Министерство образования и науки Алтайского края Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Петровская общеобразовательная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО МО учителей начальных классов Протокол № __ от ________
|
УТВЕРЖДЕНО Директор КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа – интернат» Комарова О.Л. приказом от _______ № ___
|
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Русский язык»
ДЛЯ 1 КЛАССА
НА 2022- 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Разработчик: Хуснулина Е.А.,
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе:
· Федерального Государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
· адаптированной основной общеобразовательной программы КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа- интернат»;
· Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (подготовительный и 1-4 классы) под редакцией В. В. Воронковой;
· учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский (родной) язык» является ведущей, так как от её усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения в основном зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Раздел обучения грамоте включает в себя до букварный и букварный периоды. Добукварный период — период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их способность в овладении письмом и чтением во время букварных занятий. В это время у учащихся с нарушением интеллекта формируются и развиваются: фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, диалогической речи и графические умения — необходимые условия для успешного усвоения грамоты.
Для детей, не посещавших дополнительный класс, в добукварный период начинается школьное обучение. Поэтому, кроме образовательных задач, перед учителем стоят не менее важные задачи содействия в адаптации детей к школе, школьному коллективу и правилам поведения в нем. В добукварный период уроки носят интегрированный характер. На каждом уроке учитель реализует несколько направлений коррекционной работы, предлагаются упражнения, направленные на подготовку учащихся к овладению навыком чтения и письма.
В букварный период у школьников с умственной отсталостью формируются первоначальные каллиграфические, графические и некоторые орфографические умения. Формирование первоначальных навыков письма проходит параллельно с формированием у них речевого слуха, коррекцией нарушений звуковой стороны речи, коррекцией недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков.
Коммуникативные навыки первоклассников получают дальнейшее развитие, они учатся элементарному общению с учителем и одноклассниками, приобретают умение адекватно воспринимать речь окружающих и выполнять инструкции педагога, у них развивается способность различать тональность и мелодику звучащей речи, подражать взрослому в использовании интонационных средств выразительности.
Цель: создать условия для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.
Задачи:
· привить интерес к обучению;
· подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма;
Коррекционно-развивающие
§ развивать мелкую моторику кисти и пальцев рук;
§ развивать артикуляционную моторику;
§ формировать умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
§ развивать речь устную и письменную;
§ расширять представлений об окружающем мире и обогащать словарь;
Воспитательные
· Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
· Формировать нравственные качества.
Технологии
· Разно уровневого и дифференцированного подхода.
· Здоровьесберегающие.
· Игровые.
· Личностно-ориентированные.
· Информационно-коммуникативные.
· Методы
· 1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
· словесные методы: беседа, объяснение;
· практический метод;
· наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
· работа с учебником.
· 2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
· методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
· методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
· 3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
· устные или письменные методы контроля;
· фронтальные, групповые или индивидуальные;
· итоговые и текущие.
·
· Формы обучения:
· урок
· фронтальная работа
· индивидуальная работа
· работа в парах группах
· коллективная работа.
·
· Виды деятельности
· Слушание объяснений учителя.
· Слушание и анализ объяснений учащихся
· Овладение организационными учебными умениями
· Выполнение простых поручений по словесному заданию, внятное выражение своих просьб и желаний.
· Разучивание стихотворений с голоса учителя.
· Пересказывание с помощью учителя и по опорам.
· Составление предложений по опоре.
· Деление слов на слоги.
· Выполнение специальных упражнений по подготовке к обучению письму.
· Наблюдение за демонстрациями учителя.
· Изучение гласных и согласных звуков в соответствии с программой.
· Практическое знакомство с алфавитом.
· Овладение орфографическими умениями в соответствии с программой.
· Самостоятельная работа с учебником.
· Работа с раздаточным материалом.
· Выделение в тексте основных положений,
· Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)
Составление предложений
· Место учебного предмета в учебном плане
· Учебный предмет «Русский язык. (Обучение грамоте. Письмо)» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
· В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для первого класса (I')-IV классов, курс русского языка в первом классе рассчитан на 99 ч. (33 учебные недели). Добукварный период рассчитан примерно на первую четверть учебного года. На усмотрение педагога, в зависимости от состава класса добукварный период может быть либо продлен, либо сокращен во времени.
· Продолжительность учебных занятий в 1 классе составляет 35минут в Iчетверть, II- IV – 40 минут.
Учебный предмет |
Часов в неделю |
Год |
Русский язык |
3часа |
101 час |
· Характеристика класса по уровню освоения программного материала по учебному предмету
· Обучающиеся 1 класса характеризуются следующими особенностями:
· замедленный темп усвоения программного материала;
· затруднение в различении речевых и неречевых звуков;
· трудности в дифференциации речевых звуков и выделение их из потока речи;
· нарушения развития слухового внимания;
· нарушение звукопроизношения, несформированность языковых и речевых средств
· нарушения развития мелкой моторики;
· нарушение пространственной ориентировки;
· несформированность каллиграфических умений.
· В связи с данными особенностями обучающихся 1 класса можно разделить на 4 группы:
Уровни овладения предметными результатами |
Группы обучающихся по уровням овладения предметными результатами |
Характеристика выполнения заданий |
Достаточный уровень |
· 1 группа |
· Обучающиеся правильно решают предъявляемые задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. |
· 2 группа |
· Темп усвоения учебного материала замедленный. Обучающиеся успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности затруднены. С основными требованиями программы справляются. |
|
Минимальный уровень |
· 3 группа |
· Обучающиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к ошибкам при решении задач, примеров и других заданий. |
· 4 группа |
· Учебную программу в соответствии с требованиями не осваивают. Обучение по специальной индивидуальной программе. |
· Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
· Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее – БУД) реализуется в 1 классе, что конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой для разработки программ учебных дисциплин. Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
· Основная цель реализации деятельности по формированию БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки и самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
· Задачами формирования и развития БУД являются:
· формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
· овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
· развитие умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организованную помощь педагога.
· Для реализации поставленной цели и соответствующих задач необходимо:
· определить функции и состав БУД, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
· определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.
На уроках «Русского языка» формируются следующие БУД:
Личностные базовые учебные действия (далее по тексту – ЛУД)
|
· осознание себя как ученика, заинтересованного · посещением школы; · способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; · самостоятельность в выполнении учебных заданий; · самостоятельность в выполнении поручений; · стремление к безопасному поведению в природе и обществе. |
Регулятивные базовые учебные действия (далее по тексту – РУД)
|
· самостоятельно организовывать своё рабочее место; · элементарным умениям самостоятельного выполнения работ; · элементарной самооценке результатов своей деятельности; · воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. |
Познавательные базовые учебные действия (далее по тексту – ПУД)
|
· ориентироваться в учебнике; · отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; · выполнять действия анализа, сравнения, классификации, обобщения на основе наглядно-образного мышления; · делать элементарные выводы под руководством учителя; · использовать повторение при запоминании. |
Коммуникативные базовые учебные действия (далее по тексту – КУД) |
· высказывать свое мнение при обсуждении задания. · работать индивидуально, в паре; · участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других; · читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное. |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного предмета
· Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
· Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
· Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
·
· Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению обучения по данному варианту программы. В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласием родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 2 образовательной программы.
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
знать буквы русского алфавита составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; анализировать слова по звуковому составу; различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные; определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова на письме; списывать текст целыми словами после предварительного разбора;
|
знать буквы русского алфавита различать звуки на слух и в произношении; соотносить звук с данной буквой анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; писать строчные и прописные буквы; списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения. писать строчные и прописные буквы; списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения; писать под диктовку слова и предложения из трех-четырех слов с предварительным анализом; самостоятельно вставлять пропущенные буквы в словах при списывании с доски; писать большую букву в начале предложения, ставить точку в конце предложения. |
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
АООП определяет личностные результаты овладения учебным предметом:
положительное отношение и интерес к урокам развитие речи на основе предметов и явлений окружающей действительности;
обогащение словаря учащегося;
элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание ответственности за проделанную работу;
осознание важности учёбы и познания нового (мотивация к учению);
уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Программа рассчитана на 101 час, по 3 ч в неделю.
Образовательная область – Язык и речевая практика.
календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Раздел. Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Коррекционные цели |
оборудование |
|
Добукварный период |
26 |
|
|
|
1 |
Выявление представлений детей о празднике школы 1 сентября. Составление рассказа по вопросам учителя с опорой на иллюстрацию и жизненный опыт. Дорисовывание праздничного букета по образцу и пунктирным линиям. |
1 |
05.09 |
Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
2 |
Звуки вокруг нас. Различение неречевых звуков окружающей действительности. Дорисовывание травы, ягод, солнышка по образцу и пунктирным линиям. |
1 |
06.09 |
Развитие пространственного восприятия. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
3 |
Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Курочка Ряба» с использованием элементов драматизации. Дорисовывание элементов рисунка произвольными линиями и рисование яичка по трафарету. |
1 |
07.09 |
Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
4 |
Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Колобок» с использованием элементов драматизации. Рисование Колобка по трафарету внутри дорожки. |
1 |
12.09 |
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
5 |
Знакомство с понятием «слово» и его условно-графическим изображением. Обводка геометрических фигур по контуру и трафарету. |
1 |
13.09 |
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
6 |
Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Три медведя». Обводка по контуру и рисование элементов иллюстрации с использованием шаблонов или трафаретов |
1 |
14.09 |
Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
7 |
Подбор слов и их условно-графическая фиксация с последующим «чтением» к картинке на сюжет сказки «Репка». Обводка репки по контуру. Сравнение изображений репки по величине. Соотнесение величины репки в сказке и ее дорисованного изображения. |
1 |
19.09 |
Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении). |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
8 |
«Чтение» условно-графической записи слов сходных по звучанию. Знакомство с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением. Обводка, дорисовывание и раскрашивание бордюра из геометрических фигур. Обводка и рисование бордюра из вертикальных и наклонных линий. |
1 |
20.09 |
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
9 |
Составление слов и предложений по предметной картинке «Зоопарк», их кодирование и чтение. Штриховка горизонтальными линиями по точкам. Обводка и дорисовывание композиции из геометрических фигур (крыша и окошко кассы). |
1 |
21.09 |
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
10 |
Знакомство с делением предложения, состоящего из двух слов на слова, его условно-графическое изображение и «чтение». Обводка и дорисовывание бордюра из геометрических фигур. |
1 |
26.09 |
Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
11 |
Подбор слов и предложений по теме «Кто, чем питается, с последующим кодированием и «чтением». Обводка и дорисовывание бордюра из геометрических фигур. |
1 |
27.09 |
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
12 |
Знакомство с делением предложения, состоящего из трёх слов, на слова, его условно-графическое изображение и «чтение». Обводка и дорисовывание бордюра. |
1 |
28.09 |
Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
13 |
Составление предложений из трёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение». Обводка и дорисовывание композиций из геометрических фигур по контуру, точкам и по собственному замыслу. |
1 |
03.10 |
Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении). |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
14 |
Составление предложений из двух-трёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение». Обводка и дорисовывание бордюра из геометрических фигур. |
1 |
04.10. |
Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
15 |
Знакомство с делением слова на слоги, «чтение» и условно-графическое изображение слов. Штриховка геометрических фигур наклонными линиями. |
1 |
05.10 |
Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении). |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
16 |
Составление и «чтение» предложений из двух-трёх слов с опорой на иллюстрацию и условно-графическую запись. Обводка и дорисовывание бордюра. |
1 |
10.10 |
Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
17 |
Выделение звука А в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. Обводка контура буквы А в изображениях домика, ракеты. |
1 |
11.10 |
Развитие моторных умений. Формирование графических умений. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
18 |
Выделение звука У в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. Обводка и дорисовывание бордюра. |
1 |
12.10 |
Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
19 |
Выделение слов, начинающихся со звука А, У, их условно-графическое изображение. Конструирование из цветных полосок букв А и У, фигур, по форме напоминающих буквы А и У. Обводка и дорисовывание бордюра. |
1 |
17.10 |
Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении). |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
20 |
Выделение звука О в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. Обводка контура буквы О в изображениях знакомых овощей и фруктов. Обводка и дорисовывание бордюра. |
1 |
18.10 |
Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
21 |
Выделение звука М в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. Обводка контура буквы М и дорисовывание флажка. Обводка и дорисовывание бордюра. |
1 |
19.10 |
Развитие моторных умений. Формирование графических умений.
|
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
22 |
Выделение звука С в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. Обводка контура буквы С в изображениях сушки и сыра. Обводка и дорисовывание бордюра. |
1 |
24.10 |
Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
23 |
Выделение звуков в словах. Обводка и дорисовывание бордюра. |
1 |
25.10 |
Развитие моторных умений. Формирование графических умений.
|
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
24 |
Дифференциация и условно-графическая запись слов сходных по звучанию. Условно-графическая запись слов «осы», «косы», «усы», «бусы», устное деление слов на слоги, «чтение» схемы слов слитно и по слогам. Конструирование из цветных полосок букв Ш и Е, фигур, по форме напоминающих буквы Ш и Е. |
1 |
26.10 |
Развитие моторных умений. Формирование графических умений.
|
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
25 |
Выделение слов, начинающихся со звука Н, их условно-графическое изображение. Определение и дорисовывание предмета (носик у чайника, чашка к нарисованной ручке и блюдцу). Обводка и дорисовывание бордюра. |
1 |
7.11 |
Развитие моторных умений. Формирование графических умений.
|
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
26 |
Составление предложений из двух-трёх слов по сказке «Заячья избушка», их условно-графическая запись. Условно-графическая запись нескольких предложений, состоящих из двух-трёх слов (работа на партах). Обводка и дорисовывание бордюров |
1 |
8.11 |
Развитие моторных умений. Формирование графических умений.
|
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
2 |
Букварный период. |
73 |
|
|
|
27 |
Письмо строчной и заглавной Аа. Зарисовка бордюра. |
1 |
9.11 |
Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
28 |
Письмо строчной и заглавной Уу. Зарисовка бордюра. |
1 |
14.11 |
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
29 |
Правила соединения букв. Написание звукоподражательных слов с большой буквы с восклицательным знаком в конце Ау! Уа! Правила соединения букв. |
1 |
15.11 |
|
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
30 |
Письмо строчной и заглавной буквы Мм. Зарисовка бордюра Письмо прямых и обратных слогов. |
1 |
16.11 |
Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
31 |
Письмо открытых и закрытых слогов с изученными буквами. |
1 |
21.11 |
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
32 |
Письмо открытых и закрытых слогов с изученными буквами. |
1 |
22.11 |
Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
33 |
Прописная и строчная буква «о».Письмо изученных букв. |
1 |
23.11 |
Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
34 |
Письмо обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо. Написание букв и слогов. Перекодирование букв и слогов из печатного шрифта в рукописный.. |
1 |
28.11 |
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
35 |
Письмо строчной и заглавной буквы Хх. |
1 |
29.11 |
Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
36 |
Закрепление написания обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо, Хх. |
1 |
30.11 |
Развитие моторных умений. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
37 |
Письмо строчной и заглавной буквы Сс. |
1 |
5.12 |
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
38 |
Закрепление написания обратных и прямых слогов с изученными буквами. |
1 |
6.12 |
Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
39 |
Письмо строчной и заглавной буквы Нн. |
1 |
7.12 |
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
40 |
Письмо изученных слогов и слов. |
1 |
12.12 |
Развитие моторных умений. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
41 |
Письмо строчной буквы ы. |
1 |
13.12 |
Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
42 |
Письмо изученных слогов и слов. |
1 |
14.12 |
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
43 |
Письмо строчной и заглавной буквы Лл. |
1 |
19.12 |
Развитие моторных умений. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
44 |
Письмо изученных слогов и слов. |
1 |
20.12 |
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
45 |
Письмо строчной и заглавной буквы Вв. |
1 |
21.12 |
Развитие моторных умений. Развитие зрительного восприятия; аналитико-синтетической деятельности. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
46 |
Письмо изученных слогов и слов. |
1 |
26.12 |
Развитие моторных умений. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
47 |
Письмо строчной и заглавной буквы Ии. |
1 |
27.12 |
Развитие моторных умений. Развитие зрительного восприятия; аналитико-синтетической деятельности. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
48 |
Письмо изученных слогов и слов. |
1 |
28.12 |
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
49 |
Письмо строчной и заглавной буквы Шш. |
1 |
9.01 |
Развитие моторных умений. Развитие зрительного восприятия; аналитико-синтетической деятельности. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
50 |
Письмо изученных слогов и слов. |
1 |
10.01 |
Развитие моторных умений. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
51 |
Письмо изученных слогов и слов. |
1 |
11.01 |
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
52 |
Практические упражнения в написании слов со слогом ШИ. |
1 |
16.01 |
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
53 |
Письмо изученных слогов и слов. |
1 |
17.01 |
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
54 |
Письмо строчной и заглавной буквы Пп. |
1 |
18.01 |
Развитие моторных умений. Развитие зрительного восприятия; аналитико-синтетической деятельности. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
55 |
Письмо изученных слогов и слов. |
1 |
23.01 |
Развитие моторных умений. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
56 |
Письмо строчной и заглавной буквы Тт. |
1 |
24.01 |
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
57 |
Письмо изученных слогов и слов. |
1 |
25.01 |
Развитие моторных умений. Развитие зрительного восприятия; аналитико-синтетической деятельности. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
58 |
Письмо строчной и заглавной буквы Кк. |
1 |
30.01 |
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
59 |
Письмо изученных слогов и слов. |
1 |
31.01 |
Развитие моторных умений. Развитие зрительного восприятия; аналитико-синтетической деятельности. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
60 |
Письмо строчной и заглавной буквы Зз. |
1 |
1.02 |
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
61 |
Дифференциация звуков З и С. Письмо изученных слогов и слов. |
1 |
6.02 |
Развитие моторных умений. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
62 |
Письмо строчной и заглавной буквы Рр. |
1 |
7.02 |
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
63 |
Дифференциация звуков Р и Л. Письмо изученных слогов и слов. |
1 |
8.02 |
Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
64 |
Письмо строчной буквы й. |
1 |
13.02 |
Развитие моторных умений.
|
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
65 |
Дифференциация звуков и и й. Письмо изученных слогов и слов. |
1 |
14.02 |
Развитие моторных умений. Развитие зрительного восприятия; аналитико-синтетической деятельности. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
66 |
Письмо строчной и заглавной буквы Жж. |
1 |
15.02 |
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
67 |
Дифференциация звуков Ж и Ш. Письмо изученных слогов и слов. |
1 |
27.02 |
Развитие моторных умений.
|
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
68 |
Письмо строчной и заглавной буквы Бб. |
1 |
28.02 |
Развитие моторных умений. Развитие зрительного восприятия; аналитико-синтетической деятельности. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
69 |
Дифференциация звуков Б и П Письмо изученных слогов и слов. |
1 |
1.03 |
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
70 |
Письмо строчной и заглавной буквы Дд. |
1 |
6.03 |
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
71 |
Дифференциация звуков Д и Т Письмо изученных слогов и слов. |
1 |
7.03 |
Развитие моторных умений. Развитие зрительного восприятия; аналитико-синтетической деятельности. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
72 |
Письмо строчной и заглавной буквы Гг. |
1 |
13.03 |
Развитие моторных умений.
|
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
73 |
Дифференциация звуков Г и К Письмо изученных слогов и слов. |
1 |
14.03 |
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
74 |
Письмо строчной буквы ь. |
1 |
15.03 |
Развитие моторных умений.
|
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
75 |
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. |
1 |
20.03 |
Развитие моторных умений. Развитие зрительного восприятия; аналитико-синтетической деятельности. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
76 |
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. |
1 |
21.03 |
Развитие моторных умений.
|
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
77 |
Письмо строчной и заглавной буквы Ее. |
1 |
22.03 |
Развитие моторных умений.
|
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
78 |
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. |
1 |
3.04 |
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
79 |
Письмо строчной и заглавной буквы Яя. |
1 |
4.04 |
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
80 |
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Дифференциация букв А и Я. |
1 |
5.04 |
Развитие моторных умений.
|
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
81 |
Письмо строчной и заглавной буквы Юю. |
1 |
10.04 |
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
82 |
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Дифференциация букв У и Ю. |
1 |
11.04 |
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
83 |
Письмо строчной и заглавной буквы Ёё. |
1 |
12.04 |
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
84 |
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. |
1 |
17.04 |
Развитие моторных умений.
|
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
85 |
Письмо строчной и заглавной буквы Чч. |
1 |
18.04 |
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
86 |
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Практические упражнения в написании слов с ча и чу. |
1 |
19.04 |
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
87 |
Письмо строчной и заглавной буквы Фф. |
1 |
24.04 |
Развитие моторных умений.
|
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
88 |
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Практические упражнения в написании слов с ча и чу, жи и ши. Дифференциация слогов и слов с В и Ф. |
1 |
25.04 |
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
89 |
Письмо строчной и заглавной буквы Цц. |
1 |
26.04 |
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. |
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
90 |
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. |
1 |
2.05 |
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
91 |
Письмо строчной и заглавной буквы Ээ. |
1 |
3.05 |
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
92 |
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. |
1 |
10.05 |
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
93 94 |
Письмо открытых и закрытых слогов с изученными буквами. |
2 |
15.05 16.05 |
Развитие моторных умений.
|
предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
95 96 |
Письмо строчной и заглавной буквы Щщ. Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Практические упражнения в написании слов с ча, ща, чу, щу. |
2 |
17.05 22.05 |
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
97 |
Контрольное списывание. |
1 |
23.05 |
Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Развитие моторных умений. |
Касса букв, букварь, предметные картинки, массажные мячи, прописи, тетради |
98 99 |
Письмо строчной буквы ъ. Написание слов с ь и ъ знаком. |
2 |
24.05 29.05 |
Совершенствование умения работать самостоятельно. Развитие моторных умений. |
Инд. карточки |
100 101 |
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. |
2 |
30.05 31.05 |
Развитие моторных умений.
|
Инд. карточки |
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
1 |
Добукварный период |
26 |
2 |
Букварный период |
74 |
4 |
Контрольная работа за год. |
1 |
|
Всего |
101 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основная литература:
1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного и 1-4 классов. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2012. – 191с.
2. В. В. Воронковой и И.В. Коломыткиной «Букварь, для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учережденийVIII вида. Москва «Просвещение», 2013
3. А. К. Аксёнова, С. В. Комарова «Обучение грамоте» Методические рекомендации. Издательство Москва «Просвещение».
Дополнительная литература:
1. «Обучение учащихся 1 - 4 классов вспомогательной школы». Пособие для учителя. Под редакцией доктора психологических наук В. Г. Петровой, Москва, «Просвещение», 2005, 254 с.
2. В. В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Екатеринбург. ТОО. «Издательство АРГО», 1996, 494с.
3. В. Г. Горецкий, В. А. Корюшкин, А. Ф. Шанько. Читаем сами. Пособие для учителя. Москва, «Просвещение», 1986, 79с.
4. И. Ф. Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. Пособие для воспитателей детского сада. 3–е издание, Москва, «Просвещение», 1980.
5. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Москва, «Гном – Пресс», 1998.
6. В. В. Воронкова. Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы. Пособие для учителя. Москва, «Просвещение», 1988, 101с.
7. А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. Москва, «Просвещение», 1987, 174с.
8. Е. В. Карпова. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 1997, 206с.
Оборудование и приборы:
1.1.1. Мультимедийный проектор
1.1.2. Мультимедийная доска
1.1.3. Компьютер
Дидактический материал:
Настенная касса букв, индивидуальные кассы букв и слогов, карточки со слогами, образцы печатных и письменных букв,
письменный алфавит, картинная азбука, предметные картинки, наборное полотно, сюжетные картинки, карточки со схемами.
Цифровые образовательные ресурсы:
Презентации по изучаемым темам курса.
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru
Приложение 1.
Итоговая контрольная работа за 1-й класс
Диктанты
Вариант 1.
Был дождь. Тут лужа. Там лужа. Грач пьёт воду из лужи. (11 слов)
Задания.
1) Подчеркнуть прописные буквы.
2) Подчеркнуть слова с мягким знаком.
Вариант 2.
Сеня пил сок. Юра пил сок. В соке много пользы. (10 слов)
Задания.
1) Подчеркнуть имена детей.
2) Подчеркнуть буквы а, я, е, и, о, ю, ы.
Вариант 3.
Это наша школа. В ней три этажа. В школе тепло и уютно. (12 слов)
Задания.
1) Подчеркнуть прописные буквы.
2) Выписать слова, в которых есть буква о.
Контрольное списывание
У детей книги. У Веры книга про лису. У Саши книга про зайца. (13 слов)
Задания.
1) Подчеркнуть имена детей.
2) Подчеркнуть буквы а, у, е, и, о, ы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.