.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся распознавать однозначные и многозначные слова; употреблять в речи близкие и противоположные по значению слова.
Личностные: формировать познавательный интерес к новому учебному материалу, развивать устную речь,

воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В. Г. Горецкий , 1 класс; презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Организационный момент.

Метод – словесный.

Приём - беседа.

 

Ребята, сейчас мы с вами сыграем в игру «Доскажи словечко» и повторим  заодно правила поведения на уроке.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и… (внимательным).

Все пиши, не отставая,

Слушай не… (перебивая).

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все… (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку… (поднимать).

Актуализация знаний.

 

Метод – словесный.

Приём - беседа.

Ребята, отгадайте загадки:

Встретив зайку ёж – сосед

Говорит ему: « ….»Привет!

 

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик,…» здравствуй!

 

К Осминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: « …»До свидания!

 

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: « …»Спасибо!

 

Говорит лиса Матрона

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, лиса, не жалуйся,

А скажи: « …»Пожалуйста!

 

На закате мотылёк

Залетел на огонёк.

Мы, конечно, рады встрече,

Скажем гостю …Добрый вечер!

 

Как называются слова-отгадки? (Вежливые слова)

Для чего нужны в речи вежливые слова?

Мотивационный этап.

Метод – словесный.

Приём - беседа.

 

 Метод – практический , минутка чистописания.

Ребята, откройте свои тетрадки. Запишите число, сегодня у нас 17 марта.

Подготовим пальчики к письму.

Дружат в нашем классе

Мальчики и девочки

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять.

 

Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать.
Ребята, сейчас у нас с вами минутка чистописания и вам надо будет написать буквы с,е.

 букв с ц е я м 

Из каких элементов состоят эти буквы?

 

Постановка учебной задачи и её решения.

 

Метод – словесный.

Приём - беседа.

 

Составьте из этих  букв слово. (Месяц)

Какое значение имеет слово? (Единица времени по календарю)

Это слово имеет ещё одно значение. Вы поймёте, если отгадаете загадку.

Подрастал, подрастал,

Был рогатым – круглым стал.

Только круг, чудо-круг

Стал опять рогатым вдруг. (Месяц)

Как вы заметили, слова имеют много значений. Такие слова называют «многозначными».
Кто может сформулировать тему урока?

А какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

Решение частных задач.

 

Метод – словесный.

Приём - беседа.
Метод – практический,
приём – выполнение упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод – практический,
приём – выполнение упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ.минутка

 

Метод – практический,
приём – выполнение упражнения.

 

 

 

Откройте ваши учебники на 26 странице.  Рассмотрите рисунки. Назовите предметы, которые нарисованы.

Что вы можете о них сказать? Почему одним словом мы назвали несколько картинок?
Сколько значений имеет слово «колокольчик»? А слово «кисть»?
Как называются такие слова? (многозначные)
Назовите слова, которые имеют только одно значение.
Как называются такие слова? (однозначные)

Откройте свои толковые словари и дайте определение словам: колокольчик, кисть.

Составьте предложение с любым из этих слов.

Прочитайте на странице 27, на что нужно обратить внимание.
Какие слова называются однозначными?  Приведите примеры.
Какие слова называются многозначными?  Приведите примеры.

Ребята, сейчас я вам назову предметы, а вы определите, какой предмет лишний? (Стол, стул, карандаш, шкаф, диван). Почему? (Правильно, карандаш.)

А теперь отгадайте загадку:

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души. (пенал)

Запишите в тетрадь слова карандаш и пенал. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Придумайте предложение с этими словами. Давайте запишем одно предложение, которое вы придумали.  А как можно связать эти новые словарные слова с темой нашего урока?(Они однозначные)

Ребята, давайте прочитаем на 29 странице  текст о происхождении слова «пенал».

Ребята,  обратите внимание на упражнение №17.
Давайте прочитаем это четырёхстишье.
А теперь подумайте, что обозначает слово золотой.
Хорошо, ребята.
Авторы учебника предложили вам несколько вариантов значения слова «золотой». Какой вариант выбрали бы вы? Обоснуйте свой ответ.

А какое значение подойдёт для выражения золотая рожь?

Какое значение имеет выражение золотые руки?

Ребята, а сейчас вам надо будет записать диалог между ветерком и колоском.
Откройте словарь на странице 141. Как называется этот словарь?
А как называется словарь на странице 142?
Как расположены слова в этих словарях? Почему?

Вот высокая сосна, к солнцу тянется она!

(Потягивания ,  руки вверх.)

Над поляной дуб старинный ветви в стороны раскинул.(Потягивания ,  руки в стороны.)

Хорошо гулять по лесу!

Но учиться интересней! (Дети садятся за парты.)

 

Откройте учебники на 28 странице.

Прочитайте текст.

Как вы думаете, подходит этот заголовок к тексту? Обоснуйте свой ответ.
Какие значения имеют эти слова? А теперь проверим по словарю, это слова, близкие по значению, или слова с противоположным значением.
Найдите в словаре слово, близкое по значению к слову прилежный.
Спишите заголовок. Составьте свои предложения со словами ленивый и прилежный. Давайте запишем одно из предложений.

 

Ребята, сейчас вы самостоятельно выполните задание.
На слайде вы видите слова. Вам надо подобрать слова с противоположным значением. В выполнении этого задания вам поможет словарь на странице 142.

Мягкий -…

Близкий - …

Сладкий - …

Холодный - …

Узкий - …

Низкий - …

Редкий - …

Звонкий - …

Давайте проверим.
Были ли у вас трудности в выполнении этого задания?

Хорошо, ребята. Вы справились с заданием.

Итог урока.

Рефлексия.

Метод – словесный.

Приём - беседа.

 

Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок! 
Какие слова мы называем однозначными?
Какие слова мы называем многозначными?
 Где мы можем узнать значение слова?

 Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

Достигли ли мы их?

Оцените свою работу на уроке по опорным словам:

Я старался...

-У меня получилось...

-Я недостаточно...

За что можете себя похвалить?

Над чем ещё надо поработать?

Достигли ли мы  цели?

 Спасибо за урок! Урок окончен!

 

 


 

Тема: «Однозначные и многозначные слова

Тема: «Однозначные и многозначные слова

Как называются слова-отгадки? (Вежливые слова)

Как называются слова-отгадки? (Вежливые слова)

Метод – практический, приём – выполнение упражнения

Метод – практический, приём – выполнение упражнения

Итог урока. Рефлексия. Метод – словесный

Итог урока. Рефлексия. Метод – словесный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2022