ТЕМА: ПИСЬМО ПИСЬМЕННОЙ ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ «3».
ЗАДАЧИ, ЦЕЛЬ: создать условия для формирования умения писать заглавную букву «3», развитие моторики, фонематического слуха, воспитания аккуратности.
Планируемые результаты (предметные): сравнивают печатную и письменную буквы «3»; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком «3»; обводят элементы буквы «3» безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; списывают без ошибок с печатного шрифта; дополняют предложения данные в прописи; соблюдают соразмерность буквы по высоте, ширине и углу наклона.
Личностные результаты: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебой деятельности и личностный смысл учения.
УУД (метапредм.): регулятивные: понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить;
познавательные: общеучебные - используют знаково-символические средства для решения учебной задачи, логические - осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слогозвуковой анализ слов.
коммуникативные: организовывают свое рабочее место под руководством учителя, умеют слушать собеседника и вести диалог, вступают в речевое общение.
Основное содержание темы, понятие и термины: заглавная буква «3», звук [з], печатная и письменная буква, слого-звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных.
ХОД УРОКА.
1. Орг. Момент
- У нас сегодня на уроке присутствуют гости.
- Поверните к гостям, поздоровайтесь с ними кивком головы.
- А теперь повернитесь ко мне и тихо сядьте.
- Посмотрите на свое рабочее место и проверьте все ль на месте, все ль в порядке пропись, ручка и тетрадка.
- Урок мы с вами начнем с небольшой игры, которая называется «Добавь словечко». Игра учебная, будьте внимательны.
ИГРА. (1 мин)
- Звуки бывают гласные и.... согласные
- Согласные бывают твёрдые и .... Мягкие
- Согласные бывают звонкие и .... Глухие
- Сколько в слове гласных столько и .... слогов
- Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы читаем и .... пишем.
- Молодцы! Продолжаем дальше.
2. Самоопределение к деятельности
- Сейчас я вам (Даша или Артем) прочитаю(ет) стихотворение, а вам надо внимательно послушать и сказать, какие звуки в этом стихотворении встречаются чаще, чем другие. Только дослушайте до конца.
Слушаем: Резиновую Зину купили в магазине, резиновую Зину в корзинке принесли. Она была разиней, резиновая Зина, упала из корзинки, измазалась в грязи...
- Какие же звуки часто вы слышали? Я часто слышал(а) звук «з».
- А только ли звук «з» был слышен? Еще мы слышали звук «зь».
- Молодцы, мы слышали с вами звуки «з» и «зь». И на уроке обучения грамоте договорились, эти два звука обозначать на письме какой буквой? Буквой «3».
- Ребята, вы прослушали стихотворение про резиновую Зину.
- А кто это такая, резиновая Зина? Это кукла.
- Конечно, и сегодня кукла Зина пришла к нам на урок. Вот она какая, посмотрите на нее.
- И сейчас кукле Зине мы расскажем, что узнали на уроке обучения грамоте о букве «3».
Рассказ детей у доски. Буква «3» это буква печатная, она согласная. Буква «3» дает твердый согласный звук «3» и мягкий согласный «ЗЬ». Большая буква «3» нужна, чтобы писать имена людей, фамилии, клички животных, названия городов, а маленькая «з» нужна, чтобы писать простые слова.
- Согласны вы с *Машей*?
- Итак, *Маша* нам сказала, что заглавная буква нужна для чего и зачем, еще раз? Чтобы писать имена людей, клички животных и т.д
- Достаточно. Имена. Сейчас нам нужно написать имя нашей кукле письменными буквами.
- Сможем мы сейчас это сделать? Нет
- А почему? Мы не умеем писать заглавную букву «3».
- И что же теперь будем делать? Будем учиться писать заглавную букву «3».
- Конечно. Когда научимся писать письменную заглавную букву «3», тогда и запишем имя кукле.
- Итак, кто же сейчас сформулирует тему урока?
- Чем же мы будем заниматься весь урок?
- Подумайте, самое главное, чему мы должны научиться сегодня на уроке? Мы должны на уроке писать письменную букву «3».
- А какая нам нужна письменная буква «3» для имен? Заглавная.
- И так, тема нашего урока «Заглавная письменная буква «3».
- Цель урока - это научится ее писать.
- А теперь давайте определим задачи урока. Как же мы будем этого добиваться? Сначала будем писать узоры.
- Хорошо. Еще что будем делать? После узоров будем писать букву «3».
- Так. Потом что будем делать? Будем писать слоги слияния с буквой «3».
- А затем что? Будем писать слова с буквой «3».
- Любые слова будем писать или какие-то особые? Которые начинаются с большой буквы «3».
- Как еще будем добиваться цели урока? Будем составлять схемы слов.
- И что еще будем делать? Будем составлять и писать предложения.
- Хорошо. А теперь, посмотрите, все на доску. Я здесь составила план нашего урока
(Все, что было озвучено выше вывешено на доску в виде карточек).
- Все ли вам здесь нравится? Карточка 7+1 это математика и надо убрать.
- И так, мы наметили задачи на урок, чтобы выполнить основную нашу цель, а теперь приступим.
- Открываем нашу пропись и вспомним правила при письме. «Я тетрадочку открою...»
- Отложили ручки, а руки сложили перед собой и посмотрели на доску.
- Что у нас стоит первой задачей по плану? Написать узоры.
3. Работа по теме урока
РАЗМИНОЧНАЯ ФИЗМИНУТКА ПЕРЕД ПИСЬМОМ
- А чтобы начать писать узор, подготовим руку к письму. Для левшей и правшей кулачки разные Мы делили апельсин, много нас, а он один (круговые движения кистями рук, пальцы рук в замочке). Это долька для котят, … для утят, … для ежа, …для чижа. Эта долька для бобра (растираем (массируем) кончик каждого пальчика, а для волка кожура (сжимание, разжимание кулачков обеих рук вправо и влево).
- Посмотрите, какой узор мы будем писать (ПОКАЗ НА ДОСКЕ).
- На что он похож? На пружинку.
- Обведите по контуру узор пружинка.
- Рассмотрите букву «3». Из скольких элементов она состоит? Из 2-х.
- Как называется 1 -вый элемент? Полуовал.
- Как называется 2-ой элемент? Тоже полуовал
- Посмотрите на доску. Я покажу, как пишутся элементы буквы «3».
ПОКАЗ ЭЛЕМЕНТОВ БЕЗ ЛИНИЙ НА ДОСКЕ
- Найдите у себя в прописи элементы буквы и обведите их по контуру.
КОНТРОЛЬ ПОСАДКИ ПРИ ПИСЬМЕ
- А теперь посмотрите, как пишутся эти два элемента в соединении.
- Первый элемент. Начинаю писать выше рабочей строки, ставлю точку. И начинаю писать полуовал. Я закончила писать 1-ый элемент, коснулась верхней линии рабочей строки.
- Второй элемент. Теперь я буду писать второй элемент. Второй полуовал. Закругляю вправо пишу тоже полуовал округлой формы, касаюсь нижней линии рабочей строки и немножко поднимаюсь вверх.
- На что похожа буква «3»? На буквы Е, Ё, цифру 3, рога животного.
- Хорошо. Приготовьте левую ладошку и указательный пальчик правой руки (кто левша наоборот).
- Напишите букву «3» у себя на ладошке пальчиком. (Сначала с учителем, а затем сами).
Комментирование учителя: Поставили точку, пишем верхний полуовал, а теперь второй-нижний
полуовал.
- А теперь поймали мелок, и прописали букву вместе со мной. Учитель на доске пишет мокрой тряпкой под счет: Раз и два.
- А теперь найдите букву у себя в прописи, обведите ее по контуру и далее пропишите букву «3» до конца строки самостоятельно, соблюдая наклон и расстояние между буквами.
ФИЗМИНУТКА.
Руки в стороны, вращение кистями рук, поднимая постепенно их вверх, на счет 1,2,3... 10 – Хлопок в ладоши над головой. Далее в обратном порядке, обратный счет. Встряхнули руки. Тихо сели.
- Узор мы написали? Да.
- Букву «3» написали? Да.
- Что теперь будем делать? Писать слоги
Можно обыграть написание слогов по сказке «Теремок». Например: Жила в Теремочке буква «З». Бежала мимо теремка буква «А».
- Кто, кто в теремочке живет?...и т.д.
- Какой слог получился? За
- Посмотрите, как он пишется? Какое соединение мы будем использовать? Мы будем использовать нижнее соединение.
Пишу букву «3», а дальше веду соединительную линию и соединяю с буквой «а» нижним соединением.
- Слог «Зи», пишу «3», дальше веду соединительную линию к верхней линии рабочей строки и пишу букву «и»; слог «Зу»...по аналогии.
- Ручки отложили в сторону. Выполнили мы пункт плана? Да.
- Устали? Да
- Встали.
ФИЗМИНУТКА.
Делаем восьмерку левой рукой 3 раза, глаза смотрят на кончики пальцев, правая рука на поясе.
Затем Правой рукой... Двумя руками...
Далее 1-2 - выше голова, 3-4 руки шире, 5-6 тихо сесть, 7-8 лень отбросим.
4. Рефлексия
- Итак, мы научились писать букву «3»? Да.
- Букву в соединении научились писать? Да.
- Сможем теперь написать имя куклы? Да.
- Найдите у себя в прописи образец, где написано слово «Зина». Поставьте пальчик.
- Нашли? Да.
- Кто хочет написать имя куклы на доске? Один ученик выходит к доске и пишет имя куклы «ЗИНА».
- Напишите рядышком с образцом имя «Зина» один раз.
- Написали? А теперь напишите еще один раз, и постарайтесь еще больше.
- А теперь посмотрите на эту строку, посмотрите на образец, который вам написал художник.
- Кто остался доволен своей работой, нарисуйте зеленый «+».
- Кто считает, что у него получилось, но с небольшими помарками, красный «о».
- А кто считает, что у него не получилось, и он недоволен своей работой, нарисуйте синий « ̶ ».
- Кто доволен своей работой и поставил плюс, поднимите руку.
- Написали мы имя кукле? Написали
- А что теперь будем делать? Посмотрите на наш план. Мы будем составлять звуковые схемы слов.
- Наша кукла не может понять, что за квадратики и прямоугольники у нас на доске.
- Что они означают? Звуки и слоги слияния.
- Составьте схему слова у себя в тетради, где стоит точка.
- Один работает у доски. ЗИНА.
ЗИНА - два слога. 1-ый слог слияния мягкого согласного звука (зъ) и гласного (и);
2-ой слог слияния твердого согласного звука (н) и гласного (а).
- А что теперь будем делать? Составлять предложения.
Работа с карточками. Составление предложения.
Работа в парах.
- Перед вами какие то слова. А что мы можем с ними сделать? Составить предложение.
- Вот вдвоем и составляйте, а я пройду и посмотрю.
У Зои и Зины лилии. У Зои лилии.
- Что вам помогло составить предложение? (Начинается с большой буквы, в конце стоит точка).
- А еще какое важное правило вам встретилось в предложении? (Имена пишутся с заглавной буквы).
- Вот на следующих уроках мы продолжим учиться записывать предложения.
- А теперь карточки сдвиньте в сторону и глазки все на меня.
- Посмотрите на доску, все задачи мы выполнили на уроке, ничего не осталось? Все задачи выполнили.
- Подведем итог.
5. Подведение итогов урока
Оцени себя:
- Сегодня на уроке я узнал....
- У меня получилось ....
- Было трудно ....
- Меня удивило ....
- Было интересно ....
- Теперь я умею ....
- Достигли мы главной нашей цели? Да.
Оцените себя:
У кого все получилось поднимет – зеленый смайлик,
кому надо поработать еще немножко – синий смайлик и т.д.
- Молодцы! На этом наш урок окончен.
- Всем спасибо.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.