ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Оценка 5

ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Оценка 5
Игры
docx
русский язык
1 кл
23.01.2021
ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
В статье представлены различные игры для успешного усвоения учебного материала на уроках обучения грамоте. Ребята с интересом учатся составлять схемы слов, подбирать слова к схемам, находить место звука в слове, подбирать слова с определенным звуком, определять количество звуков в словах, составлять слова из выделенных звуков.
Игры и занимательные задания.docx

ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

 

Фомина Елена Юрьевна. Кемеровская область, г. Новокузнецк,

МКОУ «Начальная школа-детский сад № 235», учитель начальных классов,

e-mail: [email protected]

 

Аннотация: в статье представлены различные игры для успешного усвоения учебного материала на уроках обучения грамоте. Ребята с интересом учатся составлять схемы слов, подбирать слова к схемам, находить место звука в слове, подбирать слова с определенным звуком, оп­ределять количество звуков в словах, составлять слова из выделенных зву­ков.

Ключевые слова: слоговые схемы, звуки, слова, фонематический слух, звуко-буквенный состав, игры, задания.

 

Игры со схемами

Схемы слов (слогоударные, звуко­вые) вводятся с первых же уроков обу­чения грамоте и являются средством усвоения учебного материала. Для того чтобы ребенок овладел схемой, он дол­жен научиться выполнять два действия: строить схемы конкретных слов и под­бирать слова, соответствующие готовой схеме. Эти два действия легко осваива­ются в игре.

 

«Волшебная страна»

В нашей волшебной стране есть все, что встречается на земле. Но все это невидимо. Любой предмет становится видимым, если составить схему его на­звания. Предмет появится даже в том случае, если схема будет неверной. Но тогда и предмет будет сломанным.

Вот как эта игра может развертывать­ся при освоении слоговых схем:

 

Сюжет «Полет на Луну»

Прежде всего, построим ракету. (Дети на листах рисуют схему.) Если учи­тель замечает, что у кого-то схема с ошибкой, он просит класс решить, чья ракета взлетит: Петина или Витина).

Ракету построили. Взлет! Отирай. 1н емся на Луну. Вдруг прибор сообщает, что в какой-то части ракеты случилась поломка. Надо срочно обнаружить неис­правность.

(Дети подбирают к схеме слова и до­гадываются, что сломался двигатель, чи­нят его и благополучно совершают по­садку на Луне. Дома на листах со схема­ми рисуют полет на Луну).

Сюжет «Помощники Айболита»

Мы поехали с Айболитом в Афри­ку лечить зверей. Он попросил нас за­полнить их «истории болезни». Запишем имя больного — мартышка.

(Дети рисуют схему).

Диагноз Айболит записал сам: у мартышки болит...

(Дети догадываются, что болит живот).

Надо дать больной касторку. Идем в аптеку. «Читаем» надписи на пузырь­ках, ищем схему к слову «касторка».

По такому принципу строятся самые разнообразные игры. Учитель может «перенести» класс и в будущее, и в глубокую древность, и в гости к морскому царю. Трудная и непривычная для детей рабо­та со схемами будет выполнена с боль­шим энтузиазмом.

Игры на развитие фонематического слуха и

усвоение звуко-буквенного состава слова.

Работе по развитию у первоклассни­ков фонематического слуха на уроках обучения грамоте должно предшество­вать формирование у них умения слу­шать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. Школьникам на экскурсиях надо предла­гать послушать шуршание листьев под ногами и передать его звуками: «ш-ш..». Если дети умеют слушать и различать звуки, то развитие фонематического слу­ха и усвоение звуко-буквенного состава слова будет более успешным.

«Найди место звука в слове».

Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

Игровой материал: карточки с рисун­ками, фишки (красного и синего цвета).

Ход игры:

Учитель вывешивает на доску или ста­вит на наборное полотно карточку с изо­бражениями автобуса, платья, книги. Предлагает детям сказать, что изображе­но на карточке. Спрашивает, какой оди­наковы й звук они слышат в названиях предметов.

Правильно, звук [я]. Этот звук есть в названиях всех предметов. Одно слово начинается со Звука [я], в другом звук [я] находится в середине слова, а третье за­канчивается этим звуком. (Каждый уче­ник получает полоску из трех клеточек и две фишки, красную и синюю.)

Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фиш­ку в первую клеточку. Если звук слышит­ся в середине слова, фишку надо ставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставьте в третью клеточку. Цвет фишки зависит от звука: если он гласный, берите фишку красного цвета, если согласный — синюю.

«Подбери слово к схеме»

Игровой материал: карточки со схема­ми слов (одна клетка закрашена в нача­ле, конце или середине схемы).

Ход игры:

Каждый ученик получает по одной карточке-схеме. Учитель объясняет, что означает закрашенная клетка. Затем бе­рет из стопки по одной картинке, назы­вает изображенный предмет, выделяя голосом звук [с], а ученики опреде­ляют позицию этого звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на карточке, ребенок показывает ее учителю. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Предметные картинки: сумка, сом, со­вок, скамейка, миска, капуста, весы, лиса, колос, ананас, автобус, лес; шапка, шуба, шар, шляпа, мишка, ромашка, вишни, чаш­ка, камыш, ландыш, душ, карандаш.

 

 

«Кто в домике живет?»

Цель: упражнять в подборе слов с определенным звуком.

Игровой материал: карточки из бума­ги в виде плоских домиков с четырьмя окошками. Под каждым окошком — кар­машек, куда вставляется картинка. На чердачном окошке — буква; предметные картинки: кот, коза, кролик, крокодил, кенгуру, слон, собака, лисица, заяц, зебра, цапля, курица, овца, ежик, жаба, лось, белка, волк, рак, рыба, крот и т.д.

Ход игры:

Учитель помещает на доску домики, а на стол кладет предметные картинки (или вывешивает наборное полотно с картинками).

Для зверей и птиц построили доми­ки. Давайте поможем животным рассе­литься в них. В первом домике могут жить те животные, в названии которых есть звуки [к] и [к'], во втором - те, у кого в названии есть [з], [з'] и т.д.

Двое детей отбирают нужные карточ­ки, вставляют их в кармашки, называют кого они поселили в домик. Остальные ученики проверяют, правильно ли вы­полнено задание. Когда домики заселе­ны, учитель спрашивает, могут ли неко­торые жильцы поменять домики? Дети определяют, что курица из домика с бук­вой ц может переехать в дом с буквой к, а кролик — переехать в дом с буквой л, подальше от зубастого крокодила.

«Построим пирамиду»

Цель: совершенствовать умение оп­ределять количество звуков в словах.

Игровой материал: рисунок пирамиды из квадратов. В нижней части каждого квадрата - кармашки для картинок. В основании пирамиды - 5 квадратов, выше - 4, потом - 3 и 2, заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Пред­метные картинки тех же размеров, что квадраты у пирамиды, содержащие в названиях от двух до пяти звуков: уж, ус (2 звука); мак, рак, жук, сыр, ухо, ком, сом (3); рыба, ваза, роза, лиса, утка, жаба (4); сумка, шапка, ветка, чашка, туфли, коф­та, миска, кошка, мышка (5).

Ход игры:

Учитель демонстрирует пирамиду, поясняет:

Эту пирамиду мы будем строить из картинок. На самом верху у нас должны быть картинки с предметами, названия которых состоят всего из двух звуков, ниже - из трех, еще ниже — из четырех. А в основании пирамиды — из пяти звуков.

Учитель вызывает поочередно детей для выполнения игрового задания. Сна­чала ученики берут любые картинки, от­четливо произносят слова и определяют в нем количество звуков. (В слове «жук» три звука. Я поставлю эту картинку во второй ряд от «верха»).

Ошибочный ответ не засчитывается, а картинка возвращается на прежнее мес­то. В процессе игры дети ищут картин­ки только для незаполненных квадратов.

 

«Включи телевизор»

Цель: упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных зву­ков.

Игровой материал: таблица, на кото­рой слева наклеены два длинных карма­на (один под другим) для предметных картинок и букв, а справа — изображе­ние телевизора; за экраном — карман (для демонстрации картинок). Предмет­ные картинки и карточки с буквами. Картинки для телеэкрана: шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка.

Ход игры:

Чтобы включить наш телевизор и увидеть изображение на его экране, нуж­но определить первый (последний) звук в словах — названиях картинок, поме­шенных в верхнем (нижнем) карманчи­ке. Выделенный звук обозначить соот­ветствующей буквой и прочитать сло­во - на экране телевизора появится изо­бражение соответствующего предмета.

Слова, которые можно составить по первым звукам: ком (кошка, ослик, мак), рак (рыба, арбуз, курица), шар (шишка, арбуз, рыба), роза (рысь, обруч, заяц, ав­тобус), ваза (волк, апельсин, замок, ана­нас).

Слова по последним звукам: ком (за­мок, ведро, сом), кот (молоток, кресло, са­молет), рак (топор, пила, волк), шар (лан­дыш. юла, трактор), утка (кенгуру, верто­лет, носок, лодка).

Использование игр и занимательных заданий на уроках обучения грамоте по­вышает интерес первоклассников к изу­чаемому программному материалу. Пси­хологами доказано, что знания, усвоен­ные без интереса, не окрашенные эмо­циями, положительным отношением к процессу познания - это мертвый груз. Поэтому учитель должен вносить в со­держание урока элементы занимательно­сти, развивающие любознательность учеников, раскрывающие их творческие возможности и снимающие излишнее психологическое напряжение.

 

Список использованной литературы:

- Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе. – Москва «Просвещение» – 1964. 184 с.

- Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. М.: Просвещение, 1975. 203 с.

- Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1986. – 264 с.

- Ушаков Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. – М. – Просвещение, 1986. – 83 с.

- Ушаков Н.Н. Кружковая работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1979. – 224 с.

- Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1988. 158 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

Дети догадываются, что болит живот)

Дети догадываются, что болит живот)

Кто в домике живет?» Цель: упражнять в подборе слов с определенным звуком

Кто в домике живет?» Цель: упражнять в подборе слов с определенным звуком

Ход игры: Чтобы включить наш телевизор и увидеть изображение на его экране, нуж­но определить первый (последний) звук в словах — названиях картинок, поме­шенных в верхнем…

Ход игры: Чтобы включить наш телевизор и увидеть изображение на его экране, нуж­но определить первый (последний) звук в словах — названиях картинок, поме­шенных в верхнем…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2021